Медийность политика и топ-менеджера: границы разумного
Сегодня я хочу немного поговорить о личном бренде и его продвижении. Хотя мой материал, в первую очередь, посвящен политическим фигурам, некоторые советы могут быть полезны и общественным деятелям, и топ-менеджерам коммерческих структур.
Всегда ли политика неразрывно связана с публичностью, с качественной работой в инфополе? Что включает в себя понятие медийности, в чем ее границы и на что следует сделать упор? В недавнем выпуске журнала «Связи с общественностью в государственных структурах» я подробно отвечал на вопросы редакции. Выжимку из материала с небольшими изменениями я публикую здесь.
Хотя само понятие «политика» можно трактовать весьма широко, обычно подразумевается руководящая работа в органах исполнительной или законодательной власти, активное участие в деятельности политических партий.
В зависимости от роли и конкретного ведомства меняется и возможный набор медийных инструментов и допустимая степень публичности. Так, госслужащий в министерстве гораздо более жестко ограничен в публичном поле, нежели депутат Госдумы или внесистемный политик.
Вот весьма показательный пример. В августе 2014 года был уволен замминистра экономического развития России Сергей Беляков, заявивший, что ему стыдно за заморозку пенсий в 2015 году. Согласно официальной формулировке – за «нарушение закона о государственной службе». Пост Белякова тогда прокомментировала пресс-секретарь премьер-министра Д. Медведева Наталья Тимакова: «Сергей, правительство – это коллективная ответственность. Если очень стыдно, вы знаете, что делать. Если терпимо, вы сделали все, что смогли, принято политическое решение. Теперь надо исполнять».
В январе 2015 года вице-губернатор Орловской области Александр Рявкин удачно встретил Новый год в Чехии и похвастался этим в Facebook, опубликовав фотографию из ресторана. Этим чиновник вызвал возмущение российской интернет-аудитории. Губернатор Орловской области Вадим Потомский заявил «Известиям», что не разделяет выбор своего подчиненного и сам провел выходные в родной Орловской области. И уже 13 февраля Александр Рявкин написал заявление об уходе с занимаемой должности по собственному желанию: «Это совершенно осознанное и тщательно обдуманное решение. По словам некоторых федеральных экспертов, незначительное снижение позиций Губернатора Орловской области Вадима Потомского в различных рейтингах связано в том числе с массированием информации о моей поездке в Чехию».
Медийная составляющая всегда выстраивается в двух плоскостях. Во-первых, необходимо определиться с целями, а в идеале – прописать карьерную и (уже как следствие) коммуникационную стратегию. Как дальше видит свою карьеру конкретный политик? К какой властной группировке он относится и чьи интересы ему необходимо соблюдать? Какие заявления содержат наибольшие риски для него? Какими медийными ресурсами (включая собственные аккаунты в соцсетях) он обладает? Ответы на эти и другие подобные вопросы позволят избежать многих ошибок.
Вторая плоскость – это обязательный учет психологической составляющей. Необходимо выбрать наиболее подходящий архетип (здесь я рекомендую работы Марк и Пирсон). Кому-то подойдет образ «Революционера» или «Героя», кому-то – «Государя» или «Мудреца».
Подчеркну, не так принципиально, какой классификацией архетипов вы пользуетесь, как именно подбираете свою базовую метафору (яркую характеристику, как правило, состоящую из одного-трех слов). Главное – внутренняя и внешняя непротиворечивость образа, согласованность всех действий в публичном пространстве. Очень важно при этом, чтобы транслируемый образ учитывал ваш психотип, был ему органически близок. И уже, отталкиваясь от архетипа, можно подбирать оптимальные медийные каналы.
Возможно ли обходиться без медийности? Теоретически – да. Если вы строите карьеру в силовых структурах или в условиях нерыночной экономики, инструменты личного брендинга будут иными. В большинстве же случаев сильный бренд специалиста или топ-менеджера, подкрепленный его медийностью, дает весомые карьерные преимущества или ощутимо помогает бизнесу (так, бренд топ-менеджера или владельца дополняет и усиливает бренд компании, помогает привлекать и удерживать клиентов).
классная статья! все-таки в большинстве сфер сейчас без сильного личного бренда никуда.
Спасибо, Ирина!
Интересно) Про архетипы полностью согласна, важно, чтобы продвигаемый образ был не противоречивый))
Спасибо, Екатерина!