Почему люди, которые искренне создают ценность на работе, не могут создать свой бизнес?

Всю свою профессиональную карьеру я работал бизнес-девелопером, менеджером по продукту, в общем человеком, который отвечает за развитие бизнес-направления. Вокруг себя я видел похожих людей: таких, для которых возможность создавать ценность значит больше чем личные амбиции и зарплата.

И как в этом может помочь коучинг и психотерапия?

Это действительно талантливые, удивительные ребята. Как и я, многие из них мечтают о своем деле, запускают параллельно с работой стартапы, все время ищут ниши и тестируют гипотезы. Как и я, они ждут пока смогут накопить деньги, получить бонус, расплатиться по кредитам, найти ту самую нишу и начать свое дело.

С другой стороны, мы знаем, что 95% бизнес-проектов проваливаются. Добрая часть из них сделана этими ребятами. Мы не попадаем в рынок, у клиента оказывается слишком высокая стоимость, которая делает нерабочей юнит-экономику, мы недооцениваем величину транзакционных издержек при переход на свой продукт. Для решения этих проблем есть целая индустрия акселераторов, трекеров и бизнес-консультантов.

Последний год я работаю в качестве коуча, изучаю психоанализ и психотерапию. Изучая себе и примеры других ребят, я пришел к выводу, что проблема старта неудачного бизнеса это в корне проблема ментальной модели убеждений, и только следующим шагом проблема опыта и недостаточных навыков.

Искреннее желание создавать ценность неизбежно приводит к попыткам начать бизнес

Для начала, мы знаем, что существуют “они”. “Они” это люди, которых не заботит создание ценности. Они приходят на работу, выполняют должностные обязанности по инструкции и уходят ровно в шесть часов вечера.

Эти люди не плохие и не хорошие, они другие, у них иная система ценностей. И ключевое отличие людей, которые искренне хотят создавать ценность, заключается в том, что мы убеждены:

Чтобы я чувствовал себя ценным, я должен быть полезным

Посмотрите еще раз на эту фразу. Согласны ли вы внутренне с подобной постановкой вопроса?

Подобное убеждение формирует поведение, где основным фактором самооценки для нас является наша полезность. Это очень круто для современных компаний, которые используют эту тему под различными соусами “владелец продукта”, “внутренний предприниматель” “менеджер проекта” и так далее.

В подобных ролях, где уровень неопределенности высокий, полезность гораздо чаще выражается в том, как успешно мы проводим совещания, синхронизируем различные группы внутри компании, налаживаем отношения и умеем добиваться своего.

Когда мы получаем зарплату за нашу полезность возникает иллюзия, что наша полезность обменивается на деньги и в мире бизнеса. И если уровень опыта, накоплений и амбиций позволяет, эта иллюзия превращается в попытку создания бизнеса.

Однако, с большой долей вероятности, эта попытка будет обречена.

Дело в том, что мы хотим создать бизнес, который будет полезен людям. Таким образом, мы сможем чувствовать себя гораздо более ценными, ведь мы помогаем ни одной конкретной компании, а всем, до кого можем достучаться.

Ключевое свойство полезности - она не является необходимой. Проблема большинства бизнесов, которые мы начинаем, в том, что клиенты бы хотели это получить, но не готовы за это платить.

К этой сложности добавляется еще одна. В наших глазах, полезность это что-то хорошее, чего бы мы хотели сами для себя и чем мы хотим поделиться с другими. Здесь к полезности прибавляется моральная оценка “хорошести”. То есть фастфуд, будучи полезным и решающим конкретную проблему, уже не проходит фильтр возможных идей для реализации, поскольку он вредный, а значит “нехороший”.

Остается очень ограниченное количество бизнес-моделей на конкретном географическом рынке в этот период времени, в которых можно сбалансировать юнит-экономику, что просто катастрофически сказывается на наших шансах ее найти.

Искать такую модель нерационально, но почему мы продолжаем это делать?

Если мы хотим зарабатывать деньги с помощью своего бизнеса, то в чем проблема с покупкой франшизы, открытием шиномонтажки, столовой или автомойки? Это проверенные, устойчивые бизнес-модели, которые гарантированно сделают из нас владельцев собственного бизнеса.

Шансы создать полезный и хороший стартап - минимальные. Большинство из нас не захочет рисковать сотней долларов в казино, но легко ставит все результаты собственной жизни на подобную рулетку, выстраивая карьеру таким образом, чтобы в какой-то момент все таки сделать попытку. А потом еще и еще одну, пока из перспективных менеджеров мы не превратимся в людей, у которых “плохой карьерный трек” и рекрутеры называют нас “сбитыми летчиками”.

Мы не хотим бизнес, мы хотим, чтобы нас любили.

Психотерапия и коучинг кажутся полезными, хорошими вещами, которые очевидно не являются необходимыми. Пока ты не увидишь, что ВСЯ твоя жизненная стратегия подчинена иррациональному убеждению.

Любовь?

Откуда взялась любовь в вопросе старта своего бизнеса? Для этого нам нужно разобрать вопрос - откуда у нас берется безудержное стремление быть полезным, создавать ценность?

Для каждого человека ответ будет индивидуален, но ради иллюстрации мы сделаем обобщение. Его можно назвать “условность родительской любви”.

Многих детей из поколения 80-х, 90-х не любили просто так. Время было дефицитное, родителям самим приходилось выживать. На это накладывалась культурные особенности советского воспитания. Считалось, что свободное, чисто проявление любви к ребенку сделает его избалованным.

Быть любимым, а значит представлять ценность в глазах другого - это базовое свойство человеческой психики. Любовь нужна человеку, особенно маленькому, всегда. Если она достается только в случаях, где он или она хорошо себя вел, кушал, слушался, помогал маме или папе это формирует глубокий комплекс обмена любви на собственную полезность.

В результате, поведение основателей большинства неуспешных проектов это не поведение по поводу создания собственного бизнеса. Это поведение компенсации нехватки родительской любви и попытка получить ее от абстрактных “других”, ради которых основатели бизнеса стремятся быть полезными. Сложно заработать деньги в таких условиях.

Это убеждение сидит в нас очень глубоко и очень прочно, поскольку оно многократно подкреплено родителям в возрасте максимальной эмоциональной уязвимости. Прочтение книги, осознание факта с помощью этой статьи, поход на тренинг не сможет его изменить. Вы продолжите выстраивать жизненную стратегию получения любви через действия, вместо того, чтобы получать деньги, свободу и независимость.

Что с этим можно сделать?

Есть единственный путь - это осознать собственное поведение во всей его глубине, сформулировать для себя рациональные убеждения по поводу получения любви и бизнеса, и получить эмоциональное подтверждение новой ментальной модели.

Сделать это можно двумя способами.

Первый, знаком всем нам. Это ролевая модель успешного предпринимателя, который падал и поднимался, падал и поднимался. Именно за нее мы цепляемся. Если у вас устойчивые рациональные убеждения по поводу ошибок, вы умеете выводить себя из фрустрации, не ставите свою поведение в зависимость от мнения окружающих и, в конце концов, поймете, что нужно открывать шиномонтажку, а не очередной SaaS.

Затем сделаете сеть шиномонтажек, Shina IS и сумеете воплотить мечту всех нас - быть любимым, делая бизнес)

Но очень много “если”.

Второй способ - это коучинг и психотерапия. Работа с вашими целями через призму убеждений и детского опыта, в попытке вытащить на уровень осознания то, куда вы на самом деле направляете свою жизнь. Затем совместное выстраивание рациональной ментальной модели, создание и претворение в жизнь стратегии по получению эмоционального опыта, который бы подтвердил, придуманные умом конструкции.

Это длинный путь, но вы сможете пройти по нему гораздо дальше, перестав ходить по кругу.

0
157 комментариев
Написать комментарий...
Давид Масидженко

Тут пытаются продать подписку на услуги друга на час тем, кто не может сделать своё дело и обитает от этого в системном психозе.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Индустрия терапии и коучинга за западе успешно существует десятки лет и ей пользуются как международные компании, так и предприниматели и топ-менеджеры.

Я бы не назвал это психозом, но немало людей фрустрированы в связи с попытками начать свое дело.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Nickolai Vasiliev

У меня одного складывается ощущение, что проблема в непонимании, что есть бизнес и для чего его создают?

"Бизнес - набор повторяемых действий, нацеленных на получение прибыли. Всё остальное - хобби" (с) (автора не помню).

Также категорически не согласен с тезисом о "них". Люди вполне могут создавать ценность с 9:00 до 18:00. У них просто все в порядке с личными границами. Дома они отдыхают, уделяют время семье - переключаются, чтобы восстановить ресурсы для дальнейшего создания ценности без преждевременного выгорания.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Делать повторяемые действия и получать прибыль (разную) - это безумие называется. Автора вы наверное знаете. Мне больше нравится лаконичная фраза кого-то, не помню точно кого: "Бизнес - это про деньги".
Не скажу, что согласен с ней на 100%. Я лично за концепцию, что бизнес должен думать и о ценности с пользой, в самом широком смысле этих слов. Но про эту фразу никогда не стоит забывать, иначе успешного бизнеса не получится.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Андрей Дымов

Путь к достижению успеха начинается, в первую очередь, с самого себя. Если ты - ленивая безвольная тряпка, то здесь никакой коучинг не поможет. Но с другой стороны, если человек силён внутри и уверен в себе и успехе своей идеи, то ему и коучинг так-то не нужен. Как по мне, так это совершенно бесполезная штука, эффект плацебо :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

А что делать ленивым безвольным тряпкам, аннигилироваться? Или стать сильными внутри и уверенными в себе и успехе? Между двумя этими полярностями есть реальность в которой человек живет и пытается что-то с собой сделать. Коуч профессионально помогает стабильно получать более высокие результаты.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Вячеслав Григорьев

Увидел слово “Коуч”, проматал сразу простыню воды до комментов.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

До коучинга я 10 лет проработал на бизнес-позициях.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Гусев

Предположим, что я верю в существование людей, только и мечтающих причинить пользу ближнему своему. Такие люди, запуская бизнес, должны думать о пользе вместо денег. В результате получается помочь людям, но не получается заработать. Все логично же.

В конце концов желание быть полезным можно реализовать не через бизнес. Детских домов и приютов для животных полно. А то это как идея-фикс: "Хочу бизнес, но только чтоб для людей". И рыбку съесть, и бабла поднять.

И автор, Вы меня простите, я обычно не пристаю по таким поводам к незнакомым людям... Но за "вообщем" надо в принудительном порядке записывать на какие-нибудь курсы.

Ответить
Развернуть ветку
Ромик Савельев

То есть ошибок тьма а ты прицепился только к этому? Я вообще всеми руками за чтобы авторы перечитывали статьи перед публикацией

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Просто сейчас ключевая ролевая модель для поколения 80-х, 90-х это предприниматель. Отсюда и конфликт. Социальное давит личное, возникает проблема.

По орфографии спасибо, курсы точно бы не помешали.

Ответить
Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Люди не то, чтобы мечтают причинить пользу, люди мечтают, чтобы их любили, причем многие - и пользуются для этого соответствующими стратегиями. Например, причиняют пользу. Есть и другие стратегии - автор рассказывает про одну из них.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Lukovetsky

Мне понравилось, что вторая часть заголовка, прочитав которую я сюда не зашёл бы, спрятана под картинкой.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

А о чем бы вы хотели, чтобы рассказала статья? Если вы искали подтверждение своим мыслям, то какая на ваш взгляд причина провалов? Если готовы были принять альтернативную точку зрения, она все еще здесь.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Smirnov

Потому что есть огромная разница между тем что бы тратить свои деньги и получать чужие. Многие прекрасные и умные люди которые получают 250К рублей в месяц вдруг впадают в шок когда им нужно содержать сотрудника за 100К рублей в месяц :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Подобная ментальная модель - эта тема отдельной статьи)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Разоряются 95% начинающих, и не важно чего они там хотят, полезности, любви или кучу кокаина и шлюх. Даже если все начинающие антрепренёры пройдут курс от БМ, психотерапевта, коуча, хуёуча и прочих колдунов, по-итогу, все равно 95% из них разорится. Ресурсы ограничены - на всех не хватит.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подплетько

не ресурсах дело, а в наличии идей и способов развития товаров и услуг

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Я

Если все начинающие антрепренёры пройдут курс от БМ и прочих-хуечих, то кто на завод пойдет?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Tatyana Musikhina

Ресурсы есть в огромных количествах. Вопрос - в их распределении

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина
Второй способ - это коучинг и психотерапия.

Собственно, для чего все и писалось.
Автор красиво стелет, как и все "бизнес-тренеры", коучи и другие ребята. Но толку от этого не очень много.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Поделитесь опытом?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Artem Reva

Спасибо за статью, трезвый взгляд и грамотное изложение.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Спасибо! В комментариях редко хвалят, поэтому трудно бороться с искажением, что написал нечто неудобоваримое. Слова поддержки помогают центрировать картинку.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

Путь становления бизнесменом, описанный Киосаки:
1. Надо открывать свое дело до 30 лет. Потом ипотеки, дети, склад характера наемного работника
2. Обычно только 3й ваш бизнес будет прибыльным, первые два разорятся но дадут вам бесценный опыт.
Про родительскую любовь и стремление быть полезным - вода для тренингов

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

В конце статьи описывается этот путь.

Не у всех остается смелость и ресурсы после первой попытки, чтобы продолжить.

Вода для тренингов, но мясо для персонального коучинга, если мы говорим о ваших родителях и ваших интерпретациях. Поэтому мы не проводим тренинги, а работаем только персонально.

Ответить
Развернуть ветку
Э

Интересно было почитать. Автор, не проецируете ли вы свои страхи детства? Сколько знаю бизнесменов - им плевать на полезность, главное деньги. Так что вы, возможно, не ту степь анализировали.
Критикую. Но с уважением отношусь ко всякому кто анализирует.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

В лирическом герое статьи много моего. Бизнесменам старшего поколения подобные рефлексии не свойствены, у них есть «выживательные» убеждения. Текст обращен к предпринимателям моего поколения и людей с таким подходом к делу я знаю реально много.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Silin

Имхо желание создать свое дело - это определенная жилка, которая не всем дана либо ее не взрастили. Ибо дофига примеров, где крутейший специалист сидит в компании и из-за любимого дела, и потому что у него есть огромный вес и авторитет

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Речь в статье о тех, кто продолжает сидеть, но хочет создать. Таких немало и не у всех из них есть пресловутая жилка.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Korolev

Шиномонтажка единственный реальный выход?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подплетько

автомойка) химчистка)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Я

Бизнес-молодость. Начало.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Было бы круто построить психотерапевтическую или коучинговую практику такого масштаба. Как и литературного героя статьи, у меня есть проблема с тем, что хочется сделать это экологично.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

А статья хоть на одно исследование ссылается? Ну то есть это автор статьи сам придумал, что так работает или готов подтвердить?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Не ссылаюсь. Это обобщение моей практики, наблюдений и личного опыта. Научное подкрепление ресурсоемко, поэтому нужна веская необходимость подкреплять свои рассуждения ссылками. Кроме того, на каждый тезис статью не найдешь. Не подкрепленные тезисы будут вызывать вопросы. В итоге получится недонаучная недостатья в недожурнал. Так себе перспектива.

Ответить
Развернуть ветку
airbeard

Приятно было читать, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Кроко

Психотерапия (особенно с медикаментозной поддержкой) может помочь вообще во всем. А некоторым просто надо разобраться в себе и продолжать работать по найму - так они и заработают больше и будут более счастливы в принесении пользы и получении любви.

Ответить
Развернуть ветку
Прайс Матрикс

Соглашусь с "разобраться в себе". И здесь имеется в виду, не "подлечиться", а определить свой психологический тип личности и состояние. Ведь не каждому дано строить и поддерживать системы = быть бизнесменом. Не каждый может и продавать. Либо продавать можно тоже по-разному. Кто-то мастер массовых продаж, а кто-то - "индивидуальных втюхиваний".

Ответить
Развернуть ветку
Rasul Tokhniyazov

По моему мнению стремление и умение создавать ценность для людей - это конкурентное преимущество при создании своего бизнеса. Другое дело, что люди за эту ценность должны платить деньги, которые позволят данной бизнес-модели быть устойчивой. А если они не платят - значит где-то есть просчет в конкретных действиях или их отсутствии. Поэтому, тут психолог и коуч бессильны.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Кстати, ваш комментарий навёл на ещё одну известную, но не всем понятную истину. С одной стороны, предприниматели не умеют/не готовы/не хотят создавать ценность и прочие плюшки, а с другой - русский человек в своем среднестатистическом состоянии не готов и не хочет доплачивать за те ценности, которые создают некоторые компании. Типа нахрена ехать в автомойкц за косарь, где приветливые сотрудники, не рукожопые специалисты, хороший интерьер, вкусный кофе/чай и оплата по карте, если за углом пацаны так же помоют тачку, но за половину косаря. Пример утрированный, но суть думаю понятна. Таких примеров даже в повседневной жизни можно много привести. В частности, раз автор говорит о поколениях, то в основном старшее поколение не готово ко всему вот этому.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Pavel Golub

Есть ещё подозрение, что раз не платят деньги за полезность, то бизнес создаёт для них как раз недостаточно полезности/ценности. И тут вариантов два: либо пробовать повышать степень полезности для текущих клиентов, либо продавать другим, кто эту самую полезность оценит и заплатит, как надо

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Подплетько

вывод из статьи надо обратится к психологу-коучу))

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Я честно дал альтернативу, большинство людей идет этим путем.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Нет, лучше сразу стать коучем-психологом и убить двух зайцев)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Прайс Матрикс

Прекрасная статья! Обобщила мои знания и опыт, подтвердила понимание. В статье про меня. :)
От себя добавлю то, что когда-то очень понравилось в книге "Квадрант денежного потока": есть 4 сектора, и бизнес не равно самозанятность. Бизнес - это созданная тобой система, которая может работать без твоего физического присутствия. Если ты стоматолог или адвокат или репетитор, и сам оказываешь услугу или что-то делаешь руками, то это не бизнес. Но можно его построить. пПо-моему, разница огромная.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

и чтобы это понять пришлось читать книгу?)
грусть печаль

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Stanislav Savvinykh

Можно вполне делать успешный бизнес из разных (любых) мотиваций, так как в итоге это все равно про прибыль. Степень осознанности будет влиять в основном на количество затрачиваемой энергии.

И второй момент - работа по найму - это изначально про осознанный выбор меньше париться на тему ответственности и оставлять больше энергии и времени на другие вещи, так как по факту количество зарабатываемых денег не равно степени удовлетворенности от жизни.

Короче, автор - меньше слов, больше конкретики надо, а то идея норм, но аргументов и как это в жизни применить не видно. Какая сеть шиномонтажек, о чем это?))

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Речь в статье идет про конкретное иррациональное убеждение, которое замтавляет людей выстраивать рискованные жизненные стратегии. А именно пытаться сделать хороший и полезный стартап, который будет масштабироваться.

По второму моменту. Статья в большей степени адресована поколению 25-35 на позициях менеджеров направлений. Моя выборка знакомых поголовно мечтает о своем проекте, так или иначе.

По третьему пункту согласен, раскрыть не удалось. Тема обширная, буду писать еще.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Анатолий Б.

Прочитал статью, почти всю сознательную жизнь был самостоятельным предпринимателем, хотя и в найме тоже работал.
Но так и не увидел ответа на вопрос в заголовке.
Вот такие коучи!:))) И слово-то мерзкое - как отрыжка.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Ответ на вопрос из заголовка в этом абзаце

«Остается очень ограниченное количество бизнес-моделей на конкретном географическом рынке в этот период времени, в которых можно сбалансировать юнит-экономику, что просто катастрофически сказывается на наших шансах ее найти.»

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Роман Коржнев

ок, откуда тогда эта мантра про value. отвечу сам - это способ дифференциации, любовь к себе, своему делу и к клиенту - это то, что преобразует мир

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

На поверхности безусловно. Если мантра позволяет успешно зарабатывать деньги, то это прекрасно. Статья о случаях, когда она начинает мешать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

"Кому-то это просто не дано" я бы назвал иррациональным убеждением, если бы был дополнительный контекст ситуации, о которой вы говорите.

Есть сотни примеров инстаграм-бизнесов, где люди смогли найти серединку между продажей и пользой.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alex Okara

Прекрасное название статьи, а вот содержание подкачало. На выходе конкретного периода плюс или минус зависит от качества операционной работы команды. Может, я более в продуктовом плане смотрю на успех или не успех, но проблематика гораздо шире.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Безусловно, но про работу операционных команд написано валом. Я узял более тонкий аспект, который создает проблему в том как человек смотрит на эти вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ромашов

Прочитал статью. Понравилось. Очень понравилось во второй части статьи. Автор попытался донести максимум СВОИХ мыслей для читателей. Но, как мы все понимаем, у 4 из 5 читателей свои взгляды на эту тему. Совершенно не вижу смысла в этих спорах, навязывания своего мнения что не прав автор или тот, кто его комментнул, или не прав тот, кто комментнул комментатора автора и так далее...
Я считаю каждый по-своему прав. Никого не пытаюсь оспорить или унизить, может быть кто-то и написал такую мысль до меня, в чем я уверен. Ведь примеров действительно куча, а точнее, за пример можно взять абсолютно любой бизнес. Как я считаю, в бизнесе нет ничего сложного. Любой адекватный человек, который в школе понимал хотя бы основные науки, может все продумать на начальном этапе, а далее он уже найдет себе тех, кто ему помогут в дальнейшем, ведь ни один человек не сделал хороший бизнес в одиночку. «Одна голова хорошо, а две лучше».
Ведь самое главное в бизнесе-это умение найти тот товар или услуги, которые ты сможешь толкать людям так, чтобы им это нравилось, при этом, извлекать прибыль для себя.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

так это и так всем известно. не умеешь делать биз - научи этому других :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Здесь нет попытки научить делать бизнес. Есть попытка решить проблему, которая может мешать человеку начать его адекватно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pavel Golub

Андрей, привет. Интересный взгляд, особенно про стремление быть полезным из-за нехватки любви. Надеюсь, твой личный бизнес в этом направлении будет и экологичен, и полезен, и успешен финансово

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Павел, привет! Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Bernatovich Valeriy

Как-то слишком всё идеализировано. А вариант «хочу больше бабла» вообще не рассматривается?) Ну условно работает Вася начальником отдела продаж в какой-нибудь средней руки конторке по оптовым продажам чего-либо. Имеет ЗП в 100тр + бонусы. При этом он оброс нужными связями на рынке и опытом. Уходит и открывает компанию -конкурента бывшему директору. С ненулевой вероятностью через год-два Вася будет иметь кратно больший личный доход + некоторую степень свободы. О каком желании «быть полезным и любимым» тут вообще речь? )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

О никакой. Такой сценарий существует, но я рассматривал не его, потому что у Васи все ок)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anastasia Evseeva

Статья чисто рекламная, побуждает обращаться за услугами к коучу. Как можно доверять какому-то парню, пусть даже хорошему, если у него самого нет опыта создания своего бизнеса? С другой стороны, коуч -это вообще непонятно кто. Психолог? А если человек не хочет рефлексировать по поводу своего детства и заниматься психоанализом? С другой стороны, почему автор думает, что бизнесменам не важно, какой создавать бизнес? Может быть кому-то и захочется открыть шиномонтажку, но кому-то не захочется тратить силы и время на это.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Вандышев

что за бредятину тут впихивают....

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сальников

Крайне полезная статья. Простая. Понятная. Отрезвляющая.

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Lukiniha

Спасибо за статью, абсолютно согласна и вижу этот феномнон вокруг часто - люди, идущие в бизнес с тем, чтобы почувствовать себя любимыми и свою собственную ценность через дело - вместо того чтобы пройти психотерапию и почувствовать себя ценным априори. И как правило, к таким бизнесам прилагается куча установок, например одна - сопротивление к тому чтобы брать хорошие деньги за свои сервисы и строить эффективные модели, приносящие хорошую прибыль. Это вроде как посягает на ту самую «хорошесть» и обесценивает в голове ценность. Из таких примеров я не видела ни одного бизнеса, ставшего коммерчески успешным. Приносить ценность продуктом и полезность потребителю конечно необходимый критерий для успешного бизнеса, но бизнес не может заполнить внутреннюю пустоту и заставить человека почувствовать себя ценным и хорошим, сам по себе. Психотерапия тут - золото, и четкое честное понимании того, зачем идёшь в бизнес, прежде чем его начать. Давно об этом сама думала, но в первый раз вижу статью на этот тему!

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Ценным априори, это надеть корону «Я сокровище»? Никто никому априори без пользы не ценен, в принципе.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Fedorova

Да, согласна. По крайней мере мой опыт подтверждает корелляцию между достижениями и отсутствием ощущения ценности. Но это какбэ очень базовая вещь... гиперкомпенсация. И она есть не только в бизнесе)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рабченок

Пришел к мысли, что люди к 35 лет обладают кучей психологических блоков, навязанных в детстве. И тут без психолога никак

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Бибаева

Спасибо за статью. Узнала себя.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Фисейский

Ой как много воды...

Ответить
Развернуть ветку
154 комментария
Раскрывать всегда