{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Сотрудники сопротивляются переменам, сроки срываются. Разбираемся, как вам поможет системный подход в управлении

Когда команда наступает на одни и те же грабли, отвергает всё новое и сыпятся запуски, в голову приходит только один вопрос: кто виноват и что делать? На помощь придет (не поверите!) системная семейная терапия! Обо всем этом в нашей новой статье.

Изображение: Freepik.com

Принцип работы с семьей как с системой и с командой как с системой очень похож. Системная терапия одно из самых молодых направлений, возникшее после Второй мировой войны. Любопытная деталь: развитие этого направления тесно связано с кибернетикой, так получилось, что у систем семейных и систем информационных — много общего.

Итак, как системно подходить к формированию команды, да и вообще ведению бизнеса? Для начала давайте определимся с понятиями.

Система команды — это всегда нечто большее, чем сумма сотрудников. В нее входят стереотипы взаимодействия, правила, мифы, границы, история.

Разумеется, система функционирует по определенным правилам.

1. Потенциал команды равен потенциалу ее самого слабого звена

Вместо слово «потенциал» можете поставить «эффективность»

Пример. У вас небольшое производство изделий из кожи. Вы тратите уйму времени на разработку эскизов, поиск хороших материалов. Строго следите за качеством и с гордостью можете сказать, что вы — лучшие в своем сегменте. Вы провели несколько успешных рекламный кампаний, но конкуренты дышат в спину, поэтому каждый лид для вас как драгоценность. И вот в какой-то момент ваш аккаунт-менеджер при первом касании с потенциальным клиентом как-то ему грубовато отвечает… Клиент может не стать клиентом и усилия всей команды коту под хвост.

2. В системе действует закон гомеостаза

То есть система стремится не к изменениям, а к сохранению своего положения. Системе сложно развиваться и меняться.

Примером может служить любая крупная корпорация или государственный аппарат — чтобы внедрить изменения, нужно пройти ооооочень долгий путь и постараться.

3. Всегда есть силы, которые будут сопротивляться изменениям

Пример. С этим сталкивалась любая команда, которая внедряла CRM с 0 или просто новую, «лучшую». Сколько сразу поднимается сопротивляющихся сил, сколько вылезает скрытых противоречий. Мы очень часто слышим от клиентов рассказы о мучительном внедрении чего-то нового. Как быть? Рассмотрим чуть ниже.

4. В системе нет виноватых

Это означает, что в системе нет виноватых и точка. Вся система породила ситуацию и даже токсичный или «прокосепорившийся» сотрудник является частью системы. И к какому-то событию привела череда других событий, связанных с другими людьми и законами действующей системы.

Пример. Возьмем все тоже ИП Кожевников Кожевник Кожевникович с его брендом «Кожа да рожа». Аккаунт-менеджер мог ответить грубо потому, что: набрали новых специалистов и мало времени уделили адаптации, не объяснили принятые правила общения с клиентами, сразу отправили в поле. Или до этого было общее собрание, на котором все друг по другу хорошенько проехались и сотрудник не переключился. Мы не призываем оправдывать — мы призываем смотреть системно и видеть нечто большее за каждой ситуацией.

5. Проблем нет, есть только симптом

Система «разговаривает» с командой (на этом моменте есть риск потерять читателя, но надеемся, читатель не выйдет из чата 🙂).

Представьте, что вся команда — человеческий организм. Владелец этого организма обычно слышит сигналы: тут кольнуло, там закрутило. В случае, если владелец осознанно подходит к вопросам здоровья, тогда организму повезло и его отведут к доктору. Ну а если владелец организма предпочел сделать вид, что не заметил симптом или занялся самолечением, то есть риск, что организм разболеется.

Пример. Допустим, Кожевник Кожевникович провел небольшое расследование и выяснил: действительно, есть проблемы с адаптацией новых сотрудников. А еще с разработкой положений и норм: попросту нет скриптов. Компания так быстро выросла и так быстро расширила штат, что об этом не успели подумать. В таком случае, грубый ответ аккаунт-менеджера послужил симптомом.

Благодаря симптому можно найти решение для чего-то большего.

Кожевник Кожевникович вместе с командой разработал необходимые стандарты адаптации, скрипты и прочие важные нюансы. И теперь «Кожа да рожа» готова к еще большему росту без потерь.

Наверняка, у вас уже назрел вопрос: а как понять, что система со мной говорит?

Очень просто:

  • сроки срываются
  • постоянно наступаете на одни и те же грабли
  • что-то не работает, как должно
  • много сопротивления

В общем, любое условно негативное проявление в команде. То, что работает не так, как вам хотелось бы.

Что делать?

  • Выписать проблему;
  • Крайне важно сфокусироваться не на том, как должно работать, но не работает, а на том, как работает сейчас;
  • Разобрать устройство системы в момент здесь и сейчас: что на что влияет, как все между собой устроено и связано;
  • Первопричина точно найдется. Помните, что это на самом деле не первопричина, а решение для чего-то большего;
  • Найдите решение (а не виноватых) для этого «чего-то большего»;
  • Внедрите и наблюдайте за результатом. Поздравляем, вы big boss!

Это только малая часть системного подхода к работе с командой, глубоко погрузиться в тему можно на нашем курсе «Командный и групповой коучинг» для руководителей и hr и talent менеджеров.

Если на курс не созрели, но читать нас нравится, приглашаем в телеграм-канал нашего основателя.

Ну а если есть вопросы и нужна консультация — обращайтесь, мы открыты к общению!

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Антон Кобельков

Не искать виноватых, а анализировать объективные события и процессы и корректировать их. Обучать сотрудников. Прямо как к этому подходят японцы.

Хотя иногда бывает и так, что конкретный человек просто попал не в свою команду...

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Белобородова
Автор

Согласимся, здесь все зависит от нескольких нюансов

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Лашина

Класс!

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Белобородова
Автор

Рады, что понравилась статья😊

Ответить
Развернуть ветку
under construction

"И вот в какой-то момент ваш аккаунт-менеджер при первом касании с потенциальным клиентом как-то ему грубовато отвечает… Клиент может не стать клиентом и усилия всей команды коту под хвост."

Бред. Это называется искать стрелочника. Если твой бизнес упирается в то , что где-то разово накосячил один сотрудник, значит что-то не так в процессах.

"2. В системе действует закон гомеостаза "
это характерно для вертикальных систему управления.
Где нет нормальных бизнесс-процессов и серьезные проблемы с делегированием обязанностей.

"Всегда есть силы, которые будут сопротивляться изменениям "

Если кто-то сопротивляется, может быть в изменение и нет ничего хорошего и стоит изучить вопрос глубже?

"В системе нет виноватых "
В неудачах компании всегда виноват ее руководитель.

"Компания так быстро выросла и так быстро расширила штат, что об этом не успели подумать."
Если у компании большой штат и все продажи упираются в один косяк конкретного сотрудника у доктора для этого бизнеса плохие новости.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кобельков

"Бред. Это называется искать стрелочника." - Не понял Вас. В статье же целый раздел 4. "В системе нет виноватых" посвящен обоснованию прямо противоположного

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кобельков

"Если кто-то сопротивляется, может быть в изменение и нет ничего хорошего и стоит изучить вопрос глубже?"

Любое значительное изменение - это компромисс между плюсами и минусами. Если ждать, пока минусы исчезнут, а вместе с ними и сопротивление, то команда будет топтаться на месте, пока другие быстро идут вперед.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Белобородова
Автор

Как здорово, что всегда найдутся люди с альтернативным мнением)

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Аксёнова

ушос р шргепуыщ

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Белобородова
Автор

Нчннпнтн

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кобельков

А вот с этим поспорю!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Тихомирова

ыавш оущкшро

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Белобородова
Автор

И здесь тоже нчгнпнтн

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда