{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как мы провели 12 антикризисных сессий за 2 недели и что из этого вышло

В кризисное время нужно мобилизоваться, перестраиваться и много работать. Мы провели 12 антикризисных сессий в сжатые сроки, чтобы запустить все эти процессы. Екатерина Гладкова, COO Go Ahead, рассказала, как мы это сделали и помогли ли сессии решить наши задачи.

Мы проводим стратсессии с 2019 года. Все началось как попытка самоопределения для команды хэдов: какие у нас ценности и где видим компанию через 5 лет.

На следующий год мы сделали мини-сессии в отделах перед большой сессией руководителей, чтобы лучше понимать боли, проблемы и точки роста. Такой двухчастный подход к организации долгосрочного планирования стал нашей ежегодной практикой.

В этом году привычные процессы (особенно планирования) внезапно сломались в конце февраля. Первого марта мы сделали дневную сессию для руководителей юнитов, чтобы проработать план антикризисного реагирования. На этой же встрече решили провести мобилизационные сессии во всех подразделениях.

Зачем?

Гипотезы были следующие:

  • Честно обсудить риски и проблемы, способы решений и приоритизацию задач, а также снять неопределенность.
  • Показать всю «картину» команде, начиная с джуновских позиций. Когда все видят общий план и приоритеты, работа идет более осознанно.
  • Сделать команду «соучастником» антикризисного плана. Задачи, которые ты сам себе поставил, обычно делаются охотнее.
  • Распределить нагрузку. Обычно такие задачи делают руководители, но в кризис они перегружены. Совместное обсуждение антикризисного плана помогает объяснить природу изменений и то, почему надо взять нетипичные задачи сотрудникам всех грейдов.
  • Узнать, как себя чувствуют сотрудники, обсудить, как можно работать с тревогой и апатией.

Такие у нас были ожидания от сессии. Дальше — история о том, как все прошло, какой фидбэк от сотрудников мы получили и список инсайтов после прошедших сессий.

Как это было

Нам было важно, чтобы сессии прошли в сжатые сроки. Так все юниты имели бы одинаковую вводную информацию и работали бы более синхронно. Поэтому все 12 встреч уложились в 2 недели.

Сессии проходили 4-5 часов и были разделены на две части — личную и рабочую. В первой части мы говорили о чувствах, каждый сотрудник отвечал на вопросы:

  • Как вы ощущаете себя сейчас?
  • Как вы справлялись с кризисами раньше? Что вам в этом помогало?
  • Какие вещи наполняют вас энергией?
  • За какие решения вы собой гордитесь?

В рабочем блоке мы смогли:

  • Обсудить текущие вызовы и риски, перегруппировать их по категориям (например, «Клиенты», «Подрядчики», «Сотрудники»).
  • Распределить риски на круг влияния (можем повлиять) и круг забот (видим, но не можем влиять).
  • Приоритизировать риски и проблемы.
  • Проработать наиболее важные проекты в группах и создать action-план на ближайший месяц.

Результаты каждого блока мы выгружали на доски: онлайн в Miro или офлайн на стене.

Кастомизация

Хотя базовый сценарий встреч был одинаковым для всех бизнес-юнитов, сессии получились разными. На структуру и динамику сессий повлияли такие факторы, как:

  • Тип юнита — Front или Back. У юнитов разная специфика работы: отдел по работе с клиентами видит проблемы на передовой, а например, команды финансов или пиара могут о них не подозревать. Для таких юнитов нужно закладывать время в сценарии на погружение в контекст.
  • Задача руководителя. Хэды ставили разные личные цели на сессию. Например, показать команде ее важность в экосистеме компании или понять, как юнит может распределить освободившиеся ресурсы для достижения новых целей бизнеса.
  • Уровень сплоченности команды. То, как давно люди работают вместе, ходят ли в офис, устраивают ли совместные активности, отражается на их осведомленности о работе каждого члена команды, способности друг друга поддерживать.
  • Формат встречи — онлайн или офлайн. В офлайне происходит больше мобилизации: все на виду друг у друга, нет варианта участвовать номинально и выключить камеру, когда станет скучно. В онлайне же есть преграда в качестве экрана, которая снижает вовлеченность. С другой стороны, все онлайн-сессии у нас получились более структурированными и четкими из-за жесткого фреймворка в Miro.

Вход и Выход

Все встречи начинались с вопроса «С чем я вхожу на эту сессию?», с какими ожиданиями и целями. В конце мы проверяли, как изменились эмоции, совпали ли ожидания с теми результатами, которые выработала команда.

Например, апатия могла смениться вдохновением, а растерянность — тревогой из-за того, что сотрудники не успеют выполнить запланированное. Очень важно ставить точку в сессии, чтобы дать команде расслабиться после интенсивной нетипичной задачи, какой и является сессия.

Кто нам помогал

Фасилитаторы

Мы пригласили профессионального фасилитатора. Он держал рамку встречи, направляя обсуждение в нужную сторону, привносил порядок и давал понять, зачем все собрались.

У фасилитатора был сценарий сессии с четкими таймингами и регламентами. Это помогло включить в обсуждение каждого участника, держать темп встречи, избегать напряжения или скуки, не задерживаться долго на одних проблемах.

Фасилитатор следил за тем, чтобы каждое мнение было учтено, а важные вопросы, предложения и решения — зафиксированы.

Плюс профессиональных коучей в том, что они знают техники удержания и переключения внимания, разрешения конфликтов, возвращения концентрации, постановки целей. В нашем случае это облегчило ход встречи и помогло продуктивно обсудить проекты.

Также важно, чтобы фасилитатор сохранял нейтральную позицию, был непредвзятым, в спорах не симпатизировал ни одной из сторон.

Zoom и Miro

Часть наших сессий проходила онлайн, и для них потребовались два внешних инструмента — Zoom и Miro.

Помимо базовой функции видеозвонка, Zoom позволил быстро распределиться для обсуждения по комнатам. Эта опция сократила время на формирование рабочих групп — участников рандомно раскидывает по залам, включается таймер. Время заканчивается, залы автоматически расформировываются, участники переходят на следующий этап встречи. Так сессия на 30 человек длится столько же, сколько на 10.

В Miro у нас был фреймворк-макет, по которому сессия разделялась на несколько этапов. Каждому этапу соответствовала доска — ее заполняли все члены команды одновременно. Такие доски создают конспект прямо во время встречи, и после не нужно тратить время на оцифровку.

Для всех групп более 15 человек сессии проходили онлайн. Благодаря Zoom и Miro эти встречи были не менее продуктивными, чем офлайн-сессии.

Примеры досок в Miro

Какой результат получили

Когда все юниты прошли сессию, мы собрали отзывы команд. Больше половины сотрудников — 58% — оценили полезность встреч на 8+ баллов. Средняя оценка сессии юнитом — 7,5.

Большинству понравилось взаимодействие внутри команды — встреча сплотила отделы и позволила лучше узнать друг друга. Многие боялись, что их будут «лечить» и радовались, что такое ожидание не оправдалось.

Сотрудники отметили успокаивающий эффект от сессии — совместное обсуждение дало спокойствие и снизило ощущение хаоса. Заметили и пользу: удалось придумать новые проекты, провести брейншторм и сгенерировать идеи, спланировать работу на ближайший месяц.

Были моменты, которые не понравились. Некоторым сессия показалась долгой и скучной. Другим не хватило перерыва, и они чувствовали усталость.

Низкие оценки были в основном связаны с тревогой о том, что можно было бы больше времени потратить на рабочую часть. Такие комментарии мы получили от технических юнитов.

Основным пожеланием для будущих сессий было сделать две отдельные встречи для обсуждения тревог и рабочих задач. По мнению коллег, так проработка планов стала бы более осмысленной и тщательной. Также был запрос проводить сессии чаще, например, раз в три месяца.

Что стоит учесть

Для проведения сессий можно ввести десятки правил. Их легко найти в статьях о фасилитации. Я же поделюсь инсайтами именно из нашего опыта.

01/ Необходимо единое рабочее пространство

В больших юнитах практически невозможно собрать всех в одном месте. Наш опыт показал, что это не страшно. Всегда есть возможность проводить сессии, когда часть сотрудников онлайн, а часть — офлайн.

Важно зафиксировать, какое рабочее пространство ключевое и работать только в нем. Например, часть коллег собирается в офисе и все равно работает в Zoom и фиксирует работу на досках Miro.

Если сессия проходит офлайн, то в команде обязательно должен быть ответственный за онлайн-коллег: отправлять им фото досок, присоединяться к ним во время групповой работы.

02/ У руководителя есть право на любые задачи в рамках сессии

Помимо рабочих задач, у руководителя могут быть и дополнительные, неформальные мотивы во время сессии. Например:

  • оценить поведение команды в стрессовой ситуации;
  • найти неформальных лидеров, чтобы сделать перестановки в отделе;
  • продвинуть непопулярные решения.

Если вы руководитель, учитывайте не только сиюминутные проблемы и потребности юнита, но и ваше глобальное видение задач за рамками адженды.

03/ Вы не успеете все решить

Многие думают, что во время сессии можно обсудить все проблемы, под все из них выработать решения, ведь времени на встречу выделено много.

На самом деле сессия — это только начало работы по стратегическим (а в нашем случае тактическим) задачам. За время сессии можно проработать, как правило, только одну проблему. Если в вашей команде много новичков, рассчитывайте на то, что на каком-то из этапов они будут разочарованы или встревожены этим.

Также сразу обсудите судьбу нерешенных проектов. Такие темы стоит собрать в бэклог и распределить по ответственным. К ним можно возвращаться на отдельных встречах или начать решать асинхронно в таск-менеджере.

04/ Важно довериться

Некоторые сотрудники не понимают, зачем тратить 5 часов, когда в это время можно поработать. Тем, кто заранее не верит в сессию, нужно предложить довериться обстоятельствам и попробовать взять максимум от ситуации.

Вполне возможно, что во время сессии они включатся и найдут для себя в этом ценность. По нашему опыту такие сотрудники в итоге поставили сессиям одни из самых высоких оценок.

05/ Обратная связь от коуча полезна

Если вы работаете с профессиональным фасилитатором, обязательно попросите от него фидбек. Например, то, как он оценивает команду, ее слабые и сильные стороны, и вас как лидера. Он также может дать советы по развитию юнита.

Очень часто фасилитатор по совместительству коуч, HR или бывший управленец высокого ранга. Его мнение может оказаться полезным.

Фото со стратсессий хэдов Go Ahead в 2020 и 2021 гг.
Фото со стратсессий хэдов Go Ahead в 2020 году

Что в итоге

После сессий и руководители, и сотрудники смогли много для себя вынести. Пять ожиданий, с которых началась эта статья, в разной мере оправдались во всех бизнес-юнитах.

Я верю, что мы дали своевременный заряд команде, проведя эти сессии синхронно в начале кризиса. Сотрудники увидели поддержку от компании, совместно поработали над обновлением стратегии и получили больше определенности.

Команды точно будут использовать этот опыт на внутренних встречах, а руководители учтут пожелания сотрудников, если такие сессии пройдут еще раз.

0
4 комментария
Lion Nikola

А какого рода бизнес? Напрягает такое количество иностранных слов, можно ведь излагаться понятным языком ? Согласитесь, что раньше и без этого справлялись, откуда такие бездельники берутся ? Кто вам за это платит ???

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Trisheva

Я в восторге от того, какая большая была проделана работа, это очень ценная практика. Стратсессии в Go Ahead — 🧡

Ответить
Развернуть ветку
Allweneedislove

прекрасно

Ответить
Развернуть ветку
Жанна Кондратьева

Класс, было интересно почитать о том какая работа была проделана и каких результатов добились, это очень вдохновляет. Хотела бы побывать на таких сессиях.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда