{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Офис с открытой планировкой — ужасная, отвратительная, очень плохая идея» Статьи редакции

Создатель Ruby on Rails Дэвид Ханссон — об открытых офисах.

Офис с открытой планировкой — ужасная, отвратительная, очень плохая идея. И не потому что нет тех, кому нравится работать в открытом офисе — такие есть. Их немного, на самом деле. А подавляющее большинство либо не одобряет опенспейсы, либо совершенно их ненавидит. И как заставить их работать?

Силой, конечно! Опенспейсы более привлекательны для людей на управляющих позициях, потому что им не нужно так сильно беспокоиться о своём времени и концентрации внимания. Лишь небольшому числу менеджеров приходится тратить несколько часов сосредоточенной работы над одной креативной задачей.

И именно менеджеры отвечают за дизайн помещений и договоры аренды. И именно они устраивают фотосессии в офисе, делают экскурсии для инвесторов, организуют интервью с журналистами. Опенспейс — прекрасный фон для таких мероприятий.

Однако он не способствует продуктивной совместной работе. Новое исследование показывает, что главный аргумент для опенспейса — повышение качества совместной работы — полная чушь.

Переход от традиционных офисов со стенами, дверьми и перегородками к опенспейсам приводит к тому, что общение между людьми становится более редким, а не наоборот. Сотрудники пытаются оградить своё внимание (и здравый рассудок!), заворачиваясь в кокон из наушников, и переключаются на мессенджеры и электронную почту для общения. Ох.

Я почувствовал отвращение к открытому офису ещё в начале тысячелетия, когда работал в нескольких технологических компаниях с такой планировкой. Это было царство рассеянного внимания и стресса. Качество моей работы сильно страдало, как и ментальное здоровье. Я могу с уверенностью утверждать, что я бы никогда не смог создать Ruby on Rails и любой другой свой продукт или креативное достижение в такой среде.

Один случай из тех времён выделяется. Мы уже работали в опенспейсе, но у меня хотя бы был стол возле стены, так что было небольшое ощущение приватности и психологической защищённости.

Потом менеджмент решил, что будет «смотреться лучше», если мы перейдём на круглые столы, где несколько человек сидят спиной в коридор, так что все, кто проходит мимо, смотрели бы на наши экраны. После небольшого восстания, которое продолжалось несколько недель, руководство отступило от этой ужасающей идеи.

Теперь опенспейсы очень распространены. Самое худшее — когда у вас десятки людей из разных отделов в одной комнате. Продажи, маркетинг, поддержка, администрация, программисты, дизайнеры, все остальные. Эти отделы имеют очень разные потребности в тишине или концентрации, звонках или разговорах. Смешать их вместе — это плохая офисная конструкция.

Чуть лучше — но всё ещё не очень круто — иметь десятки людей в одной комнате, но с почти одинаковыми или дополняющими функциями. Программисты, дизайнеры, писатели. Проблема здесь в том, что даже в пределах одной и той же области у разных людей будет очень разное понимание того, как именно им допустимо отвлекаться и разговаривать. Помните, что тех, кто наслаждается опенспейсом, очень мало даже среди творческих людей.

И, вероятно, наилучший вариант — это небольшая комната для команды, насчитывающей менее десяти человек, а лучше всего — менее шести. Раньше я сидел вместе с действительно маленькими командами, и всё было в порядке. Некоторые люди, которые вообще не любят опенспейсы, могут даже наслаждаться такой конфигурацией.

Ничего из этого не ново. Есть бесконечный поток исследований, показывающих, что офис с открытой планировкой — источник стресса, конфликтов и текучки кадров. И всё же это по-прежнему стандарт в технологической сфере. Почти бесспорный. Чёртов цирк.

Мы растрачиваем здоровье и человеческий потенциал в эпическом масштабе, заставляя подавляющее большинство людей, которые не любят или ненавидят опенспейсы, работать в этой среде.

Их работа ухудшается, удовлетворённость падает. И почему? Потому что это устраивает меньшинство? Потому что это будет хорошо выглядеть на нескольких фотографиях? Потому что это поразит незнакомцев, которые посещают офис? Убирайтесь отсюда.

0
179 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем НСК

Так никто и не говорит что каждому человеку нужно помещение отдельное. В чем проблема выделить, отгородить помещение под каждый отдел или под группу людей, которые постоянно коммуницируют между собой?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorenko

Число 6 - это уже личный опыт, личный best practice автора, который он выработал за годы реализации различных проектов. А в целом для подбора оптимального числа достаточно провести эксперимент или собрать статистику, многие консалтинговые конторы этим занимаются

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Бизнес это живой организм. Сегодня отдел- 6 человек, завтра 10, потом 2. Постоянно переезжать невозможно, столько кабинетов не найти, проще переносить офисные перегородки.

Никто от ОС не откажется никогда, особенно в публичном бизнесе. И ни один руководитель не пойдет на поводу у социопата, которому комфортно сидеть одному. Потому что любой бизнес это командная история, а не желание отдельно замкнутого сотрудника.
Это я как проектировщик говорю.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Ivanov
социопата
замкнутого сотрудника
как проектировщик говорю

Вы записали в социопаты (наверное, имели ввиду социофобов?) тех, о работе кого не имеете малейшего представления.

Программист в процессе разработки или багфикса держит в голове множество конструкций и данных. Эти конструкции и данные связаны сложными и хрупкими связями. Одно неловкое движение коллеги из отдела маркетинга и программисту придётся потратить от 15 минут до часа своей высокооплачиваемой работы просто на то, чтобы восстановить цепочку связей в своей голове.

Т.е. людям просто физически необходима возможность фокусировки внимания без отвлекающих внешних факторов, а вы их назвали социопатами.

Все остальные отмазки про плавающий размер команд - это, опять же, отмазки из разряда "сэкономить". Если проект действительно стоящий и приносящий хорошую прибыль, то расширение рабочего пространства не будет проблемой.

Такие, как вы, как раз и проектируют исходя из "потратить на аренду меньше", а не "обеспечить максимальную эффективность работы".

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Я проектирую не по своей воле, а исходя из ТЗ заказчика, особенностей здания и помещения. Решать у кого какие связи в голове, кому нужен кабинет, а кому нет - вопрос платящего заказчика. Я ВСЕГДА рекомендую делать заказчикам звукоизоляцию и звукопоглощение, хотя бы частично. За много лет работы согласились с акустическим проектом только двое: гендир крупной компании в личном кабинете и студия звукозаписи.
А что до социопатов - так это не оскорбление, а констатация.
У проектировщиков тоже есть связи в голове. И у конструкторов мостов. У бухгалтеров, у сметчиков. Им тоже не помешало бы уединение, но ничего, работают.

Ответить
Развернуть ветку
176 комментариев
Раскрывать всегда