{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как распознать и вырастить джуна на курсах: три работающих кейса из практики IT-компании

Протестировали разные стратегии обучения и делимся выводами.

Мы – Clevertec, аутсорс-компания и занимаемся разработкой ПО. Командой 120 человек создаем решения для крупного бизнеса. На этапе роста поняли, что хотим сами готовить специалистов, и начали тестировать разные стратегии обучения. Что из этого вышло – честно и с подробностями расскажем в этой статье. Хочется, чтобы этот опыт помог небольшим студиям искать перспективных новичков.

Зачем мы учим?

Можно написать много слов об альтруизме, но без трезвого расчета не получается. Курсы всегда стартуют перед тем, как мы планируем расширить команду. Да, это сознательный шаг – учить бесплатно и в процессе присматривать талантливых ребят, которые впишутся в темп и философию компании.

Так сложилось исторически, что каждый центр обучения компании выстроил свою стратегию “воспитания” джунов. После проб, ошибок и трансформаций прижились три концепции.

Классический курс

Почему такой формат?

Обучение по каждому направлению начиналось с классических курсов: сбор заявок, тестовое задание, отбор, 4-5 месяцев лекций и практики. Потом другие направления сменили правила, а backend-курс остался. Тут есть секрет: у преподавателей – свобода в выборе подхода: вести группу в одиночку или привлекать коллег, заниматься онлайн или офлайн, объяснять теорию очень подробно или делать упор на самообучение и на встречах отвечать на вопросы.

Такая гибкость может и выглядит сумбурно, но сохраняет мотивацию менторов. Преподавать идут и опытные сотрудники, и те, кто недавно был джуном.

А причины у каждого свои:

  • нравится учить;
  • хочется изучить новые темы не из рутинного стека, а преподавание – лучший способ сделать это;
  • нужно подготовить человека, чтобы делегировать часть задач на своем проекте.

Поэтому важно, чтобы каждый мог преследовать свои интересы на длинной дистанции.

Как все устроено?

После проверки тестовых заданий формируются несколько групп студентов по 8-16 человек. Чаще всего на этот курс приходят люди, которые уже где-то учились или занимались сами. У них уже есть теоретическая база, и нужен последний интенсивный этап погружения, чтобы окончательно уйти в разработку.

Студентам читают лекции и дают домашние задания. Они свободно делятся друг с другом наработками решений или задают ментору вопросы в личной переписке. Здесь условия лояльные, главное – чтобы студент действительно разобрался в теме. А насколько это удалось, выяснится на промежуточном контроле.

Николай Галов
Lead Backend Developer

У каждого стажера есть свой ментор и отзывчивые коллеги, готовые объяснить непонятное и быстро ответить на вопросы. За три месяца человек адаптируется к командной работе, подтягивается технически и готов вливаться в коммерческую разработку.

Фишки

Промежуточные собеседования в середине курса. Условно это отбор на следующий этап курса. На интервью преподаватели определяют тех, кто справляется с программой лучше, и пропускают дальше, чтобы потом уделить им больше внимания.

Стать стажером можно во время обучения. Иногда уровень знаний позволяет не вести студента за руку до конца курса. После собеседования он переходит под руководство ментора и целенаправленно готовится к работе на действующем проекте.

Плюсы и минусы

+

  • Люди в группе общаются, видят прогресс и тех, кто быстрее справляется с задачами, делают перекрестное код-ревью – это их мотивирует.

  • Во время лекций даже в онлайне хорошо видно человека не только по техническим навыкам, но и в общении. Это полезно, ведь наша цель – найти того, кто впишется в коллектив и разделит ценности команды.

-

  • Лекции и менторство отнимают много времени у разработчиков. Бывали кейсы, когда преподаватель объяснял тему по 3-5 часов, а перед этим готовился часов 16.

Цифры

Так выглядит воронка на примере последнего курса по Java:

Подал заявку 141 человек

Прошли отбор по тестовому заданию – 16

Курс окончили 4 человека, трое попали на стажировку

Мобильная лаборатория для Android и iOS

Почему такой формат?

В доковидное время мы проводили офлайн-курсы с жесткими входными требованиями: базовые знания программирования для мобильных платформ, высшее техническое образование. Подходящих кандидатов было мало. Для 12-15 человек разработчики готовили и читали лекции, оставаясь после работы, проверяли ДЗ, а выпуск получился пустой.

Оказалось, что даже базовые знания из учебников и диплом не гарантируют, что студент освоит стек, который мы используем в продакшене.

Так родился вывод, что бесполезно учить, пока человек сам не напишет код и не сделает ошибки. К тому же офлайн-занятия из-за пандемии стали невозможны, нужно было изобретать онлайн-формат и желательно без чтения лекций молчаливым людям с выключенными камерами.

Сергей Меркулов
Руководитель Центра обучения по мобильной разработке Clevertec

Mobile Lab – это про самообучение и самостоятельность. До конца чаще всего доходят студенты профильных вузов. Классическое образование все еще работает, академические принципы и знания помогают.

Как все устроено?

Мы кардинально снижаем требования до базовых знаний любого языка программирования и даем две простые тестовые задачки. Они нужны, чтобы оценить чистоту кода и внимательность человека к дедлайнам. Тех, кто прошел отбор, приглашаем на тренинг.

Он длится около двух месяцев. Каждую неделю студенты получают задание и список материалов по теме для самостоятельного изучения.

У заданий есть дедлайн и оценки. В Git по коду и коммитам мы отслеживаем ход мысли и пишем комментарии к решению. Фактически вылететь с тренинга можно только по одной причине: если вовремя не сдал задание. Они со временем усложняются, кто-то не успевает разобраться в теме за неделю.

Фишки

Двухэтапная проверка задач. Первый – код-ревью от разработчика, второй – сборка и тестирование приложения. Оценка делится 50 на 50. Поэтому даже с не очень красивым кодом можно получить работающую программу и пройти на следующий этап. Плюс это хорошая тренировка для тестировщиков – почти тренинг внутри тренинга.

Moodle – система дистанционного обучения. В ней удобно делить студентов на группы, назначать разные права доступа, открывать новые задания только после сдачи предыдущих и отслеживать статистику. Здесь же лежат все материалы для изучения, а студенты оставляют ссылки на решения.

Администрированием занимается один человек: настраивает курсы, собирает и подбивает оценки разработчиков и тестировщиков.

Плюсы и минусы

+

  • Меньше времени тратим на подготовку и можем охватить больше людей.

  • Даем шанс: можно жить в маленьком городе, где никто не помышляет об IT-курсах, добиться успеха и получить работу.

-

  • Студенты могут говорить, что им уделяют мало времени. Но здесь логика такова: чем лучше код, тем короче обратная связь. Зачем длинные комментарии, если все в порядке и работает?

Цифры

Подали заявки 133 человека

Прошли тестовое – 48

Дошли до конца – 12

Мы проводили тренинг, потому что нужны были люди на проект. В итоге 3 Android и 3 iOS-разработчика остались в команде.

Автоматизированный тренинг по frontend

Почему такой формат?

Как и в случае с лабораторией для мобильщиков, тренинг не ставит цели научить теории. Это масштабный практикум под руководством менторов, дающий шанс “пощупать” и победить реальные задачи по разработке.

Хотя и здесь случались чудеса. Собирая обратную связь, мы получили такой отзыв: “До тренинга я всего 2 недели изучал JavaScript, а о React не знал ничего. Но в инструкциях к спринтам информация была хорошо структурирована, поэтому я успевал разбираться в новых темах”. И этот человек дошел до конца.

Как все устроено?

В феврале мы начали первое обучение фронтенду в формате лаборатории. Цель участника – создать интернет-магазин на React.

Задачу разделили на 8 спринтов: верстка, бургер-меню и слайдеры, фильтры, корзина и т.д. После проверки задания менторы принимали решение, переходит ли студент на следующий спринт.

Задания на спринты выдавали в формате видео (скрин экрана с демонстрацией, как все должно работать) и текстовых инструкций со ссылками на дополнительные материалы.

Вплоть до последнего спринта менторы не смотрели код, а только комментировали автотесты, которые студенты проходили после выполнения задания. На финальном этапе задача усложнилась: добавили проверку пулл-реквестов и вместо видеозадания выдали спецификацию от системного аналитика, максимально приближенную к реальной.

Фишки

Главный “изюм” этого тренинга – автотесты. Когда счет участников шел на сотни и десятки, предварительный авточек спасал менторов от многочасовых проверок кода.

Например, в спринте у студента было 20 попыток для автопроверки и 5 проверок ментора. Попытки на проверку студенты отправляли через бот в Telegram. Причем, не пройдя автотесты, нельзя было попасть на “живое” ревью.

Публичный чат в Telegram. Туда попали все, кто стартовал тренинг, и менторы. Мы задумывали чат как место для общения и возможность задать вопросы, если что-то не получается. Идея сработала, причем, иногда более продвинутые участники сами отвечали на вопросы “коллег”, не дожидаясь менторов.

Иван Коробейников
Lead Frontend Developer

С технической точки зрения это был интересный опыт для нашей команды разработчиков. Через бот в телеграме попытки студентов регистрировались в личном кабинете на внутреннем портале компании. Запросы на проверку прилетали менторам через бот в Slack.

Плюсы и минусы

+

  • Работа в реальных условиях с реальными задачами на актуальном стеке. На выходе участники тренинга сделали полноценный проект – интернет-магазин на React, научились работать с формами, взаимодействовать с данными на бэкенде.
  • Большой охват аудитории. По количеству заявок этот тренинг поставил абсолютный рекорд за всю историю наших курсов.

-

  • Много подготовительной работы перед стартом и во время тренинга: сверстать интернет-магазин, снять и смонтировать видео для спринтов, написать и протестировать бот и автотесты. Мы предупредили, что все тестируем на бою, предвидя заминки. И они случались. Тесты падали, например.

Цифры

505 заявок собрали

216 человек стартовали*

15 человек дошли до финиша (это даже больше, чем ожидали)

* Почему такой большой минус на старте? У нас не было тестового задания. Но был подготовительный спринт: там нужно было завести профиль на GitHub и настроить простую автоматизацию. На этом этапе отсеялись совсем новички. С остальными пошли дальше.

В итоге после тренинга мы провели собеседования и взяли в компанию 4 новых стажеров.

Парочка принципов, которым мы не изменяем

Никогда не обещаем рабочие места для всех. При этом еще ни один образовательный забег не прошел безрезультатно: каждый раз несколько человек остаются на стажировку. Крайне редко на этом их путь в компании заканчивается. Обычно мы и дальше идем вместе.

Делаем максимум, чтобы научить и помочь найти офер. Всегда ответственно относимся к менторингу и даем развернутую обратную связь, потому что этим занимаются только заинтересованные люди.

Для всех выпускников мы проводим итоговые конференции, где менторы отвечают на вопросы, и мастер-классы с рекрутером: рассказываем, как подготовиться к собеседованию, правильно оформить резюме. Мы не можем предложить работу всем сразу. Но оконченный курс или тренинг подтверждает знания, с которыми можно стартовать в IT в другой команде. А шанс, что через несколько лет уже опытный разработчик вернется к нам, есть всегда.

Подытожим

Вот и все три концепции в подробностях. Они не претендуют на идеальность, но на выходе дают примерно равный результат. По нашей оценке, он положительный. С помощью курсов компания закрывает потребности в кадрах нужного нам качества. Наши выпускники на собеседованиях выглядят компетентнее случайных людей с рынка.

В этой теме есть еще поводы для обсуждений: маркетинг, мотивация разработчиков и студентов. Если такой опыт интересен – говорите, мы поделимся.

Остались вопросы? Обсудим в комментариях!

0
5 комментариев
Anna Yadlovskaya

Все хотят сеньоров сразу, но никто не хочет растить джунов. молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Clevertec
Автор

Добрый день! QA курсы пока не планируются, если у нас что-то изменится - мы пришлем приглашение вам на почту и смс-уведомление. Спасибо, за регистрацию )
Сертификаты в конце курса выдаем, но они не имеют юридической силы, скорее это просто приятное завершение курса.
По форматам работы - мы придерживаемся гибридного формата, удаленка возможна. Джуниор специалистов ищем, как правило, в тех локациях, где у нас офисы - чтобы они могли иногда заходить в офис, погрузиться в атмосферу компании, вживую пообщаться с менторами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
wa

вот это круто!
в этом году планируются курсы по QA? на сайте в разделе обучения только заявку оставить можно, что и сделал. Если курсы планируются, то примерное окно напишите хотя бы, чтобы можно было выделить время для обучения.
И ещё такой вопрос - по окончанию курсов, студентам прошедшим финальный экзамен выдается какой либо сертификат, например о переквалификации со списком изученых тем и выполненых практических заданий?
Да, и еще - посмотрел актуальные вакансии в Вашей компании, возможен ли удалённый формат работы подходящего по условиям кандидата или только офис?

Ответить
Развернуть ветку
Clevertec
Автор

Извините, случайно ответили не в тред) Ответ на ваши вопросы ниже

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда