Инфобизнес или онлайн-школа: что выбрать и как развиваться

Руководитель онлайн-университета EdMarket Анастасия Карпова рассказала, в чем разница между онлайн-образованием и инфобизнесом, к какому направлению отнести свое дело и как его развивать.

Что такое инфобизнес

Миф: обман ради наживы инфобизнесмена. Инфобизнесмены обещают научить зарабатывать быстро и много, говорят о миллионных доходах и путешествиях по миру, но в итоге их ученики не получают ничего.

Правда: продажа информации заинтересованным пользователям. Ученики получают информацию. Например, оплачивают участие в вебинарах, покупают дополнительные материалы — полезные статьи, книги, чек-листы, алгоритмы заработка. Как они будут распоряжаться этой информацией и смогут ли зарабатывать с ее помощью — зависит только от них.

Миф: громкие пустые заголовки. Инфобизнес ассоциируется с громкими заголовками вроде «Заработайте первый миллион за 5 дней», «Получите востребованную онлайн-профессию и работайте из любой точки мира», «Как я открыла онлайн-школу и переехала на Бали».

Правда: любые способы продвижения. Крикливые рекламные сообщения — не главный признак инфобизнеса. Некоторые инфобизнесмены поняли, что такие призывы вызывают только раздражение аудитории, и используют более ненавязчивое продвижение.

Что такое онлайн-образование

Миф: онлайн-образование неэффективно. У него многочисленные недостатки, например, отсутствие обратной связи между учителем и учениками, ограниченный набор обучающих инструментов, низкая эффективность по сравнению с очной формой.

Правда: онлайн-образование эффективно. Ученики общаются между собой и с учителем в режиме реального времени во время занятий, могут задать вопрос и получить обратную связь. Интерактивные инструменты помогают преподавать наглядно. Например, учитель может рассказывать о формулах в Excel и одновременно демонстрировать свой экран.

Миф: дипломы онлайн-университетов не котируются на рынке. После обучения вы никак не сможете подтвердить, что получили профессиональные знания и навыки.

Правда: работодатели ценят документы онлайн-университетов. Сертификаты и дипломы проверенных университетов дают преимущество при трудоустройстве. Часто в онлайн-школах учителя сами советуют выпускников работодателям.

Отличия

Задачи

Инфобизнес. Инфобизнесмен передает полезную информацию заинтересованным пользователям. Например, рассказывает свою историю успеха, перечисляет полезные книги по заработку или продает свое издание.

Онлайн-университет. В процессе онлайн-обучения студентов проводят от незнания к навыку, делают из новичков подготовленных специалистов, готовых к работе. Информацию не просто транслируют, а создают полноценный учебный контент:

  • подбирают формы и форматы обучения под потребности целевой аудитории;
  • выбирают методики, которые соответствуют поставленным учебным задачам;

  • проектируют практические задания для отработки новых знаний;
  • обеспечивают сопровождение обучения, работают над мотивацией студентов;
  • продумывают форму обратной связи по домашним заданиям.

Инфобизнесмен отвечает только за качество информации. Онлайн-университет — за то, как студенты поняли и усвоили материал.

Команда

Инфобизнес. Инфобизнесмены работают одни. Команды встречаются редко, например, семейные пары, которые рассказывают об опыте переезда и удаленной работы.

Онлайн-университет. Над учебным курсом работает команда:

  • методист строит образовательные траектории;
  • куратор обеспечивает сопровождение слушателей;
  • продюсер выявляет запросы аудитории, подбирает преподавателей под задачи курса, работает с ними.

В начале образовательного проекта эти задачи может выполнять один человек, но только при условии, что у него достаточно знаний и навыков во всех перечисленных сферах.

Подача учебного материала

Инфобизнес. Делает акцент на мотивации слушателей и уникальности информации. Инфобизнесмены используют формулировки «уникальные технологии», «авторские методики», «проверенные инструменты». Им нужно продать информацию, поэтому важно подчеркнуть ее ценность, отсутствие в свободном доступе в Сети и мотивировать клиентов.

Онлайн-университет. Разработчики учебных программ считают, что информация сама по себе ничего не стоит, поэтому делают упор на сопровождение обучения. К теории добавляют практические упражнения, разбор кейсов, обеспечивают обратную связь по домашним заданиям.

Что прокачивать инфобизнесмену

Между инфобизнесом и онлайн-университетами нет пропасти, как может показаться. Направления бизнеса перекликаются. Существуют моменты, которые им стоит позаимствовать друг у друга.

Работать над качеством контента. Инфобизнесмену недостаточно рассказать о своей истории успеха и мотивировать слушателей достичь того же. Нужно добавлять в инфопродукты полезный контент:

  • кейсы, примеры из практики;
  • пошаговые руководства;
  • книги, пособия;
  • практические задания для отработки навыков.

Оптимально, если инфобизнесмен поддерживает обратную связь с со слушателям, отвечает на их вопросы.

Что прокачивать онлайн-школе

Работать в режиме MVP. У вас вряд ли получится сразу выпустить идеальный образовательный курс, который удовлетворит все запросы целевой аудитории. Если продукт будет таким, возможно, на него не окажется спроса. Поэтому целесообразно позаимствовать стратегию инфобизнесменов:

  1. Выпустить курс в формате MVP — минимально жизнеспособного продукта.
  2. Убедиться, что общее направление выбрано верно, и есть спрос.
  3. Улучшать курс, добавлять новые возможности.

Уделять внимание маркетингу и продажам. Понаблюдайте, как инфобизнесмены общаются с покупателями, выстраивают воронки продаж. У них можно научиться:

  • проводить продающие вебинары;
  • подогревать интерес аудитории;
  • мотивировать учеников.

Продукт + продвижение = успешная онлайн-школа

Вывод

На ранних этапах образовательные проекты начинающих онлайн-школ напоминают инфобизнес. Для начала развития продукта это нормально, но дальше нужно определиться: зарабатывать деньги на продаже информации или развивать проект до полноценного университета.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Никита Иванов
Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Александр Зинин

Миф: Обман ради наживы инфобизнесмена. Инфобизнесмены обещают научить зарабатывать быстро и много, говорят о миллионных доходах и путешествиях по миру, но в итоге их ученики не получают ничего.
Правда: Обман ради наживы инфобизнесмена.
У вас опечатка в статье
Главный вопрос - как отличать говно от неговна?

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

«Как отличать говно от неговна» — это очень философский вопрос.

Всё упирается в качество продукта: тот же инфобизнес может быть полезным и классным (например, хороший специалист решил передать свой опыт и знания, для этого выпустил книжку и завел платную рассылку, которая помогла многим начинающим), а может быть именно тем, о чем вы спросили — когда вместо полезной информации лишь вода и мотивационные фразы.

Очень упрощенно можно отличить так: если в образовательном продукте идет упор на мотивацию и эмоции студента, а не на реально применимые знания (которые можно «пощупать» в виде инструкций, методичек, чеклистов, гайдов и сразу же применить в работе), то это, скорее всего, сомнительный образовательный продукт — и не важно, это формат инфобизнеса или онлайн-образования.

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

Прохладная былина из жизни, вот только что прямо случилась.
Предложили интервью пройти на вакансию, темой которой я занимался, но давно и всё забыл, при этом, в целом, уверен, что мог бы плюс-минус эффективно работать. Вакансия очень-очень жирная, в крутую контору с релокацией туда, где чисто и народу живет в двадцать раз меньше чем в мск. Зашёл на "удеми", накупил курсов по теме, пятницу, субботу, воскресенье полностью отдал учёбе. Итог - оффер и долгожданный переезд.
Ученье свет, но, только когда "ученик" осознанно выбирает, чему он хочет научиться и стремится к этому.

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

Это очень крутая история. Доступ к образованию + личная мотивация очень помогают в карьере, и вы 100% правы, что в образовании важнее всего желание и осознанный выбор самого учащегося.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кофеман

"Правда: онлайн-образование эффективно." - слишком громкое утверждение. Так же можно сказать, что все инфоцыгане, простите, инфобизнесмены, мошенники.

"Правда: работодатели ценят документы онлайн-университетов." - вот тут серьезно?!

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Еремин

После прочтения фразы "Руководитель онлайн-университета" свалился под стол. Университета??? То есть, ваш инфоцыганский табор аккредитован Министерством образования РФ и имеет все необходимые лицензии для того, чтобы обозначать себя ВУЗом? Если серьезно, тут налицо статейка от очередной, миллионной по счету шарашкиной конторки выпердышей из БМ, нацеленных на одурачивание женщин 40+ из провинции, суля им "100500 тыщ рублей в мес., не выходя из дома, вместо опостылевшей работы кассира в Пятерочке". VC стоило бы фильтровать ньюсмейкеров, чтобы не постить такое гумно. Но деньги, видимо, не пахнут.

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

Привет! Все проекты Нетологии-групп (куда относится и EdMarket) ведут образовательную деятельность на основании гослицензии №037356 от 06 апреля 2016 года на дополнительное образование для детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

К БМ отношения не имеем, а возрастные и геохарактеристики наших студентов, согласно ГА и собственным данным из CRM по результатам анкетирования студентов — это жители крупных городов России (в основном, Москва) и возраст 23-35 лет.

Да и на VC зря вы так, это не редакторский материал, а статья в открытых для массового использования блогах)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

Ребята, спасибо, хороший у вас курс по копирайтингу. Недавно у шервуда скачал (спасибо что пару месяцев назад рассказали тут на виси о существовании подобных пиратов))

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

Мы за доступное образование) Вообще курсов по копирайтингу у нас целых два для разных уровней, а еще есть «Контент-маркетинг» и «Контент-продюсер» для тех, кому копирайтинга уже маловато (ни разу не реклама) — так что там еще качать-не перекачать, хех

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

ну как скажете. Может вам отдельный курс потом запилить, уроков на 5 и ДЗ с преподавателем, для всех, кто по пираткам учился?)

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

курс на тему интеллектуального права, надеюсь?)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

ну это можно бонусом всем дарить)

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

Нее, бонусом мы уже готовим курс «Как ДЕЙСТВИТЕЛЬНО смотреть скачанные курсы, а не копить их у себя на диске»

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

вот это будет тема! а то я не знаю как себя заставить второй курс посмотреть!

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

У нас есть решение для такой проблемы, но оно вам не понравится :D

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

Удалить? Или заплатить?

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

ага, записаться на курс с преподавателями и координаторами, которые будут бесконечно пинать вас по дедлайнам и бегать за вами с домашками)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

скажем так, я был на курсе платном у ваших конкурентов, но что-то не помню чтоб меня кто-то пнул. Интерес только в том, чтобы взять деньги - а потом можно забить на клиента

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

Ну на самом деле не всем нравится, чтобы их пинали — мы вот периодически ловим негатив за слишком строгое отношение преподавателей. Возможно, у кого-то из конкурентов (а их сейчас на рынке ооочень много) именно такая стратегия — не мешать и не отхватывать за это)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

Я думаю никому не нравится. На мой взгяд, хороший преподаватель должен только хвалить и мотивировать, а не пинать учеников

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

И вот тут мы приходим ко второй стороне образования и того же инфобизнеса — если только мотивировать и хвалить (на этом, например, выстроен подход очень многих инфобизнесовых проектов), получится ли действительно передать знания? Если, например, не отправлять домашние задания на доработку, а принимать как есть и не давать обратную связь по ошибкам, будет ли рост у студента?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

Не, доработка доработкой, но без закатывания глаз и критики, а особенно высокомерия типа я препод, а вы тут дно и это вам надо, а не мне

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

А, ну это само собой) Критика критикой, а адекватность никто не отменял, стараемся следить за этим

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

как понять сколько стоит курс на EdMarket ? не нашел инфы на сайте

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

там внизу на лендингах самих курсов есть калькулятор стоимости (рядом с формой заявки)

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

а, понял, это за курс а не за мастер-классы

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Круглов

У меня, кстати, к вам вопросик появился. Есть ли у вас на сайте в скрытом режиме курсы подобные вот этому: https://p.netology.ru/microsoft?utm_source=habr&utm_medium=ms_blog&utm_campaign=banner1

Даже это я обнаружил случайно, через баннер на Хабре в профиле Microsoft.

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

Да, есть несколько курсов, которых нет на витрине сайта: обычно это курсы-спецпроекты, которые проводятся в партнерстве с кем-либо (в этом случае с Microsoft) и чаще всего их анонсируют именно на площадке партнера. Наверное, это не совсем удобно( подумаем над тем, чтобы размещать их и у нас на сайте, как обычно

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Круглов

С этим курсом проблема не в его рекламе на сайте Нетологии, а именно в технологиях, которые там используются. То есть если взять начинающего специалиста, который решит стать слушателем курса, то он столкнётся с проблемой доступности необходимых ресурсов (это включается в себя виртуальные машины с Windows и дополнительное программное обеспечение, чтобы полноценно выполнять практическое задание). Сторонние решения являются платными (и даже очень). Поэтому, в случаях, как вышеуказанный курс, необходимо подумать о доступности ресурсов для слушателей курса, чтобы была возможность самостоятельно на практике пощупать продукт. А если такой проект позиционируется для продвинутых специалистов, у которых в корпоративном сегменте уже есть такая тестовая инфраструктура (или готовность поднять за несколько минут), то вряд ли такой куцый курс их заинтересует.

Вот как-то так.

Ответить
Развернуть ветку
Нетология
Автор

Ух, спасибо. Передам это замечание продюсерам. Возможно, в процессе прохождения курса Microsoft придумал, как обойти это ограничение, но я уточню у организаторов

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Круглов

Не понимаю, откуда у тебя такая ненависть к Нетологии. Сроки многих курсов +/- совпадают с оффлайн решениями, но удобства от онлайна перевешивают.

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда