Продукт-менеджер: роль в бизнесе, функции, качества, мышление и деньги

Не совсем новая, но очень популярная в настоящее время профессия продукт-менеджера для многих до сих пор содержит ряд неопределенностей: непонятно, что делают все эти люди, что они должны знать и уметь, как правильно мыслить и сколько зарабатывают те, кто делает свою работу на отлично.

Дмитрий Черноморец, директор по развитию Humathèq - New Product Development Company

Наш бизнес - это контрактная разработка продуктов. Мы с коллегами помогаем нашим клиентам разрабатывать и запускать новые продукты. Работаем с самыми разными отраслями: умная электроника, оборудование, машины и механизмы, IT, фармацевтика и химия, строительные материалы и конструкции, мебель, товары интерьера, продукты питания, сервисы (услуги) и т.д.

У нас в Humathèq есть свои продукт-менеджеры, а также при разработке новых продуктов мы вынуждены "ставить" институт продукт-менеджмента в компаниях клиентов, иначе создаваемые продукты не будут иметь будущего. При этом, работая с изначально продвинутыми заказчиками, мы сталкиваемся с сильными продукт-менеджерами уже на этапе пресэйла.

На основе нашего опыта делюсь с вами информацией о продукт-менеджерах, которая, полагаю, будет полезна самим продукт-менеджерам, тем, кто хочет ими стать, HR-ам и CEO, которые их ищут и нанимают.

Роль продукт-менеджера в бизнесе

Продукт-менеджер обеспечивает успех продуктов, которыми он управляет.

Продукт-менеджер формирует ассортимент своей продуктовой группы, исследует и анализирует потребности целевых клиентов и пользователей, разрабатывает концепции и организует разработку новых продуктов, управляет жизненным циклом производимых продуктов, выводит из ассортимента устаревшие продукты, управляет ценовой политикой своей продуктовой группы, определяет методы продвижения и продаж своих продуктов.

классная ироничная картинка из интернета

Роль продукт-менеджера есть в каждой компании, независимо от её размера и возраста. В небольших компаниях роль продукт-менеджера чаще всего берет на себя собственник.

Однако, на определенном этапе роста, когда собственник теряет возможность “тянуть” роль продукт-менеджера, она (роль) размывается внутри команды, в результате чего теряется центр продуктовой компетенции и ответственности.

А, следовательно, и пропадает роль продукт-менеджера:, в результате быстро теряют актуальность существующие продукты, новые продукты практически не появляются, а если и появляются, то, как правило не взлетают.

Ведь теперь за продукт никто не отвечает, у него нет владельца.

И здесь появляются наёмные продукт-менеджеры...

Продукт-менеджер, как роль и компетенция, нужны всем компаниям. При этом, такая позиция должна появляться лишь в тех компаниях, которые до этого осознанно доросли, или, как это бывает чаще, переросли.

классная ироничная картинка из интернет

Функции продукт-менеджера

1. Продукт-менеджер управляет всеми процессами, связанными с продуктовым направлением: исследованиями аналогов и тенденций рынка, разработками и модификациями продуктов, продвижением своего продуктового направления на рынке.

2. Анализирует развитие продуктов и изменение продуктовых метрик: объемов продаж, рентабельности, оборачиваемости, сервисных обращений, возвратов.

3. Запрашивает, получает и анализирует информацию от отделов продаж, маркетинга, дистрибьюторов, служб сервиса с целью получения сведений о тенденциях и потребностях рынка, ошибках и неисправностях продуктов, действиях конкурентов в рамках продуктового направления.

4. Разрабатывает стратегии маркетинга, прогнозирует прибыльность продуктов и продуктового направления, окупаемость разработок / модификации, совместно с отделами маркетинга и продаж планирует продвижение и продажи.

5. Отслеживает ассортимент, технологии и функциональные возможности продуктов конкурентов.

6. Определяет для специалистов по маркетингу и продажам каналы сбыта, условия продаж, новые сферы применения продуктов своей группы.

7. Совместно с продавцами разрабатывает стратегию и тактику вывода новых продуктов на рынок, продаж, ценообразования.

8. Координирует работу своей команды (у продукт-менеджера могут быть ассистенты), контролирует трекинги разработок продуктов, процесс обучения и консультирования дилеров и дистрибьюторов.

Продукт-менеджер презентует концепцию своего нового продукта в Humathèq

9. Проводит исследования ёмкости потенциальных рынков, изучает потребности клиентов и пользователей, отслеживает инновации и лучшие практики в своей продуктовой области, оценивает возможности и риски на потенциальных и охваченных рынках.

10. Отвечает за выполнение целевых бюджетов и достижение запланированных показателей доходности продуктового направления.

11. Участвует в формировании технических требований и технических заданий на разработку, и модификацию продуктов, составляет требования, предъявляемые к разрабатываемым продуктам.

12. Осуществляет приёмку результатов разработки, контролирует процесс устранения несоответствий, обнаруженных в процессе разработки.

13. Контролирует жизненный цикл каждого своего продукта, проводит своевременное обновление продуктов, обеспечивает непрерывное совершенствование продуктов.

14. Оценивает экономическую эффективность продуктового направления, своевременно выводит из ассортимента невостребованные и устаревшие продукты.

15. Проводит адаптацию эксплуатационных характеристик продуктов с учётом технических и других региональных стандартов, национально-культурных особенностей рынков присутствия.

16. Ведёт технические файлы и файлы менеджмента рисков для каждого продукта и отвечает за корректное и своевременное ведение и внесение информации в данные документы всеми ответственными сотрудниками.

...фактически, это должностная инструкция настоящего продукт-менеджера.

встреча продукт-менеджеров в Humathèq

Качества сильного продукт-менеджера

Формируя список качеств продукт-менеджера важно принять тот факт, что продукт-менеджер – это одна из ключевых позиций (ролей) в бизнесе, которая чаще всего находится за пределами оперативного контура компании.

Мы не говорим про такие гигиенические вещи, как высшее образование, свободное владение английским языком, умение водить машину, пользоваться компьютером и зубной щёткой.

Мы фокусируемся на ключевых качествах:

1.Обязательно - наличие предпринимательского мышления* - да, очень тяжело привлечь и удерживать таких людей в компании, однако у Вас нет другого выхода.

"Анатомия мозга" сильного продукт-менеджера Humathèq - New Product Development Company

Предпринимательское мышление - это способность анализировать информацию и принимать решения с учетом следующих факторов: ответственности, самообучения и саморазвития, инновационности, выгоды, эффективности, капитализации, рисков и инвестиций.

2. Продукт-менеджер должен любить или быть способным полюбить свои продукты - даже если он сам не является их пользователем, он должен чувствовать и сопереживать тем, кто использует его продукты, т.е. у продукт-менеджера должна быть очень сильно развита эмпатия.

К сожалению, многие продукт-менеджеры не любят свои продукты, с пренебрежением, а иногда и со снобизмом относятся к своим клиентам и пользователям - это недопустимо.

3. Технические знания в области устройства и работы продуктов, за которые несёт ответственность продукт-менеджер.

4. Маркетинговое мышление и дизайн-мышление - мы создаём продукты не для себя, а для пользователей и клиентов, и у этих продуктов есть жизненный цикл, которым нужно уметь управлять.

5. Развитые менеджерские и коммуникативный качества - продукт-менеджер взаимодействует с клиентами, пользователями, продавцами, ставит задачи маркетологам, разработчикам (R&D), производству, сервисным службам и т.д.

6. Умение анализировать информацию и быстро принимать эффективные решения - чаще всего в своей практике продукт-менеджер сталкивается с конфликтами разработчиков и производства, маркетологов и сервиса и т.д.

Деньги: сколько зарабатывают продукт-менджеры

Продукт-менеджер продукт-менеджеру рознь. К сожалению, большая часть тех, кто себя называет себя продукт-менеджерами - это "ребята на подтанцовке".

Они в лучшем случае выполняют +/- 30% приведенного в статье функционала и зарабатывают соответственно немного: 1.000-2.500 евро. (города миллионники). В IT эти цифры могут даже доходить до 4.000-5.000 евро. Да, есть метрики "притянутые за уши", которые они достигают, но это всё не то.

Самая главная метрика, на мой взгляд, характеризующая эффективность продукт-менеджера - это чистая прибыль, которую приносит продукт или продуктовая линейка. Ещё есть рентабельность продукта (это прибыль на инвестиции, связанные с R&D и запуском продукта) и т.д.

Поэтому доходы по-настоящему сильных продукт-менеджеров чаще всего зависят от прибыли их продуктов и цифры таких экспертов достигают 10.000-20.000 евро (известные мне факты). И это не предел.

Состоявшиеся профессионалы в этом деле, это евровые или долларовые миллионеры, которые с т.ч. рынка труда являются космополитами.

А самое интересное, настоящие продукт-менеджеры никогда не останутся без работы, т.к. число людей, способных ими стать настолько небольшое, что всегда будет меньше корпоративных потребностей. Например, у меня постоянно просят кого-нибудь порекомендовать и таких просьб где-то 2-3 каждую неделю.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Алексеев Егор

А теперь проставьте примерное время напротив всех 16-и пунктов, которое вы считаете достаточным для его качественного выполнения, и поймите уже наконец, что этим должна заниматься команда, а не один человек!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chernomorets
Автор

Егор, верно! Там так и написано, что для реализации всего этого функционала продукт-менеджеру нужна команда. Однако, его задача, организовать эту команду, а также вся ответственность на нём. Ответственность неделима.

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

Продут-менеджер))

Ответить
Развернуть ветку
Елена Агапова

классная ироничная картинка из интернет

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chernomorets
Автор

спасибо, исправил

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Кузанов

Я продукт менеджера

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Какого подразделения продукт? Пищеварительного? )))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kovalchuk

спасибо за статью. не со всем согласен, но общий посыл интересен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chernomorets
Автор

Сергей, с чем именно не согласны? Ведь то, что я написал, это моя точка зрения, мне интересна Ваша.

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

Конечно какого-то универсального супермена нарисовали, еще должно быть про бычье здоровье и стальные нервы.
Такие требования, на самом деле, для любой менеджерской позиции подходят
А на практике таких людей единицы и получается что 99% продактов не очень хороши по определению

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chernomorets
Автор

верно

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

а если верно, то зачем говорить о чем-то заведомо нереальном
такого идеального человека можно заманить только на большие деньги и на крутой проект
надо бы еще дописать требования к бизнесу от такого продакта

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chernomorets
Автор

Они есть, но их очень мало. также мало как и хороших хирургов, музыкантов, дизайнеров и т.д. В силу моей работы, среди наших клиентов нам часто такие ребята встречаются. И ещё я хочу сказать, что такими можно стать, но придётся очень много работать над собой. Как я написал в статье, мы помогаем себе и нашим клиентам таких выращивать.

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

Ой да бросьте
Предпринимательское мышление и коммуникативные навыки это врожденное
"Легче горы сдвинуть, чем изменить человеческую природу" - народная мудрость
Таких можно найти у себя в компании, но "сделать" - маловероятно

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chernomorets
Автор

я же могу не согласиться?

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

конечно, я не истина в последней инстанции)

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Sedykh

Я думаю что продукт-менеджер находится у границы предпринимательства, но ряд причин, таких как семья, дети, ипотека, наши законы, отсутствие инвестиции и т.д не дают ему свалиться в этот бурлящий катёл, а желание есть и оно очень большое. Именно такой фомат сотрудничества поможет многим выйти из тени и проявить себя. При удачном старте одного продукта, следующим шагом может быть долевое участие в других проектах.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Vasilev

Прям себя на фото увидел - к концу недели: щетина, мятая футболка, потусторонний взгляд : )

Ответить
Развернуть ветку
Gen To

Функционал – математический термин.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chernomorets
Автор

согласен, сейчас скорректирую

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chernomorets
Автор

бывает :)

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Так и не поняла роли

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда