Почему люди, которые искренне создают ценность на работе, не могут создать свой бизнес?

Всю свою профессиональную карьеру я работал бизнес-девелопером, менеджером по продукту, в общем человеком, который отвечает за развитие бизнес-направления. Вокруг себя я видел похожих людей: таких, для которых возможность создавать ценность значит больше чем личные амбиции и зарплата.

И как в этом может помочь коучинг и психотерапия?

Это действительно талантливые, удивительные ребята. Как и я, многие из них мечтают о своем деле, запускают параллельно с работой стартапы, все время ищут ниши и тестируют гипотезы. Как и я, они ждут пока смогут накопить деньги, получить бонус, расплатиться по кредитам, найти ту самую нишу и начать свое дело.

С другой стороны, мы знаем, что 95% бизнес-проектов проваливаются. Добрая часть из них сделана этими ребятами. Мы не попадаем в рынок, у клиента оказывается слишком высокая стоимость, которая делает нерабочей юнит-экономику, мы недооцениваем величину транзакционных издержек при переход на свой продукт. Для решения этих проблем есть целая индустрия акселераторов, трекеров и бизнес-консультантов.

Последний год я работаю в качестве коуча, изучаю психоанализ и психотерапию. Изучая себе и примеры других ребят, я пришел к выводу, что проблема старта неудачного бизнеса это в корне проблема ментальной модели убеждений, и только следующим шагом проблема опыта и недостаточных навыков.

Искреннее желание создавать ценность неизбежно приводит к попыткам начать бизнес

Для начала, мы знаем, что существуют “они”. “Они” это люди, которых не заботит создание ценности. Они приходят на работу, выполняют должностные обязанности по инструкции и уходят ровно в шесть часов вечера.

Эти люди не плохие и не хорошие, они другие, у них иная система ценностей. И ключевое отличие людей, которые искренне хотят создавать ценность, заключается в том, что мы убеждены:

Чтобы я чувствовал себя ценным, я должен быть полезным

Посмотрите еще раз на эту фразу. Согласны ли вы внутренне с подобной постановкой вопроса?

Подобное убеждение формирует поведение, где основным фактором самооценки для нас является наша полезность. Это очень круто для современных компаний, которые используют эту тему под различными соусами “владелец продукта”, “внутренний предприниматель” “менеджер проекта” и так далее.

В подобных ролях, где уровень неопределенности высокий, полезность гораздо чаще выражается в том, как успешно мы проводим совещания, синхронизируем различные группы внутри компании, налаживаем отношения и умеем добиваться своего.

Когда мы получаем зарплату за нашу полезность возникает иллюзия, что наша полезность обменивается на деньги и в мире бизнеса. И если уровень опыта, накоплений и амбиций позволяет, эта иллюзия превращается в попытку создания бизнеса.

Однако, с большой долей вероятности, эта попытка будет обречена.

Дело в том, что мы хотим создать бизнес, который будет полезен людям. Таким образом, мы сможем чувствовать себя гораздо более ценными, ведь мы помогаем ни одной конкретной компании, а всем, до кого можем достучаться.

Ключевое свойство полезности - она не является необходимой. Проблема большинства бизнесов, которые мы начинаем, в том, что клиенты бы хотели это получить, но не готовы за это платить.

К этой сложности добавляется еще одна. В наших глазах, полезность это что-то хорошее, чего бы мы хотели сами для себя и чем мы хотим поделиться с другими. Здесь к полезности прибавляется моральная оценка “хорошести”. То есть фастфуд, будучи полезным и решающим конкретную проблему, уже не проходит фильтр возможных идей для реализации, поскольку он вредный, а значит “нехороший”.

Остается очень ограниченное количество бизнес-моделей на конкретном географическом рынке в этот период времени, в которых можно сбалансировать юнит-экономику, что просто катастрофически сказывается на наших шансах ее найти.

Искать такую модель нерационально, но почему мы продолжаем это делать?

Если мы хотим зарабатывать деньги с помощью своего бизнеса, то в чем проблема с покупкой франшизы, открытием шиномонтажки, столовой или автомойки? Это проверенные, устойчивые бизнес-модели, которые гарантированно сделают из нас владельцев собственного бизнеса.

Шансы создать полезный и хороший стартап - минимальные. Большинство из нас не захочет рисковать сотней долларов в казино, но легко ставит все результаты собственной жизни на подобную рулетку, выстраивая карьеру таким образом, чтобы в какой-то момент все таки сделать попытку. А потом еще и еще одну, пока из перспективных менеджеров мы не превратимся в людей, у которых “плохой карьерный трек” и рекрутеры называют нас “сбитыми летчиками”.

Мы не хотим бизнес, мы хотим, чтобы нас любили.

Психотерапия и коучинг кажутся полезными, хорошими вещами, которые очевидно не являются необходимыми. Пока ты не увидишь, что ВСЯ твоя жизненная стратегия подчинена иррациональному убеждению.

Любовь?

Откуда взялась любовь в вопросе старта своего бизнеса? Для этого нам нужно разобрать вопрос - откуда у нас берется безудержное стремление быть полезным, создавать ценность?

Для каждого человека ответ будет индивидуален, но ради иллюстрации мы сделаем обобщение. Его можно назвать “условность родительской любви”.

Многих детей из поколения 80-х, 90-х не любили просто так. Время было дефицитное, родителям самим приходилось выживать. На это накладывалась культурные особенности советского воспитания. Считалось, что свободное, чисто проявление любви к ребенку сделает его избалованным.

Быть любимым, а значит представлять ценность в глазах другого - это базовое свойство человеческой психики. Любовь нужна человеку, особенно маленькому, всегда. Если она достается только в случаях, где он или она хорошо себя вел, кушал, слушался, помогал маме или папе это формирует глубокий комплекс обмена любви на собственную полезность.

В результате, поведение основателей большинства неуспешных проектов это не поведение по поводу создания собственного бизнеса. Это поведение компенсации нехватки родительской любви и попытка получить ее от абстрактных “других”, ради которых основатели бизнеса стремятся быть полезными. Сложно заработать деньги в таких условиях.

Это убеждение сидит в нас очень глубоко и очень прочно, поскольку оно многократно подкреплено родителям в возрасте максимальной эмоциональной уязвимости. Прочтение книги, осознание факта с помощью этой статьи, поход на тренинг не сможет его изменить. Вы продолжите выстраивать жизненную стратегию получения любви через действия, вместо того, чтобы получать деньги, свободу и независимость.

Что с этим можно сделать?

Есть единственный путь - это осознать собственное поведение во всей его глубине, сформулировать для себя рациональные убеждения по поводу получения любви и бизнеса, и получить эмоциональное подтверждение новой ментальной модели.

Сделать это можно двумя способами.

Первый, знаком всем нам. Это ролевая модель успешного предпринимателя, который падал и поднимался, падал и поднимался. Именно за нее мы цепляемся. Если у вас устойчивые рациональные убеждения по поводу ошибок, вы умеете выводить себя из фрустрации, не ставите свою поведение в зависимость от мнения окружающих и, в конце концов, поймете, что нужно открывать шиномонтажку, а не очередной SaaS.

Затем сделаете сеть шиномонтажек, Shina IS и сумеете воплотить мечту всех нас - быть любимым, делая бизнес)

Но очень много “если”.

Второй способ - это коучинг и психотерапия. Работа с вашими целями через призму убеждений и детского опыта, в попытке вытащить на уровень осознания то, куда вы на самом деле направляете свою жизнь. Затем совместное выстраивание рациональной ментальной модели, создание и претворение в жизнь стратегии по получению эмоционального опыта, который бы подтвердил, придуманные умом конструкции.

Это длинный путь, но вы сможете пройти по нему гораздо дальше, перестав ходить по кругу.

0
157 комментариев
Написать комментарий...
Nickolai Vasiliev

У меня одного складывается ощущение, что проблема в непонимании, что есть бизнес и для чего его создают?

"Бизнес - набор повторяемых действий, нацеленных на получение прибыли. Всё остальное - хобби" (с) (автора не помню).

Также категорически не согласен с тезисом о "них". Люди вполне могут создавать ценность с 9:00 до 18:00. У них просто все в порядке с личными границами. Дома они отдыхают, уделяют время семье - переключаются, чтобы восстановить ресурсы для дальнейшего создания ценности без преждевременного выгорания.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Делать повторяемые действия и получать прибыль (разную) - это безумие называется. Автора вы наверное знаете. Мне больше нравится лаконичная фраза кого-то, не помню точно кого: "Бизнес - это про деньги".
Не скажу, что согласен с ней на 100%. Я лично за концепцию, что бизнес должен думать и о ценности с пользой, в самом широком смысле этих слов. Но про эту фразу никогда не стоит забывать, иначе успешного бизнеса не получится.

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Не очень понял, чем по сути отличается "Ваш" тезис от "моего" :). И при определенном подходе можно в безумие превратить и его. Но мне лень об этом спорить :).

PS: чесслово, авторов не всегда запоминаю. Мне больше суть интересна :).

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Мой как минимум короче)) Ну набор повторяемых действий звучит странно честно говоря. Вот Нокия, к примеру, делала набор повторяемых действий, в итоге в жопе. Короче повторяемые действия можно в упомянутой в статье шиномонтажке делать, а вообще надо постоянно меняться, ведь.

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Вы таки думаете, Нокия не думала при этом про деньги )))? Ведь бизнес же ;).

Еще раз: Бизнес - набор повторяемых действий, !нацеленных на получение прибыли!

ХЗ, у меня эта фраза не вызывает никаких диссонансов :). Собственно, я Вам и не навязываю её :).

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Вот поэтому я и написал в одном из комментов, что никогда не надо думать только про прибыль (почти что так написал :) ), иначе можно оказаться на шиномонтажке. Прибыль дело наживное.
Кстати, вот этим ещё отличаются наши фразы. Деньги не равно прибыль. Как доход не равно прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
154 комментария
Раскрывать всегда