{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Люди, которые проводят фокус-группы. Кто они?

Тех, кто пытается проводить качественные маркетинговые исследования - огромное количество. Но профессиональные модераторы - это уникальные люди. Они интересны как в своем мастерстве, так и сами по себе.

В этой статье мы, исследователи и основатели лаборатории Creative Community, попытались штрихами обозначить портреты профессиональных модераторов, с которыми вы, скорее всего, столкнетесь, когда закажете маркетинговое исследование.

P.S. Для тех, кто не совсем или совсем не в теме.

Модератор в качественных исследованиях - человек, который специально и умеючи разговаривает с пользователем (на глубинных интервью, фокус-группах и т.п.), чтобы разрушить иллюзии бизнеса и показать истинный мир человека. Бизнес начинает думать иначе. И потом этот человек приносит бизнесу деньги, получая взамен то, что он действительно хочет.

Респондент - участник глубинного интервью, фокус-группы и т.п.

МОДЕРАТОР ОБЫКНОВЕННЫЙ (лат. Moderator ordinaria)

Массовый тип модераторов. В качественные исследования пришли с идеей: "Разговаривать умею - фокус-группу проведу". Они, скорее, не горят желанием быть лучшими в своем деле, а просто выполняют работу. Что важно, выполняют ее хорошо.

Стиль ведения... обыкновенный. Все правильно, четко, по сценарию, без особой динамики. Респонденты обычно просто приходят и уходят. Фокус-группу заказчики признают состоявшейся, так как все вопросы заданы.

Отчет получается нормальный. Все, в принципе, довольны.

МОДЕРАТОР - АКАДЕМИК (лат. Moderator academician)

Модераторы с реально хорошим гуманитарным образованием. Теоретически подкованы. Скорее всего, параллельно преподают в университете или имели опыт преподавания в прошлом.

Качественный подход в социологии искренне любят, модераторами стали сознательно.

Стиль ведения интервью и фокус-групп "как на семинаре в университете". В представлении перед респондентами обязательно скажет, что он социолог и расскажет о том, где он учился. Во время группы может спросить у простого работяги из Воронежа: "А что именно вас здесь фрустрирует?"

Заказчики иногда любят таких модераторов, серьезны в клиентской. Отчет пишется вдумчиво, будто дипломный проект или кандидатская.

МОДЕРАТОР ДЕСПОТИЧНЫЙ (лат. Moderator dominante)

Модераторы с большим опытом проведения исследований. Профессионалы, хорошо знают свое дело.

В целом, они давно в исследованиях. Прошли через огонь, воду и медные трубы, поэтому искушены. Их избирательность проявляется как в общении и выборе заказчиков, так и в общении с коллегами по цеху.

Деспотичны именно с респондентами, наверное, потому, что устали, и ведение фокус-групп стало рутиной. Заставляют говорить и генерить инсайты даже самого молчаливого участника. Практикуют голосование за понравившийся макет упаковки путем поднятия рук прямо на фокус-группе.

Имеют пул клиентов, которые любят такого модератора и относятся к нему с большим уважением. Все всем довольны.

МОДЕРАТОР - ПСИХОЛОГ (лат. Moderator psychologist)

Как ни удивительно, такие модераторы с психологическим образованием. И даже могли закончить психфак на отлично.

В рыночные исследования, как говорится, "занесло". Посмотрев, как все устроено, решили: "Ну и чем это отличается от психологической терапии?". Именно с таким настроем и проводят исследование.

На группе после слезливой истории могут заплакать вместе с респондентом, отчего все остальные участники умиляются и начинают не просто отвечать на вопросы, а исповедываться. Стараются поглубже копнуть в личные истории и прошлый опыт респондента, чтобы показать, как это влияет на выбор и принятие решения им сегодня.

Хороши тем, что умеют проявлять необходимую для клиентов во время исследования эмпатию. Ее могут проявлять и к заказчику, и к рекрутерам, и к тете Люсе из соседнего подъезда.

Каждый проект для таких модераторов - это личное дело. Переживают за весь процесс исследования, могут не спать ночами за написанием отчета и подготовкой к презентации.

МОДЕРАТОР - НЕВРОТИК (лат. Moderator neurotic)

Модераторство любят за большое внимание к персоне модератора. Хотел стать актером, а стал исследователем. Социологическое образование или образование маркетолога не так как важно, как харизма и обаяние.

Быстро устанавливает контакт как с респондентами, так и с заказчиками. Во время группы может позволить себе патетику и какую-нибудь необычную, спонтанную ерунду, что приведет в восторг всех заказчиков за стеклом. Не теряется, когда все идет не по плану. Напротив, отсутствие плана дает возможность самореализации. Рабочее название такого модератора - "мне пофиг на ваш гайд".

После исследований может подружиться с респондентом и встречаться с ним, чтобы выпить водки.

Каждый проект как бочка с порохом - клиент будет либо рад, либо потребует замены модератора. Отчеты пишет нестабильно - может сидеть всю ночь, а может неделю ничего не делать со словами: "У меня творческий кризис".

С кем из них вы бы поработали?
Модератор обыкновенный
Модератор - академик
Модератор деспотичный
Модератор - психолог
Модератор - невротик
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда