Каково это — уехать из России в Ирландию, чтобы работать в самой влиятельной компании мира

Интервью команды Telegram-каналов Your Career, Your Job и Your HR с Сабиной Шукюровой, выпускницей МГИМО и Университета Боккони (Италия), работающей в дублинском офисе Google.

Об отборе в компанию, корпоративной культуре «стартапа в корпорации», отсутствии фиксированного рабочего графика, бесплатной еде и скуке по берёзкам.

Как попасть в Google. Рекомендации, шесть собеседований и комитет по проверке

Your Career (YC): Сабина, расскажи, как ты попала в Google.

Это был долгий путь. Изначально я больше целилась в консалтинг. Долго готовилась к нему. Какое-то время работала в консалтинговой фирме в России, в Tier 2. (Так называют консалтинговые компании «догоняющего эшелона», чуть менее престижные, чем Большая тройка, куда входят McKinsey, BCG и Bain. В Tier 2 обычно включают Strategy Partners, Oliver Wyman и другие фирмы — Your Career.)

Там были свои плюсы и минусы. Из минусов — в основном, формат работы и work-life balance. И я начала искать параллельно что-то другое за пределами консалтинга. При этом мне всегда хотелось поработать в большой компании с западными ценностями, большой динамикой и корпоративной культурой.

И я пришла к выводу: мне нужно смотреть либо на большие американские ИТ-компании, либо, как вариант, на новые динамичные стартапы. И на самом деле Google уникальным образом сочетает оба этих пункта: атмосферу стартапа и культуру большой престижной корпорации.

Путь к переходу в Google был долгим, но процесс попадания туда — максимально быстрым и бесшовным. Я попросила знакомую сделать реферал (referral, рекомендацию соискателя на работу действующим сотрудником — Your Career). В мой день рождения мне пришло сообщение, что я прошла скрининг. И дальше у меня просто один за другим были собеседования, которые я прошла.

Как работает реферал-система?

Ты просишь любого своего знакомого из компании закинуть HR твоё резюме. Это приветствуется. В компании нас часто просят закидывать рефералы своих знакомых, которых мы считаем хорошими кандидатами. Дальше всё просто — проходишь отбор наравне со всеми. В системе рефералов нет ничего несправедливого и непрозрачного.

То есть первый шаг, чтобы попасть в Google, — нужно познакомиться с чуваком, который работает в Google?

Нет, абсолютно не обязательно. Мне кажется, половина или даже больше половины — это просто резюме, закинутое через сайт. Это работает так же, просто нужно пройти скрининг заявки.

Расскажи, как устроен отбор.

Естественно, сильно зависит от должности. Там огромное количество команд, они все абсолютно разные. Это не консалтинг. Если мы говорим про консалтинг, то отборы на любую должность будут практически одинаковыми. Хоть отбираешься чуть ли не на партнёра, хоть на начальную позицию — примерно одно и то же.

Если мы говорим про Google, там гигантское количество команд в рамках любого подразделения. Поэтому всё очень case-by-case. Я работаю в команде, которая называется Google Marketing Solutions, с российскими клиентами. Цель нашей команды — помочь клиентам увеличить отдачу на их инвестиции в маркетинговые или рекламные инструменты Google и разработать и согласовать эффективное продвижение компании.

То есть в соответствии с теми целями по бизнесу, которые есть у того или иного клиента, ты помогаешь ему по максимуму подобрать необходимые продукты. И параллельно помочь им разработать digital-стратегию позиционирования.

У меня было шесть собеседований в три этапа. На первом этапе было одно собеседование, на втором — два, на третьем — три.

Первый этап — телефонное собеседование с HR.

Второй этап — собеседование на role knowledge и собеседование в формате sales pitch, к которому надо хорошо подготовиться. Там нужно показать, как умеешь анализировать информацию по кейсу, находить нужные решения и продавать их. Это некий consulting + sales.

А какие именно знания проверяют в собеседовании на role knowledge?

Понимание того, как работает digital-сфера, например, умение анализировать и структурировать, problem solving. Какие сейчас есть тренды в индустрии. В России это особенно важно, потому что здесь кроме Google есть ещё «Яндекс». Плюс спрашивают о твоём прошлом рабочем опыте, лидерских качествах.

И третий, последний этап — там было три собеседования. Одно из них — проверка на googleyness и leadership. «Гуглинесс» — это один из важнейших параметров, по которым тебя проверяют. Это соответствие представлениям компании о том, какими личными качествами должен обладать сотрудник. Плюс лидерские качества. Это первое собеседование на третьем этапе.

Вторая часть третьего этапа была тоже проверкой на role knowledge. И третье собеседование — с лидером твоей будущей команды. Оно может быть абсолютно любым. Разница с предыдущими этапами в том, что оно проводится на более глубоком уровне и более senior людьми.

И в конце тебе говорят: дальше мы ваш кейс направим на комитет по проверке, Hiring Committee. Он смотрит ещё раз на все результаты независимым взглядом. Считается, что тебя должны окончательно оценивать не те люди, которые тебя интервьюировали, а должна быть дополнительная объективная проверка со стороны.

Серьёзная система! Поехали дальше. Почему тебя направили в Ирландию, раз ты работаешь с российскими клиентами?

Я с самого начала работаю в Ирландии, потому что в Ирландии находится главный офис Google EMEA, регион, в который входит Европа, Middle East, Африка. И большинство сотрудников региона находятся там. Не только русский рынок, а все рынки региона.

То есть если ты человек из России или СНГ и хочешь работать в Google; и ты не программист, а хочешь работать по бизнес-направлениям, то, скорее всего, ты будешь работать в Дублине, верно?

С большой вероятностью — да. Не только Россия и СНГ, а вся Европа.

А насколько много людей из России, которые так же, как ты, попали в Google в дублинский офис и работают с тобой?

Конкретно в моей команде нас человек 30-40. Но команд много, сложно назвать общее число.

При этом наём новых сотрудников активно продолжается, судя по публикациям вакансий на канале Your Job.

Хайринг активно продолжается. Сейчас наша компания проводит разные ивенты, чтобы нанимать ребят в команду. Причём не только в Москве, но и в других постсоветских странах.

Особенности работы

Расскажи про работу: чем ты занимаешься, что конкретно входит в твои обязанности?

В мои обязанности входит работа с клиентами. На самом деле, наверное, самая большая особенность в том, что у меня и у других коллег большой degree of ownership. По-русски я бы назвала это «степенью ответственности» за то, что делаешь.

Опять-таки, в отличие от консалтинга, где на первых этапах тебе постоянно рассказывают, что, где нужно сделать, как и когда, в Google тебя мало контролируют. Тебе говорят, что у тебя будут такие-то цели и тебе нужно с этим работать.

Поэтому то, как строится твой день, серьёзно зависит от того, как сам хочешь работать. Но можно разделить работу на несколько частей.

Во-первых, это часть аналитическая, когда анализируешь то, что нужно клиенту. Во-вторых, это коммуникативная часть. Звонки, встречи и так далее. Но то, как ты распределяешь эти виды работы, зависит именно от тебя.

Сразу видно, что ты работала в консалтинге. Всё раскладываешь по принципу MECE. (Эта аббревиатура означает принцип mutually exclusive, collectively exhaustive — «взаимно исключающие и коллективно исчерпывающие». Всем, кто не знаком с ней, советуем прогуглить и изучить — Your Career.)

Героиня интервью Сабина Шукюрова (вторая справа) со своими коллегами из Google

Рабочий график гуглера

Типичный рабочий день такой: приходишь в офис, занимаешься аналитической частью работы. Тебе нужно также сделать работу по построению отношений с клиентами, что может проявляться в видеоконференциях, переписках, звонках. Периодически прилетаешь в Москву на личные встречи, которые предварительно нужно организовать. Весь контент встречи также лежит на тебе.

Часть времени посвящаешь командной работе. Google делает большой акцент на командную работу, на то, как ты помогаешь своей команде развиваться.

А в чём это проявляется на практике? Пока похоже просто на какие-то красивые слова.

Здесь нет каких-то жёстко закреплённых сценариев, и это здорово, поскольку ты можешь делать всё что угодно. Например, если ты видишь, что у тебя в команде есть какое-то направление, которое можно улучшить, можешь просто придумать с нуля какой-нибудь проект для работы в команде и сказать «Я хочу его продвигать».

Абсолютно любая сфера, полезная для команды и командной работы. Начиная от помощи клиентам по какой-либо тематике, улучшения управления командными процессами до спортивных мероприятий в твоей команде.

Я правильно понимаю, что в Google есть требование: помимо своих должностных обязанностей, например, работы с твоими клиентами, ты должна ещё что-то дополнительно делать с командой? Такая обязаловка имеется в виду под командной работой?

Это не требование, а скорее пожелание. И это то, как у нас все работают. Google ценит инициативу. Практически любой человек в итоге будет заниматься не только своими основными рабочими задачами, но и параллельно развитием команды: взаимоотношениями между командами, улучшением каналов коммуникации между разными командами, помощью коллегам, поскольку это дополнительно позволяет оттачивать разные скилы.

Понятно. Я слышал, что в Google есть разные гибкие политики в плане того, что можно работать из дома, удалённо и так далее. Расскажи, насколько это правда.

Они действительно гибкие по сравнению с другими компаниями. Но в любом случае нужно понимать, что это не фриланс. Поэтому ты не можешь работать постоянно из дома.

Ну и всё сильно зависит от команды. Потому что в разных командах разные требования к тому, где и сколько ты должен находиться. Определённое количество дней можно работать из другой локации, из любого другого места. В моей команде их не так много.

А сколько?

В нашей команде это, по-моему, пять рабочих дней в году.

Маловато. То есть всего пять дней в году ты можешь работать из дома.

Ну условно — да, но это только в нашей команде. Можно работать из дома, если, например, приболел, плохо себя чувствуешь в течение нескольких дней без справки от врача.

Ещё я слышал, что Google даёт 10% рабочего времени заниматься своими проектами, стартапами. Так ли это?

В целом да. Но у нас нет жёстких правил про 10%. Google даёт возможность заниматься разными проектами и уделять им разные доли времени. Проекты могут быть разные, не обязательно стартапы. Это может быть любая работа в других командах. Это может быть на 5%, может быть и на 25%.

Вернёмся к рабочему графику. Во сколько ты приходишь и во сколько уходишь из офиса в свой типичный рабочий день?

Поскольку работаю с Россией, это сильно завязано со временем в России. В России не переводят часы, так что зимой я прихожу чуть раньше, ухожу чуть раньше, а летом я прихожу позже и ухожу позже. В целом я стараюсь, чтобы мой график совпадал с российским рабочим днём, плюс-минус.

Фиксированного времени, когда должен быть в офисе, нет. Можно прийти в семь часов утра и начать работать. И уйти в четыре. Или можно прийти в десять часов и уйти, соответственно, позже. Есть общее требование: свой восьмичасовой рабочий день ты должен работать.

Но это опять-таки всё супергибко. То, сколько работаешь, зависит от того, какой у тебя сейчас этап работы с твоими клиентами, что тебе нужно делать сейчас. Но обычно работа не сильно выходит за пределы стандартного восьмичасового рабочего дня, восьми с лишним.

А авралы какие-то, овертаймы, овернайты бывают? Как в том же консалтинге?

Не особо. Я знаю, что такое есть у программистов, но у них совершенно другая концепция работы. Потому что они должны сидеть «на звонке». Если вдруг где-то что-то поломается, им нужно это чинить. У нас — нет.

То есть всегда быть на связи тебе не обязательно?

Нет. Потому что тебе не с кем особо быть на связи. Это не консалтинг, где есть менеджер, который тебе может позвонить в любой момент и сказать «срочно делать вот это задание». Вся твоя работа — это лично твоя работа. Ты за неё ответственен сам.

У тебя нет босса, который скидывает на тебя задания какие-то, делегирует?

Нет, абсолютно нет. У нас есть общая концепция того, что мы должны делать, и клиенты. Это всё. Ты должен разбираться с ними сам. Смысл в том, что тебе дают какие-то вводные, а дальше вообще, что ты с этим будешь делать — это твоя задача.

А перед кем-то отчитываешься?

У меня есть менеджер. Но отчитываюсь по результату, а не в плане, что он скинул мне задачу, и я выполнила то, что он мне сказал. Целиком планируешь работу сам — от начала до конца.

Как отдыхают гуглеры. Кто такие нуглеры и как не скучать по берёзкам

Я правильно понимаю, что вы работаете пять дней в неделю, и всё? Выходные — это неприкосновенное время?

Да. Никто не может работать в выходные.

А сколько отпуск?

25 рабочих дней в году.

Нормально. Как отдыхают гуглеры? Вот есть достаточно много свободного времени. Все вечера плюс два выходных в неделю. Но вы сидите в Дублине, в маленьком городке, где можно только спиваться, судя по кинематографу. Что вы делаете для того, чтобы не спиться?

Я не согласна абсолютно, что там можно только спиваться. Там классная природа. И довольно-таки удобная страна для путешествий. Популярное времяпрепровождение — это ходить на хайкинг или сёрфинг. 90 процентов моей команды так и проводят время.

Я чаще уезжаю на выходных за границу. Или просто тусуюсь с друзьями на домашних вечеринках. Мы все живём близко, поэтому личное общение и встречи — довольно регулярная история.

Многие ходят на различные классы или занятия, и Google позитивно к этому относится. Если тебе сегодня нужно уйти немного пораньше, потому что у тебя занятия по итальянскому или по керамике — это не возбраняется, если это не идёт в ущерб твоему рабочему дню и рабочим делам.

Что дальше? Какая у тебя возможная карьерная траектория?

Если честно, я о ней вообще не думала. Потому что считаю, что на моей текущей должности много вещей, которым нужно учиться, и стараюсь на этом сконцентрироваться. Но в целом это всё довольно-таки свободно.

Есть такое понятие как PDP — personal development plan или professional development plan (план личного или профессионального развития — Your Career). В нём как раз задумываешься о таких вещах, приходишь, общаешься с менеджерами и штатными карьерными консультантами Google. И они помогают построить ту карьеру, которую хочешь.

Но, как и всё в Google, это супериндивидуально. То есть если работаешь в моей команде, нет такого, нет универсального пути, запланированного на годы вперёд. Можно делать всё что угодно — вплоть до того, чтобы научиться кодить и уйти в инжиниринг.

Необычно, конечно. Так делают?

Периодически.

У тебя есть опция заниматься чем угодно. То есть это всё, чем занимается Google. Можешь углубиться в продукты, можешь — в стратегию, можешь — в аналитику. Можешь начать кодить и уйти в инжиниринг, можешь начать заниматься people management и идти по менеджерскому пути.

Можешь начать заниматься больше каким-то конкретным продуктом, например, приложениями. Google занимается самыми разными сферами — все они для тебя открыты.

Интересно. Скажи, как тебе на чужбине? Многие жалуются, когда уезжают за границу работать, говорят, что там не та атмосфера, люди не те и ещё что-то. Грустят, скучают. У тебя как ощущения?

Во-первых, я сильно не согласна с таким подходом: якобы «люди не те». Когда приходишь в компанию, с тобой в один день выходят и другие люди — в разные команды. Те, кто пришли с тобой в один день, называются твоими нуглерами (noogler — new googler).

Это эдакие «однокурсники», только на работе и все из разных стран, с которыми ты начинаешь тесно общаться из-за совместных тренингов и мероприятий. И даже годы спустя, нуглеры, как правило, продолжают общаться между собой — по аналогии с университетскими приятелями.

Во-вторых, я не то чтобы уехала только сейчас. Я уехала в 2014 году, когда поступила в Италию в магистратуру Университета Боккони, поэтому в России постоянно не живу с 2014 года. Так что мне, наверное, привычнее.

В-третьих, если мы говорим про компонент «скучают и грустят», то я работаю в российской команде, вокруг меня русские люди, шуточки, работаю с российским YouTube, где я должна знать все тренды. И мне кажется, что в российские реалии я на этой работе погрузилась во много раз больше, чем когда я жила здесь.

Да уж, тренды русского YouTube — своеобразная штука. Значит, ты не скучаешь по «берёзкам»?

Не очень.

Бесплатная еда, советы будущим гуглерам и планы Google по порабощению мира

А ещё у вас кормят бесплатно, да?

Да, кормят бесплатно, есть завтрак, обед, ужин из нескольких разных ресторанов прямо в офисном кампусе. Сначала начинаешь много есть, когда приезжаешь. Есть даже фраза “Google stone” — это первые несколько килограммов, которые набираешь, когда приходишь в Google. Но потом начинаешь к еде спокойно относиться.

Ещё у нас в дублинском офисе есть спортзал с бассейном. И просто множество каких-то комнат с играми, где можно во что-то играть. Занятия по йоге. И так далее.

И всё бесплатно для сотрудников?

Да.

Понятно, что ещё больше людей, прочитав это интервью, захотят к вам попасть. Скажи: какие советы ты бы дала студентам топовых российских вузов, мечтающих о карьере в бизнес-подразделениях Google? Если кто-то захочет повторить твой путь, что ему нужно прокачивать?

Во-первых, советую всем заниматься решением кейсов и готовиться так же, как в консалтинг. Потому что вне зависимости от того, нравится ли тебе сам консалтинг или нет, я считаю, что это просто один из лучших вариантов, чтобы прокачать и скилл структурирования мыслей, и умение решать сложные проблемы, и многое другое.

Мне сильно помогло то, что я активно готовилась по кейсам в консалтинг. Думаю, что это суперполезный навык для абсолютно любой работы.

Во-вторых, нужно заставлять себя читать о трендах индустрии. Нужно представлять себе, что такое digital, и хотя бы знать об основных трендах.

В-третьих, важный фактор — это работа над собой как над человеком. Потому что при отборе в компанию сильно смотрят на то, какие качества проявляешь именно с человеческой точки зрения. Насколько ты готов помогать другим, был ли подобный опыт, что стараешься сделать, чтобы помочь своей команде. Люди, которые делают что-то успешное, но во вред команде, вряд ли подойдут.

Как ты думаешь, через несколько десятков лет будут ли компании вроде Google править миром вместо нынешних государств?

Что ты имеешь в виду под «править миром»?

Многие говорят, что сейчас Марк Цукерберг или Сергей Брин с Ларри Пейджем влиятельней, чем условный Дональд Трамп, потому что у них больше ресурсов, денег, больших данных. Это огромные корпорации, которые влияют на весь мир. И со временем они превзойдут по значению национальные государства — или даже уже превзошли. Вот что я имею в виду.

Мне не очень нравится формулировка «править миром». Вообще все эти компании занимаются многими вещами, о которых широкая общественность может даже не знать. Допустим, какие-то разработки в сфере биоинженерии, искусственного интеллекта и так далее. Всё это круто. Если эти вещи продолжат развиваться и будут иметь всё больше влияния, то как раз это будет здорово.

Насчёт варианта, при котором корпорации правят миром, чтобы устроить какую-то антиутопию — я думаю, это довольно-таки бредовая и маловероятная ситуация. Но во всех остальных смыслах топ-корпорации будут влиять на мир, собирать данные и делать крутые вещи.

Будем надеяться, что антиутопии не будет. Спасибо!

Материал подготовлен командой Telegram-каналов Your Career, Your Job и Your HR.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Сабина Шукюрова

Ребят, прошу прощения, если бросаются в глаза английские слова =)
Это на самом деле понятия, которыми мы используем внутри компании и, обычно, только в таком виде.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Belozorov

Я думаю разумные люди поймут английские слова)
И спасибо вам за интересное интервью, Сабина!

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда