{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Релокация айтишников: что с налогами, зарплатой и документооборотом

Переезд за границу российского IT-сектора весной — летом 2022 — это историческое событие, к которому невозможно было подготовиться. Айтишники, рекрутеры, управленцы России ощутили моральные трудности и попали в бюрократический адок.

Мы — исследовательский центр хантингового агентства NEWHR — выяснили, как прошла первая волна релокации у российских айтишников. В цикле статей подробно описали тех, кто переехал за границу, каких масштабов достигла релокация в IT-секторе после объявления СВО, как сложились отношения между компаниями и сотрудниками и переоформление этих связей.

ДИСКЛЕЙМЕР: Это исследование мы провели до событий 21 сентября, поэтому наши выводы не учитывают последствий объявления мобилизации. Однако мы уже работаем над сбором новых данных.

Несмотря на постоянное изменение цифр, некоторые наши выводы и сейчас остаются актуальными. Они дают общую картину ситуации, глядя на которую можно проследить текущие тенденции в мире рекрутинга и найма. В этой главе нашего исследования разберём насущные вопросы о налогах, оплате труда и документообороте.

Откуда мы берём данные

Мы опросили 390 респондентов из наших телеграм-каналов NEWHR и Geekjob. Кто все эти люди, подробно описали в первой части нашего цикла. Для удобства условно разделили отвечавших сотрудников и компании, где они работают, на две группы:

  • Оседлые, то есть оставшиеся на месте (61,5% — 240 человек). Люди и компании, где ничего не изменилось, и никто никуда не двигался.
  • Номады — перебравшиеся в другие страны по разным причинам (санкции, несогласие с политикой РФ и т. д.) люди и компании (38,5% — 150 человек).

Мы часто упоминаем обе группы по ходу всего исследования.

Раздел 1. Налоги

Человек любой профессии обязан делиться своими доходами с государством. Обычно эту часть работодатель сам отчисляет в налоговую службу — заранее закладывает в зарплату и удерживает с сотрудника. Айтишники, устроенные по трудовому договору (ТД) не переживают по поводу налогов, это бремя ложится на плечи руководства и бухгалтерии. Есть и такие, кто оформляет ИП или самозанятость и заключает с компанией ГПХ-договор (гражданско-правового характера). Эти сотрудники платят отчисления государству самостоятельно и лично отслеживают свой налоговый статус.

Мы опросили 94 таких номадов (данные на весну — лето 2022). Люди, которые и до релокации работали по ГПХ, плюс те, кто изменил юридические отношения с компанией из-за условий переезда.

Чтобы избежать проблем с надзорными органами, номады обязаны следить за своими налогами. Большинство из них (61,7%) проявляют сознательность и наблюдают за ситуацией. 17,5% из 94 номадов в этом вопросе положились на работодателя и под контролем компании наблюдают за изменениями.

Настороженность вызывают ¼ опрошенных: 21,3% сотрудников не заботит их налоговый статус. Для этого у них есть разные причины, которые мы не уточняли. Возможно, это неосведомлённость в вопросе или же это люди с запредельным уровнем дзена, которые просто плывут по течению, не зная, где окажутся завтра.

Чем может обернуться такая неосторожность, мы подробно рассказали в прямом эфире с приглашённым юристом трудового права.

Кого затронул рост налогов

Из опрошенных 94 человек мы выделили 63 сотрудника с изменениями в оформлении. Это люди, которые вынужденно, чтобы не потерять работу, переоформили отношения с IT-компаниями. И стали ИП, самозанятыми, физлицами с договором ГПХ или перешли на поруки в аутстафф-организации. Мы поинтересовались, не почувствовали ли эти номады дополнительную налоговую нагрузку из-за переезда и переоформления.

30 из 63 человек (47,6%) заметили изменение размера налогов или появление дополнительных обязательств. Это могло произойти из-за смены налогового резидентства компании или сотрудника. Например, если IT-компания открыла представительство в Нидерландах или была изначально голландской и закрыла филиал в России. Она перезаключила ТД со специалистом, выдала зарплату чуть выше обычной, а налоги всё равно «съели» от неё 30%.

23 номада (36,5%) при опросе не заметили изменений в своих налогах. А 10 человек (15,9%) не разобрались с этим вопросом до конца. Они либо не сталкивались с необходимостью оплачивать налоги, либо махнули рукой на эту бюрократию.

Кто платит налоги: сотрудник или компания?

Из-за релокации HR-специалисты и руководители оказались в сложной ситуации: пока сотрудники переезжают, важно не растерять коллектив. Но далеко не все работодатели могут открыть юридическое лицо и перезаключить трудовые договоры в другой стране. Поэтому некоторые IT-компании ставили сотрудникам условие перейти на ИП или стать самозанятыми, предлагали другие варианты решения проблемы. Как именно переоформлялись сотрудники, рассказали в предыдущей части исследования.

Мы задали ещё пару вопросов тем 30 сотрудникам, которые столкнулись с дополнительными налоговыми обязательствами и вынуждены самостоятельно отчислять часть денег государству.

Мы задали ещё пару вопросов тем 30 сотрудникам, которые столкнулись с дополнительными налоговыми обязательствами и вынуждены самостоятельно отчислять часть денег государству.

Вопрос 1: кто теперь платит ваши налоги?

36,7% сотрудников ответили, что сами справляются с налоговым бременем, без помощи компании. Но в половине случаев работодатель всё же не бросает своих и компенсирует часть налогов. И частично (у 30%) или полностью (у 20%) закладывает их в оплату труда. При этом по договорённости между сторонами, у трети сотрудников компенсация входит в основную зарплату, у второй трети — в переменную, у остальных — в другие варианты. Например, в разовые выплаты.

Вопрос 2: как долго компания будет вас поддерживать?

На него ответили 15 человек, те, кто получает компенсацию от компании. 53,3% оптимистично рассчитывают, что такая практика растянется на всё время сотрудничества. Треть (33,3%) сомневается в устойчивости этой поддержки, потому что у компании нет чёткой позиции. 13,4% не питают иллюзий и уверены, что это временная помощь.

Кратко

Мы видим, как постепенно формируются тенденции. 1/3 сотрудников, которые должны отслеживать свой налоговый статус, не делают этого. Но больше половины номадов сохраняют сознательность и наблюдают за своим положением. Часть айтишников со сменой налогового статуса отметили повышение государственных сборов, но половине из них компании возмещают эти траты. IT-сектор двигается в правильном направлении, проявляя внимательность к бюрократии: люди заботятся о своём положении, а компании стараются проявлять поддержку.

Раздел 2. Оплата труда

Санкции сильно сказались на возможности IT-компаний перечислять зарплату своим сотрудникам. Вне зависимости от того, переезжали те и другие или нет. Мы опросили оседлых и номадов, у которых есть расхождения по странам: они изначально базировались в разных локациях или их разделили обстоятельства. Эти 222 человека рассказали нам, как они получают оплату теперь.

По данным на весну — лето 2022 года почти половина опрошенных (45,5%) смогли получить деньги от работодателя. Но большая часть респондентов (54,5%) столкнулась с финансовыми проблемами:

— 19,8% на момент опроса остались без зарплаты;

— остальные 34,7% не смогли чётко ответить на вопрос. Компании перечислили им деньги либо частично, либо не вовремя.

У тех, кто всё же получил деньги за работу (101 человек), мы поинтересовались как компании и сотрудники справились с задачей.

  • Самый популярный способ — это когда айтишник открывает валютный счёт, на который работодатель зачисляет ЗП. Вариант популярен у номадов, которые числятся в иностранной компании. Или у сотрудников из России, валютных туристов, чей работодатель переехал в другую страну и закрыл представительство в РФ.
  • Ещё один распространённый метод — перечислять деньги на российский рублёвый счёт. Вариант популярен для работодателей из РФ.
  • Иногда компании прибегают к услугам сервиса-посредника, который позволяет использовать российские и зарубежные счета.

Мы представили все вариации перевода денег сотрудникам на графике. Часто компании не останавливают выбор на каком-то одном способе, поэтому здесь возможны комбинации. Например, вчера работодатель отправил зарплату «Золотой короной», а сегодня воспользовался криптокошельком.

Некоторые респонденты запутались и не поняли, как получили зарплату. Главное, что они не остались без денег. 44 сотрудникам повезло гораздо меньше — они не получили выплат от компании. В трети случаев (36,4%) они не увидели денег, потому что лишись работы (данные на весну — лето 2022 года). Почему IT-компании так поступают узнайте из статьи о нелюбви работодателей к релокации.

Более лояльные компании пробовали разные варианты отправки денег. Работодатель выбирал либо один, либо несколько способов — показали их на графике. Напомним, что отвечали сотрудники, а не HR-специалисты или представители компаний, так что многие из опрошенных могли не знать, как именно им пытались отправить деньги.

Самый популярный из вариантов — это перечисление средств на российский счёт. Мы не выясняли причины такого решения, потому что сотрудники и сами вряд ли знают ответ. Возможно, человек не сказал компании, что переехал, а потом не смог снять зарплату с рублёвой карты. Или работодатель воспользовался этим способом по привычке, но он оказался нерабочим. Как и переводы через посредника в 4,5% случаев или неудачные попытки трансфера криптовалюты (2,3%).

Примечательно, что рабочий метод с переводом на валютный счёт компании даже не использовали. Казалось бы, если способ действенный, то почему бы его не применить? Но не у всех компаний есть такая возможность. Её нет, например, у крупных финтех-корпораций, обложенных санкциями.

Кратко

Кажется, ситуация с оплатой меняется быстрее, чем люди успевают заработать. Санкции всё ещё сильно влияют на переводы и платёжеспособность компаний. Пока непонятно, что будет дальше, но мы следим за всеми изменениями. На весну — лето 2022 года ситуация сложилась такая: 54,5% сотрудников с трудом получили заработанные деньги. 19,8% опрошенных не увидели зарплату совсем. В трети случаев потому, что работодатель отказался от услуг релоцированных айтишников, в остальных — из-за неработающих способов перевода средств. 45,5% везунчиков получили оплату в полном объёме, в основном на валютный счёт. 34,7% номадов и оседлых, находящихся с компанией в разных странах, столкнулись с трудностями и получили ЗП частично или с задержкой.

Раздел 3. Документооборот

Когда сотрудники и компании находятся в разных странах, сложности возникают не только с оплатой. Грамотный документооборот трудно организовать, когда людей разделяют границы. Ведь юридическую силу имеют физические документы, подписанные лично или с помощью ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Мы выяснили, как руководство, отдел кадров и сами сотрудники решили задачу.

Чтобы лучше понимать, как обстоят дела с документооборотом при релокации, мы разделили процесс на два аспекта:

  • текущие вопросы. Это подписание дополнительных соглашений, договоров на оказание услуг, акты приёмки-сдачи и другие;
  • оплата труда — чеки, отчёты о получении, акты.

Документооборот по текущим вопросам

Здесь нас интересовали респонденты, которые находятся с работодателем в разных странах и изменили форму взаимоотношений, переоформили договоры. Всего 71 человек.

Треть из них (32%) чудом оказались готовы к релокации и прибегли к ЭЦП. Электронный документооборот для переоформленных айтишников оказался самым популярным вариантом.

27% опрошенных отправляют подписанные и отсканированные документы через email и мессенджеры. Компании и сотрудники выбирают этот сомнительный способ скорее от безысходности, ведь и тем и другим ясно, что такие документы не имеют юридической силы.

23% респондентов отметили, что прибегают к разным ухищрениям и передают бумажные носители с помощью службы доставки, почты, коллег и родственников и при личной встрече, например, во время командировок*.

этой статье мы писали, что часть компаний отпускает сотрудников за границу на определённых условиях, например, с периодическими посещениями в локацию работодателя.

Остальные респонденты (18%) не знали, как ответить на этот вопрос. Для этого есть две возможные причины:

— стороны используют несколько вариантов документооборота и не пришли к какому-то одному;

— сотрудник ещё не столкнулся с ситуацией, когда нужно подписать важные бумаги. Возможно, что у компании есть просадка в документообороте, временная или постоянная. Всё зависит от конкретных случаев, которые не существенны для общей картинки релокации.

Документооборот по вопросам оплаты

При изучении этого аспекта мы опрашивали сотрудников, которые релоцировались и переоформились, и к тому же умудрились получить оплату за услуги. Получилось 45 человек.

Рассмотрим этот вариант документооборота в сравнении с предыдущим.

На гистограммах видно, что в обоих случаях большинство сотрудников использует ЭЦП — 32,4% для обмена текущими документами и 44,4% для денежных расчётов. Обычно такие «бумаги» подписывают сотрудники, работающие по ГПХ — индивидуальные предприниматели и самозанятые. Эти категории людей часто уже имеют ЭЦП и активно ею пользуются.

Второй по популярности способ обмена документами — пересылка цифровых копий через интернет — одинаково распространён для обоих аспектов.

А вот пользоваться бумажными носителями предпочитают в основном при текущих вопросах: 23% сотрудников отметили, что тем или иным способом (см. гистограммы) получили оригиналы документов на руки. Для денежных расчётов эта цифра куда меньше — всего 15% респондентов оставили подпись на бумаге.

Примечательно, что компании не пользовались услугами почты и курьерских служб при документообороте, связанным с оплатой. Делаем предположение, что работодатель пожалел деньги на пересылку не самых важных документов: чеков и актов. Будем рады, если кто-нибудь из экспертов в комментариях подтвердит или опровергнет эту гипотезу.

Кратко

Треть номадов оказалась готова к первой волне релокации весной — летом 2022 года и заранее оформили электронно-цифровую подпись. Этим они облегчили головную боль для HR-специалистов и компаний в 32% случаев. Причём, если документооборот касался вопросов оплаты, то эта цифра была больше — 44%. В 23% случаев сотрудники и компании используют сканы и копии документов и отправляют их через интернет. Помимо этого ненадёжного варианта компании выкручивались с помощью третьих лиц, почтовой связи и служб доставки.

Заключение

Массовая релокация IT-сегмента заметно изменила работу HR-специалистов. Весной и летом 2022 года рекрутеры освежили в памяти знание ТК РФ, попытались приспособиться к новым реалиям. Адаптироваться пришлось и сотрудникам, которые старались разобраться с бюрократическими тонкостями в России и за границей. Самыми болезненными вопросами для релоцированных людей и компаний стали налоги, организация выплат и документооборот.

Налоги. Часть IT-специалистов переоформились, и наёмные работники превратились в самозанятых и ИП. ⅔ этих сотрудников следят за своим налоговым статусом. Небольшая группа людей отметила повышение сборов, но половине из них компании компенсируют затраты на обязательные выплаты государству. Заметна благоприятная тенденция: люди заранее думают о своём положении, а компании идут на уступки и помогают сотрудникам.

Оплата. Здесь мы не можем выделить чётких направлений, потому что санкции и нововведения штампуются каждую неделю. На момент исследования более половины сотрудников столкнулись с проблемами получения ЗП: им либо ничего не отправили, либо переслали, но не в полном размере или не вовремя. У большинства айтишников не возникло проблем с зарплатой.

Документооборот. Айтишники — люди продвинутые, и здесь заметно преобладание электронного документооборота. Треть релоцированных пользуются ЭЦП. Часть сотрудников подписывается на сканах и копиях и пересылает их по email или с помощью мессенджеров. Оригиналы тоже никуда не делись — их пересылали с помощью почты, курьерских служб, третьих лиц и выдавали при личной встрече.

Заметно, что люди приспосабливаются к ситуации и ищут пути решения. Большинство специалистов двигаются в рамках закона или стараются это делать. Как дальше сложится судьба релоцированных, мы узнаем позже.

В следующей и последней части нашей аналитики поговорим о болях номадов и что их волнует при релокации в другую страну.

ОГЛАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

H: How. Релокация айтишников: что с налогами, зарплатой и документооборотом

R: Review. [готовим материал]

Мы будем обновлять оглавление по мере готовности публикаций.

  • Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NEWHR
  • Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в «Доказательный Рекрутинг»
  • Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите на GeekJob.ru
  • Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»
  • А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube

Приходите читать, смотреть и комментировать.

0
1 комментарий
Олег Борисов

выводы сложно делать при такой маленькой выборке и коротком промежутке времени. только дистанция покажет реальные изменения. страх прошел, настали будни. и они отрезвляют многих.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда