Почему люди, которые искренне создают ценность на работе, не могут создать свой бизнес?

Всю свою профессиональную карьеру я работал бизнес-девелопером, менеджером по продукту, в общем человеком, который отвечает за развитие бизнес-направления. Вокруг себя я видел похожих людей: таких, для которых возможность создавать ценность значит больше чем личные амбиции и зарплата.

И как в этом может помочь коучинг и психотерапия?

Это действительно талантливые, удивительные ребята. Как и я, многие из них мечтают о своем деле, запускают параллельно с работой стартапы, все время ищут ниши и тестируют гипотезы. Как и я, они ждут пока смогут накопить деньги, получить бонус, расплатиться по кредитам, найти ту самую нишу и начать свое дело.

С другой стороны, мы знаем, что 95% бизнес-проектов проваливаются. Добрая часть из них сделана этими ребятами. Мы не попадаем в рынок, у клиента оказывается слишком высокая стоимость, которая делает нерабочей юнит-экономику, мы недооцениваем величину транзакционных издержек при переход на свой продукт. Для решения этих проблем есть целая индустрия акселераторов, трекеров и бизнес-консультантов.

Последний год я работаю в качестве коуча, изучаю психоанализ и психотерапию. Изучая себе и примеры других ребят, я пришел к выводу, что проблема старта неудачного бизнеса это в корне проблема ментальной модели убеждений, и только следующим шагом проблема опыта и недостаточных навыков.

Искреннее желание создавать ценность неизбежно приводит к попыткам начать бизнес

Для начала, мы знаем, что существуют “они”. “Они” это люди, которых не заботит создание ценности. Они приходят на работу, выполняют должностные обязанности по инструкции и уходят ровно в шесть часов вечера.

Эти люди не плохие и не хорошие, они другие, у них иная система ценностей. И ключевое отличие людей, которые искренне хотят создавать ценность, заключается в том, что мы убеждены:

Чтобы я чувствовал себя ценным, я должен быть полезным

Посмотрите еще раз на эту фразу. Согласны ли вы внутренне с подобной постановкой вопроса?

Подобное убеждение формирует поведение, где основным фактором самооценки для нас является наша полезность. Это очень круто для современных компаний, которые используют эту тему под различными соусами “владелец продукта”, “внутренний предприниматель” “менеджер проекта” и так далее.

В подобных ролях, где уровень неопределенности высокий, полезность гораздо чаще выражается в том, как успешно мы проводим совещания, синхронизируем различные группы внутри компании, налаживаем отношения и умеем добиваться своего.

Когда мы получаем зарплату за нашу полезность возникает иллюзия, что наша полезность обменивается на деньги и в мире бизнеса. И если уровень опыта, накоплений и амбиций позволяет, эта иллюзия превращается в попытку создания бизнеса.

Однако, с большой долей вероятности, эта попытка будет обречена.

Дело в том, что мы хотим создать бизнес, который будет полезен людям. Таким образом, мы сможем чувствовать себя гораздо более ценными, ведь мы помогаем ни одной конкретной компании, а всем, до кого можем достучаться.

Ключевое свойство полезности - она не является необходимой. Проблема большинства бизнесов, которые мы начинаем, в том, что клиенты бы хотели это получить, но не готовы за это платить.

К этой сложности добавляется еще одна. В наших глазах, полезность это что-то хорошее, чего бы мы хотели сами для себя и чем мы хотим поделиться с другими. Здесь к полезности прибавляется моральная оценка “хорошести”. То есть фастфуд, будучи полезным и решающим конкретную проблему, уже не проходит фильтр возможных идей для реализации, поскольку он вредный, а значит “нехороший”.

Остается очень ограниченное количество бизнес-моделей на конкретном географическом рынке в этот период времени, в которых можно сбалансировать юнит-экономику, что просто катастрофически сказывается на наших шансах ее найти.

Искать такую модель нерационально, но почему мы продолжаем это делать?

Если мы хотим зарабатывать деньги с помощью своего бизнеса, то в чем проблема с покупкой франшизы, открытием шиномонтажки, столовой или автомойки? Это проверенные, устойчивые бизнес-модели, которые гарантированно сделают из нас владельцев собственного бизнеса.

Шансы создать полезный и хороший стартап - минимальные. Большинство из нас не захочет рисковать сотней долларов в казино, но легко ставит все результаты собственной жизни на подобную рулетку, выстраивая карьеру таким образом, чтобы в какой-то момент все таки сделать попытку. А потом еще и еще одну, пока из перспективных менеджеров мы не превратимся в людей, у которых “плохой карьерный трек” и рекрутеры называют нас “сбитыми летчиками”.

Мы не хотим бизнес, мы хотим, чтобы нас любили.

Психотерапия и коучинг кажутся полезными, хорошими вещами, которые очевидно не являются необходимыми. Пока ты не увидишь, что ВСЯ твоя жизненная стратегия подчинена иррациональному убеждению.

Любовь?

Откуда взялась любовь в вопросе старта своего бизнеса? Для этого нам нужно разобрать вопрос - откуда у нас берется безудержное стремление быть полезным, создавать ценность?

Для каждого человека ответ будет индивидуален, но ради иллюстрации мы сделаем обобщение. Его можно назвать “условность родительской любви”.

Многих детей из поколения 80-х, 90-х не любили просто так. Время было дефицитное, родителям самим приходилось выживать. На это накладывалась культурные особенности советского воспитания. Считалось, что свободное, чисто проявление любви к ребенку сделает его избалованным.

Быть любимым, а значит представлять ценность в глазах другого - это базовое свойство человеческой психики. Любовь нужна человеку, особенно маленькому, всегда. Если она достается только в случаях, где он или она хорошо себя вел, кушал, слушался, помогал маме или папе это формирует глубокий комплекс обмена любви на собственную полезность.

В результате, поведение основателей большинства неуспешных проектов это не поведение по поводу создания собственного бизнеса. Это поведение компенсации нехватки родительской любви и попытка получить ее от абстрактных “других”, ради которых основатели бизнеса стремятся быть полезными. Сложно заработать деньги в таких условиях.

Это убеждение сидит в нас очень глубоко и очень прочно, поскольку оно многократно подкреплено родителям в возрасте максимальной эмоциональной уязвимости. Прочтение книги, осознание факта с помощью этой статьи, поход на тренинг не сможет его изменить. Вы продолжите выстраивать жизненную стратегию получения любви через действия, вместо того, чтобы получать деньги, свободу и независимость.

Что с этим можно сделать?

Есть единственный путь - это осознать собственное поведение во всей его глубине, сформулировать для себя рациональные убеждения по поводу получения любви и бизнеса, и получить эмоциональное подтверждение новой ментальной модели.

Сделать это можно двумя способами.

Первый, знаком всем нам. Это ролевая модель успешного предпринимателя, который падал и поднимался, падал и поднимался. Именно за нее мы цепляемся. Если у вас устойчивые рациональные убеждения по поводу ошибок, вы умеете выводить себя из фрустрации, не ставите свою поведение в зависимость от мнения окружающих и, в конце концов, поймете, что нужно открывать шиномонтажку, а не очередной SaaS.

Затем сделаете сеть шиномонтажек, Shina IS и сумеете воплотить мечту всех нас - быть любимым, делая бизнес)

Но очень много “если”.

Второй способ - это коучинг и психотерапия. Работа с вашими целями через призму убеждений и детского опыта, в попытке вытащить на уровень осознания то, куда вы на самом деле направляете свою жизнь. Затем совместное выстраивание рациональной ментальной модели, создание и претворение в жизнь стратегии по получению эмоционального опыта, который бы подтвердил, придуманные умом конструкции.

Это длинный путь, но вы сможете пройти по нему гораздо дальше, перестав ходить по кругу.

0
157 комментариев
Написать комментарий...
Анатолий Б.

Прочитал статью, почти всю сознательную жизнь был самостоятельным предпринимателем, хотя и в найме тоже работал.
Но так и не увидел ответа на вопрос в заголовке.
Вот такие коучи!:))) И слово-то мерзкое - как отрыжка.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Ответ на вопрос из заголовка в этом абзаце

«Остается очень ограниченное количество бизнес-моделей на конкретном географическом рынке в этот период времени, в которых можно сбалансировать юнит-экономику, что просто катастрофически сказывается на наших шансах ее найти.»

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Для понимания этого печального факта не нужно ходить на платные тренинги даже к оставшемуся 1%.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Конечно, раз про это написано бесплатно в этой статье. Проблема про которую я пишу в том, что есть люди, которые даже понимая это, все равно выбирают этот путь. Я предлагаю трезво на это взглянуть и принять решение, продолжать ли ее преследовать.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.
Конечно, раз про это написано бесплатно в этой статье.

Ха! Вы себе льстите!))) А то без вашего бесплатного текста я бы не догадался.
Теперь вам от меня бесплатная инфа для размышления: я резко отрицательно отношусь к коучам и психотерапевтам. Они не отвечают за ту услугу, которую оказывают. Вообще никак. Более того, ни один психотерапевт не ведёт историю пациента, не контролируется никем и даже может навредить, причём совершенно безнаказанно. Но деньги, которые п/т просят за приём совершенно несопоставимы с ответственностью и качеством услуги.
Реплика про бесплатное прозрение благодаря вашей статье только подтверждает мои доводы.
Желаю вам найти полезное мужское занятие из реального сектора, а не из чесального языком.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Текст всегда плохо передает иронию, так вот сентенция про бесплатность знаний в статье была именно ей.

В вашем негативном отношении много правдивого. Я хочу приложить руку к тому, чтобы сделать рынок цивилизованным.

Насчет вашего пожелания, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Popov

Вот вы все твердите, что хотите сделать рынок цивилизованным, быть среди 1% реально полезных коучей. А как вы планируете это делать? Какие следующие шаги?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

А какая тут может быть магия?

Качество продукта
Репутация
Рост клиентской базы
Развитие практики
Просвещение)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

Сами себе и противоречите:
сначала пишете статью, суть которой без воды "Надо делать бизнес по модели 4С, а не 4Р". А в своей стратегии первым пунктом пишете про качество продукта. Ха-ха!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Вы правы в том, что здесь есть противоречие. Я в поисках клиентской потребности для удовлетворения. Коучинг сложно продавать экологично.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

тогда первым пунктом должно быть "определение потребностей рынка" )) может оказаться, что потребности в коучинге и нет

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Эта статья - эксперимент в этой области. Рынок есть, делаю кастдев.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

то есть ваша потенциальная ЦА - это 25-30 летние специалисты, мечтающие открыть свое дело и не могущие разобраться в своей мотивации. И Вы им хотите помочь. Это круто!
Правда Вы сами в поиске и не уверены, каким образом это сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Arefyev
Автор

Это одна из воможных аудиторий. Реальность динамична, поэтому я не вижу ничего страшного в вашей оценке из последнего предложения.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Допустим, я ваш клиент. Как вы строите систему оплаты? Зависимость от результатов может быть?

Ответить
Развернуть ветку
154 комментария
Раскрывать всегда