Уйти из своего бизнеса в найм: страшно или нужно?

Это был суматошный день. Вывозили стеллажи и оборудование, поторапливал арендодатель, у него еще были дела. Проверил помещение еще раз, уже наспех. Подписал необходимые бумаги, обменялся словами вежливости, вручил ключи, захлопнул за собой дверь. Так закончился последний день, когда у меня был свой бизнес. Впереди неопределенность. Начинать снова? Нет сил. Уйти в найм? А как это? На что решиться? Меня зовут Денис Разумов, я руководитель проекта по внедрению электронного документооборота в ПГК. Я поделюсь своей историей — расскажу, как ушел из своего бизнеса в найм.

Денис Разумов

Первые попытки в бизнесе

В конце 1990-х – начале 2000-х для меня, жителя Чебоксар, не было никакого мучительного выбора – идти в бизнес или нет. Заводы закрывались, мизерные зарплаты задерживались месяцами. Выручало только частное предпринимательство.

Начал с того, что открыл розничную точку по продаже бытовой химии. Первый опыт был, как водится, не слишком удачным. Мы еще долго всей семьей пользовались нераспроданными остатками мыла, шампуня и стирального порошка. А вот следующий заход, хоть и был случайным, вышел не в пример успешнее. Я вместе с сестрами открыл на рынке три ларька с бакалеей и сигаретами. Сама модель бизнеса была немудреная: закупил продукцию на оптовом складе – сделал наценку – продал. Вскоре отпала и надобность ездить куда-либо: поставщики стали сами привозить товар. Одним словом, скука смертная. Так что довольно быстро у нас появилось желание найти нишу поинтереснее.

Родилась идея открыть интернет-кафе. Читатели помоложе, наверное, и не подозревают, что около 20 лет назад доступ в интернет в основном предоставлялся через телефонную сеть с помощью модема, а планшетов и мобильного интернета в помине не было. Даже обычный кабельный интернет был редкостью, так что ниша казалась крайне востребованной. Мы полгода провозились с получением различных разрешений, но в итоге открылись. Параллельно в стране начала бурно развиваться мобильная связь, и в регион зашли крупные федеральные сотовые операторы. Благодаря этому буму мы с друзьями успели открыть несколько точек по продаже телефонов и аксессуаров к ним. Но довольно быстро и этот бизнес стал затухать: нам оказалось не под силу тягаться с крупными федеральными ритейлерами типа «Евросети». Пришлось свое предприятие продать.

Переломный момент

Последний мой опыт частного предпринимательства окончился в 2008 году. Это была оптовая продажа пластиковых карт оплаты, которая органично выросла из «мобильного» бизнеса. Но и тут мы довольно быстро просели: эта ниша рынка была завоевана терминалами онлайн-оплаты. Примерно тогда в голове впервые родилась дилемма: вкладываться в новый бизнес или попробовать себя в найме?

Почему мне хотелось уйти:

· В малом бизнесе ты эдакий «человек-оркестр», который за себя и «за того парня». Владелец — это директор по закупкам, логист, бухгалтер, маркетолог, продажник и снабженец в одном лице. Если возможностей для расширения команды нет, рано или поздно в тебе что-то точно сломается;

· Ты — человек без права на ошибку. Любой неверный шаг оборачивается потерей денег, а создание подушки безопасности – это не про малый бизнес, обороты не те;

· Есть масса факторов, на которые ты не влияешь. Например, конкурент решил открыть магазин неподалеку и «уполовинил» твоих клиентов. Арендодатель взвинтил цены на аренду, а ты к этому не был готов. Пожарные и санэпидстанция замучили проверками. Борьба с внешними обстоятельствами – это драйв, но невозможность хоть на минуту расслабиться тоже изматывает.

Почему мне хотелось остаться:

· Я никогда не собирался работать в найме. Мне нравится принимать самостоятельные решения;

· После 10 лет «свободного плавания» в такую модель будет точно сложно встроиться;

· Работая по найму, ты зависишь от других людей, их мнения и компетенций, а также правил, принятых у работодателя.

После долгих размышлений я все же решил попробовать поработать в компании. Устроился по своей первой специальности – бухгалтером, параллельно пошел учиться в Чувашский госуниверситет на факультет экономики. После завершения учебы в 2011 году как-то само собой родилось решение о переезде в Москву.

О выборе между должностью и перспективой

Переехав, я начал искать работу и довольно быстро получил сразу два предложения. Одно из них – главбухом на завод по производству электрических каминов. Второе – рядовым бухгалтером в «Независимую Транспортную Компанию» (НТК), которая впоследствии стала Первой грузовой компанией (ПГК).

Почему такой выбор? Изначально хотел попасть именно в крупную компанию, работа в которой создавала бы хорошие возможности для роста и развития. А вакансия «главного бухгалтера по электрокаминам» чем-то напоминала хрущевку в 5-этажке: вроде бы своя, но очень уж тесная и с низким потолком.

На новом месте я начал заниматься участком учета ремонта вагонов. Это нормальная бухгалтерская рутина: тебе из депо привозят акты, счета-фактуры, и каждый день перед глазами одни и те же документы, каждый день – одни и те же операции. Разумеется, нет-нет, да и возникают мысли: а зачем мне все это?

Впрочем, рутина продолжалась недолго: я пришел в НТК в августе 2011, а уже в декабре компания приобрела у РЖД на аукционе 75% ПГК. Стало намного веселее: коллектив менялся, а мне доверяли все новые и новые участки работы. Такой «движухи» у меня, пожалуй, не было ни до, ни после. К счастью, у меня был опыт главного бухгалтера, да и предпринимательское прошлое помогло: когда есть опыт управления собственным бизнесом (пусть даже малым), то процессы реорганизации и слияния в крупной корпорации не кажутся столь пугающими. Так что мой бэкграунд пошел на пользу на новом месте.

О самореализации

После объединения НТК и ПГК я перешел в отдел бухгалтерской и налоговой отчетности, занимался НДС. Через какое-то время в компании стартовал проект по запуску новой ИТ-системы. В него я попал в конце 2017 года как руководитель одной из рабочих групп. Это была уже совсем не бухгалтерская и безумно интересная работа, связанная с цифровизацией - темой, которая меня всегда интересовала.

Переход завершился в 2019 году, а уже в 2021 году мне предложили возглавить новый большой проект по переводу компании на электронный документооборот и полному отказу от бумаги.

Мне нравится, что в ПГК есть возможность освоить цифровые навыки, что можно даже не будучи руководителем не только войти в состав рабочей группы какого-то инновационного проекта, но и возглавить ее. Один из моих страхов — просидеть на одном месте делая одну и ту же рутинную работу не нашел подтверждения. Здесь я в полной мере реализую свой потенциал. При этом вечером, закрывая свой ноутбук, я чувствую себя свободным человеком и могу уделить время себе и своим делам.

О том, что не надо бояться перемен

Разница между маленьким, но своим бизнесом, и работой в корпорации – это не про выбор между «свободой» и «зависимостью» или между неопределенностью и уверенностью в завтрашнем дне. На практике выяснилось, что зависимость от начальника не так критична по сравнению с зависимостью от бессчетного количества обстоятельств, влияющих на твой собственный бизнес, – от поставщиков до проверяющих.

Вот какие плюсы у работы по найму:

· Больше возможностей для самореализации через масштабные сложные проекты;

· Расширение кругозора за счет работы с людьми;

· Возможность влиять на бизнес большой компании;

· Всегда есть понятный ресурс свободного времени, ты не работаешь 24/7;

· Разделение сфер ответственности. У тебя есть четкие задачи, тебе не нужно быть и швецом, и жнецом.

Пожалел ли я хоть раз о том, что ушел из своего бизнеса? Нет, такого не было. И советую не бояться новых возможностей.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Вера Сорокина

По-моему владелец в первую очередь грамотный управленец, который может найти нужных людей, а человек-оркестр это путь в никуда и неумение делегировать.

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Alekseenko

Это так. Но на начальном этапе или в случае с микро-бизнесом делегировать просто некому и не на что. Насколько я понимаю, тут речь ровно про это, а не про изначальную неготовность делегировать что-либо. Просто не было возможности долгое время.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Да ни фига. Всегда есть кому делегировать. Вопрос только в личной жадности, слабохарактерности и не компетенции.

В свое время, прошел практически такой же путь как герой этого романа. Только ларьков у меня было намного больше, и уже спустя всего год, из пары самых толковых продавцов воспитал себе заменителей, поделился с ними доходами, они сами стали рулить бизнесом, а сам переключился на автосервисы.

Там тоже самое и в автосервисах, правда заменителей уже нанял из выпусков местного РАНХИ, щедро поделился и ушел в такси.

И так 30 лет. Создаю, делегирую, иду дальше...И таких как я полно.

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Alekseenko

Не согласна с вами. Когда ты только начал, делегировать элементарно может быть некому. На все нужно время. Странно, что все так зацепились за фразу "человек-оркестр", поняв ее буквально. А на самом деле если ты владелец бизнеса, то должен разбираться во всем понемногу, а делегировать со временем будет кому. Вот и все.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Борк

Чет я не понял! А зачем вы тут сидите? И читаете всю эту...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильков

Свой бизнес и найм - это как жить в своей квартире или в общаге.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Разумов

Дмитрий, это мой личный опыт описан. И он у меня получился такой. Например, опыта проживания в общаге у меня нет. А в своей квартире – есть. И я сравниваю два своих опыта которые у меня были и есть – мелкого предпринимательства и работы по найму. И сравнивая, прихожу к выводу – зарабатывать сейчас в найме лично мне комфортнее. Может мне не повезло в бизнесе, и повезло с работодателем? Возможно. Но я точно не чувствую себя жителем общежития – у меня есть команды, есть проекты. И есть результаты. А главное, я занимаюсь тем, что мне нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильков

Все люди разные, и вкусы у них разные. Одни лезут по головам (в начальство, в министры, в генералы), а другим это и даром не надо. Как говорили в старину, "каждый сверчок знай свой шесток". Поэтому, если Вы нашли свою ипостась, в которой Вам комфортно, то и хорошо.

В истории известен случай, когда успешный правитель сам добровольно отошел от власти. Это римский император Диоклетиан, который увлекся садоводством и ушел из дворца. Когда сенаторы пришли уговаривать Диоклетиана вернуться к власти, он отказался, сказав, что если бы они видели, какую замечательную капусту он выращивает, то больше не стали бы досаждать ему.

Лично я имею большой стаж работы на государственной службе и в частных компаниях, но для меня это "общага" со своими правилами. И меня хоть озолоти, я туда не вернусь.

Я не люблю никому подчиняться и мне милее свой бизнес, "своя квартира", где я могу "переставлять мебель" по своему усмотрению. А нанятые мною люди воплощают мою мечту, тогда как при работе в найме это я воплощал мечту кого-то другого.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

У вас очень интересный опыт, и в общем я не вправе вас критиковать. Тем не менее вот эта мысль зацепила. Наверное потому что сам не раз в такие мысли скатывался

В малом бизнесе ты эдакий «человек-оркестр», который за себя и «за того парня». Владелец — это директор по закупкам, логист, бухгалтер, маркетолог, продажник и снабженец в одном лице. Если возможностей для расширения команды нет, рано или поздно в тебе что-то точно сломается;

Это по-сути "программирование" самого себя и будущей неудачи. Такие мысли на берегу, изначально занижают вашу планку, заставляют пахать самому за копейки при этом даже без особой надежды на создание чего-то действительно масштабного и прибыльного. Открывая ларек всё же стоит (на мой взгляд) держать в голове как минимум региональную или даже федеральную сеть. Тогда реальность и фантазии сойдутся где-то посередине, например на паре десятков розничных точек в одном или нескольких городах.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильков

Очень-очень часто люди разоряются, пытаясь расширить свой бизнес. "Ларек" и любая сеть, даже из двух ларьков, это совершенно разный бизнес.

А между ларьком и федеральной сетью лежит пропасть.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Очень-очень часто люди разоряются, пытаясь расширить свой бизнес.

С такими мыслями в бизнес лучше вообще не ходить

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильков

В разное время я не один раз инвестировал в деятельность частных лиц и различных компаний, поэтому знаю, о чем говорю.

И еще добавлю из своего опыта: Ваше мировоззрение чрезвычайно опасно для бизнеса. Как только я встречаю оценки типа "программирование самого себя" и т.п. заморочки, с уверенностью могу сказать, что дела не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Дмитрий, я не заказывал свой психоанализ, к чему эти оценочные суждения? Вы ничего не знаете про мой бизнес и инвестиций у вас я не просил.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bugaev

Всё, что вы описали как свой бизнес, по сути таковым не являлось. Поэтому неудивительно, что работа по найму вас удовлетворяет. Это не хорошо и не плохо, у каждого своя ментальность.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sasha Step

Мне кажется что все зависит от мотивации. Если цель бабки, то будешь хорошо думать бизнес или найм.

А если цель достойная жизнь твоих детей, твоей женщины то появляется смысл и рисковать и брать на себя ответственность,

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Фалилеева

Представьте, свой любимый бизнес, несмотря на то, что он на стадии начала деятельности заглох уже дважды. Причина-нет команды, нет работников. Люди не хотят учиться и работать, хотя условия им создаёшь классные, с проживанием и высокой зарплатой. Заказов очень много, а выполнить их некому. Жуть, обидно. Нет желающих помощников в бизнесе и даже пытался подарить бизнес, опять же не нашлось желающих на все готовенькое
.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда