(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(97059549, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(97059549, 'hit', window.location.href);

Агрокибернетик и космический фермер: профессии, которые заставят пожалеть, что вы не пошли работать в агро

В представлении большинства сельское хозяйство — отсталая отрасль. Это не так.

К 2050 году производство сельскохозяйственных культур должно практически удвоиться, чтобы накормить всех. Пока же в мире сотни миллионов голодающих, и с ростом населения проблема будет только усугубляться. Когда человек изобрёл агротехнику и химикаты, даже развивающиеся страны смогли выйти на продовольственное самообеспечение. Но технологии привели к мировому экологическому кризису: подземные воды загрязнены нитратами, почвы истощены. И вот уже ООН требует повернуться от «зелёной революции» к «зелёной экономике».

Агросектор ещё никогда не сталкивался с такой сложной задачей: обеспечить население планеты едой и при этом не навредить природе. Помочь в этом могут только инновационные ИТ-решения и новое поколение специалистов AgTech.

Спасение земель и борьба с глобальным голодом

AgTech — технологичное сельское хозяйство — не баловство для венчурных капиталистов из Кремниевой долины. За пять лет объём инвестиций в сектор вырос в пять раз — до 5 млрд долларов. На полях, в том числе в России, используют ИИ, интернет вещей и собирают большие данные. Фермеры становятся инновационными предпринимателями, работников сельхозугодий заменяют роботы и дроны, а биотехнологии и генная инженерия всё глубже проникают в сферу экономики, которую всё ещё по привычке считают архаично устроенной.

Современные фермы укрупняются: консолидация хозяйств требует новых способов контроля земель, а опыт фермера заменяется анализом данных. Например, с помощью сельскохозяйственных дронов. С их помощью строят карты земель, считают животных, мониторят состояние посадок, находят на полях больные растения (они иначе отражают инфракрасный свет) и сорняки, точечно их обрабатывают. Исследовательская компания Global Market Insights прогнозирует, что объём мирового рынка сельхоздронов через три года вырастет до миллиарда долларов. Дронов повсеместно используют в США, Европе и России. Например, на Кубани, в полях со сложным рельефом, или в Великом Новгороде, где беспилотники в тестовом режиме обрабатывают сельхозугодья лазером.

Бесконтактная лазерная обработка полей. Источник: Laboratory of Autonomous Robotic Systems

Спрос на операторов дронов на рынке растёт: средняя вилка зарплат для молодого специалиста — от 70 до 150 тысяч рублей. Теперь это полноценная профессия, которой обучают в российских вузах, например в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения.

Беспилотники — понятная технология, и их относительно легко внедрить в агросектор. Но современным фермам нужны более комплексные изменения. Так, на одной из ферм в Калужской области коров доят роботы. В Хабаровском крае с помощью датчиков за скотом в прямом смысле следят изнутри: миниатюрные IoT-датчики в теле животного передают беспрерывный поток данных о здоровье и даже настроении парнокопытного. ИТ-специалистов, которые анализируют большие данные с животноводческих ферм и полей, называют агрокибернетиками.

Они же учат человека рационально использовать земли: каждый год мир теряет 12 млн гектаров пригодных для сельского хозяйства земель — это площадь четырёх Бельгий. Поэтому специалисты AgTech используют «точное земледелие»: их программы определяют состояние почвы по спутниковым снимкам и рассчитывают дозировку удобрений и полива, исходя из потребности конкретного участка — не перегружая и не истощая земли. Энтузиастов начали поддерживать на государственном уровне: в этом году 35 организаций получили гранты на 90 млн рублей на исследование и применение новых технологий.

В 2020 году агрокибернетика официально стала считаться в России профессией, и получить необходимые для неё компетенции можно и в столичных, и в региональных вузах. Например, в МТУСИ (факультет киберфизических систем), РУДН («Технологии точного земледелия»), Самарском университете («Цифровые технологии в сельхозпроизводстве и точном земледелии»).

Ещё один долгосрочный тренд в сельском хозяйстве — биоинформатика и биоинженерия. В краткосрочном прогнозе (до 2025 года) мировой рынок биоинформатики будет расти минимум на 19% в год. Рекомбинирование РНК и ДНК помогает вывести сорта, устойчивые к засухам, насекомым-вредителям и болезням, повысить питательные свойства растений — чтобы земледелие стало куда более экологичным и чистым. Модифицированные культуры, как считают в ООН, в ближайшие годы помогут в борьбе с мировым голодом.

Технологии ГМО уже признали безопасными в ВОЗ, Американской национальной академии наук и в Европейской комиссии. Она применяется и на животных. В 2016 году в России остановили выведение животных и растений с рекомбинированными ДНК, при этом научных исследований в этой области становится только больше. Биоинформатиков готовят в магистратуре ВШЭ и в Аграрном университете им. Тимирязева. А в подольском Институте животноводства им. Л. К. Эрнста обучают работать с геномом животных: например, молодые сотрудники уже выращивают ГМО-телят, от которых планируют получать гипоаллергенное молоко.

Опытный специалист по биоинформатике может рассчитывать на зарплату в 150–200 тысяч рублей, в зависимости от сектора.

Будущих фермеров обучают использовать цифровые технологии в профильной школе при Саратовском аграрном университете, а в Аграрном университете им. Тимирязева открыли лабораторию по использованию ИИ в сельском хозяйстве. А в негосударственном институте развития «Иннопрактика» готовят программу по органическому сельскому хозяйству. Все эти инициативы поддерживает «Россельхозбанк». Он также ввёл стипендии и программу стажировок для студентов, у которых есть идеи по цифровизации сельского хозяйства.

Вызовы будущего

В ближайшем будущем аграриев ждут другие вызовы: придётся искать новые источники еды (например, распечатывать стейки на 3D-принтерах или выращивать грибы на пластиковых отходах), адаптировать сельхозкультуры под изменившийся климат.

Процесс выращивания грибов на пластике. Источник: Livin Studio

Требования к экологичности будут расти год от года, и вскоре ни одно производство не обойдётся без эколога-консультанта. Их задачей станет оценка безопасности предприятий для окружающей среды и внедрение экологичных технологий и практик.

На смену неорганическим тканям и материалам придёт органика: появятся новые ткани, медицинские препараты и биосовместимые гаджеты. Например, из грибов можно сделать упаковку, строительные материалы и даже «выращивать» здания.

Система тонких грибных нитей — мицелий — способна цементировать субстрат (например, опилки и солому), образуя твёрдый блок. А если постройку повредят, мицелий восстановится. Над такими проектами работают и биологи, и строители, но в будущем могут появиться узконаправленные специалисты — микологи-архитекторы. В NASA уже разрабатывают проекты лунных и марсианских баз из грибов.

Кстати, о космосе. Чтобы в рационе космонавтов-первопроходцев всегда были витамины (ведь на колонизацию Марса у человечества всё больше планов), три года назад на МКС организовывали небольшие огороды. Но из-за низкой гравитации, радиации и нарушений теплообмена выращенные овощи теряли свои вкусовые и питательные свойства. Пока с проблемой справляются регулярными поставками относительно свежей еды. Правда, когда полёты станут продолжительнее и дальше, на это решение нельзя будет рассчитывать. Решать эту задачу будут космические фермеры.

Первый урожай на Международной космической станции: семена арабидопсиса — небольших цветковых растений, родственных капусте и горчице, — росли около шести недель, а карликовая пшеница — пять недель. Источник: NASA

Сохранить «подходящие условия» хотя бы на Земле помогут другие технологии. Одна из них — синтетический белок. Согласно исследованию британских учёных от 2018 года, треть глобальных антропогенных выбросов парникового газа приходится на животноводческие и рыболовные фермы. Причина — метан, который вырабатывается в процессе пищеварения у коров.

Человечество пока не может отказаться от животной пищи, и клеточное сельское хозяйство станет спасением: выращивать мясо в промышленных масштабах можно в биореакторах, а яичный белок и молоко — при помощи микроорганизмов.

Биологи-синтетики смогут создавать мясо с необычным вкусом и текстурой. А производителям еды и ресторанному бизнесу понадобятся сомелье синтетического белка, которые будут адаптировать вкус продуктов под запросы аудитории.

Пока сельскохозяйственная индустрия производит 250 млн тонн отходов ежегодно; она же во многом виновата в загрязнении и деградации почвы. Хозяйствам потребуются специалисты, которые умеют снижать вред, приносимый каждым конкретным производством. Сельскохозяйственные экологи придумывают, как снизить количество отходов и утилизировать их, как восстановить почвы и как использовать меньше химикатов на посадках. Пример такого экологичного решения — использование феромонов червей вместо пестицидов для защиты растений от болезней.

В Америке агроэкологи зарабатывают под 100 тысяч долларов в год: примерно столько же, сколько ИТ-менеджеры. Вакансии в этой сфере пока можно пересчитать по пальцам, но, например, в России это направление тоже уже начало развиваться.

Нехватка высококвалифицированных специалистов — одна из самых больших проблем российского агропромышленного комплекса: на каждого выпускника аграрного вуза приходится шесть вакансий. Российские предприниматели уже ищут операторов роботизированных ферм, микробиологов и научных сотрудников в геномные лаборатории. Эти и другие вакансии можно найти на портале «Я в Агро» от Россельхозбанка. Сейчас на сайте размещены более 13 тысяч вакансий для работников индустрии сельского хозяйства.

А если для профессии мечты не хватает софт- и хард-скиллов, их можно получить на курсах платформы. На сайте «Я в Агро» также есть раздел для школьников и студентов. В разделе — атлас по современным профессиям в сельском хозяйстве: он поможет и выбрать подходящую специальность, и найти вуз, где ей обучают. А для тех, кто уже стал студентом, есть стипендиальный конкурс, в котором можно принять участие уже сейчас. Этим летом участники разрабатывают прототипы для цифровизации сельского хозяйства в различных направлениях. Отправить решение нужно до 15 августа на сайте RSHB DIGITAL.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Семён Сердюков

А платить работодатели в России готовы?

Ответить
Развернуть ветку
Херовый русский

За зарплатой - к Вагнеру.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций

Как обычно все только буквами ограничится. На ворованном (это вам, Россельхозбанк) нормальный бизнес не построить.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

"Нехватка высококвалифицированных специалистов — одна из самых больших проблем российского агропромышленного комплекса: на каждого выпускника аграрного вуза приходится шесть вакансий. "

Вы видели стартовые позиции в с/х 35-50 т.р. , при этом жить надо обычно в ебе….х (вне города) в далеко не идеальных условиях.

Я весной листал вакансии агранома на теплицы с опытом от 5 лет 100-150 т.р. Это не о чем учитывая сопутствующие данной работе неудобства.

Зачем это надо молодым специалистам?

Кроме того, с/х требует минимизации стоимости готовой продукции - еда должна стоить дешево.
А все эти киберштуки стоят дофига денег, которые должны быть включены в конечную продукцию.

Для сельского хозяйства гораздо важней а) дешевые ресурсы (земля, вода, электроэнергия, удобрения) б) дешевые кредиты в) дешевые людские ресурсы.

И вот когда это все будет можно внедрять, что то еще

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Субботин

Вы в Москве или области живёте, что ли? Такие высокие стартовые написали. В Ленинградской области стартовые где-то от 15-20 начинаются, впрочем, кое-где с бесплатным питанием, кое-где, с проживанием. Много работников из Средней Азии, видел на нескольких предприятиях, как они живут через стенку от молочных коров - в "общежитии", в условиях чуть лучше, чем эти коровы.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

за 15-20 никто не работает. это вам приснилось. в Средней Азии, на родине, давно реально найти зарплаты выше.

Тем более, агроном это управленческая должность

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Субботин

Работает, ещё как. Это я про хозяйства КРС, работников в целом. 15-20 - как раз самый низ - пенсионеры, выпускники школ, асоциальные элементы. Альтернатив для местных других нет, единственное - ездить каждый день, тратя по полтора часа в одну сторону, чтобы работать в Петербурге условным кассиром за 35 и тратить на этот проезд несколько тысяч.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

хрень не неси.
за 15-20 физическим трудом занимаются только в мечтах деванных аналитиков

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

в комментарии прямо написано про вакансии агронома (гипердефицитные специалисты на селе), причем тут гастеры из СА в коровниках?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Субботин

Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Нет никаких дешевых ресурсов. По крайней мере таких, которые можно закладывать в стратегии развития на десятилетия (а куда без них в сельхозке). Рабочая сила дорожает. А та, что дешевая - или предпочитает сидеть на пособиях, или её очень сложно прогнозировать даже на ближайшее будущее (вспоминаем, как ковидные ограничения блокировали сезонных рабочих из Востояной Европы и Средней Азии).
Грузовики-беспилотники развиваются не от того, что у дальнобоев слишком большая зп. Дальнобои становятся непрестижной профессией и становятся в дефиците.
И все эти штуки что-то заменяют. Или что-то экономят. И окупаются. Но - на больших площадях. И под присмотром грамотного оператора.
Ну и да, агрохолдинги для своих квалифицированных работников нормальные условия обеспечивают. Да, не внутри Садового кольца жить придется, но во вполне человеческих условиях .

Ответить
Развернуть ветку
under construction

чел, та самая рабочая сила к которой ты так пренебрежительно относишься является основным потребителем продукта, а если ее поменять новомодными дорогими штучками, то твой сельхоз продукт просто некому будет покупать. ИИ жрать не надо. вот такая вот циклическая экономика.

диванные аналитики, в погоне за прибылью про это часто забывают.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

На селе дефицит рабочей силы. Что квалифицированной, что сезонных сборщиков. Адский дефицит. В любом более-менее развитом сельхозрегионе.
Пренебрежительное отношение? Хм. Нет его, тебе показалось, чувак.
А по части потреблять сельхоз продукцию - для львиной доли сельхозпроизводства в России для этого хватает соцпособий и пенсий.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

Как будто посмотрела телепередачу "Вести с полей" в году так 1986.
Там еще репортажи с производств были. С Харьковского тракторного, где работники конвейера обязались к следующей посевной увеличить выпуск молотилок для колхозов и совхозов СССР на 15%.
Челябинский тракторный планирует увеличить выпуск тракторных тележек и покрыть дефицит запчастей к посевной.
Комбаины, трактора, молотилки, страда, фермы, хлеборобы кубани сменяли друг друга на экране тв, вселяя уверенность в завтрашнем дне всем телезрителям. Сегодня все, что незаросло борщевиком или продали или бомбят. Личное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

а кому продали, простите? Инопланетям? Или всё-таки агрохолдингам?

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда