Почему собеседования хороший бенчмарк рынка и как банки теряют маркетплейсы и МСБ
Всем привет. Меня все также зовут Наталья. Я продолжаю тему из заметки о собеседованиях в банках. Сегодня я поделюсь опытом, вынесенным из новых собеседований и как он, характеризует отношение банков к МСБ и рынку.
Для начала пара советов для тех, кто пишет заметки. Первое, что вы должны для себя понять — даже минимальная известность, полученная на VC, заставляет банки быть с вами осторожней. Если ты теперь хочешь разговора предметно и по существу (трудоустройство, должность, обязанности, предлагаемый доход) – дай обещание, что новая статья не выйдет без их предварительного прочтения. Из тех банков, с которыми я предметно собеседовалась, все захотели заключить соглашение о неразглашении сведений, как минимум в части их наименований.
Второе, очень быстро надоедает вопрос – это вы сами написали? — и вам надо научиться сдерживать себя. Еще вы должны быть готовы к пыткам рекрутера: зачем, почему и в чем был ваш интерес в написании заметки.
В-третьих, большинство теперь хочет бесплатно получить идеи о том, как я конкретизирую свои общие слова о лендинге, лидах, заявках для их бизнеса. Мол рассказала бесплатно что-то другим, теперь такую же халяву хотим и мы. Сказать «рассказывай-показывай-убеждай-продавай-зарабатывай» мало, продай нам концепцию. Правда иногда казалось, что рекрутеры путали лендинг с блендингом (как же тяжело программистам на собеседованиях). А важно ли для них различие?
Я не вижу смысла скрывать ни предложенные в переговорах продукты и технологии, ни мою ощущения от реакции банков.
Сначала у меня для вас две новости: одна – хорошая, вторая – плохая. Плохая заключается в том, что банки не создают товары или работы. Наша сфера – это длящиеся услуги, то есть услуги, которые оказываются все время сотрудничества с банком, а не время от времени — как маникюр или поездка в такси. Чем дольше живет клиент, тем для банка лучше, поэтому мы успеем вам надоесть и наделать кучу разного рода ошибок. Хорошая новость – банк в своей работе скучен, и постоянно подсматривает на рынке, что же нужно, и что интересно клиентам.
Поэтому проанализировав итоги 21 года, я считаю, что самая горячая тема для банков в МСБ весь год будет — маркетплейсы. Я так и вижу, как большинство из вас перестали читать. Ну еще бы, уж более банального и написать было нельзя. Ведь каждый сегодня знает, что дорога к миллионам и Феррари лежит через покупку товара на Али и продажа его на Вайлдберриз. Кто тут крайний в список Форбс?
Вот не могу не поделиться своим отношением к площадкам и экосистемам. Современные маркетплейсы вещь в себе. Посмотришь на нее – сплошь цифровые технологии доступа к десятки миллионам покупателей, к их запросам и деньгам в один клик. Для бизнеса в 2022 году, когда проходимость и в ТЦ упала – прямой контакт с клиентом на расстоянии «от пальца до кнопки купить» — самое-то. И работа идет мощно – кто еще растет сейчас сравнимыми темпами…
Но согласитесь, через полчаса пользования любой площадкой: устаешь. Почему-то маркетплейсы (кстати, как и экосистемы) не замечают человека-потребителя. Весь этот восточный базар с сотнями повторяющихся товаров, однотипных картинок и странных инструментов управления – начинает бесить чуть раньше, чем сразу. Пытаешься искать отличия между площадками или хоть что-то индивидуальное в настройках и понимаешь, что толку никакого — возможностей изменить меньше пальцев на руке, да и то — изменений для учета собственных интересов не предусмотрено. Впереди стоят не запросы покупателя, а торжество воплощения технологий, или того, как их понимают. Хотя, как сказать — торжество. Ну вот, казалось бы, легко занести параметры пользователя в систему (рост, вес, объемы, или заставить тот же хваленный ИИ на основе нескольких фотографий определить параметры фигуры и выдавать процентное соответствие найденной вещи фигуре; тем более есть же история покупок самого пользователя как на самой площадке, так и возможность расспросить покупателя: что, у какого бренда и каких размеров он покупал; да все это умноженное на силу огромного количества этих же данных от всех пользователей) – и предлагать в поиске то, что надо? Но нет… Где-то там же (далеко-далеко) находятся на выдаче предложения, связанные логикой с последней покупкой товаров. Но нет, и это не интересно. Покупателей берут бесконечным списком, минимальной ценой и наличием отзывов… Главным же местом экосистем стало встроить в них своего голосового помощника, как инструмент снижения расходов на поддержку из людей.
Почему-то за количеством продуктов, напором в технологиях оплаты, доставки, логистики, распознания речи снова забыто самое главное — интересы потребителя. Поэтому у существующих маркетплейсов впереди будет кризис взросления.
Но вернемся к делу. Посмотрите на результаты того же Вайлдберриз за 2021 год. Компания за год выросла на 100% в обороте, 5 место в стране по продажам в розницу, у нее больше 400 тысяч поставщиков и продавцов и 120 тысяч точек выдачи. Никто в мире не может поддерживать такие темпы роста без накопления структурных проблем и сохраняя полный контроль над управлением. Во-первых, такое количество продавцов при том, что они торгуют одним и тем же товаром с одними и теми же потребителями (с ограниченным количеством денег) – рождает безумную конкуренцию за продажи. Маркетплейс, предлагая для них одно окно выхода к клиенту, усугубляет конкуренцию в квадрате. Кроме того, безумный рост поставщиков, наименований, расширения складов, поставок порождает проблемы как с технологиями обработки заказов, так и с персоналом. И то и другое увеличивает риски потери товаров, переданных МСБ в товаропроводящую сеть.
Там, где много денег, много клиентов, много бизнеса и есть настоящее место работы для банка. Без сомнения, что выживут в конкуренции не самые сильные или умные, а самые приспособленные. В их числе будут те, кому банк даст инструменты поддержки в работе с гигантом. При существующей активности бизнеса на маркетплейсах Банку остается лишь не тормозить и предлагать для МСБ наиболее востребованные услуги, которые покрывают его самые слабые стороны:
1. отсутствие денег (кредитование под залог товарных остатков на складах маркетплейса с учетом оборота; факторинг будущих выплат из промежуточных актов маркетплейсов в день их формирования; кредитные бизнес-карты) и
2. риск потери товара (складскую страховку (страхование товаров, переданных маркетплейсу — по рискам уничтожения, повреждения по любым причинам при хранении, во время транспортировки, выдачи и приемки от покупателя, противоправных действий третьих лиц: кража, подмена, повреждение, уничтожение и тд)).
Осталось упаковать, дать выбор через конфигуратор условий и опций, и вперед — продавать. Приземлять заявки, попутно продавая РКО, зарплатный проект, ВЭД, карты, гарантии, юристов, бухгалтерию.
Во-вторых, увеличивать кросс-продажи. Конечно, банк не может добавить ценности к продуктам, вся его сверхсила — это доступ к деньгам. МСБ, в свою очередь, не может встроить банк (его прямое кредитование своих покупателей) в канал продаж через маркетплейс. Никто не даст МСБ возможность встроить переход на страницу банка, в приложение или разместить qr-код. Оплата — это один из каналов заработка для площадки. В том же Вайлдберриз, кредитование замкнуто на Директ-Кредит (принадлежащий М.Видео), который выступает посредником, за 3-4% от суммы кредита продавая запрос на кредит подключенным банкам и МФО плюс комиссии за страховки, делясь частью комиссии с площадкой за эксклюзив работы. Рассрочка же организована через тот же кредит и только на товары, по которым продавцы и площадка предоставляют специализированную скидку в адрес покупателя так, чтобы общая сумма выплат была равна цене на витрине. Но кто или что помешает МСБ вкладывать в заказы, например индивидуальные qr-кода, а банку оформлять по переходам с них покупателей на сделанные покупки ретроспективные кредиты с помощью карточных продуктов. В итоге — это выгодно и МСБ (получение агентского вознаграждения за привлечение клиентов, снижение стоимости факторинга на долю кредитных продуктов, увеличение продаж – а значит дает больше шансов выжить), и клиенту (снижение процентной ставки, предоставление ретроспективной рассрочки, бонусные выплаты за открытие продуктов), и банку.
Кто-то скажет банально и ничего нового. И с этим нельзя не согласиться. Напомню, что работа с МСБ малодоходна, поэтому необходимо делать так, что работа с МСБ была технологична и оцифрована – что позволяет сэкономить. Все у всех отличается исключительно в деталях: у кого сколько и на сколько. Главное кто первый внедрит и меньше совершит ошибок. Здесь нужный продукт, там востребованная услуга, тут процент, там пол процента и в целом уже результат.
Но вот в чем проблема, банкам не нужны технология и единый продукт для МСБ, работающих с маркетплейсами. Отдельные части есть, а нужна ли им «симфония вместо нот» — никто еще не думал. Сам феномен маркетплейсов и вызванное им изменение расстановки сил после карантинов произошли для топ менеджмента банков слишком быстро. Кризис перемен они считают опасностью, а не окном возможностей. Так что ЛПР до сих пор нужно дополнительное время, чтобы понять кому, что и как надо продавать банковские услуги в новых условиях. Кто-то уверен, что маркетплейсы — это калифы на час, и как только ковид уйдет, все вернется к старому; кому-то кажется, что традиционные розничные сети должны вот-вот выйти на этот рынок и стать главными; а кому-то кажется и вовсе не интересен рынок объемом в 1,3 трлн рублей в год и прогнозом роста на 40% в этому году. "Завтра успеем обсудить".. только проблема в том, что это "завтра" длилось бесконечно! И в итоге никто не напрягается. Переворачивать свой бизнес ради каких-то мелких по одиночке клиентов никто не хочет, поэтому дистанция между банком и запросами его клиентов из МСБ растет.
Возможно пришло время изменяться, иначе рынок сделают сами маркетплейсы через свежекупленные для себя банки.
Вот такой воскресный сумбур о незанятой рыночной нише и отношению к ней банков…
Начали за здравие (первая статья), а закончили...
Банки - это скучно, а придумывать, чтобы сохранить интерес, невероятные приключения банковского менеджера - не в моем стиле.
У большинства, с учетом охвата и интереса, после прочтения могло сформироваться заблуждение о реальности. Комментарии и личные сообщения тому доказательство.
Поэтому я написала заметку в двумя целями:
1. Предупредить: популярность на VC не дает кандидату никаких бонусов при собеседовании - это не монитизируется и не продается как дополнительное преимущество. Для большинства людей, которые решаться повторить мой опыт, наличие такой статьи будет дополнительной сложностью при трудоустройстве.
2. Объяснить на наглядном примере: если вы собираетесь идти на собеседование, не только ВТБ но и многие топ-банки из первой 20 не испытывают интереса к новизне. Многие изменения в окружающем мире и рынке, что произошли за 2-3 последних года, для них до конца не понятны, а потому решения предпочитают откладывать на завтра. Интерес банков сконцентрирован в сокращении расходов (цифровизации бизнеса - замена программой людей из бэк офиса) и получении прибыли здесь-и-сейчас (в основном чрез предоставление брокерских услуг для тех у кого еще остались в стране деньги, при этом проблема перетока денег из бизнеса в по сути азартные игры, влекущая разрушение психологии и привычек, а значит ликвидация части МСБ в ближайшей перспективе - менеджмент банков не трогает от слова никак).
Поэтому я выложила статью предупреждение в разделе карьера, а не стала писать в личном опыте. Выложила ее с учетом спорности и очевидного не принятия из-за неприятной правды не в пятницу, а ночью в воскресенье.
А новый текст о тестирование банков обязательно будет... Благо рассказать есть о чем.
Жду)
Комментарий недоступен
А вы обратили внимание что я использую эти аргументы не просто так, а для обоснования гипотезы, что продавцов и маркетплейсы ждет кризис взросления? Для клиента важно не наличие тысячи однотипных товаров, а выбор подходящего для него. Для продавцов и маркетплейса - минимизация возвратов и расходов на логистику. Кто первый внедрит, того и выигрыш.
Но это технологическая проблема, в решении которой банк не помощник. Он может решить иные проблемы - отсутствие денег в моменте и помочь распределить риск потери товара.
Комментарий недоступен
Выживут только приспособленные. Приспособленные для снижения расходов и удовлетворения запросов клиентов. То есть конкурентная борьба пойдет за предоставление неценновых услуг.
45% оборота онлайн торговли маркетплейсов - это одежда и обувь. Технологическое решение проблемы с совпадением заказных размеров - это существенное снижение расходов. А банку с учетом минимальной доходности сегмента и его рисков придется отбирать партнеров: по критерию полезности для клиента и эффективности.
Я просто высказала гипотезу - куда надо смотреть в поисках будущих топов на рынке. И обосновала почему.
Потом указала сильные стороны банка и какой продукт он может предложить на свободной нише с оборотом в 1,3-1,8 трлн год.
И объяснила, почему банки теряют сейчас эту нишу.
Комментарий недоступен
Давайте вернемся к обсуждению по итогам 22 года. Согласны?
Комментарий недоступен
Я вижу в ваших ответах - фактическое согласие: расходы невозможно бесконечно снижать (ценами невозможно до конца конкурировать); да есть кривое решение (рынок ищет способ решить проблемы); со шмотками вообще мрак будет (существует множество ограничений, которые надо проработать); функциональны пока (есть работающий костыль).
Вы просто не готовы принять, вам нужно время.
А мне нечего вам продать, поэтому я не хочу тратить время на убеждение сейчас, и просто хочу дождаться, пока вы сами не примите или жизнь скажет за меня.
В развитие заказного производства (пошив любой вещи под вашу фигуру за стоимость поточного фабричного производства) я в ближайшей перспективе не верю. А между старым - носи, что дают, и будущем - носи, что хочешь, и будет время и место для тех кто, угадает точнее, что подходит клиенту из того что есть.
Как будто художественная книга, а не статья на vc. Столько лишних предложений и слов. Хотя кому как
Я из тех кто считает, что в современных реалиях пользователям очень не хватает человеческого отношения к себе.
Спасибо. Замечательная статья, было интересно читать. Понятно, что простых выводов - Что делать, просто нет.
Мороз кричал, шиза косила
Плыли мы по морю
Ветер мачту рвал
Капитан, залупа, с корабля сбежал
Я стоял на лодке и держал весело
Но волной накрыло и меня снесло
На столе лежит кирпич,
деревянный как стекло,
ну и пусть его лежит,
мне не нужен пенопласт.
По стене ползёт верблюд
Волосатый, как трамвай!
Это песня про любовь,
Ты её не забывай!
Комментарий недоступен
А я ждал продолжение про собеседования ... эх
Все еще будет, поскольку процесс не закончен.
Ожидания: кровь, кишки, разукомплектация... град, буря, землетрясение... дымящиеся стулья эйчаров, багровые лица директоров, паника в отделах.
Реальность: маркетплейсы тащат!
А в реальности для банков - маркетплейсов нет. То есть банки, и даже Тинькофф, который себя позиционирует супер передовым, просто пока не видят эту нишу - от слова никак.
Автор умничка, приятная и актуальная статья, да, много общей инфы, но всё же согласен со всем касаемо банков и маркетплейсов.
Наталья, внесу немного ясности в "Ведь каждый сегодня знает, что дорога к миллионам и Феррари лежит через покупку товара на Али и продажа его на Вайлдберриз." Сейчас каждый знает, что товар нужно закупить на рынке "Садовод", г.Москва и толкануть на Вайлдберриз. И не нужно мудрить с товарами из Китая, Турции и т.д. и т.п.
Наталья, я вам как человек-потребитель говорю, что на маркетплейсе я покупаю шорты L одного бренда и XL другого бренда. А на рынке в райцентре - 6XL. Из них 6XL меньше всего. Так что прорывная идея об оцифровке потребителя в конечном итоге упрётся как минимум в отсутствие единых стандартов.
А по поводу непаханных полей (если я правильно уловил мысль), я думаю, маркетплейс неплохо зарабатывает на своих поставщиках и потребителях сам и в этой связи никакой банк на свою поляну не запустит.
Полемизирую исключительно из уважения к первой статье. Без обид, в этот раз всё очень сумбурно.
Маркетплейс это инструмент экономии.
Для покупателя - времени и денег, для продавца - расходов на доступ к клиенту и логистики.
Научиться зарабатывать деньги (а пока ни один из маркетплейсов не приносит прибыль) - это решить обе задачи.
Большой доход и большие проблемы - это одежда и обувь. С телефонами, лопатами и стиральными порошками - проблем нет. Конкурентная цена, сроки доставки, затраты на единицу - все банально.
Самый большие потери - отказ покупателя и возврат товаров из-за ошибок в размере; отказ покупателя делать покупки так как неизвестен размер.
Три варианта:
1. Далёкая фантастика - печать модели одежды и обуви под фигуру клиента (позаказанное производство)
2. Будущее - создание одежды с возможностью автоматической подгонки в определенных диапазонах.
3. Настоящее. Решение - цифровизация клиента, совмещение данных о его покупках, его размерах, информации о размерах и кроссы от поставщика и производителя.
Будут те поставщики кто не будет участвовать в этом - они вымрут, причем быстро.
Будет те кто выиграет, приняв правила игры. Вы же не удивляетесь при заказе автозапчастей, когда вам предлагают кучу аналогов от разных производителей? Или, когда вы заказываете чехол под свой телефон, а не кучу неких чехлов и уже по месту выбираете что подойдёт.
Так и здесь. Стандартизированные цифровые манекены для снятия размерного ряда одежды и обуви. Примерочные для снятия с вас цифровой мерки для соотнесения.
2-3 года и все будет. Технологии просты и уже доступны.
Поставщиков много, покупателей всегда недостаточно. Времени и денег тем более - всегда меньше, чем хотелось бы.
Я не смог найти на vc статью человека с бизнесом по измерению реальных размеров обуви, но она точно была.
Суть идеи в том, что они измеряют обувь каждого бренда в мире и делают свою таблицу соответствий, т.к. у всех "свои" размеры.
По своему личному опыту знаю, что параметры двух разных моделей внутри одного бренда тоже отличаются.
А у обуви, насколько я помню, всего только 3 параметра, определяющих размер. У одежды их больше.
Насколько вообще реально внедрить сквозную стандартизацию в масштабе мира?
А для маркетплейса это лишние затраты. За каждый возврат тоже взимается комиссия с продавца.
Неуверность в размере - это меньшее число заказов, расходы на бесполезную логистику, потеря времени и ресурсов у всех сторон, расходы, которые транслируются так или иначе в стоимость других товаров, что ещё снижает спрос и тд. Не охота тратить время на объяснение банальности.
Реальность? Мы на пороге.
Вопрос не в том, как померить изделие - тут препятствий нет.
Вопрос как померить покупателя - быстро и дешево.
Даже не знаю с чего начать: с того, что вы за лесом не заметили деревьев или что богатым и здоровым быть лучше, чем бедным и больным.
Банальность? Вы просто не поспеваете за ходом моих мыслей!
Но я всё же поясню. Задача измерить все изделия нереализуема. Прямо вообще никак. А вы почему-то думаете, что она решается легко и просто.
Богатым и здоровым быть лучше, это очевидно. Однако тот факт, что не все люди являются таковыми, мягко намекает нам, что даже такая простая задача довольно трудна в реализации.
Может вам стать поближе к производству?
Никто не измеряет или тестирует каждое изделие - это не только затратно но и невозможно, потому что товар будет испорчен.
Отбор малого числа изделий из партии. Тестирование. Измерение. Градации качества.
Вопрос всегда насколько качественно производится товар. Качество - в том числе насколько он соответствует меркам. Большие отклонения в рамках уже тестированной партии - и вот уже производитель так себе по качеству.
У большинства производителей нет денег на создание собственных моделей - они копируют оригиналы.
Вы видите проблемы там где их нет.
Наталья, размерная, понимаете, сетка, она у разных производителей разная. Если не знаете — просто поверьте.
А производителей, знаете, их много. Больше 10, а возможно и 100 (это большая тайна и точно никто не знает).
И у всех разные размеры.
Наталья, я по вашим рассуждениям чувствую историческую дистанцию между вами и производством)) не обижайтесь, ради бога))
Ну и как бы "расходы у всех сторон" КРОМЕ маркетплейса. И тех продавцов, кто удосужился заложить конверсию.
Если вы думаете, что рост цен на товары из-за издержек и падение от этого спроса, а значит заработка; проблемы с товаропроводящей сетью и логистикой из-за бесполезного перемещения товаров - это ерунда?
Когда это перестанет быть ерундой, бизнес сам и довольно быстро решит эту проблему, даже без классного совета "со стороны"
Кто тебя обидел? Наверное на просрочку попала и влетела бки? И теперь зла на все банки?
Ну или окончила 5 лет назад экофин и теперь "собаку съела" в банковских процессах?
Графомания.
А ты забавный ботик)). Видимо все плохо и тут. Понимаю даже Пригожин дебилов дорого не терпит
Никакая ты не Наталья и не уж тем более не Кулькова.
Дураков здесь нет.
Ни на какие собеседования ты не ходил, статьи твои куплены на бирже копирайтеров для раскрутки аккаунта здесь для последующей пропаганды.
удивительный марсианин.
С такими способностями к аналитике - понятно - что сложно кем то стать и чего то достичь)))..
Хорошо я попала, прямо в 10))