Осторожно, токсично: 5 видов токсичных сотрудников и что с ними делать

Пожалуй, каждый HR рано или поздно сталкивается с токсичными сотрудниками и кандидатами. Здорово, если вы распознали такого персонажа еще на этапе собеседования и успели ему вежливо отказать. Но что если такой человек УЖЕ попал в штат и ежедневно разрушает атмосферу в коллективе?

Как распознать

Токсичный сотрудник — это тот, кто различными способами разрушает атмосферу в коллективе. Причем делать это он может неосознанно.

Он может часто жаловаться, слишком злобно шутить или негативно высказываться в адрес коллег, партнеров и заказчиков. Чем опасны такие ребята? В первую очередь, они демотивируют других участников коллектива. Ситуация та же, как с гнилым яблоком в корзине со свежими. «Гнить» от него начнут и остальные.

Еще такие сотрудники могут подрывать авторитет руководителя, постоянно критикуя и высмеивая его действия. Бывает так, что напрямую токсик никому не мешает, но он постоянно находится в плохом настроении, вечно чем-то недоволен, ворчит. Надоедает, в общем, всем.

Токсичные сотрудники могут распространять сплетни, переходить на личности, иметь какие-нибудь странные и раздражающие привычки. Например, в одной из серии «Секса в большом городе» Миранда жаловалась подругам на мужчину, который на совещаниях регулярно затыкает ее жестом руки.

Они бывают разными, поэтому тактика взаимодействия с ними должна подстраиваться под тип сотрудника.

Токсики бывают разные

Критик

Его постоянно что-то не устраивает. Зарплата низкая, задачи дурацкие, до офиса добираться неудобно. Изменения для него — плохо, ведь к ним так сложно привыкнуть, стабильность — еще хуже, развития-то нет. Как бы вы ни старались, таким людям не угодить.

С одной стороны, если критика в чем-то конструктивна, она может быть полезна, но с другой, может серьезно подрывать атмосферу в коллективе, настраивая остальных сотрудников против компании. Если критиком оказался профессионал своего дела и прощаться с ним не хочется, то для начала прямо обсудите его поведение и постарайтесь объяснить на примерах, что вам не нравится и каких изменений вы ждете. Или раз критикует чужие действия, пусть предложит свой вариант решения на планерке.

“Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, так вкуснее будет”.

Если поведение никак не меняется, попробуете изолировать его от остальной команды. Да, как того хулигана в школе. Только тут можно либо пересадить его в другой кабинет, либо предложить работать удаленно.

Сплетник

Такой человек открывает филиал мыльной оперы прямо в вашей компании и распускает сплетни обо всех вокруг. Кто успел забеременеть, зачем коллеги из юридического уединились в кабинете, где Иринка из финотдела купила платье — эти ребята знают все.

И куда ни шло, если он просто всех обсуждает, но бывает так, что сплетник провоцирует конфликты и сталкивает сотрудников лбами, что совсем не на руку всему коллективу. Работать с такими людьми очень тяжело. Опять же — сначала попробуйте провести беседу.

Но если сотрудник не несет особой ценности, и вы решились его уволить, не спешите сразу расслаблять булки. Такие люди могут оставлять негативные отзывы о компании или из вредности слить какую-нибудь информацию. Поэтому постарайтесь, чтобы увольнение прошло максимально доброжелательно.

Если сплетник остается, можно объяснить остальному коллективу, что откровенничать при нем не стоит.

И да, сплетники далеко не всегда носят юбки. Это стереотип.

Всезнающее око

Как правило, это люди, которые давно работают в компании, и все знают лучше всех. Особенно трудно в компании таких людей приходится новичкам, ведь всезнайка не упустит возможность рассказать им о том, как неправильно они работают. Такой человек может критиковать руководство и его решения, готов дать свой «мегаполезный» совет коллеге из любого отдела.

Другие сотрудники при этом ощущают постоянное вторжение в личные границы, терпят неуместные замечания и неприятные высказывания. Вы можете дать всезнайке какое-то трудное задание. Если он с ним справится — здорово, если нет — можно публично рассказать об этом, устроив отрезвляющий холодный душ. Только метод тоже не назвать экологичным.

Лучше рассмотрите его на должность бадди. Хочет быть учителем? Дайте ему эту возможность.

Лентяй

Избегает любой работы, старается попозже прийти и выбежать из офиса самым первым. Инициативы от него не дождешься, в рабочее время занимается не пойми чем. Вроде бы постоянно и занят, а выхлопа ноль.

Такому сотруднику помогут задачи с четкими сроками выполнения + отчётность. Как вариант, вы можете установить программу учета рабочего времени. Но иногда случается, что в лентяев превращаются совершенно адекватные сотрудники. Не исключено, что человек просто начал выгорать и необходимо принять меры.

Или вы завалили его неинтересными задачами. Обсудите причины с работником. Может, он хотел бы попробовать себя в другой роли?

Душа компании

Много шутит, поднимает всем настроение, легко находит общий язык даже с всезнайками и самыми жуткими критиками. Все бы хорошо, только вот работает он мало. Энергичный, в отличие от лентяя, но энергия идет явно не туда. Часто пьет чай и травит шуточки.

В итоге вся команда в хорошем настроении, но нифига не укладывается в дедлайны. Дошутились, че…

Что тут можно сделать? Направить целительную энергию этой зажигалочки в правильное русло — подготовьте его и отправляйте на важные встречи. Особенно, когда важно понравиться собеседнику. Например, переговоры с новыми партнерами. И человечку весело, и фирме польза. А после удачной сделки пусть смело рассказывает о своих триумфах коллегам в формате стендапа. Уже можно.

Подведем итоги

Конечно, это далеко не полный список проявлений токсичности. К сожалению, их много. Мы все росли не в идеальной среде и имеем пороки.

Чудить время от времени могут все сотрудники. Но если все методы и подходы были испробованы, а результата нет — лучше попрощаться с человеком, чем жертвовать всем коллективом. Есть люди, которым не помогут ни беседы, ни другие ваши попытки что-то исправить. Помните, вы не мать Тереза и не психолог. А вот альтруизм считается одной из форм девиантного поведения.

Желаем вам успехов и продуктивной работы без токсиков! Подписывайтесь на наш телеграм-канал, если вам понравилась статья :)

0
5 комментариев
Алексей Ишков

Знаете, вот у психологов бывает то неловкое чувство, когда к ним на приём приводят ребенка, но в ходе допроса, пардон, сбора анамнеза сам психолог как-то ясно понимает, что лечить надо родителя. А вовсе не его "чадо".

Вот и здесь у меня возникает интересный вопрос - а как все эти замечательные люди вообще попали на предприятие? По каким критериям вообще проводилось собеседование? Испытательный срок для чего вообще придуман - чтобы денег меньше платить?

Или, ещё круче - на испытательном сроке персонаж бегал, старался выделиться, везде лез, а как получше узнал "кто он и где он", то и глазоньки потухли, и весь энтузиазм куда-то испарился.

Иными словами - если вдруг вам хронически попадаются безынициативные работники - это, в первую очередь, повод задуматься - а не работает ли на вашем предприятии правило "инициатива вступает в половые отношения с её инициатором"?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Тоже об этом подумал, с языка сняли!

Вообще некоторые типы здесь не такие уж и токсичные, если честно. Только первые два, наверно.

Ответить
Развернуть ветку
G8Law

Этот вопрос к отделам кадров, которые их нанимают

Ответить
Развернуть ветку
Отнюдь

может пора заменить этих кожаных ублюдков на норм роботов?;)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда