Инфобизнес или онлайн-школа: что выбрать и как развиваться
Руководитель онлайн-университета EdMarket Анастасия Карпова рассказала, в чем разница между онлайн-образованием и инфобизнесом, к какому направлению отнести свое дело и как его развивать.
Что такое инфобизнес
Миф: обман ради наживы инфобизнесмена. Инфобизнесмены обещают научить зарабатывать быстро и много, говорят о миллионных доходах и путешествиях по миру, но в итоге их ученики не получают ничего.
Правда: продажа информации заинтересованным пользователям. Ученики получают информацию. Например, оплачивают участие в вебинарах, покупают дополнительные материалы — полезные статьи, книги, чек-листы, алгоритмы заработка. Как они будут распоряжаться этой информацией и смогут ли зарабатывать с ее помощью — зависит только от них.
Миф: громкие пустые заголовки. Инфобизнес ассоциируется с громкими заголовками вроде «Заработайте первый миллион за 5 дней», «Получите востребованную онлайн-профессию и работайте из любой точки мира», «Как я открыла онлайн-школу и переехала на Бали».
Правда: любые способы продвижения. Крикливые рекламные сообщения — не главный признак инфобизнеса. Некоторые инфобизнесмены поняли, что такие призывы вызывают только раздражение аудитории, и используют более ненавязчивое продвижение.
Что такое онлайн-образование
Миф: онлайн-образование неэффективно. У него многочисленные недостатки, например, отсутствие обратной связи между учителем и учениками, ограниченный набор обучающих инструментов, низкая эффективность по сравнению с очной формой.
Правда: онлайн-образование эффективно. Ученики общаются между собой и с учителем в режиме реального времени во время занятий, могут задать вопрос и получить обратную связь. Интерактивные инструменты помогают преподавать наглядно. Например, учитель может рассказывать о формулах в Excel и одновременно демонстрировать свой экран.
Миф: дипломы онлайн-университетов не котируются на рынке. После обучения вы никак не сможете подтвердить, что получили профессиональные знания и навыки.
Правда: работодатели ценят документы онлайн-университетов. Сертификаты и дипломы проверенных университетов дают преимущество при трудоустройстве. Часто в онлайн-школах учителя сами советуют выпускников работодателям.
Отличия
Задачи
Инфобизнес. Инфобизнесмен передает полезную информацию заинтересованным пользователям. Например, рассказывает свою историю успеха, перечисляет полезные книги по заработку или продает свое издание.
Онлайн-университет. В процессе онлайн-обучения студентов проводят от незнания к навыку, делают из новичков подготовленных специалистов, готовых к работе. Информацию не просто транслируют, а создают полноценный учебный контент:
- подбирают формы и форматы обучения под потребности целевой аудитории;
выбирают методики, которые соответствуют поставленным учебным задачам;
- проектируют практические задания для отработки новых знаний;
- обеспечивают сопровождение обучения, работают над мотивацией студентов;
- продумывают форму обратной связи по домашним заданиям.
Команда
Инфобизнес. Инфобизнесмены работают одни. Команды встречаются редко, например, семейные пары, которые рассказывают об опыте переезда и удаленной работы.
Онлайн-университет. Над учебным курсом работает команда:
- методист строит образовательные траектории;
- куратор обеспечивает сопровождение слушателей;
- продюсер выявляет запросы аудитории, подбирает преподавателей под задачи курса, работает с ними.
В начале образовательного проекта эти задачи может выполнять один человек, но только при условии, что у него достаточно знаний и навыков во всех перечисленных сферах.
Подача учебного материала
Инфобизнес. Делает акцент на мотивации слушателей и уникальности информации. Инфобизнесмены используют формулировки «уникальные технологии», «авторские методики», «проверенные инструменты». Им нужно продать информацию, поэтому важно подчеркнуть ее ценность, отсутствие в свободном доступе в Сети и мотивировать клиентов.
Онлайн-университет. Разработчики учебных программ считают, что информация сама по себе ничего не стоит, поэтому делают упор на сопровождение обучения. К теории добавляют практические упражнения, разбор кейсов, обеспечивают обратную связь по домашним заданиям.
Что прокачивать инфобизнесмену
Между инфобизнесом и онлайн-университетами нет пропасти, как может показаться. Направления бизнеса перекликаются. Существуют моменты, которые им стоит позаимствовать друг у друга.
Работать над качеством контента. Инфобизнесмену недостаточно рассказать о своей истории успеха и мотивировать слушателей достичь того же. Нужно добавлять в инфопродукты полезный контент:
- кейсы, примеры из практики;
- пошаговые руководства;
- книги, пособия;
- практические задания для отработки навыков.
Оптимально, если инфобизнесмен поддерживает обратную связь с со слушателям, отвечает на их вопросы.
Что прокачивать онлайн-школе
Работать в режиме MVP. У вас вряд ли получится сразу выпустить идеальный образовательный курс, который удовлетворит все запросы целевой аудитории. Если продукт будет таким, возможно, на него не окажется спроса. Поэтому целесообразно позаимствовать стратегию инфобизнесменов:
- Выпустить курс в формате MVP — минимально жизнеспособного продукта.
- Убедиться, что общее направление выбрано верно, и есть спрос.
- Улучшать курс, добавлять новые возможности.
Уделять внимание маркетингу и продажам. Понаблюдайте, как инфобизнесмены общаются с покупателями, выстраивают воронки продаж. У них можно научиться:
- проводить продающие вебинары;
- подогревать интерес аудитории;
- мотивировать учеников.
Вывод
На ранних этапах образовательные проекты начинающих онлайн-школ напоминают инфобизнес. Для начала развития продукта это нормально, но дальше нужно определиться: зарабатывать деньги на продаже информации или развивать проект до полноценного университета.
Миф: Обман ради наживы инфобизнесмена. Инфобизнесмены обещают научить зарабатывать быстро и много, говорят о миллионных доходах и путешествиях по миру, но в итоге их ученики не получают ничего.
Правда: Обман ради наживы инфобизнесмена.
У вас опечатка в статье
Главный вопрос - как отличать говно от неговна?
«Как отличать говно от неговна» — это очень философский вопрос.
Всё упирается в качество продукта: тот же инфобизнес может быть полезным и классным (например, хороший специалист решил передать свой опыт и знания, для этого выпустил книжку и завел платную рассылку, которая помогла многим начинающим), а может быть именно тем, о чем вы спросили — когда вместо полезной информации лишь вода и мотивационные фразы.
Очень упрощенно можно отличить так: если в образовательном продукте идет упор на мотивацию и эмоции студента, а не на реально применимые знания (которые можно «пощупать» в виде инструкций, методичек, чеклистов, гайдов и сразу же применить в работе), то это, скорее всего, сомнительный образовательный продукт — и не важно, это формат инфобизнеса или онлайн-образования.
Прохладная былина из жизни, вот только что прямо случилась.
Предложили интервью пройти на вакансию, темой которой я занимался, но давно и всё забыл, при этом, в целом, уверен, что мог бы плюс-минус эффективно работать. Вакансия очень-очень жирная, в крутую контору с релокацией туда, где чисто и народу живет в двадцать раз меньше чем в мск. Зашёл на "удеми", накупил курсов по теме, пятницу, субботу, воскресенье полностью отдал учёбе. Итог - оффер и долгожданный переезд.
Ученье свет, но, только когда "ученик" осознанно выбирает, чему он хочет научиться и стремится к этому.
Это очень крутая история. Доступ к образованию + личная мотивация очень помогают в карьере, и вы 100% правы, что в образовании важнее всего желание и осознанный выбор самого учащегося.
"Правда: онлайн-образование эффективно." - слишком громкое утверждение. Так же можно сказать, что все инфоцыгане, простите, инфобизнесмены, мошенники.
"Правда: работодатели ценят документы онлайн-университетов." - вот тут серьезно?!
После прочтения фразы "Руководитель онлайн-университета" свалился под стол. Университета??? То есть, ваш инфоцыганский табор аккредитован Министерством образования РФ и имеет все необходимые лицензии для того, чтобы обозначать себя ВУЗом? Если серьезно, тут налицо статейка от очередной, миллионной по счету шарашкиной конторки выпердышей из БМ, нацеленных на одурачивание женщин 40+ из провинции, суля им "100500 тыщ рублей в мес., не выходя из дома, вместо опостылевшей работы кассира в Пятерочке". VC стоило бы фильтровать ньюсмейкеров, чтобы не постить такое гумно. Но деньги, видимо, не пахнут.
Привет! Все проекты Нетологии-групп (куда относится и EdMarket) ведут образовательную деятельность на основании гослицензии №037356 от 06 апреля 2016 года на дополнительное образование для детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
К БМ отношения не имеем, а возрастные и геохарактеристики наших студентов, согласно ГА и собственным данным из CRM по результатам анкетирования студентов — это жители крупных городов России (в основном, Москва) и возраст 23-35 лет.
Да и на VC зря вы так, это не редакторский материал, а статья в открытых для массового использования блогах)
Ребята, спасибо, хороший у вас курс по копирайтингу. Недавно у шервуда скачал (спасибо что пару месяцев назад рассказали тут на виси о существовании подобных пиратов))
Мы за доступное образование) Вообще курсов по копирайтингу у нас целых два для разных уровней, а еще есть «Контент-маркетинг» и «Контент-продюсер» для тех, кому копирайтинга уже маловато (ни разу не реклама) — так что там еще качать-не перекачать, хех
ну как скажете. Может вам отдельный курс потом запилить, уроков на 5 и ДЗ с преподавателем, для всех, кто по пираткам учился?)
курс на тему интеллектуального права, надеюсь?)
ну это можно бонусом всем дарить)
Нее, бонусом мы уже готовим курс «Как ДЕЙСТВИТЕЛЬНО смотреть скачанные курсы, а не копить их у себя на диске»
вот это будет тема! а то я не знаю как себя заставить второй курс посмотреть!
У нас есть решение для такой проблемы, но оно вам не понравится :D
Удалить? Или заплатить?
ага, записаться на курс с преподавателями и координаторами, которые будут бесконечно пинать вас по дедлайнам и бегать за вами с домашками)
скажем так, я был на курсе платном у ваших конкурентов, но что-то не помню чтоб меня кто-то пнул. Интерес только в том, чтобы взять деньги - а потом можно забить на клиента
Ну на самом деле не всем нравится, чтобы их пинали — мы вот периодически ловим негатив за слишком строгое отношение преподавателей. Возможно, у кого-то из конкурентов (а их сейчас на рынке ооочень много) именно такая стратегия — не мешать и не отхватывать за это)
Я думаю никому не нравится. На мой взгяд, хороший преподаватель должен только хвалить и мотивировать, а не пинать учеников
И вот тут мы приходим ко второй стороне образования и того же инфобизнеса — если только мотивировать и хвалить (на этом, например, выстроен подход очень многих инфобизнесовых проектов), получится ли действительно передать знания? Если, например, не отправлять домашние задания на доработку, а принимать как есть и не давать обратную связь по ошибкам, будет ли рост у студента?
Не, доработка доработкой, но без закатывания глаз и критики, а особенно высокомерия типа я препод, а вы тут дно и это вам надо, а не мне
А, ну это само собой) Критика критикой, а адекватность никто не отменял, стараемся следить за этим
как понять сколько стоит курс на EdMarket ? не нашел инфы на сайте
там внизу на лендингах самих курсов есть калькулятор стоимости (рядом с формой заявки)
а, понял, это за курс а не за мастер-классы
У меня, кстати, к вам вопросик появился. Есть ли у вас на сайте в скрытом режиме курсы подобные вот этому: https://p.netology.ru/microsoft?utm_source=habr&utm_medium=ms_blog&utm_campaign=banner1
Даже это я обнаружил случайно, через баннер на Хабре в профиле Microsoft.
Да, есть несколько курсов, которых нет на витрине сайта: обычно это курсы-спецпроекты, которые проводятся в партнерстве с кем-либо (в этом случае с Microsoft) и чаще всего их анонсируют именно на площадке партнера. Наверное, это не совсем удобно( подумаем над тем, чтобы размещать их и у нас на сайте, как обычно
С этим курсом проблема не в его рекламе на сайте Нетологии, а именно в технологиях, которые там используются. То есть если взять начинающего специалиста, который решит стать слушателем курса, то он столкнётся с проблемой доступности необходимых ресурсов (это включается в себя виртуальные машины с Windows и дополнительное программное обеспечение, чтобы полноценно выполнять практическое задание). Сторонние решения являются платными (и даже очень). Поэтому, в случаях, как вышеуказанный курс, необходимо подумать о доступности ресурсов для слушателей курса, чтобы была возможность самостоятельно на практике пощупать продукт. А если такой проект позиционируется для продвинутых специалистов, у которых в корпоративном сегменте уже есть такая тестовая инфраструктура (или готовность поднять за несколько минут), то вряд ли такой куцый курс их заинтересует.
Вот как-то так.
Ух, спасибо. Передам это замечание продюсерам. Возможно, в процессе прохождения курса Microsoft придумал, как обойти это ограничение, но я уточню у организаторов
Не понимаю, откуда у тебя такая ненависть к Нетологии. Сроки многих курсов +/- совпадают с оффлайн решениями, но удобства от онлайна перевешивают.