Самый простой ингредиент «бирюзовой организации» – у всех есть, а не всегда работает

Сейчас по-прежнему много говорят о «бирюзовых организациях» как о самом желанном формате работы. Все говорят, а никто не знает, как они работают, вернее, каждая компания пробует интерпретировать информацию из свободного доступа по-своему. Поделюсь рецептом «компании будущего», который работает. Хорошо или плохо – покажет время, но можете дать свой прогноз в комментариях.

Компания ABP существует уже 15 лет. Начиналось все с веб-студии, штатом в три человека и созданием сайтов под заказ. Постепенно компания расширялись, и от работы «на заказ» команда перешла к созданию собственных продуктов полного цикла: собственная разработка, поддержка пользователей, продажи и продвижение.

Сейчас флагманский продукт компании ABP – это маркетплейс автотоваров Avto.pro, один из лидеров Украины по объему продаж, количеству пользователей и, прежде всего, номер один в технологиях. Именно технологии позволяют нашей площадке конкурировать с крупными брендами и их безграничными рекламными бюджетами. Команда нацелена превратить Avto.pro в Единорога, для этого мы сконцентрировались на создании суперкоманды. «Суперкоманда» – каждый способен по-своему представить, что это означает. Поделюсь тем, как ее видим мы.

Секретный ингредиент есть!

Пройдя 15-летний путь, компания приобрела понимание, что людей можно объединить вокруг цели, которая не только должна быть амбициозной и захватывать дух, но и совпадать с личными целями каждого члена команды. Именно так это произошло со мной. Будучи практиком и экспертом, тренером и консультантом, я поняла, что при всех своих знаниях и опыте, сама не могу реализовать свою цель: пассивный доход, который бы превышал мой существующий доход от ежедневной работы. Иначе говоря, мне была нужна финансовая независимость и одновременно возможность заниматься тем, что интересно в данный момент. Узким горлышкам стала я сама. И как раз в этот момент команда ABP, с которой мы сотрудничали по внедрению сервис-дизайна, сформулировала свою миссию. Звучит она так: «Строим бизнес ради свободы». Это для меня было «прямо в сердце». Я, независимый предприниматель, просто сказала: «хочу быть частью этой команды».

Классно сплотиться вокруг амбициозной цели, круто найти совпадения с личными целями, чудесно создать классную атмосферу и даже достигнуть чего-то амбициозного. А в перспективе – получить полный комфорт. Удобно и легко находиться в сплоченном коллективе, где царит добродушная атмосфера, оберегается личное пространство, учитываются индивидуальные особенности, важно мнение каждого, ценятся плюшки и печеньки.

Но также всегда есть но…

Суперкоманда – это команда, которая системно достигает амбициозных целей. Быть в суперкоманде – сложно, особенно поначалу. Отсутствие результатов в такой команде обычно ведет к конфликтам; требовательность к себе и другим выводит из зоны комфорта. В такой команде приоритеты выстраиваются вокруг цели и без полного доверия в такой команде не выдержать и недели. Еще один важный нюанс: задачи, которые ведут к достижению амбициозных целей, – сложные. Обычные простые рецепты не работают – надо самостоятельно находить решения и брать за них ответственность, надо заниматься саморазвитием и параллельно делать свою работу.

Однако амбициозные цели – это амбициозные результаты. Вознаграждение от результата с лихвой окупит инвестиции в постоянное развитие команды и личное развитие, восполнит ресурсы, укрепит доверие и придаст силы на новые достижения. Команда без результатов – это самообман, он быстро приведет к выгоранию, скуке, внутренним конфликтам и напряжению. Поэтому команда – это про общий результат.

Как это работает на практике

Привычный подход предполагает зарплату в зависимости от уровня спеца и карьерный рост в зависимости от сложности задач. Это стандартные трудовые взаимоотношения, которые не создают новых финансовых возможностей для человека и возможностей достигать амбициозных целей для компании. Такая компания становиться очередным этапом в жизни человек. Ведь зарплата может вырасти… ну пусть в два раза за все время работы. И каждый день этот человек находится в переживаниях о своем будущем, усердно думает, а что будет после этой компании, куда идти, как продать себя лучше и т.д. Такие размышления приводят к снижению желания развиваться, потере интереса достигать цели, к поиску новых решений для своего финансового роста, новой работы и расфокусировке. Зачем становиться лучше себя сегодняшнего, если есть финансовый потолок?

Никто точно не знает, как работают «бирюзовые организации». Чтобы не тратить время на вскрытие кода чужого успеха, мы создали свой формат.

Мы нашли свое решение, чтобы каждый член нашей команды, перестал думать как сотрудник, а стал думать как инвестор или собственник. И не только думал, но и получал все плюсы от обладания бизнесом – например, прибыль.

Мы называем нашу модель «командным бизнесом». В «командном бизнесе» прибыль принадлежит членам команды. Цели декомпозированы и стратегия прозрачна. Роли в команде могут меняться. Есть понятный путь накопления своей доли и получения пассивного дохода от бизнеса через инвестирование в свою компанию, а не в банк, другой неясный бизнес и под подушку. Каждый член команды инвестирует в то, в чем лучше всего разбирается, что создает сам.

Что требует такой подход от человека?

Уметь работать самостоятельно и быть командным игроком, как бы противоречиво это ни звучало. Научиться хорошо разбираться в бизнесе, понимать, как твоя работа влияет на результат, думать от результата, а не процесса, относится к компании как своему личному проекту и своей инвестиции, которая должна обеспечить твое будущее.

Сейчас я выполняю роль главы human capital, моя команда отвечает за поиск за развитие людей, команды и компании, так как это бесконечный и динамичный процесс. Но уверенно могу сказать: это не навсегда. Новые проекты, новые личные вызовы, новые компетенции и новые возможности – это все в одной компании ABP.

Возможно, кто-то знает, как быстрее и «бирюзовее», а мы знаем, как реально. Хочешь попробовать, пиши [email protected].

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Миша Магадан
Есть понятный путь накопления своей доли и получения пассивного дохода от бизнеса через инвестирование в свою компанию

рассказывайте, какой, т.к. из статьи ничего не ясно )

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

Когда закладывается планирование и декомпозиция целей на отделы и конкретных руководителей, то там прозрачно видны ожидания и влияние на прибыль. Исходя из этого и происходит перераспределение прибыли. Также каждому члену команды доступен инвестиционный механизм - оставить часть денег в компании, чтобы в зависимости от ее годовых успехов получить процент пропорциональный ее росту, это немалые проценты и даже минимальные из них намного выше банковских.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon
много говорят о «бирюзовых организациях» как о самом желанном формате работы

нормальная зп, гибрд/удаленка и адекватные процессы/МП-шники и будь она хоть малахитовая.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

Адекватные процессы могут давать сравнительно неплохой рост, но не существует процессов достижения амбициозных целей, по крайней мере в доступной и открытой форме. Команду строят чтобы достигать именно их и ключевые члены команды, решая эти задачи, каждый раз находят новые решения, выходя за рамки устоявшихся процессов. И драйвят этих членов команды не просто нормальная зп, а тот заработок, что может кардинально изменить их жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Лапухин

Не хватило конкретики. Много возвышенных фраз по типу «Амбициозные цели — амбициозные результаты», а вот по теме статьи буквально пара абзацев.

Больше похоже на рекламную статью для привлечения кадров.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

Тогда задайте конкретный вопрос )) Формат статьи не позволяет расписать все.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Лапухин

Хочется больше узнать о конкретных решениях, которые делают вас бирюзовой компанией.

Как организован рабочий день сотрудника? Сколько от прибыли он получает и по какой системе? Как происходит управление бизнесом в вашем случае?

Мы знаем, как работает классический бизнес и хотим увидеть ваши отличия.

Если я верно помню, основа бирюзовой компании — самоуправление, т.е. отсутствие прямого руководства.

И это же — самая слабая часть, которая приводит к развалу команды.

Если бы в статье было это — она была бы намного сильнее :) Имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

Из-за того, что у бирюзовых организаций есть такой принцип, то многие действительно связывают это с отсутствием прямого руководства. Из-за этой распространённой ошибки мы ушли от того, что называем себя бирюзовой компанией - мы строим Командный Бизнес.
Вы правы - системы без четкой структуры, в которой есть руководители не работают. Тем не менее команда способна организовываться в ту структуру, которая лучше подходит для реализации Цели. Роли меняются, проценты меняются в зависимости от влияния. У каждого (особенно кто заработал в предыдущий период) есть возможность реинвестирования и получения уже пассивного дохода, если его роль сменилась. У Козаков ведь тоже было самоуправление, это не значит что у них не было очень четкой Структуры и Дисциплины.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Судя по заголовку и содержанию статьи этот самый фактор - команда.
Так как больше всего места посвящено описанию создания команды.

Означает ли это, что в компаниях другого цвета ( в соответствующей книге их описано 6 или 7 цветов) команды, как таковой нет?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

Очень хотелось бы уйти от цветов, в том числе бирюзовых )) Поэтому дали определение, тому что мы делаем - Командный Бизнес. Вся прибыль от ведения Бизнеса принадлежит активным членам команде. Либо через прямую привязку к прибыли, либо через опционы связанные с ростом компании и другие механизмы.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

В нашем понимании Команда есть везде, где люди системно могут достигать поставленных целей (амбициозных целей). Все остальное может быть процессом становления Суперкоманды. Или хорошим слаженным Коллективом.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Евгений, про цветы Вы начали сами:) Он обозначен в заголовке статьи

Если уйти от цвета, то тогда другая фраза в названии."У всех есть, а не всегда работает" Это про команду?

На мой взгляд проблема заключается в том, что команды как раз и нет.
ПРосто группу людей называют командой.

Поэтому если Вы целенаправленно занимаетесь построением команды и создаете КОМАНДНЫЙ БИЗНЕС , то это уже один из ключевых факторов развития бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

Да, я тут вставляю 5 копеек, хотя вы абсолютно правы, все вокруг построения Команды. Заголовок путает вы правы тоже ) С одной стороны мы хотели бы этого избежать из-за ярлыков и неправильных трактовок, но из-за того что ближе всех к структуре именно бирюзовость она осталось.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Евгений, 5 копеек - это может быть значимым аргументом:)

Я еще раз "залез" в описание организаций по цветам.
Командный формат работы также подходит и к зеленому цвету.

Поэтому у меня и возник вопрос: Почему вы отнесли сразу к бирюзовому цвету?

С другой стороны, это уже буквоедство:)

Потому что независимо от цвета организации само построение команды - это очень серьезная работа.
Знаю по своему опыту, так как вел ряд таких проектов в разных компаниях и знаю как трудно создать команду на уровне топ-менеджмента.

Я рад, что у Вас этот подход работает.

Ответить
Развернуть ветку
____A____ ____M____

Очень интересна и крутая статья :) Хотелось бы больше таких статей и больше подробностей, тема однозначно актуальная!)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Otchenash

Интересная статья , хочется больше подробностей как внедрение такого формата работы влияет на удержание сотрудников , привлечение новых и eNPS.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

Такой формат работы - сложный, но осознанный выбор. Понятия карьерного роста меняется с ног на голову, для многих сами мысли об этом - стресс. В обычной парадигме стремления сотрудника заключены в стабильности либо занятии руководящей должности, налаживании процессов до приемлемых результатов, после чего почивания на лаврах успешного менеджера до пенсии. В командном бизнесе на работу сотрудника или целого отдела смотрят как на временную задачу, которую нужно решить, желательно посредством максимальной автоматизации либо разрешения корневой проблемы, что ведет вобще к сокращению отдела. После чего взяться за решение других вопросов и так пока есть силы и способности к работе. При всем этом основное стремление командного игрока - это иметь принадлежность к бизнесу, думать о развитии бизнеса, влиянии на продукт/проект/бизнес, как о своем.

Многие думают о себе как об амбициозных и командных игроках, поэтому привлекать в бизнес может быть проще и люди интереснее. Но при отсутствии результатов надолго задержаться не выйдет, поэтому текучка может быть выше.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

вангую, большинство интересует скорее шкурный вопрос, а не "самосознание и инвестиции в развитие команды". проще говоря-в вебстудии как делятся бабки за крупные проекты--один ночами не спал и придумывал механику бэкенда, а второй за пару часов отфейслифтил набор иконок и продолжил изучать глубинный интернет

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алянчиков

Тут на помощь приходит декомпозиция цели на задачи в соотношении результата и прибыли, выведенная в отстающие и опережающие показатели и метрики, полностью доступная всем через дашборды и согласованная с командами, во избежания субьективных трактовок.
Когда есть четкое понимание какой вклад принес бекенд, а какой фронтенд - особых разночтений нет. Конечно все люди и над этим ведется эволюционная работа, в том числе над способностью договариваться и проводить контрактинг между членами команды.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

я так и думал. "никто не знает"

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда