{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Аутстаффинг: туда и обратно. Как мы вывели сотрудников за штат, и почему это решение оказалось не идеальным

Привет! Я Александр Чуркин, генеральный директор Метеор. Несколько лет назад, чтобы сократить расходы и оптимизировать бизнес-процессы, мы попробовали аутстаффинг. Сначала он помог нашему бизнесу вырасти в несколько раз, но потом стал приносить больше головной боли, чем профита. Рассказываем про наш опыт.

Ушли в «аренду людей», чтобы не платить за протирание штанов

Компания «Метеор» работает в сфере разработки с 2010 года. Мы занимаемся разработкой сложных web-решений, в основном для малых и средних предприятий, делаем личные кабинеты, системы учета, решения для импорта-экспорта; разрабатываем сервисы и мобильные приложения для взаимодействия с сотрудниками или с клиентами.

К аутстаффингу мы впервые обратились в 2018-2019 году. На тот момент у нас в штате было около 25 человек — «Метеор» никогда нельзя было назвать компанией-гигантом, хоть мы в свое время и входили в ТОП-100 по версии Tagline. Мы делали веб-приложения на PHP и писали мобильные приложения на Swift и Kotlin, умели делать большие сложные проекты, прогнозировать сроки реализации, доводить их до успешного запуска (как, впрочем, делаем и по сей день).

По ряду причин загрузка у наших сотрудников была очень неравномерной:

  • Во-первых, сами проекты развиваются нелинейно — какие-то уходят на паузу, какие-то продвигаются «рывками».
  • Во-вторых, у некоторых мобильных приложений очень массивная backend-составляющая, из-за чего в отдельно взятом проекте веб-разработчики могли быть загружены на 400-500 часов в месяц, а специалисты по мобильным продуктам всего на 20-30 часов в месяц.
  • В-третьих, в течение года количество проектов было неравномерным: то всем к Новому году срочно нужен новый продукт и требуется задействовать вдвое больше людей, чем есть в компании, то в январе или в июле случается затишье, и сотрудникам буквально нечем заняться.

При этом зарплату сотрудникам платить нужно всегда, даже если платишь фактически за «протирание штанов». Уволить тоже не лучший вариант: во-первых, жалко потраченного времени и денег на обучение и онбординг, во-вторых, спустя какое-то время снова случится всплеск, потребуются сотрудники — где их тогда брать?

Словом, нам хотелось какого-то гибкого решения, чтобы количество сотрудников и затраты на них были пропорциональны объему работы. Аутстаффинг выглядел весьма привлекательно: не нужно обеспечивать рабочее место, платить налоги, зарплату, придумывать, чем занять сотрудника. К тому же, была гипотеза, что специалисты на аутстаффинге имеют соответствующую своей стоимости квалификацию. Штатных сотрудников нам нужно было полтора-два года обучать и развивать, а на аутстафе мы рассчитывали привлечь уже готовых разработчиков.

От «дешево и сердито” до “дорого, но все равно сердито"

В 2018-2019 годах аутстаффинг уже был на слуху, но массовым явлением еще не стал: и сотрудниками, и собственниками идея «аренды людей» воспринималась как нечто сомнительное. Однако в том или ином виде проблемы с загрузкой сотрудников были у многих компаний в IT-сфере.

Мы много ездили по конференциям, профессиональным тусовкам, общались с коллегами, поэтому на тот момент вполне понимали, у кого можно на полгода-год «взять в аренду» сотрудников за небольшие деньги: в то время мы оценивали разработку своих проектов исходя из стоимости 1500 рублей в час, а сотрудников на аутстафе можно было найти за 900-1200 рублей.

Параллельно с внедрением аутстаффинга мы оптимизировали собственный штат — расстались примерно с пятью сотрудниками. Конечно не в форме « встань и иди». Мы просто не пытались удерживать тех, кто решил уволиться и не нанимали на их место никого нового. Когда сотрудник уходил, мы заменяли его внешним разработчиком, и все продолжало работать. На аутстаф мы привлекали конкретных разработчиков, а старт, финиш и ведение проектов оставалось в зоне ответственности штатных сотрудников.

Сначала нас все устраивало, но в 2020 году аутстаффинг в IT стал массовым явлением. Стоимость работников «в аренду» стала расти, а качество — падать. Агентства, занимающиеся аутстаффингом, давали гарантии только на бумаге, но по факту внешний сотрудник мог внезапно уволиться, а заменить его не всегда была возможность. Даже если агентство находило экстренную замену, ему приходилось с нуля погружаться в проект — это всегда весьма долгая и болезненная процедура.

Кроме того, роль компаний, которые предоставляют работников в аутстаф, существенно изменилась. Если на заре аутстаффинга руководители стремились на время простоя передать своих сотрудников в другую компанию, то теперь они сразу нанимают специалистов, чтобы "продать” на сторону и получить деньги. И не важно, как эти специалисты работают, развиваются ли они в профессиональном плане. Доходит до смешного: компании на собеседовании пытаются нам "продать” работников, которые у них еще даже не трудоустроены. Видимо, в надежде, что нас этот специалист устроит для аутстафа, и тогда компания возьмет его к себе на работу, чтобы нам "сдавать в аренду". Они хотят быть уверенными, что на человеке можно заработать буквально с завтрашнего дня, не обучая его, и не создавая ему какой-то профессиональный бэкграунд. В результате сейчас за очень большие деньги (а ставки в аутстаффинге выросли вдвое, если не больше) можно получить “кота в мешке", чью реальную квалификацию никто не знает, за которого никто не отвечает, и который может уволиться в любой момент.

Зато в финансовом плане наши ожидания от аутстаффинга оправдались вполне. Мы второй год сокращаем численность сотрудников, но при этом растем в оборотах, потому что мы можем сделать больше проектов в единицу времени, не тратя ресурсы на оплату простоев, найм и прочее. 2020 году мы в полтора раза уменьшили численность и так же выросли в деньгах, в 2021 году еще сократили штат — и еще примерно в 1,5 раза выросли в деньгах.

Попробовали, не пожалели, вернулись к найму

Казалось, что это рабочая схема: иметь одного штатного сотрудника на пять специалистов на аутстафе. В штате держать мозговитых специалистов, которые будут заниматься организацией, code review, архитектурой, а все остальное отдавать внешним работникам.

Но когда качество аутстаферов упало, а цена на них выросла, мы пришли к тому, что нанимать сотрудников в штат опять стало выгоднее и надежнее: ты его нанял, притерся с ним, обучил — и с ним делаешь проекты. Плюс это дешевле, чем за 2500-3000 рублей взять на аутстаф специалиста примерно такого же уровня, который тебе ничем не обязан, с которым у команды нет общих ценностей, на которого у тебя меньше «рычагов воздействия» и так далее. Кроме того, временные сотрудники, работающие из разных городов (или даже разных частей света) редко по-настоящему становятся частью команды. Для корпоративной культуры и атмосферы в компании это не полезно.

Нельзя сказать, что мы совсем отказались от аутстаффинга. Для разработки мобильных приложений нам все еще выгодно привлекать внешних специалистов, потому что в этом направлении нагрузка у нас меньше, чем в большой веб-разработке. Но после нескольких лет аутстаффинга нам надо заново комплектовать внутренний штат разработчиков. Кто-то остался, кто-то ушел — скорее всего, потому, что мы не видели ценностях в людях, не занимались мотивацией. Например, нам стоило оставлять самые интересные проекты штатным сотрудникам, а скучные и рутинные задачи отдавать внешним специалистам. Теперь мы в корне пересмотрели подход к распределению задач, внутренним сотрудникам оставляем все самое важное и интересное, то, что мотивирует выкладываться на 100%. Еще мы начали больше следить за ментальным здоровьем сотрудников, за корпоративной культурой, атмосферой.

Вместо вывода

В каких случаях компании подойдет аутстаффинг?

  • Вам нужно разработать и запустить новый продукт в короткий срок.
  • У вас бывают существенные всплески загрузки персонала (например, сезонное повышение спроса на ваши услуги), но расширять штат на постоянной основе вам невыгодно.
  • Вы регулярно тестируете гипотезы, создаете небольшие новые продукты, но не можете с уверенностью сказать, что все они получат развитие и потребуют дополнительных сотрудников для обслуживания.
  • Вы не готовы нанимать штат разработчиков, но у вас в команде есть квалифицированный продакт-менеджер и человек с хорошей технической экспертизой, который может проконтролировать работу сторонних специалистов.
  • Ваш бизнес комфортно себя чувствует в условиях «удаленки» или гибридных команд.

В других случаях эффективнее инвестировать в развитие собственных сотрудников, поскольку внешние, не погруженные в процессы и специфику люди, могут создать больше проблем, чем принести пользу.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Sam Beckett

Что-то статья ни о чем. Если в двух словах - "когда на аутстаффе были дешевые разрабы, было выгодно, как только подорожали - стали не выгодно".

Ответить
Развернуть ветку
MMaker

Это только до тех пор, пока к вам налоговая с вопросами не придет, чего это у вас так много платежей в сторону ИП, и почему у этих ИП ваша компания - единственный источник дохода.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

Погуглите, что такое аутстаффинг

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Севостьянов

Скорее аутсорсинг

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

Аутсорсинг и аутстаффинг - это не одно и то же

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Севостьянов

Аутстафинг это скорее Фриланс биржи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Федор Савичев

Да, с хронологией аутстаффинга не лады. Аустаффинг уже существовал в ИТ в 2005-2008гг. Массовым явлением, субъективно, стал к 2011-12гг. И к 2018 все его недостатки уже были давно известны. Не воспринимают аутстаффинг люди как постоянную работу. Даже несмотря на часто практикуемую к нему "морковку" в виде перевод в штат за особые заслуги через пару лет.

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

Заставляешь сотрудников зарегить ИП, на край самозанятыми - не нужно морочиться с соц налогами = профит. Ну если чо, я так понял это - аутстаффинг?

Ответить
Развернуть ветку
Метеор
Автор

Мы искали законное решение, а перевод внутренних сотрудников на ИП содержит в себе риски.
К тому же это не решило бы все наши проблемы, например, с неравномерной загрузкой.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

Аутстафф - это когда ты у компании покупаешь людей. По сути они переходят в штат, но платит им другая компания.

Ответить
Развернуть ветку
Очень скромный комментатор

Не переходят в штат, а работают на твоих проектах. Не являясь при этом твоими штатными сотрудниками.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

Да, вы верно написали.

Переходят в штат - в том плане, что отношения, как с штатным сотрудником (нанимают лицо на проект и руководителем является компания-наниматель на проект). По документам это сотрудник другой компании и платит зп другая компания.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

По моему, 1000 руб в час или ~160-190 тысяч в месяц при 100% загрузке на почасовой оплате, это очень мало.

А там еще и компания аутстафер влезает, сколько же реально получает работник? 380 тысяч уже хоть как то кореллирует.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Andrianov

Работать на "галеру" по ТК получается вообще своеобразная тема: клиент платит за специалиста 500, при этом на его ФОТ идёт 400, то есть с учётом +- 43% совокупного налога (у нас же далеко не только НДФЛ) получается, что на руки такой спец имеет типа 230, тупо в 2 раза меньше чем если бы как ИП напрямую сотрудничал с клиентом

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Ясен фиг - работать в сильном другом часовом поясе могут только сильно замотивированные люди))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Федор Савичев

Немного увлеклись. На стройку в ГОК граждане ТС/СНГ мало подходят. Горняки сами уже давно и все регионы "пропылесосили" и соседей по "союзам". Нет притока людей в отрасль.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

С такими зарплатами смысла нет.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Савичев

Сидя на проекте в холодном гостиничном номере в таком городке на 20-40 тыс населения, где одна гостиница да полтора паршивых кабака на весь город, цены в магазинах выше столичных при ассортименте по пальцам пересчитать, начинаешь думать, что вообще деньги в жизни не главное. И при среднем столичном заработке ты можешь вести куда более качественный уровень жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Поэтому вместо вахты народ валит вахтой в Мск. Поработает пару месяцев и домой.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius
Рынок инжиниринга изменился. Хочешь работать - переезжай.

Вы сейчас точно про 2022й год?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

В крупных корпорациях (под крупнами я имеюю ввиду боле 10К сотрудников) я многократно переживала сценарии вывода и ввода сотрудников.

Мой вывод прост: хотите иметь оче ь низкий сервис - делайте аутсорс.. Хотите качественный и контролируемы йсервис - делайте инсорс или, хотя бы, аутстафф...

НЕ бвает любви за деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Валиуллин

Для удаленного подписания документов с самозанятыми, ИП или удаленными сотрудниками, без электронной подписи, есть сервис LightDoc. Просмотр и подписание документа происходит на одной странице сервиса и занимает не более 1 минуты, для этого нужен только смартфон или ПК. Онлайн идентификация подписанта. Попробовать бесплатно можно на LightDoc.io

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда