Второй совет будущему предпринимателю

Год назад я писал пост про жизнь предпринимателя (если вы не читали ранее — обязательно сделайте это сейчас, по той статье я до сих пор получаю обратную связь, а текущую читать без ретроспективы предыдущей будет сложно и непонятно).

Какие изменения и трансформации произошли за этот год - ниже по списку согласно тезисам, описанным ранее

Новая профессия

  • Роль продавца уже не так страшна. “Отпустил” неудачи. Слово “нет” со стороны окружающих больше тебя не разрушает. Ну нет так нет. Гораздо важнее сфокусироваться на “да”. А “да” в этом году было намного больше, что, несомненно, мотивирует. А может и не больше, просто “нет” больше не оседают в памяти, как и обиды на них, что было ранее
  • Удалось разгрести бэкофис, что существенно высвободило мозг. Теперь вопросы бухгалтерии и налоговой как-то ушли на третий план, большая часть вопросов либо отдана на аутсорс, либо делегирована, либо перешла в состояние “неважно и несрочно”. По-прежнему вовлечен глубоко в ключевые направления сам (маркетинг, договоры, финансы, развитие), но скорее на стратегическом уровне, нежели операционном
  • Код перестал писать совсем. Последний раз это было в январе. Несмотря на то, что уже казалось, что и не хочется вовсе, вот сейчас пишу и, пожалуй, понимаю, что на самом деле все-таки хочется. Разверну-ка у себя среду разработки уже в ближайшее время как минимум для прототипирования новых вещей. Почему-то хочется фокусироваться больше на UX/UI и быстром Wireframing для отработки процессов и введения метрик для оценки результатов
  • Сместился фокус с продукта на продажи. Если раньше хотелось “пилить фичи”, то теперь хочется “продавать будущее решение проблемы еще до ее реализации в настоящем”, фича же запилится в итоге так или иначе
  • Проблема с долгосрочными результатами и краткосрочной мотивацией все еще не исчезла. Как мне посоветовала одна знакомая, именно по этой причине предприниматели придумывают себе псевдо-хобби типа клеить фигурки или вырезать из дерева: результат есть, его можно пощупать, вот он непосредственно у тебя в руках

Сон

Здесь ничего не наладилось. По-прежнему голова работает 24х7, выключаться так и не научился. Были попытки вводить практики дыхания и йоги, но безуспешно. Все еще усложнилось страшным графиком перелетов в этом году, о чем написано здесь и здесь.

Время

  • Задач не стало меньше, даже больше, но приоритеты существенно изменились. Теперь больше работы уходит на стратегию, нежели на тактическую суету
  • Стал реже встречаться в офлайне, если понимаю, что достаточно созвона по телефону или онлайн. Для многих оказалось это некомфортно, ну и ладно, зато комфортно мне, логистика не съедает драгоценные часы
  • Почту стал читать еще реже - раз в 2 дня, а некоторые ящики и того реже - раз в неделю. Иногда бывают провалы, но в целом, как оказалось, бизнес от этого не страдает вообще, а многие задачи так и вовсе "отпадают" за ненадобностью, хотя в письмах и помечены как "срочно/вчера/итп"
  • Любовниц стало меньше. То ли научился меньше рассеивать внимание, то ли возраст не тот :)
  • В целом стало “легче” дышать. Спасибо команде, которая подхватила приличную часть операционных процессов

Семья

По-прежнему это самое стабильное звено в моей нестабильной жизни. К сожалению, с сыном я чаще вижусь по видеосвязи, нежели удается вживую провести время вместе. Однако, это все тот же фундамент, который очень часто не дает совсем сойти с ума в этой бесконечной гонке внутри колеса предпринимателя. После убийственного дня или недели или месяца ты всегда знаешь, что дома тебя кто-то ждет. Это бесценно.

Друзья

Друзей в жизни стало еще меньше. Почти все коммуникации — по рабочим вопросам. В целом жизнь превратилась в сплошные коммуникации, а твоя эффективность измеряется, вероятно, скоростью их маршрутизации. Могу смело назвать себя информационным брокером.

Партнеры

Разногласий по-прежнему много. Ругаемся. Ссоримся. По-разному смотрим на вещи. Нередко думаю, что следующий бизнес точно буду делать один. Но при всем при этом прикрывают тебя нередко тоже именно они. Так что...

Сотрудники

За 2 года полноценной работы компании стало достаточно четко понятно, на кого можно положиться, а на кого нет. По-прежнему считаю ключевой компетенцией руководителя найм и увольнение. В этом году научился увольнять и не жалеть об этом. Коммуникаций с ключевыми людьми явно недостаточно, но откуда взять ресурсов для инвестиций временем в них пока непонятно.

На текущей стадии развития компании пришел к выводу, что general специалисты гораздо лучше узконаправленных профессионалов, а зрелость сотрудника стал измерять его самостоятельностью, нежели глубокими знаниями в своей области.

Сильно разочаровался в маркетологах за прошедший год. В дизайнерах. Ничего личного, но либо я не научился с ними работать, либо выборка моя нерепрезентативна...

Люди

Перестал удивляться, наоборот, стал восхищаться. Профессия превратились в бесконечные коммуникации, а значит, надо извлекать из этого пользу, пусть даже не сегодня.

Сейчас находимся в акселераторе Сбербанка и 500 Startups (о первых впечатлениях по которому написан отдельный пост), нетворкинг серьезно помогает другим проектам открывать нужные двери. Опять же, сегодня я помогаю, завтра - помогают мне. В этом, вероятно, и состоит суть предпринимательства и бизнеса.

Государство

Уровень бюрократии по-прежнему удивляет. Аутсорсинговая бухгалтерия буквально “закидала” документами / нормами / положениями / приказами за каждый чих, почасовая оплата работы сотрудников в штате - вообще отдельная боль, еще и модная аттестация рабочих мест, обычных офисных сотрудников, это прекрасно.

По-прежнему ожидаю вызова в любой момент в налоговую или прокуратуру (не знаю за что, за что угодно), но как-то уже спокойно, скорее с мыслями, что если захотят - всегда найдут за что штрафовать.

Также в этом году был аудит как резидента ОЭЗ “Иннополис”, что затратило несколько дней моего времени на прошивку / сбор документов. Но что поделать, любишь кататься - люби и саночки возить.

Есть и сдвиги в положительную сторону. Внезапно открыл для себя, что в стране работает огромное количество институтов развития, которые предлагают достаточно много инструментов субсидирования / продвижения / поддержки предпринимательства. Вероятно, сделаю на эту тему отдельную статью, но почему-то про данные инструменты мало кто знает / не умеет ими пользоваться (я в том числе).

В качестве живого хорошего примера работы с госами - в следующем разделе.

Корпораты и чиновники

Общения было больше.

Недопонимание по-прежнему на том же недостижимом уровне: мы из разных миров.

Однако, в этом году ездил в Лондон по приглашению торгпредства для участия в русско-британском бизнес форуме и был невероятно восхищен и удивлен как раз работе наших представителей на местах. Помогли, встретили, организовали, снабдили контактами и интро. Просто космос какой-то, при том, что я - микробизнес, а вокруг было полно крупного. Отдельное спасибо вам, ребята, если читаете этот пост. Вдвойне спасибо, т.к. понимаю в какой ситуации вы там сейчас находитесь с учетом наших отношений с Великобританией.

Деньги

  • Пришло больше понимания про то, что денег на рынке больше, чем хороших проектов. Поэтому надо просто стать хорошим проектом. Быть хорошим проектом — это значит фокусироваться не на процессе, а на результате. Результат измеряется скорее всего в деньгах или четком понимании, как к ним прийти. Путь должен тоже измеряться: временем, которое ты экономишь, или количеством активных пользователей, или чем-то еще. Вообще все надо измерять. И не только смыслами. Даже в разработке той же самой YORSO я стал чаще давать “красный свет” на фичи, если они напрямую не влияют на продажу, или у нас недостаточно данных, чтобы сказать, что тот или иной инструмент не работает
  • Стал легче управляться с финансами. Построить быстро финмодельку, спрогнозировать кассовый разрыв - проще простого. Финансовая грамотность - обязательный скил руководителя
  • С собственными деньгами тоже стало проще. Их как бы нет, но когда нужно, удавалось достать в любой момент необходимую сумму, всегда. Порой сам удивляюсь, как это получается, но семья не голодает, а за текущий год я совершил 80 перелетов и посетил примерно 20 стран, на все это откуда-то нашлись средства
  • Приятно удивился своей рыночной стоимости. Небольшой вброс рынок себя как наемника показал высокий спрос на уровне ЗП в США, но при этом в РФ. Однако, пока свобода принятия решений и геморрой предпринимателя дороже :) В целом пришло понимание, что могу решать практически любую задачу в любой корпорации: технические, финансовые, маркетинговые. Работая по найму, никогда бы не смог достичь такой разносторонности в навыках, стартап же без инвестиций заставляется совмещать очень много ролей. Разве это не прекрасно?

Отдых и работа

Два раза в этом году выбирался на отдых.

Первый отпуск с семьей превратился в сущий ад, т.к. ровно в этот момент я выполнял роль операционного директора нового стартапа. В итоге, с 7 утра до 12 утра я делал работу, с 12 дня до 8 вечера я уделял время семье, но голова при этом всегда была забита работой, т.е. Выключить ее не получалось. С 8 вечера до 2 ночи обратно возвращался к работе. В общем, представьте, как если бы вы жили обычной рабочей неделей, но в нее внезапно надо было бы еще впихнуть и отпуск с семьей.

Второй отпуск оказался проще и действительно удалось “отпустить” практически все, даже телефон ни разу не поднимал. Понравилось. Хочу, чтобы вошло в привычку.

Принципы

Как ни странно, они не изменились. Перечитываю прошлогоднее, все справедливо и сейчас.

3 недели назад встречался с одним из управляющих в РФ фонде. Молодой парень мне сказал “Все, что у нас с тобой не записано на бумаге - не имеет никакой силы”. Еле сдержался не ответить ему, что “А зачем мы тогда здесь с тобой разговариваем, если весь этот разговор не имеет вообще никакой силы?”. Не имейте дело с такими людьми. Никогда. Слово - важнее бумаги.

Книги

В прошлом году я поставил себе задачу прочитать 30 книг за год и успешно с ней справился. В этом году был уверен, что отвлекусь на другое хобби, но нет, книги это просто кладезь. Читайте книги. Любые. Они помогают отвлечься, расширить кругозор, а иногда найти невероятно практичные советы, которые можно примерить и применить в повседневной жизни.

Однако, не стоит думать, что книги сделают из вас предпринимателя. Как и писал ранее - это образ жизни / мыслей. Только через практику. Только через собственные ошибки и потери. Если хватит сил и наглости, конечно, добежать до конца.

Общее мироощущение

Повторюсь, с точки зрения напряжения - “отпустило”. Серьезно. Перестал бояться операционной работы, бумаги, рутины. Надо? Ну, значит надо. Открыть любую дверь - пожалуйста. Поговорить с любым человеком - легко. Улететь на край вселенной в незнакомую страну, чтобы построить там команду - запросто. Мог бы я сделать это раньше? Пожалуй, нет. Не потому, что боялся. А потому, что не было возможности для практики.

Все чаще ощущаю себя HR. В этом году устроил примерно 7-8 человек ТОП уровня в разные корпорации и стартапы. Бесплатно. А ведь можно было и не бесплатно…

Осознал, что очень помогает “выжить” - писать посты. Блог. Фэйсбук. Личный приватный дневник. Не пытаюсь раскручивать и продвигать, все для себя. Это крайне помогает структурировать мысли, еще раз пройти через ощущения, сделать выводы, принять новые решения. В очереди порядка 30 статей на разные темы, но доберусь ли до них - вопрос вдохновения. Пишу сам. Никаких PR агентств или копирайтеров. Когда? По ночам, конечно, не спать же.

В качестве заключения

По традиции здесь совет. В этот раз - второй совет предпринимателю.

И озвучил я бы его так: никогда никому не давайте никаких советов, у каждого свой путь, а если ваша рекомендация не сработает, виноваты останетесь именно вы.

Уверен, это не последний пост на данную тему. Мы меняемся с возрастом, меняемся, находясь в разных социумах, меняемся, занимаясь разной активностью. Через год снова и снова буду пропускать сквозь себя эти мысли и понимать, где я был лучше, а где наивность и доброта были замещены подходами хладнокровного и жадного до денег бизнесмена.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Sergei Timofeyev
Приятно удивился своей рыночной стоимости.

Если есть время, попробуйте получить официально место. Думаю, вы тогда ещё и охренеете, когда узнаете, что это вот не совсем так. :)

3 недели назад встречался с одним из управляющих в РФ фонде. Молодой парень мне сказал “Все, что у нас с тобой не записано на бумаге - не имеет никакой силы”. Еле сдержался не ответить ему, что “А зачем мы тогда здесь с тобой разговариваем, если весь этот разговор не имеет вообще никакой силы?”. Не имейте дело с такими людьми. Никогда. Слово - важнее бумаги.

Для этого вы и сидите, чтобы иметь договорные отношения, закреплённые на бумаге. Без этого вы обречены на провал, если люди будут нечестны.

С удовольствием прочитал первую часть. Сложилось впечатление, что человек ищет чудо. Читает какую-то бизнес-литературу, которая в своём большинстве похожа на Кийосаки с пылесосом Кирби, так как нет универсального пути на рынке. Всюду есть нюансы, кардинально меняющие полюс почерпнутого совета. Даже одинаковый опыт двух людей будет разным.

Позволю только единственный совет вам: не сгорите. Работа - далеко не самая главная ценность в жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Trantin
Автор

Спасибо за интересные мысли и за отзыв. А также про «не сгореть», боюсь этого сам больше всего, но пока что энергии хватает...

Пару комментариев :

1. Собрал ряд официальных офферов в ноябре, так что подтвердил, все ок.
2. Насчёт договорной части у меня пока другой опыт: мы отвечаем за свои слова в первую очередь, а бумага - это защита от того, что кто-то за них не отвечает. Но не наоборот. И мой опыт общения с успешными предпринимателями (с теми, кого я считаю успешными) - подтверждает эти слова: рукопожатие и произнесённые вслух лучше любой бумаги, потому что страшен не суд потом, а «слава» о тебе по рынку

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

А как вам удалось отказаться от больших зп корпоратов? Ведь помимо вашей любви к геморрою есть семья, жена, родители.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

И да... теплое местечко, квартирка в центре, отдых четыре раза в год, командировки раз в месяц в Европу, секретарша красивая, любовницы эти наконец-то... вот как отказаться то?) И для чего...

Ответить
Развернуть ветку
Anton Trantin
Автор

Павел, очень правильные вопросы задаете. Ответ на них я постарался дать в первой серии (в прошлогодней статье). Суть простая: я не могу не заниматься предпринимательством, это образ жизни, "шило в одном месте". При этом пока я отказался от всего, что вы перечислили. И да, меня не понимает почти никто из моего окружения прошлого (родители, друзья), но зато поддерживает семья, и очень-очень понимает новое окружение - такие же другие предприниматели, которые отказались от теплой корпоративной жизни ради создания чего-то своими руками.

Однако, все это справедливо до тех пор, пока есть энергия и умение доставать деньги в нужное время, создавая их буквально из воздуха. Если получится серьезно успеть в бизнесе (а пока что еще нет) - будет качественно новый уровень. Если не получится - действительно может встать вопрос возвращения в корпоративную среду на позицию ТОП-менеджера. Время покажет. Надеюсь, не вернусь :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Слова не мальчика, но человека никогда не сталкивавшегося с важностью "каких то там бумажек" от которых зависит сохранность твоих денег.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Trantin
Автор

Олег, сталкивались.
Мой посыл не про то, что бумаги не нужны. НУЖНЫ!
Мой посыл про то, что отношения надо строить на твердости своих слов. Если собеседник на входе тебе говорит, что "договоренности без бумаги не имеют силы" - нет смысла вести дел с таким собеседником, потому что потом и с бумагами будут трудности. Но это мои правила, я их никому не навязываю, о чем и говорится во втором совете :)

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда