(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

Как метафора, истории и принцип «от простого к сложному»‎ помогают делать нескучные и качественные обучающие материалы

Объяснить технический материал, в котором много профессионализмов и абстракций — задача со звездочкой. А сделать этот процесс интересным и понятным — X2 к сложности. О том, какие приемы можно использовать и как они отработали в наших кейсах, рассказываем в тексте. Кстати, помогают во всем разобраться методист Selectel и уточка Кря-Кря.

Это полезный лонгрид с веселыми картинками и примерами из практики. Используйте навигацию, если не хотите читать весь объем.

Привет! Меня зовут Лена Насыбуллина
Я методист продуктовых образовательных программ в Selectel

На тему передачи знаний пишу не в первый раз — уже рассказывала, как запускали в компании продуктовый онбординг и как с его помощью мы сократили время адаптации новичков в два раза.

В новой серии подробнее остановлюсь на приемах подачи материала и поделюсь опытом погружения неподготовленных слушателей в непростые предметные области. Например, разберем, как образ ниндзя помог сделать обучающие материалы об информационной безопасности интереснее, а еще рассмотрим клевый комикс от Google про Kubernetes и наш курс про устройство сетей.

Все советы работают не только для IT. Они подойдут для адаптации любой сложной для широкого восприятия темы. Например, пригодятся спикерам для выступления на конференции или митапе, авторам на Хабре или лидам для ведения внутренних баз знаний.

Речь пойдет именно о фиксированных способах передачи информации — не буду затрагивать формат живых лекций или практических занятий.

Дисклеймер: это не совсем обычный текст. Кроме моего мнения будет еще одно — от весьма реалистичного персонажа.

Знакомьтесь, это желтая уточка Кря-Кря. Она обитает практически в любой IT-компании. Присмотритесь и вы наверняка обнаружите ее на столе одного из коллег.

Уточка Кря-Кря — скептик старой закалки. Она начинала свою карьеру, когда методисты и коучи еще не были так популярны. Самостоятельно изучала языки программирования и проектную документацию. Искренне не понимает, зачем писать много букв, когда можно дать много-много полезных ссылок.

Пара слов о Selectel: зачем мы так много времени тратим на адаптацию материалов?

Selectel — провайдер облачной инфраструктуры и услуг дата-центров. У нас широкая продуктовая линейка, в которой сочетаются разные уровни IT-инфраструктуры: приватное облако и выделенные серверы, облачная платформа Selectel, аренда стоек. Еще — сетевые услуги, администрирование, консалтинг, защита IT-инфраструктуры в соответствии с требованиями 152-ФЗ и другие сервисы для комплексного решения бизнес-задач.

Моя миссия в компании как методиста — помогать наращивать внутреннюю продуктовую экспертизу. Я разрабатываю продуктовые курсы и другие обучающие активности для сотрудников.

Основная проблема, с которой сталкиваюсь — это большой объем материала для изучения и его сложность. Причем как для новичков в теме, так и для людей с опытом — в Selectel много особенностей, которые могут быть непонятны тем, кто уже знаком с рынком.

Я постоянно балансирую между точностью технической экспертизы и простотой, понятностью изложения. Решаю, как адаптировать комплексные определения, не усыпив при этом моего читателя.

В этой работе мне очень помогают приемы визуализации информации: использование цветов и схем, введение героев и метафор, сторителлинг и продуманная верстка. Подробнее о том, как наш мозг обрабатывает такие данные и почему визуализация часто бывает эффективной, описывается в книге «Правила мозга»‎ или в исследованиях психологов.

Задача №1: создать нескучные обучающие материалы по информационной безопасности

Ситуация: Selectel помогает клиентам решать разные бизнес-задачи, в том числе хранить и обрабатывать данные по закону. Но каким конкретно требованиям нужно соответствовать, зачем они нужны и как их выполнять на практике не всегда понимают даже сами заказчики.

Так появилась задача создать обучающие материалы для наших sales-команд. Они чаще других коммуницируют с клиентами и раскладывают все по полочкам.

Сложность в том, что законодательные акты и требования регуляторов написаны бюрократическим, трудным для восприятия языком. Этот материал сложно усвоить и визуализировать.

Решение: создать серию лонгридов с использованием метафоры. В качестве ключевого образа выбрали ниндзя. Иллюстрации сопровождают весь объем обучающих материалов, связывая их одной понятной всем ассоциацией.

→ Информационная безопасность, а также продукты и сервисы ИБ ассоциируются с защитой, быстрой реакцией на угрозы, точностью и дисциплинированностью. Все эти черты характерны ниндзя.

Зачем нужна метафора?

Метафора – инструмент, который помогает визуализировать свойства объекта (объяснить суть вещей через привычный образ) и облегчить восприятие сложного материала.

Тут включается психология. Если сотрудник видит портянку на 10-15 страниц текста, из груди вырывается тяжелый вздох и мотивация разбираться в потоке слов автоматически снижается. Метафоричные иллюстрации помогают снизить градус скепсиса и работают на привлечение внимания.

Конечно, метафора это не панацея и не решит всех проблем. Но как минимум поможет задержать взгляд читателя на странице подольше, увеличит вероятность прочтения текста и создаст в памяти «якорь»‎.

Использование метафоры, на мой взгляд, одно из самых простых и легких в реализации решений. Информация и формулировки от экспертов проходят минимальную трансформацию (да это и нельзя сделать в рамках требований ФСТЭК), но яркий образ, который связующей нитью идет через весь текст, помогает удерживать внимание на сложной теме и способствует более легкому запоминанию.

Пример работы метафоры

Представьте, что вам нужно объяснить семилетнему ребенку, что такое бэкап. В этом случае определение — «предварительно созданная копия данных для восстановления в случае потери оригинальных данных» — принесет мало пользы.

Попробуем подобрать метафору, которая позволит переложить свойства нового понятия на известные малышу явления:

«Смотри, ты построил самолетик из «Лего»‎. Но соседские мальчишки случайно попали в него мячом и сломали. А теперь представь, что у тебя есть возможность вернуться к собранному самолетику. И даже если снова в твой самолет попадет мяч, ты сможешь вернуться к уже собранной версии. Это и называется бэкап»‎.

Метафора не даст всестороннего понимания вопроса, но поможет сформировать образное представление.

Задача №2: рассказать о сложной услуге Managed Kubernetes в общем курсе онбординга для новичков в компании

Ситуация: в Selectel 700+ сотрудников, каждый месяц наша команда растет. Всем новичкам, независимо от их специализации, мы рассказываем обо всех продуктах, с которыми работаем. У нас нет задачи сделать каждого системным администратором, но важно сформировать базовое представление о сервисах.

Подробнее о том, как работает Managed Kubernetes, читайте на сайте Selectel. Кстати, свое погружение в продукт я тоже начала с этой страницы.

В ситуации с Managed Kubernetes одной метафорой не обойтись — это сложный сервис с высоким порогом входа для понимания. Сама тема требует подготовки для погружения, знания основ и понимания контекста. А аудитория, которой предназначены материалы, не всегда имеет глубокий технический бэкграунд.

Решение: разбить обучающие материалы на короткие, но емкие темы. А еще выстроить погружение с простого уровня на более сложный.

Зачем нужно дробить и упрощать материалы?

В двух словах рассказать о Kubernetes не получится. Важно скрупулезно выстраивать взаимосвязи между новыми сложными концепциями. Зачастую, просто определение какого-то сложного термина не даст понимания. Представим, что человек, который никогда до этого не слышал о K8s, сталкивается с определением:

Kubernetes — это ПО для оркестровки контейнеризированных приложений — автоматизации их развёртывания, масштабирования и координации в условиях кластера.

Стало ли ему легче и понятнее? Едва ли. Чтобы описание заработало, нужно поместить его в систему взаимосвязей.

Использование связей — еще один способ укрепить уверенность человека в материале и повысить лояльность к нему. Также это помогает снижать когнитивную нагрузку до комфортного уровня, бережно относиться к внутренним ресурсам человека.

Пример работы логических связей

В случае с Managed Kubernetes логическая цепочка выглядит примерно так:

  • У Selectel есть услуга Managed Kubernetes, которая упрощает процесс развертывания и обслуживания контейнерной инфраструктуры Kubernetes.
  • Kubernetes — удобный инструмент оркестрации контейнеров.
  • Оркестраторы управляют контейнерами.
  • Контейнеры нужны для микросервисов.

Оркестрация, контейнеры, микросервисы — тут нужно объяснять каждый кусочек пазла. Но для упрощения лучше начать не с «что это?» или «как это работает?», а «для чего это нужно?» или «зачем это используют?».

Нужно размотать клубок сложных терминов до минимальной атомарной единицы.

Например, так: Kubernetes используют для легкого и удобного развертывания приложений. Отсюда и нужно начинать разбирать тему, постепенно выстраивая ступеньку за ступенькой, наращивая сложность материала. Приложениями пользуются все, это будет нашей основой объяснения. Есть два глобальных подхода в архитектуре приложений: монолитная и микросервисная.

Дальше начинаем сматывать наш клубочек. Сначала расскажем, что это за архитектура такая микросервисная и зачем она нужна, затем перейдем к объяснению контейнеров и для чего их используют, потом объясним принципы работы оркестраторов, особенности самого Kubernetes и наконец покажем, как это устроено в Selectel.

Можно, но придется подбирать метафору для каждого нового понятия. В какой-то момент их станет слишком много. Это только запутает нашу аудиторию.

Другой вариант — создать серию метафор и поместить их в выдуманную ситуацию для связности. Именно так, например, сделали ребята из Google: они создали комикс о Kubernetes.

Принцип построения сюжета в подобных решениях такой: реальный рабочий контекст разворачивается в фантастических декорациях. Для объяснения разных сущностей подбираются свои метафоры (иногда весьма неожиданные). Например, Монолиты — это древнегреческие монстры, а Афина — богиня контейнерных приложений.

Задача №3: собрать курс об устройстве сетей для сотрудников с разных техническим бэкграундом

Ситуация: тема устройства и работы с сетями — краеугольный камень для многих сотрудников компании. Так, кроме коллег из сетевого департамента, сети важны и sales, и pre-sales инженерам, и команде саппорта, и ИТО, и ребятам из продуктовых команд.

Выходит, нужно создать обучающие материалы для очень разнородной аудитории — и по уровню стартовых знаний о теме, и по специфике задач, с которыми сталкиваются в процессе работы.

Решение: курс со свободной траекторией обучения, который будет полезен новичкам и профи.

На старте собрали обратную связь от потенциальных участников курса. Спрашивали, какие именно темы и вопросы они хотели бы решить с помощью этого обучения. Полученные ответы рассортировали на несколько категорий:

  • общие сетевые вопросы,
  • устройство сети Selectel — какие технологии мы используем,
  • наши сетевые продукты и сервисы.

Начать изучение можно с любого раздела. Если участник хорошо знаком с основными понятиями об устройстве сети и знает принципы работы базовых протоколов, он может перейти непосредственно к той теме, которая ему нужна и интересна.

Внутри самих блоков тоже есть спецификация для разной аудитории. Например, в блоке о наших сетевых продуктах есть отдельные материалы для sales-специалистов — в них сделан акцент на конкурентных преимуществах услуги. Для support-команды про эти же услуги есть материалы по траблшутингу — настройке и решению типовых проблем.

Кое-что все-таки будет: упрощения и сторителлинг.

С точки зрения эксперта, сети — это большая и сложная тема. Чтобы понять ее, нужно иметь представление о большом количестве сущностей — например, о топологии и резервировании, проектировании сетей, структуре пакетов, сетевом оборудовании, подсетях и префиксах.

Попробуем упростить — преобразовать сложныи комплекс деталеи в общие, понятные идеи, которые служат ступенями к будущему пониманию.

  • Забудем о деталях, нюансах и исключениях и сосредоточимся на общих идеях.
  • Пожертвуем точностью ради понятности.
  • Используем самые простые слова.
  • Мысленно уменьшим масштаб предмета объяснения, чтобы получить максимально широкую перспективу.

Есть такой совет: если хочешь что-то объяснить, представь, будто рассказываешь историю другу за чашкой чая. И в случае с нашей темой подход точно такой же. Сетевые стандарты и правила организации сетей это уже общемировая история, а что если поместить ее в более камерные декорации?

В старых учебниках по сетям компании Cisco была вводная глава, которая рассказывала происхождение доисторических сетей на примере персонажей из мультфильма «Флинстоуны».

Проблемы, с которыми столкнулись герои истории, аналогичны тем, с которыми столкнулись первопроходцы реальных сетевых технологий. Более того, схожи и сами решения. А еще в этой истории представлены основополагающие тезисы концепции сетей.

Верно. Однако те, кто только начинает изучать тему, сталкиваются с проблемой информационного перегруза — информации слишком много, непонятно, с чего начать и что делать дальше.

Дополнительная сложность в том, что сети сложно изучать самостоятельно. Там много технологий и протоколов. Необходимо знать не только как они устроены, но и как взаимодействуют друг с другом.

В учебниках и внешних курсах есть свои нюансы. Например, информация там бывает избыточной. Слишком подробный и обстоятельный рассказ о большом количестве технологий без купюр. То, что используется чаще всего (или специфично именно для устройства сетей в Selectel) и наиболее важно, никак не отделяется от того, что редко используется или вообще представляет собой исторический интерес.

Можно. Даже больше — можно не давать готовую информацию, а очертить направление, в котором нужно искать. В интернете уже точно кто-то об этом писал :)

Есть два мощных «НО»‎: это время и эффективность такого подхода.

Обучение давно вышло за рамки скучных лекций с презентациями, где картинки счастливых команд или безликих человечков вызывают тоску. А навык объяснять, доносить сложную информацию в понятной форме стал, во-первых, профессиональным, а во-вторых — востребованным.

Описанные в статье приемы и способы разложить непростой материал и сделать его интересным работают на то, чтобы аудитория как можно быстрее «въехала»‎ в тему. Чтобы как можно больше тех, кто стартовал, финишировали, а не отвалились по пути из-за сложностей и банальной скуки. Плюс ко всему — это серьезный фундамент долгосрочных отношений с аудиторией.

Мой финальный совет — заботьтесь о своих читателях, думайте о тех сложностях, с которыми они могут столкнуться на пути изучения, и не жалейте сил на то, чтобы подобрать нужные инструменты и обойти подводные камни сложного материала.

P.S. Кстати, разговор с уточкой-скептиком — еще один способ донести информацию и аргументировать свою позицию.

Делитесь своим опытом и примерами из практики в комментариях, а еще подпишитесь на наш блог с новостями из мира IT и канал в Телеграме.

Читайте также:

0
5 комментариев
Яков Сомов

Требую пояснительную бригаду. У меня IT компания, хостимся на Селектеле, но про уточку слышу первый раз.

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Добрый день! На желтую уточку в этом тексте нас вдохновил метод решения задач, который описан в книге "Программист-прагматик". Подробнее о нем тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_утёнка

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Ооо, я когда в психушке практику проходил, там было полно таких товарищей, разговаривающих кто с чем: кто с уткой, кто с рулоном туалетной бумаги. Бывшие сеньоры))

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Andr

А чего непонятно то? Делай по принципу KISS, но не совсем уж просто)

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда