Нанимать, нельзя остановиться

QIWI — о подходе, благодаря которому ИТ-рекрутмент в компании остается стабильным.

В апреле QIWI наняла в 2,5 раза больше ИТ-специалистов, чем в начале года. Мы давно поняли, что даже в кризис нельзя прекращать брать новых разработчиков — это серьезные инвестиции в будущее. Основные силы мы сосредоточили на поиске специалистов по Java, Big Data, IOS и Android.

Что мы видим на рынке

ИТ-рекрутмент — один из самых сложных сегментов, на него влияет всё, что происходит в мире. Так, в период пандемии возникла острая необходимость в увеличении штата ИТ-специалистов, поскольку наши продукты стали пользоваться большим спросом из-за массового перехода компаний в онлайн и роста их потребностей в платежной инфраструктуре.

В текущей ситуации рынок снова перевернулся. В начале марта он и вовсе замер — можно сказать, что найм во всех сферах полностью остановился, не только в ИТ. Это было связано с сомнениями потенциальных кандидатов: они находились в стрессе и были не готовы принимать решения — им было важно сначала прощупать почву. Однако через две недели ситуация стабилизировалась, и рекрутинг продолжился. Важным изменением стало увеличение среднего времени принятия решений: соискатели в сфере ИТ стали дольше думать до и после получения оффера. Они тщательнее анализируют ситуацию в компании и смотрят, как на ней отразились текущие события.

В течение последних двух месяцев острым вопросом на рынке стала релокация. В марте часть ИТ-специалистов решила уехать. И в целом, потенциальные сотрудники стали больше рассматривать вакансии от зарубежных компаний с возможностью релокации или удаленной работы. Но с течением времени этот тренд стал ослабевать — для многих специалистов такой вариант перестал выглядеть стабильным, скорее наоборот. И внимание соискателей вновь стало сосредотачиваться на российских работодателях, способных дать ощущение твердой почвы под ногами.

Что мы учитываем при найме

Ищем по ценностям. По нашему опыту, успешно и долго можно сотрудничать с теми ИТ-специалистами, с кем компания совпадает ценностно — поэтому мы не «перекупаем» массово людей у других организаций. Мы делаем ставку на сотрудников, которые вольются в корпоративную культуру. Нам важна проактивность, погружение в предмет и индивидуальный подход к проектам. В условиях, когда QIWI продолжает стабильно работать и развиваться, нам нужны ИТ-специалисты, которые поддержат эти процессы, потому что мы как компания близки им по духу.

Придерживаемся гибкого подхода в рекрутинге. Принцип быстрого найма существует в QIWI давно — он разрабатывался в течение четырех лет и меняется в зависимости от ситуации на рынке и позиции, которую нужно закрыть. Например, если нужно быстро нанять нескольких разработчиков, но в разные команды, то мы оптимизируем процесс — не создаем двойную работу и конкуренцию между рекрутерами, а запускаем «круг» найма. Это значит, что специалистов подбирают не в конкретную команду, а в компанию. Кандидата не будут интервьюировать два раза на две позиции со схожими компетенциями. Проводящие интервью менеджер и эксперт могут оценить уровень кандидата и сделать ему предложение в любую продуктовую команду. Выбор всё равно остается за кандидатом, и он может по своему желанию поменять продукт, находясь уже внутри компании.

Уделяем много времени обучению нанимающих менеджеров и рекрутеров. Обязательным условием для участия в рекрутменте в QIWI является прохождение специальных тренингов, где сотрудники изучают методы и инструменты оценки кандидатов, правила ведения беседы. Кроме того, сначала новичок в рекрутменте должен присутствовать на нескольких интервью в роли «тени» — наблюдать за процессом и набираться опыта. Именно от того, насколько комфортно проходит интервью для соискателя, зависит решение кандидата о работе в компании. По результатам наших внешних и внутренних опросов, кандидаты очень позитивно отзывались о процессе найма, а также отмечали, что часто узнавали что-то новое на техническом интервью.

Готовим «t-shaped» специалистов. Это набирающий популярность подход по управлению талантами в сфере гибкой разработки ПО. Концепция Т-образных навыков — это метафора, используемая для описания способностей ИТ-специалистов разного профиля. Вертикальная черта на букве T представляет собой глубокую, но узкую экспертизу в одной из областей разработки или тестирования. Тогда как горизонтальная линия — это черта дженералиста. Суть его в том, чтобы не делить айтишников по стекам, а иметь универсальных «солдат» с разными компетенциями — так они смогут быстрее вникнуть в процессы на соседних проектах и помогать друг другу.

Как мы находим «своих» айтишников

ИТ-специалисты выбирают будущее место работы по-разному. Некоторые идут в компанию только из-за бренда. Большинство выбирает работу по продукту, который принесет пользу окружающему миру. Есть и те, кто выбирает команду, а продукт им менее важен, потому что продвинутое комьюнити – это одна из главных составляющих успешного проекта.

У нас есть термин QIWI Fit – это человек, который подходит компании по духу, стремлениям и целям. Мы ищем «своих», кому интересна наша культура, кто готов пробовать и вникать в то, в каком русле развивается компания и ее продукты. При обучении рекрутеров мы делаем фокус на омниканальный найм: традиционных ресурсов (HH.ru и Хабр.Карьеры) иногда может быть недостаточно — и нужно искать новых ребят в том числе и на альтернативных площадках.

Безусловно, любой новой команде нужно время, чтобы притереться друг к другу. Даже если человек 100% match, мы понимаем, что сначала его ждет адаптационный период, и в нашей уникальной корпоративной культуре ему понадобится пара месяцев, чтобы стать полностью «кивишным».

Что предлагает ИТ-специалистам QIWI:

  • Технологичность. У нас современный стек технологий, который мы меняем в зависимости от потребностей бизнеса и развития рынка. У нас гибкая структура, сами разработчики имеют все возможности модернизировать процессы без указаний сверху.
  • Открытость. Нет развития там, где нет свободы. В QIWI специалист любого уровня может открыто говорить о каких-либо найденных недостатках в рабочих процессах или в функционировании продуктов и выносить вопросы на обсуждение. Именно за счет этого растут профессионалы, а с ними и компания. Наш топ-менеджмент также доступен для дискуссий, в том числе и CEO.
  • Лояльность. Мы ценим сотрудников за то, что они готовы изучать новые технологии. Например, если в продукте меняется технологический стек, на котором специализировался человек, компания обеспечивает его обучение и выделяет время на переориентацию.
  • Развитие. Любой сотрудник может свободно менять направления, должности, команды, если захочет. Компания инвестирует в обучение своих людей, предлагая большой каталог внутренних и внешних курсов. Бывает, что специалисты кардинально меняют направление в карьере. У нас есть кейс, когда человек из аналитики перешел в разработку. И есть несколько разработчиков, которые перешли в product owners.
0
62 комментария
Написать комментарий...
Тот самый партизан

Найм увеличился только потому, что в период максимальной нестабильности, связанной с сами_знаете_с_чем после 24 февраля, единственным способом покупать что-то по адекватному курсу оставался Алиэкспресс. С его способом оплаты через Киви с биржевым курсом (близким к нему). Однако, после закручивания гаек с гемблингом и предписанием ЦБ, массовой веерной блокировкой кошельков барыг (и не только) Киви как был помойкой, зарабатывающей на кошмаринге обычных людей, таким же и остался.

Ответить
Развернуть ветку
QIWI
Автор

Мы разрабатываем много инструментов для людей и бизнеса: кошельки, карты, эквайринг, прием налички и безнала от клиентов, массовые выплаты сотрудникам и фрилансерам. Поэтому и нанимаем классных специалистов.

Блокировки касаются только кошельков с подозрительными операциями. Мы на время ограничиваем доступ к аккаунту, оперативно проверяем документы и платежи и, если с ними все ок, восстанавливаем доступ к кошельку. Если видим нарушения, то прекращаем обслуживание и даем вывести деньги на счет в другой банк.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений -

Полностью подпишусь- киви полная помойка с полным отсутствием понимания слова сервис, как такового. Свой кошелек пополнил, тратил с него деньги на повседневные расходы (продукты питания, шеринг, бензин), а потом 2 недели объяснял, что я не верблюд. То фото не то, то объяснения. ПОМОЙКА!

Ответить
Развернуть ветку
QIWI
Автор

Евгений, добрый день!

Видим, что вопрос экологии нашего сервиса волнует вас очень остро. Пожалуйста, подскажите номер вашей заявки, очень хотим индивидуально изучить ваш кейс и ответы наших специалистов. Результатами проверки поделимся с вами.

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда