Как отстоять личные границы на работе
Помните фильм «Всегда говори “да”», герой которого соглашался на любое предложение и в итоге круто изменил свою жизнь? Эксперимент может принести пользу, но на работе он точно опасен: если что и изменится, так это количество часов, которое вы проводите в офисе. Так что в этой статье мы осветим обратную сторону — расскажем, как защищать свои границы и грамотно отвечать «нет» на предложения, от которых очень хочется (и иногда очень сложно) отказаться.
Почему так сложно сказать: «Я сегодня не смогу», когда начальник приходит в конце рабочего дня и просит срочно доделать отчет или презентацию (а у вас, например, запланирован романтический ужин или вечер с семьей)? Всегда есть риск, что руководитель или коллега могут разозлиться или расстроиться. Никому не хочется стать в глазах шефа неудобным и раздражающим сотрудником — ведь это может повлечь за собой риск упустить премию, повышение или, того хуже, вовсе потерять работу. Но на самом деле не всё так страшно: если научиться говорить «нет» правильно, здоровые рабочие отношения вполне можно сохранить.
«Хьюстон, у нас проблемы»
Первым делом нужно осознать: чем дольше вы будете игнорировать дискомфорт, тем больше будет становиться «снежный ком». Систематическая работа до полуночи и выполнение различных просьб начальника или коллег не принесут вам ни радости, ни других бонусов. Последствия таких переработок могут быть весьма грустные — от временного снижения продуктивности до тотального выгорания. Не дожидайтесь момента, когда от бесконечной работы начнет тошнить: признайте наличие проблемы и начинайте ее решать.
Расставьте приоритеты
Личные границы можно защищать, только если вы сами четко понимаете, что для вас приемлемо, а что нет. Если осознание своих границ «плывет», этим могут воспользоваться другие люди. Поэтому ответьте вопрос: на какие компромиссы вы согласны, а что для вас совершенно недопустимо? Например, вы решили, что можете задержаться в офисе один день в неделю на час-два, но вам совсем не подходит работать по выходным, праздникам или из отпуска. Теперь дело за малым — правильно донести это до начальства и коллег.
Обсудите ситуацию
Иначе вы не поймете, почему начальник и коллеги так себя ведут, не сможете объяснить, что именно вам не нравится, и в конечном счете не сможете отказать.
Включите эмпатию: посмотрите на ситуацию с точки зрения вашего шефа или коллеги. Как думаете, он дает сверхурочную работу потому, что не хочет ее делать сам, а именно вам — потому, что вы ему никогда не отказывали? Или же он действительно не может доверить задачу никому другому, потому что нужные компетенции есть только у вас? Открытое обсуждение ситуации с обозначением неприятных моментов приведет к решению — например, вам дадут ассистента, повысят зарплату или работа в команде перераспределится.
Задавайте вопросы
Перед тем как принять решение, оцените просьбу начальника или коллеги. Как вы думаете, он действительно нуждается в вашей помощи или же ловко манипулирует, чтобы самому не делать скучную или сложную работу? Как звучит реальная задача: заказчик действительно ждет многостраничный отчет или ему нужна только пара цифр? Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше: заодно выясните, кто вам при необходимости поможет с этой задачей и есть ли возможность сдвинуть дедлайн.
Отказывайте с аргументами
Человек гораздо легче воспринимает отказ, если понимает, что есть объективная причина. Объясните коллеге, почему не можете подхватить его срочную задачу. Например, скажите, что у вас и так много работы и, если вы не будете выполнять свои непосредственные обязанности, могут возникнуть проблемы. Даже перечислите текущие задачи, чтобы настойчивый коллега проникся их важностью и понял, что вас сейчас беспокоить не стоит. А что делать, если просьба крайне важная и исходит от начальства? Обсудите с шефом приоритеты — так он будет в курсе, что в вашем ежедневном плане сдвинулось и почему.
Предлагайте альтернативу
Одна голова — хорошо, две — еще лучше. Если коллега не придумал простого решения проблемы, предложите его сами. Например, можно ответить так: «Проект интересный, но времязатратный. А учитывая мою нагрузку, я готов взять только половину. Может, оставшуюся часть подхватит другой менеджер? Кажется, это как раз по его профилю». Так вы и коллеге поможете, и свои ресурсы сбережете по максимуму. Еще одно хорошее решение — предложить собрать команду и разделить задачу равномерно между всеми участниками. Например, вы переводите текст на английский язык, другой ваш коллега заказывает картинки у дизайнера, а третий — собирает всё в презентацию. Win-win-win!
И общая рекомендация: будьте вежливы и дружелюбны. Личные границы нужно защищать, но необязательно это делать с щитом и мечом, а также с колкими комментариями. Дайте понять команде, что вы тоже радеете за общее дело и готовы задействовать все свои возможности — просто они у вас сейчас немного ограниченны :) Тогда вы и с коллегами в хороших отношениях останетесь, и себя не обидите. Удачи!
Это какой-то необъяснимый иррациональный страх наемного работника. Ну уволят, найдёте получше, чем с мудаками работать. Не в Японии же живём.
Личные границы они про уважение к себе и заботе об окружающих, если ваши границы нарушались с детства, вам будет сложно их выстраивать