Карьера
Alexander Lashkov

Основатель Formisimo: Как тактично отказать кандидату в приеме на работу

Основатель сервиса для анализа взаимодействия посетителей с веб-формами сайтов Formisimo Ал Макин (Al Mackin) опубликовал в LinkedIn запись о том, как тактично и корректно отказать кандидату в приеме на работу.

Макин говорит, что новый бизнес хорош отсутствием устоявшегося положения вещей — нет ни HR-политик, ни выстроенных процессов. Полная неизвестность, которая может, как пугать, так и способствовать достижению высоких результатов. Основатель Formisimo уверен, что для стартапов традиционный подход к собеседованиям не так уж эффективен, поскольку сама работа в молодой компании подходит далеко не каждому. По его мнению, главное понять, удастся ли сработаться с новым человеком. 

Недавно Макин занимался подбором очередного сотрудника для проекта, который должен был стать всего лишь четвертым по счету членом команды. Всем кандидатам сразу говорили, что они попали не на традиционное интервью, а затем сооснователи Formisimo рассказывали ему о компании и её целях. В Formisimo нет тайн внутри коллектива — все важные документы, включая зарплатные ведомости, находятся на общем сетевом диске, а каждую пятницу команда начинает день за завтраком в ближайшем к офису кафе, где подают вкусные блинчики. Никакого собеседования — лишь свободная беседа.

Макин говорит, что так им далось понять кандидатов гораздо лучше, сразу становилось ясно, сможет ли человек работать в подобных условиях — подобная открытость подходит не всем. Составив впечатление о потенциальных сотрудниках, нужно было сделать финальный выбор, а значит, отказать всем кандидатам, кроме одного. Основатель Formisimo хотел с уважением отнестись к каждому человеку, который потратил время на интервью, поэтому был разработан специальный план оповещения тех из них, что получили отказ:

  • Каждому из них позвонили лично основатели, не ограничившись отправкой письма на почту. Макин уверен, что простое человеческое общение всегда лучше бездушного электронного сообщения.
  • Все кандидаты во время разговора услышали от основателя информацию о своих недостатках, которые помешали взять их на работу. Возможно, им было не очень приятно это слышать, но обратная связь помогает стать более сильным специалистом.
  • Претендентам, которые показали высокий уровень, но не подошли в данный момент, Макин сказал, что хотел бы поработать вместе и не терять контакт — у компании вполне могут открыться подходящие вакансии в будущем.
  • Затем основатель Formisimo спрашивал, есть ли у собеседника какие-либо вопросы. Макин говорит, что слышать отказ — это неприятно, поэтому человеку надо дать возможность задать вопросы в такой ситуации. Если придумать вопросы с ходу кандидату не удавалось, он мог отправить их по электронной почте уже после беседы.
  • В конце разговора Макин объяснял, на основании каких критериев работу получил успешный кандидат, а также еще раз подбадривал собеседников, упоминая об их сильных качествах.

По словам Макина, отказывать кандидатам после непринужденной беседы в офисе было еще сложнее — основатели познакомились с ними, и это уже был «не просто бизнес».

Реакция людей на отказ оказалась довольно неожиданной:

  • Несмотря на негативные эмоции по поводу отказа, каждый отвергнутый кандидат поблагодарил Formisimo за честность.
  • Все, с кем поговорил Макин, похвалили его компанию и её процесс приема на работу.

Основатель Formisimo говорит, что каждый разговор закончился на позитивной ноте, а у него самого было чувство, что он сумел кому-то помочь, а не просто отказал.

Редакция ЦП поинтересовалась у отечественных предпринимателей, как в их компаниях отказывают кандидатам в приеме на работу:

Сергей КравцовCEO 4talk
Весь мир состоит из простых решений — нравится/не нравится. Надо быть всегда честным по отношению к себе и к окружающим. Лично я всегда сразу прямо говорю, что мне нравится, что не нравится, и по какой причине я или буду работать или не буду работать с тем или иным человеком.
Сергей Дмитриченкосооснователь AmazingHiring

Есть несколько простых правил, как разговаривать с кандидатом, который вам не подошел:

  • Первое и, пожалуй, главное: обязательно возвращайтесь с обратной связь после интервью. Напишите или позвоните, ни в коем случае не «сливайтесь» без ответа.
  • Развернутый фидбэк — хорошо, но не всегда. Если человеку объективно не хватило знаний/навыков для вакансии - сообщите ему, большинство кандидатов это оценят. Но нужно помнить, что отказ может быть воспринят как критика. Если причина отказа субъективна, либо вы не можете ее четко сформулировать — лучше ограничиться общим отказом.
  • Чем больше этапов отбора кандидат прошел, тем более развернутый фидбэк он ожидает. Уделите этому вопросу больше внимания.
  • Давая фидбэк, не сжигайте мосты. Отказывайте только в рамках конкретной вакансии. Можно даже подчеркнуть это: именно на эту позицию мы вам не готовы сделать джоб оффер. Всегда есть вероятность, что откроется другая вакансия, для которой опыт и навыки кандидата могут подойти.
Сергей Шалаевруководитель Surfingbird

Мы просто говорим, что конкретный кандидат нам не подошел, и всё. Тем, у кого нет опыта работы или он небольшой (контент-менеджеры, стажеры и т.п.), мы просто озвучиваем что «если мы не написали вам через неделю, это значит нет» — там конкурс под 40 человек на место. Обзвонить 40 человек и объяснить, почему им отказали, физически нереально для нас. 

Максим Фалдинсооснователь Wikimart

Я думаю не надо стесняться говорить «нет». И тем более не надо стесняться отказываться объяснять причины. В России сложилась какая-то трусливая византийская культура в бизнесе — не отвечать отказом, сохранять за собой возможность сказать да, даже если это возможность призрачная. Просто «на всякий случай». Не считаю данный подход правильным — с такими людьми тяжело иметь дело.

0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Tagir Magomedov

Никогда в жизни не поверю в 40 человек на место в стартап, о котором никто не слышал. Члены семьи разве что.

Ответить
6
Развернуть ветку
Nikolay Talanov

Большая, дружная семья.

Ответить
0
Развернуть ветку
Koan

"Мы вам позвоним" - и всё сразу понятно

Ответить
3
Развернуть ветку
Konstantin

Не совсем понятно, при чем тут такт. Не, он в любом случае нужен, но в данных советах он как бы параллельно идет.

А так - самое правильное это действительно а) обратная связь; и б) намеки на потенциальное будущее сотрудничество _только_ в том случае, если такой вариант действительно возможен (а не тупо из вежливости).

Ответить
2
Развернуть ветку
Koan

Обзвонить 40 человек и объяснить, почему им отказали, физически нереально для нас.

Это говорит человек, у которого сервисом пользуются тысячи человек?
Звонить не обязательно, достаточно просто написать всем письма. И, если вы нашли время и возможность провести собеседования с этими 40 людьми, то и время на один звонок для них найдёте.
Не надо выкручиваться, это некрасиво.

Ответить
1
Развернуть ветку
Стас Присяжнюк

Не отвечай на запрос вообще, вгони сотрудника в бешенство.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
Увлечение самолётами, которое переросло в бизнес

Предприниматель из Волгограда производит и продаёт по всему миру симуляторы дополненной реальности.

Потерять канал в телеграме и заодно репутацию? Это легче, чем вы думаете

Всем привет! Меня зовут Альберт Базалеев, я эксперт в сфере информационной безопасности бизнеса. Одно из моих направлений — проект Варежка, это софт, который защищает telegram-каналы и корпоративные telegram-аккаунты от злоумышленников. Сегодня расскажу, какие «дырки» есть в telegram-каналах (которые так любят пиарить здесь на vc.ru) и к чему…

Лидерские качества. 30 полезных материалов для их развития

Наверняка вы не раз слышали фразу: «Саша — прирожденный лидер». Но разве лидерство «дается» с рождения? Конечно, нет. Как и многие навыки и soft skills, лидерские качества можно в себе развить. В этой статье я расскажу, с чего начать путь к лидерству, а еще поделюсь полезными материалами.

Новый дизайн «Секрета фирмы» учтёт пользовательские сценарии потребления и поиска контента

О трендах бизнеса и экономики можно прочесть коротко и ясно в удобных форматах

Мощные сервисы для быстрого машинного обучения: от GPU SuperCloud до суперкомпьютера

В последние три года мы видим рост спроса на технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Они проникли практически во все сферы нашей жизни, начиная от различных колл-центров и городских систем видеонаблюдения, заканчивая системами медицинского скрининга и диагностики заболеваний. Даже для оплаты проезда в столичной подземке…

«Яндекс» представил «Станцию» второго поколения с новым дизайном и улучшенным звуком Статьи редакции

Колонка поступит в продажу в первой половине 2022 года.

«Купи сейчас, плати потом»: новая классика или мимолетная мода

Сервис рассрочек рассказывает о новом финтех-тренде.

Ozon и AliExpress начали задерживать доставку товаров на несколько дней Статьи редакции

Оператор доставки для маркетплейсов объяснил задержки загруженностью дорог в Сибири и на Дальнем Востоке и высоким спросом накануне праздников.

«Яндекс» научил «Алису» генерировать сказки при помощи нейросети Статьи редакции

И научил разговаривать шёпотом.

Его отверг Y Combinator, но признали миллионы пользователей: как работает и зарабатывает криптокошелёк MetaMask Статьи редакции

Сервис приносит материнской фирме ConsenSys сотни миллионов выручки в год, рентабельность составляет почти 100%, а используют его более 20 млн человек. Кто создал кошелёк, с кем он конкурирует и за что его критикуют — в разборе The Generalist.

Презентация MetaMask
Сайт Tor заблокировали в России после публикации обращения с призывом к пользователям поднять у себя серверы Статьи редакции

Команда сообщила о начале блокировки всей сети с 1 декабря.

null