{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
SingularityApp

Не бояться планировать и решать задачи: как сделать свой рабочий день менее тревожным

Просыпаясь утром, ты видишь перед собой гору задач, не знаешь, за что хвататься. Внимание рассеивается, ты похож на человека, который пытается удержать в руках сотню маленьких шариков и не уронить их, при этом еще и балансируя на канате. Настоящий праздник для тревожности.

Как привычный взгляд на планирование и решение задач повышает твою тревогу

Причина 1: «Сделать как можно больше»

Нам всегда хочется сделать больше, чем мы можем. Сказывается целая гора факторов: ошибка планирования, повышенные требования к себе, давление общества, нездоровый культ продуктивности, перфекционизм. Кажется, что если ты не расписываешь каждый свой день в сто строк задач, то ты лентяй, теряешь даром ценное время, не пользуешься своим потенциалом на все 100% и проигрываешь в продуктивности.

Такой майндсет повышает тревожность. Она буквально дышит в спину людям с перегруженными to-do листом на день. Само собой, к вечеру со всеми делами разобраться не удается, они переносятся на завтра и перемешиваются с новым бесконечным списком.

Причина 2: «Планировать и решать здесь и сейчас»

Тревожности добавляет и необходимость постоянно решать, какую задачу сделать следующей, что может подождать, а что требует мгновенного внимания. Если ты вынужден решать «в режиме онлайн», то еще на середине рабочего дня твои когнитивные способности (да и настроение в целом) будут на троечку.

Причина 3: «Делать всё одновременно»

Многозадачность — это одна из самых злых ловушек современного подхода к работе. Тебе кажется, что если делать одновременно несколько дел, то успеешь больше. Но человек просто физически не может совмещать задачи, фокус внимания всегда перескакивает с одного процесса на другой.

Переключение может происходить в доли секунды и поэтому незаметно, но усталость и расход ресурса концентрации от этого меньше не становится. Мгнозадачность выматывает и понижает продуктивность.

Как менять подход, чтобы снизить тревогу

1. Не брать больше, чем «вмещает» твой мозг

Для многих это задача из раздела фантастики. Сказывается ошибка планирования — оценивая будущие задачи, мы почти всегда лучшего мнения о своей скорости и продуктивности, чем есть на самом деле. «Будущий я справиться со всем блестяще» — традиционное когнитивное искажение.

Чтобы помочь себе не переоценивать свои способности, посмотри на ситуацию метафорически. Твоя рабочая память имеет ограниченную емкость. Исследователи склоняются к тому, что человек может эффективно обрабатывать в течение дня не больше 3-5 задач. То есть у тебя есть только несколько слотов на день, в которые можно поместить проекты.

Внутри проектов могут быть более мелкие сгруппированные задачи, но не выходящие за его рамки. Например, у автора статьи есть проект «написать материал». В него входят более мелкие задачи — собрать фактуру, подготовить черновик, отредактировать вступление и т. д. Все они подчиняются главной цели проекта — работе над статьей. А значит, лежат в одном «слоте».

Ошибкой будет учитывать здесь только рабочие задачи, забывая личные дела и быт, которые тоже расходуют свободное место внутри твоей головы. Сгруппируй все задачи на день по проектам и посмотри, сколько их — если больше 3-5, то явно пора разгрузиться.

2. Не планировать по ходу дела

Ты будешь справляться с ежедневными задачами спокойнее, если выделишь для планирования отдельное время. Откажись от схемы «начну и в процессе решу, что и как делать». Планирование и действие — это два абсолютно разных режима работы твоего мозга, эффективнее разносить их по времени, а не совмещать.

Еще одна простая метафора — если ты хочешь, чтобы программа успешно работала, сначала ее нужно написать, а потом запустить, но никак не писать по ходу дела.

3. Делать в первую очередь самые сложные и неприятные задачи

Вместо того чтобы проводить свой день под давлением отложенных задач, начни его с самой сложной. На это есть как минимум три причины:

  • В начале дня у тебя больше сил и концентрации, поэтому ты быстрее и эффективнее разделаешься с трудным делом.
  • Если начинать с мелких задач, есть большой риск погрязнуть в них и под конец дня так и не разобраться с приоритетными, которые будут давить и вызывать фоновую тревогу.
  • Решив самые неприятные задачи, ты получишь мощный буст мотивации, на волнах которого будет проще довести день до конца продуктивно. Нет ничего прекраснее ощущения, когда на часах еще только обед, а ты уже закрыл главное и можешь работать дальше без нервов в спокойном ритме.

4. Визуализировать этапы работы и прогресс

Здесь поможет чек-лист с галочками или канбан с поэтапным переносом карточек — что ты уже сделал, что в процессе, что пока на стадии согласования с другими людьми и т. д. Используй планировщик задач. Естественно, мы рекомендуем SingularityApp, но, в принципе, подойдет любое привычное тебе приложение.

Визуализация отлично спасает от тревожности или ощущения потерянности в куче дел. Они не крутятся у тебя в голове, а аккуратно вынесены наружу и ты можешь следить за их состоянием. К тому же, поставить галочку рядом с задачей — всегда приятно и добавляет игровой момент в твой день.

5. Делить дела на категории и приоритизировать

Когда на тебя нападает куча маленьких задач, они все кажутся важными и тянут одеяло на себя. Мозг видит твой to-do лист как список одинаково важных дел, охватить которые сразу никак не получается. А это – рецепт для паники. Поэтому выбери для себя подходящий подход к приоритизации и группировке задач. Например, можно разделить входящие на категории:

  • Самые «горящие» задачи — то, что важно прямо сейчас и никак нельзя отложить. Этой группой лучше заниматься в первую очередь, выделять на нее основное и самое ресурсное время рабочего дня.
  • Ежедневные мелкие задачи — рутина, без которой не обойтись. Например, проверить почту, отправить документы, ответить в рабочих чатах. Занимает не так много времени, если держать под контролем и выделять специальный слот в дне, в который ты будешь концентрированно «щелкать» задачку за задачкой.
  • Нерегулярные, но важные задачи. Здесь то, что нужно делать время от времени. Эти задачи не требуют постоянного внимания, но ты все равно можешь переживать и тревожиться, что забудешь о них. Вынеси дела такого плана в отдельный список, на привязанные к датам поставь напоминания, а остальные просто время от времени просматривай, держа руку на пульсе. Это поможет разгрузить голову.

Увидеть гору задач, свалившихся на твои плечи, и первым делом запаниковать — нормально. А дальше нужно действовать с умом. Разобраться с делами и снизить тревожность — вполне выполнимая задача. Не пренебрегай планированием: выделив на него полчаса, ты сэкономишь уйму времени в течение рабочего дня и сохранишь свои нервы.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Эльчин Ибрагимов

таблетки фенибут
Фенибут и проблемы не *бут

Ответить
Развернуть ветку
Прозектор на удаленке

хорошие советы, приму к сведению, спасибо )

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

Мне кажется несмотря на стройность статья сама сильно мудреная. Надо просто уметь делать свою работу ровно и гладко. А для этого надо построить ровную и гладкую жизнь в целом. Пара советов тут не помогут, это работа всей жизни. Плюс нельзя сёрфить в инете - главный совет. А от этого откажется 0,1% людей. Как только перестаешь сёрфить - работа выгорает за пару часов. Но никто же не перестанет. И еще один основной совет - не откладывать. Делать все дела сразу. Иначе они копятся и вот приходится вот такие статьи читать.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

6) быть компетентным
7) выбирать где работаешь и с кем

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Вместо SingularityApp лучше используйте Notion, MS To-Do или TickTick

Ответить
Развернуть ветку
Koiru Zero

а ещё лучше тикток!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Novoseltsev

Чем singularityapp лучше связки MS To-Do + Календаря?

Ответить
Развернуть ветку
Siyavush Teymurov

тот же вопрос
только у меня Zenkit To Do

Ответить
Развернуть ветку
Ramil

Прикольное приложение

Ответить
Развернуть ветку
SingularityApp
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Не бояться планировать и решать задачи: как сделать свой рабочий день менее тревожным
Ответить
Развернуть ветку
Константин Комиссаров

К сожалению часто встречаю в вакансиях требование ""умение работать в режиме многозадачности". HR и руководство не владеют элементарными знаниями о мозге. Работа в режиме многозадачности миф. Мозг не может так работать. А переключаясь с одного на другое мы резко понижаем свою эффективность

Ответить
Развернуть ветку
Лаврентий Петренко

В начале статьи изображен какой-то инфант, не способный решать мало-мальские задачи. В таком случае пункт 1 - повзрослеть.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Часто работодатели стараются брать в команду людей, у которых уже первая стадия выгорания. Это когда глаза горят и ты готов решать сложные задачи и получать удовольствие от работы. Дальше они только эффективнее будут работать, пока не сломаются через несколько лет.
Если повзрослеть значит, что нужно понять, что эта работа не будет у тебя всегда, что кроме работы нужно развиваться в других сферах и отдыхать нужно каждый день, то да, нужно. Но не у всех это получается.

Ответить
Развернуть ветку
Лаврентий Петренко

Повзрослеть - значит, избавиться от "видишь перед собой гору задач, не знаешь, за что хвататься. Внимание рассеивается". Такое состояние ведет к прокрастинации, а это - типичное времяпровождение великовозрастного инфанта.

Ответить
Развернуть ветку
Max Savelev

👍🏽

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Иванова

Подобные советы дал мне бывший работодатель. Теперь стресс не так часто возникает, а работа при этом работается)

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Я планирую задачи на день поэтапно, от сложного к простому, никакой паники и тревоги не происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Афонина

Возьму на заметку. Спасибо за советы

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Добрая статья) Нравится метафора про слоты.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Планируешь планируешь, а потом херак и обычный рабочий день... Кто то что-то не туда ткнул или выпустил новую версию интерфейса по своему плану. Без тревог. Но не уведомил никого. И с кучей багов.
И тд и тп..

Ответить
Развернуть ветку
Koiru Zero

я закрываю таски просто по степени свежести, появляется новый таск - на предыдущий сразу забивается хуй; напоминают про незакрытый таск - хуй перекладывается с того на этот

можно подумать, что таким образом некоторые таски не закрываются никогда

именно так; как правило оказывается, что их вообще не стоило ставить и тем более делать

вот так работает метод естественного приоритета, отделяющий нужные таски от ненужных и даже вредительских

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 22 комментария
null