Как графическому дизайнеру продвинуться по карьере?
Вместе с Максимом Алимкиным, спикером курса Skillbox «Графический дизайнер с 0 до PRO», разбираемся в том, какие профессиональные треки развития доступны дизайнерам для продвижения по карьерной лестнице и формирования личного бренда.
С чего начать: определение своего уровня
Сперва будет полезно проанализировать внутренние ощущения: можете ли вы создавать что-то свое или пока беретесь за копирование, какие навыки становились вашим конкурентным преимуществом, а какие наоборот требуют развития. Также можно оценить свой опыт по критериям: количество реализованных проектов и их качество, регулярность новых заказов, реакция заказчиков на работы, объемы и причины правок, наличие теплых контактов и личный бренд в профессиональном сообществе.
Еще один вариант — получить оценку со стороны специалистов или потенциальных пользователей. Для этого можно выкладывать проекты на различных площадках: от социальных сетей до конкурсов и выставок. Например, участвовать в D&AD Next, Core 77 Design Awards, Международном конкурсе графики, C-IDEA Design Award, Gagarin Design Award. Так можно привлечь потенциальных заказчиков, получить ценный совет для дальнейшего роста, добиться признания профессионалов или посмотреть примеры других проектов, чтобы расширить свое видение.
Варианты развития карьеры: горизонтальный vs. вертикальный
Вертикальный вариант предполагает привычное в IT-индустрии деление на грейды: junior, middle, senior. Однако следует помнить, что в компаниях эта градация может быть устроена по-разному. Например, можно проработать несколько лет на позиции middle в одной компании, а переходя в другую, стать junior-специалистом. Это связано с тем, что различные компании в зависимости от масштаба устанавливают собственные требования к специалистам. Если в компании такого разделения нет, то можно обратить внимание на внутреннюю структуру и двигаться по карьерной лестнице в сторону управления отделами. Например, это могут быть позиции старшего дизайнера, арт-директора или дизайн-директора.
Горизонтальный вариант предлагает два трека: глубокое изучение нового направления или наращивание знаний в смежных областях.
Если выбирать узкую нишу, то для начала следует убедиться, что в этой сфере имеется высокий спрос у заказчиков на продукт. А также узнать, не перенасыщена ли данная сфера большим количеством специалистов. Для того, чтобы стать востребованным профессионалом, потребуется немало времени на изучение особенностей, новинок и фишек направления. Например, если вы выбираете направление веб-дизайна, то с каждым проектом сможете выполнять все более сложные сайты. С опытом будет расти количество заказов и, соответственно, уровень заработной платы.
При этом в российских компаниях также востребованы специалисты, которые освоили параллельные направления. То есть помимо своей основной деятельности они изучили что-то из смежной области и могут предлагать комплексные решения. Например, это может быть 3D, с помощью которого можно создавать сайт или лендинг с объемной анимацией. Или изучать motion-дизайн или типографику и применять дополнительные специализации вместе с основным направлением. Также можно брать отдельные заказы по дополнительной специализации. В совокупности это увеличивает уровень компетенций и заработной платы. Таким образом, у специалиста формируется свой собственный уникальный стиль и набор услуг, благодаря которым можно закрывать несколько потребностей заказчика. Таких направлений, которые можно изучать — большое множество, например, брендинг, айдентика, упаковка.
Отличие этих двух треков состоит в том, что, если двигаться вертикально, то появляется больше менеджерских задач — нужно будет больше работать с документацией, писать брифы, делегировать задачи и меньше работать руками, то есть развивать управленческие скиллы. В случае горизонтального движения — необходимо сделать упор именно на дизайнерские скиллы и уникальные подходы.
Какое направление выбрать
Графический дизайн — широкое понятие. В нем много разных компетенций, подразделений, направлений. Из основных профессий можно назвать: дизайнер многостраничных изданий, дизайнер упаковки, motion-дизайнер, веб-дизайнер, дизайнер-визуализатор, продуктовый дизайнер, бренд-дизайнер, дизайнер-проектировщик интерфейсов сайтов и приложений, гейм-дизайнер.
Кроме того, в самих направлениях есть узкие специализации. Например, можно заниматься именно креативной упаковкой, благодаря которой тебя будут узнавать на рынке, как Алексея Лимонова, Константина Болимонда, Екатерину Мушкину, Карена Геворгяна, Антона Булекова, Ангелину Писчикову. Можно создавать что-то очень лаконичное, с глубокой идеей внутри, или массовые продукты, которые стоят на полках магазинов, продукты с очень фотореалистичными иллюстрациями или, наоборот, в векторной технике.
Что касается особенностей направлений, то, например, продуктовый дизайн в большей степени основывается на гипотезах, которые тестируются в реальных условиях на прототипе или прямо на сайте. Например, за сколько секунд пользователь нашел нужный раздел или как быстро среагировал на кнопку. Далее, основываясь на полученных данных, дизайн корректируется и обновляется. Поэтому работа в продуктовом дизайне более исследовательская.
Игорь Рыжов, заместитель директора по дизайну и креативу онлайн-кинотеатра Иви, поделился своим мнением на тему выбора направления:
В направлениях веб/UX/UI-дизайна требуется предрасположенность к работе с цифрами, так как эти области более научные, исследовательские, в них проводятся различные тесты и сравнения, анализы метрик.
Если говорить в целом, то системный подход есть и в айдентике, которую создает бренд-дизайнер. Ведь он делает не просто красивые картинки, а продумывает систему — то, как она будет раскладываться, то, как будут воспринимать ее потенциальные клиенты, видя продукт, сайт, логотип или упаковку.
Александр Ищенко, старший веб-дизайнер в студии «Магвай», спикер профессии «Веб-дизайнер» в Skillbox, также поделился мнением, как можно развиваться в карьерном плане:
Своей историей пути в дизайне поделился выпускник курса «UX-дизайнер с нуля до PRO» в Skillbox Максим Молодецкий.
В motion-дизайне, дизайне иллюстраций или упаковки фокус на тестировании меньше. Упаковку можно показать фокус-группе, но, как человек поведет себя, увидев товар на прилавке магазина, узнать не так просто, а еще и дорого. Поэтому специалисты этих направлений больше основываются на психологии человека, популярных стилях, модных трендах.
Несколькими советами для развития навыков в работе дизайнера поделилась Вероника Вагнер, проверяющий преподаватель профессии «Графический дизайнер» в Skillbox.
Основное, что также хотелось бы подчеркнуть — для любого пути развития, которое бы не выбрал начинающий специалист, прежде всего важно отдать преимущество именно тем направлениям, которые нравятся. Чем больше радости и удовольствия будет приносить работа, тем легче получится добиться высоких результатов и стать профессионалом.
Из за лопнувшего пузыря в ИТ отрасли водогоны гикбрейнсы и скилбоксы освоили нишу дизайна. Улучшайте качества образования педагогов. Раздел Приемная завалена жалобами от вашей конторы
Всегда интересовался авиацией и было интересно ливреи для самолётов проектировать — это тоже дизайн? Куда податься?)
Комментарий недоступен
А вы как-то связаны с авиаотраслью?
Я, вот, связан с авиацией, но нам никогда не говорили, кто и как разрабатывает ливрею самолетов
Комментарий недоступен
Рискну предположить, что ливрея — часть фирменного стиля авиакомпании, соответственно создается вместе со всеми остальными элементами. Пойти, наверное, в графические дизайнеры.
знаю много историй когда дизы во фронтенд переходили — рост по зп однозначный👌
А можно ли быть дизайнером, но не иметь вкуса или рисовать? Качество дизайна ведь сложно оценить, все субъективно. Для кого-то красиво, для кого-то нет
ну вот поэтому и стоит начать. Так же со всем. Кому-то нравится, кому-то нет. И ведь как вы поймёте, что у дизайнера нет вкуса, если всё сугубо индивидуально
ну есть какие-то общие черты, на которые стоит опираться, что-то модно и будет хорошо продаваться
Комментарий недоступен
Рад что прочитал статью. Сам не особо дизайнер, но вот почитать, взглянуть на ту или иную отрасль под другим , узнать что то новое - служит мне хорошим отдыхом. Спасибо автору, было интересно читать статью
У меня вот друзья поднялись, сейчас зарабатывают 50к за проект, а их у них несколько) Сами как то через запрещенную сеть продвинулись
довольно неплохое продвижение у них))
Ну это за год-полтора, так что не прям они быстро раскачались
спасибо за статью ,очень познавательно!
Комментарий недоступен
Очень интересно! Всегда подумывал уйти в дизайн
как раз только начинаю свой путь в графическом дизайне
Как мне кажется, чтобы были заказы нужно, чтобы вас знали. Можно продавать свои услуги, например объявления на gem4me или авито сделать. Блог свой может быть вести и социальные сети, кто-то да обязательно придет...