{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Групповая динамика и интересы дела

Как человек, который много лет занимался вопросами групповой динамики в бизнесе, могу с уверенностью сказать: это не спасение бизнеса, а его смерть. Умеете ли вы с ней обращаться или не умеете — все равно смерть. По одной простой причине.

Групповая динамика поднимает вопросы отношений между участниками бизнеса. Не будем лукавить, в наших компаниях такие отношения находятся в полной “ж”. Но стоит поставить их во главе угла — как тут же будет задвинута на задний план главная задача бизнеса: “работать и зарабатывать на жизнь”. И тогда полная “ж” переходит в состояние “абсолютный проигрыш, 6 букв, вторая “и”. Заигравшись в отношения, люди совсем забудут про работу.

Выход? Всегда ставить на первое место интересы бизнеса. И управлять динамикой не через диалоги и коучинг, а путем отбора и увольнения.

Вот простые решения для каждого этапа жизни компании.

1. Начало проекта

На стадии начала проекта в команду отбираются только те люди, которых интересуют исключительно рабочие вопросы. “Как нам сделать, улучшить, разобраться, решить, наладить” — это единственные темы, которые приемлемы в спонтанных обсуждениях. Как только команда впадает в разборки на тему “кто на кого как посмотрел и обидел” — ВСЯ команда тут же распускается и набирается заново. Даже если это команда собственников.

Почему? На первом этапе “тёрки” по поводу отношений возникают лишь тогда, когда у людей недостаточно интереса к делу. Если это безобразие поддержать, интерес к делу потеряется окончательно.

В самом начале команда должна объединиться только вокруг одного: дела. Дело — главный источник возбуждения, главный организующий процесс, главный источник “тёрок” и конфликтов. Если при этом люди будут нравиться и уважать друг друга как личности — вам повезло.

И заметьте: здесь ничего не сказано об уровне квалификации. Мы говорим только об уровне реального, проявленного в поступках, интереса к делу.

2. Бурный рост

На стадии бурного роста должны появиться жесточайшие фильтры на входе. Вы — молодая растущая компания, “баблища” у вас завались — вот и сбегаются со всей округи амбициозные профессионалы “на пощипать”. Но здесь чтобы пощипать, надо сначала поработать, поэтому ситуация не так критична. Важно лишь научиться отделять тех, у кого есть живой и сильный интерес к тому чтобы делать — от тех, у кого есть интерес лишь к тому, чтобы “щипать”.

На этом этапе постепенно появляются “тёрки” по поводу отношений. Но пока работы много, мелкие столкновения заканчиваются тем, что люди снова убегают от отношений в работу. И это правильно. Вам стоит запоминать все эти маленькие столкновения. Именно из них потом вырастет большой пожар. Но пока ничего делать не надо.

На этом этапе "право на групповую динамику" имеют только те люди, для которых интересы дела стоят на первом месте. Разруливать конфликт между людьми, которых объединяет общее дело и разруливать конфликты среди тех, кому надо лишь пощипать — это очень разные вещи.

Задача лидера здесь — выгонять из команды тех, кому нужно “пощипать”, вне зависимости от их квалификации. Чем выше квалификация, тем больше от вас в конечном счёте отщипнут.

3. Начало замедления

Компания начала выходить на плато. Точный момент обнаружить не сложно: темпы роста едва уловимо начали снижаться. Это самый важный момент. Впереди — время процветания, пожинания плодов и отдыха. Будет ли это отдых перед новым рывком или затишье перед кризисом, зависит от того, что будет сделано на этом этапе.

Это самый опасный этап для успешных компаний. Больших усилий для того, чтобы заработать уже не надо. А вот отжать и поделить то, что уже добыли… Ждите толп стервятников с офигенными резюме, дипломами и рекомендациями.

Хотя и среди своих вдруг появляются те, у кого раньше были интересы к делу, а сейчас все закончились. Не важно, были эти интересы искренние, или люди притворялись. Важно, что с этого момента ваши дороги разошлись. И расставаться нужно немедленно. Иначе эти люди начнут отщипывать от вашего бизнеса сильнее всего. С таким-то опытом.

Поскольку стресс от работы спал, в компании, наконец, начнутся отложенные динамические процессы. Т.е., всплывут на поверхность отложенные конфликты по поводу отношений. Самое время их разобрать и почистить.

Но опять-таки, разбирать и чистить отношения можно только с теми, у кого на первом месте стоят интересы дела. Прийти к согласию и помириться можно только тогда, когда люди ясно представляют, ради чего им это нужно.

4. Плато

Вы все пропустили и компания вышла на плато не пересобранная. Боржоми пить уже поздно. Можно провести стратегические сессии или семинары, но только для того, чтобы убедиться, что все уже поздно. Почки начали отваливаться и искать себе другую работу. Количество балласта в компании такое, что топить его придется вместе с кораблем.

Но зачем топить курицу, несущую яйца? Пусть несет, пока не сдохла. Никого выгонять пока не надо.

Надо искать среди них тех, у кого — да-да — на первом месте стоят интересы дела. И эти люди действительно горят что-то делать, либо с этой компанией, либо с новой.

Из них можно собрать новую команду и запустить новый проект, используя старый как источник финансирования. Больше он всё равно ни на что уже не годится.

5. Кризис

Вы совсем все пропустили, и начался кризис. Консультантов звать поздно. За всю свою консалтинговую практику из кризиса мне удалось по-настоящему вытащить лишь две компании. Только потому, что в обеих собрались люди, для которых главное — это интересы дела.

Поэтому чисто ваша задача — спасать то, что можно спасти. Людей, кто собрался здесь ради дела. И оставшиеся после бурного пиршества материальные ценности и активы.

И после того, как спасетесь, с командой или в одиночку, прямо на шлюпке можно устроить стратегическую сессию. Под названием “разбор полетов и извлечение опыта”.

Чтобы в следующий раз начинать работать только с теми, у кого во главе угла стоят интересы дела.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда