Что делают и сколько зарабатывают пиарщики диджитал агентств, веб-студий и IT-команд

Рассказываю, какие ключевые обязанности у таких пиарщиков, сколько они получают по реальным данным среза зарплат за 2022 год. Статья будет особенно полезна руководителям студий и агентств, которые задумались о найме пиарщика, но пока не до конца понимают его обязанности.

Всем привет! Меня зовут Екатерина Корчагина. Я занимаюсь коммуникациями, контентом и маркетингом диджитал агентств, веб-студий и аутсорс команд последние 6 лет. Сейчас отвечаю за PR, а также юнит контента и UX-текстов в команде aim digital. Веду телеграм-канал о пиаре веб-студий и агентств, где делюсь своими находками, полезными шаблонами и опытом.

Этим летом в закрытом телеграм-комьюнити «Тусыч диджитал пиарщиков» мы провели срез по зарплатам. Комьюнити было создано специально для пиарщиков агентств и веб-студий. В опросе по зарплатам приняли участие 100 пиарщиков.

В этой статье я поделюсь его результатами, а также своим опытом и опытом коллег по обязанностям пиарщиков в диджитал агентствах, студиях дизайна и разработки.

Чем занимаются пиарщики в агентствах

«Многорукий» пиарщик в агентстве отвечает не только за работу со СМИ, рейтинги, мероприятия или даже контент-маркетинг. На практике деятельность агентского пиарщика может включать в себя самые непредсказуемые задачи: от участия в тендерах до дизайна креативов в социальных сетях или запуска рекламных кампаний в Яндекс.Директ.

Кто-то и вовсе закрывает сразу несколько направлений. Например, делает PR и одновременно занимается HR-процессами. Это частные случаи, но не единичные.

Чаще всего пиарщик в студиях и агентствах — «осьминог» и решает много задач.

Хорошая статья на эту тему с опросом 50 руководителей веб-студий, продакшенов и digital-агентств вышла в 2021 году у CMS Magazine совместно с PR-агентством Rassvet.digital.

Я описала основные направления работы с учетом опыта работы с десятками разных агентств и студий и анализа 50+ вакансий. Постаралась разместить с учетом приоритетов функций, которые хотят видеть работодатели в вакансиях.

Глобальная цель — это доносить нужные смыслы и сообщения о компании до нужных целевых аудиторий. Они могут быть разными: клиенты, коллеги по рынку, сотрудники, представители СМИ и другие.

Формируют PR-стратегию, тактику и помогают с позиционированием

Этот пункт выполняют не все, но он является первым шагом и задачей нового человека внутри компании. В эту задачу входят исследования целевых аудиторий и конкурентов, опросы, аналитика активностей.

Есть компании, в которых всё понятно с позиционированием, коммуникационной стратегией и есть даже четкий план действий. Но на самом деле это редкость, поэтому пиарщик часто начинает свой путь с формирования позиционирования. Нет, он не придумывет всё за основателей и команду (и вы не делайте так), а организует работу команды над позиционированием, помогает упаковать смыслы в текст и зафиксировать в голосе бренда.

Показатель довольно понятный — документ, в котором зафикисровано позиционирование и ключевые сообщения, которые нужно донести до целевой аудитории.

На практике не у всех есть стратегия, но у многих точно есть короткие спринты планирования.

У некоторых команд активности происходят хаотично и неконтролируемо. Результаты такие же.

Стратегию пиарщику могут помочь построить бизнес-цели компании или сами руководители. Без целей будет гораздо сложнее получить прозрачные измеримые результаты.

Примеры целей:

— выйти на рынок фармацевтических брендов и получить 5 первых клиентов;

— рост продаж на 15%;

— стать SEO-компанией номер один в городе Воронеж;

— привлечь в партнерскую программу 30 новых агентств-подрядчиков.

Показатель — готовый документ со стратегией и планом, который согласован.

Делают контент-маркетинг и организуют работу со СМИ

Пиарщики пишут сами или организуют написание кейсов и экспертных статей, активно питчат и обрабатывают запросы журналистов.

Кейсы проектов — хороший инструмент для продаж услуг в B2B, а статьи — дополнительный способ подтверждения экспертизы.

Оба варианта помогают продавать и повышают уровень доверия к компании на разных этапах взаимодействия с клиентом, в разных точках контакта.

Например, потенциальный клиент может прочитать кейс или статью на сайте, в СМИ или увидеть в социальных сетях.

В 100% вакансий в пиаре и маркетинге, которые я видела (сотни), написание кейсов — одно из ключевых требований. От пиарщика ждут высокой вовлеченности в процесс написания, чуть меньшей — в процесс дистрибуции.

В одних командах нужно писать всё самому, в других — организовать процесс и выступать в качестве контент-стратега и менеджера.

Показатели будут зависеть от целей. Это могут быть охваты, репосты, переходы на сайт, конверсии в действия, рост посещаемости сайта, органического трафика или его всплески в период публикации. Ну и конечно — лиды.

О работе со СМИ лучше сказать отдельно. Не все команды на рынке диджитал-агентств готовы активно работать со СМИ и включаться в этот процесс.

Здесь пиарщик занимается довольно классической PR-работой: питчит журналистов, находит и обрабатывает их запросы, налаживает отношения и активно взаимодействует с экспертами для получения фактуры.

Проблематика этого направления часто заключается в работе над комментариями и материалами по остаточному принципу, когда у экспертов появится время переключиться с важных коммерческих задач. Иногда пиарщик разбирается в теме и собирает фактуру самостоятельно или с привлечением сторонних экспертов.

Показатели: публикации в целевых СМИ, охваты, репосты, переходы на сайт, рост посещаемости сайта, брендового трафика или его всплески в период публикации.

Работают с рейтингами

У Кристины Ляпцевой из AGIMA есть открытая удобная табличка с основными рейтингами нашего рынка. Она давно не обновлялась, но хорошо подойдет для обзора и доработок под себя.

Пиарщик организует работу с ними, но не всегда, не везде и не со всеми. В каждой компании свой приоритет и фокусные рейтинги.

Пиарщику важно хорошо разбираться в методологии, следить за сроками подачи данных, вовремя их подавать и уметь объяснить руководству, почему компания может не быть в ТОП-10 и что нужно, чтобы туда попасть.

На последнем пункте заостряю внимание, потому что иногда пиарщику ставят задачу — попасть в условные топ-10 рейтинга. Для этого недостаточно просто нанять пиарщика, нужно соответствовать критериям рейтинга, например, по обороту, количеству проектов, клиентов и наград.

Показатели: соблюдение всех критериев методологии, попадание в новые рейтинги, рост позиций в целевых рейтингах, если у компании достаточный для этого уровень.

Ведут социальные сети

Ведение социальных сетей среди пиарщиков агентств и студий давно стало рутиной. Чаще всего это связано с ограниченными бюджетами и невысокой интенсивностью задач.

Многие пиарщики на нашем рынке умело адаптируют контент статей, кейсов, конференций и других активностей в посты для социальных сетей.

Встречаются задачи по написанию контента для продвижения личных брендов за руководителей и топ-менеджеров компании, но чаще редактура и менеджмент разработки такого контента.

Некоторые «многоруки» самостоятельно настраивают рекламные кампании в социальных сетях, но чаще отдают эту задачу внутренним сотрудникам или фрилансерам-подрядчикам.

Показатели: рост числа подписчиков, охваты, репосты, вовлеченность, переходы на сайт, конверсии в целевые действия, например, заявки на услугу или отклики на вакансию.

Готовят и подают работы на премии и конкурсы

Хорошая подборка конкурсов и премий для есть у Лайв Тайпинг. Она не новая, как и табличка с рейтингами, но для обзора тоже подойдет. Пиарщик обычно отвечает за организацию процесса подачи, выбор проектов и номинаций и менеджерит подготовку. У каждой премии свои правила, в них нужно разбираться, знать технические требования к макетам, готовить текстовые описания проектов, контролировать оплату участия и сроки.

Лучший показатель — это конечно конверсия из участия в победу, но на это почти невозможно влиять. Промежуточным показателем может быть выполнение подготовки по чек-листу конкурса. Например, такой список:

  • соответствие номинации;
  • описание на двух языках;
  • подготовка статичного оформления;
  • видеоролик и т.д.

Пиарщик может сделать все, что от него зависит, но он не влияет на уровень работ конкурентов и голоса жюри.

Организуют участие в отраслевых мероприятиях и собственные мероприятия компании

Пиарщик еще и ивент-менеджер.

Он помогает экспертам стать спикерами на отраслевых мероприятиях, организует работу на выставках и форумах, партнерские размещения.

Занимается организацией собственных ивентов: от небольших вебинаров до крупных конференций.

Показатели будут зависеть от формата.

Например, при организации собственного ивента можно выделить три основных:

  • количество регистраций, которые потом впишутся в клиентскую базу;
  • количество релевантных участников;
  • конверсия из регистрации в участника;
  • лиды.

При спикерстве на мероприятии показатели могут быть такими:

  • количество упоминаний спикера или компании в каналах продвижения мероприятия;
  • количество новых подписчиков после выступления;
  • количество обращений после выступления.

Готовят презентации

Пиарщик часто саппортит или лидирует разработку всех презентационных материалов компании, помогает спикерам готовить презентации для внешних мероприятий, делает презентации для внутренних активностей.

Презентации обычно создают в связке с дизайнером либо по готовым гайдам самостоятельно, зависит от внутренних правил и сложности разработки материала. Но точно понятно одно — скилл подготовки презентаций важен для всех.

Показатели будут пересекаться со смежными задачами. Например, подготовил спикера к ивенту и сделал презентацию, всё в срок. Другой пример — обновил кейспак компании после запуска нового проекта.

Анализируют результаты и корректируют планы

Пиарщик анализирует работу за период, оценивает план/факт по метрикам, готовит отчеты. С учетом полученных данных корректирует план.

Метрики будут зависеть от стратегии и плана.

Важно уметь работать с системами и сервисами аналитики, отслеживать брендовые и ключевые для компании запросы. Пиарщик должен уметь отследить трафик с каждой внешней ссылки, всплески активности там, где ссылок нет, разметить нужные активности UTM-метками и т.д. В отчетный период — сделать выводы и скорректировать планы, если нужно.

Создают концепции подарков и поздравления для клиентов

Здесь всё зависит от планов и политики компании. Обычно пиарщик:

— придумывает концепции в рамках бюджета;

— собирает данные по адресатам;

— контролирует производство и логистику;

— следит за сроками.

На практике есть много случаев, когда пиарщики еще и сами занимаются упаковкой и сборкой подарков. Это может превращаться в большую и трудозатратную задачу.

Занимаются менеджментом смежных проектов

На практике в работу многорукого пиарщика сюда вписывается практически, что угодно. Из основного:

— менеджмент перезапуска сайтов;

— менеджмент разработки посадочных;

— управление ребрендингом;

— менеджмент HR-активностей;

— продюсирование подкастов, видеосъемок и т.д.

Здесь могут быть разные метрики. Важно помнить, что часов в сутках больше не становится, поэтому нужно правильно расставлять приоритеты по показателям пиарщика.

Организуют внутренние активности

Пиарщик на нашем рынке и митап для программистов проведёт, и утренник для детей сотрудников, и корпоратив организует, и ведущим там может побыть, и песню сочинить и спеть. Не во всех компаниях и не всегда это происходит, но довольно часто.

Показателями могут быть удовлетворенность сотрудников ивентами, вовлеченность и т.д.

Еще внутренние активности хорошо решают задачи по развитию навыка публичных выступлений.

Интернет-маркетинг. Запускают рекламные кампании, делают e-mail-маркетинг

Чаще всего пиарщики будут менеджерами запуска РК. Есть редкие случаи, когда пиарщики запускают рекламу сами. Первый вариант считаю более продуктивным.

Например, вы сделали классный кейс, а пиарщик для его дополнительного промо и улучшения дистрибуции подключает таргетолога. Пиарщик ставит задачу — привлечь таргетно целевую аудиторию, а таргетолог настраивает.

А вот другой пример. Запуск рассылок по подписной базе — довольно типичная задачка для пиарщика.

Показатели будут зависеть от целей конкретной рекламной кампании. Для случая выше — переходы, конверсии в заявку и т.д.

Делают что-то совсем нетипичное

Спросила в комьюнити, что необычного приходилось делать пиарщикам на работе.

Приведу несколько примеров ответов:

— графический и веб-дизайн;

— участие в тендерах;

— психологическая поддержка руководителям и спикерам;

— упаковка/сборка подарков, посылок, мерча;

— дегустация вин и продуктов, чтобы потом выбрать лучшие на мероприятие;

— сборка мебели, рекламных установок;

— поиск и подбор полезных сервисов в команду, которые не связаны с PR;

— готовка на ивентах;

— клининг после ивентов;

— подбор стриптизерш и других артистов на мероприятия;

— разные обязанности офис-менеджера, например, заказ воды.

Чаще всего вот такая непрогнозируемая деятельность пересекается с основной. Например, когда ты организатор ивента, то можешь оказаться и грузчиком, и сборщиком и доставщиком еды. Но в жизни бывает разное.

Сколько платят пиарщикам

В прошлом году 100 пиарщиков приняли участие в опросе о зарплатах.

В опросе нужно было указать опыт работы, грейд, который назначен в текущем агентстве, выбрать уровень заработной платы.

В каждой компании свой и часто довольно условный уровень грейда пиарщика. В одной компании человек может быть хэдом направления, при чем хэдом над самим собой, а в другой компании — миддлом.

Общий срез зарплат

  • до 30 000 — 2%
  • от 30 000 до 50 000 — 14%
  • от 50 000 до 80 000 — 26%
  • от 80 000 до 100 000 — 14%
  • от 100 000 до 120 000 — 15%
  • от 120 000 до 150 000 — 13%
  • от 150 000 до 200 000 — 9%
  • свыше 200 000 —7%

Срез зарплат по грейдам

С учетом разного восприятия уровней пиарщиков на рынке веб-студий и диджитал агентств разброс зарплат тоже разный.

Junior — 16 человек (1 из них стажер)

  • до 30 000 — 6,3%
  • от 30 000 до 50 000 — 50%
  • от 50 000 до 80 000 — 31,3%
  • от 80 000 до 100 000 — 6,3%
  • от 100 000 до 120 000 — 6,3%

Middle — 35 человек

  • от 30 000 до 50 000 — 14,3%
  • от 50 000 до 80 000 — 51,4%
  • от 80 000 до 100 000 — 17,1%
  • от 100 000 до 120 000 — 11,4%
  • от 120 000 до 150 000 — 2,9%
  • от 150 000 до 200 000 — 2,9%

Senior — 18 человек

  • от 50 000 до 80 000 — 16,7%
  • от 80 000 до 100 000 — 16,9%
  • от 100 000 до 120 000 — 27,8%
  • от 120 000 до 150 000 — 27,8%
  • от 150 000 до 200 000 — 5,6%
  • свыше 200 000 —5,6%

Head — 31 человек

  • до 30 000 — 3,2%
  • от 30 000 до 50 000 — 3,2%
  • от 80 000 до 100 000 — 12,9%
  • от 100 000 до 120 000 — 16,1%
  • от 120 000 до 150 000 — 22,6%
  • от 150 000 до 200 000 — 22,6%
  • свыше 200 000 —19,4%

Выводы

Общий список ключевых функций пиарщика выглядит так:

  • формирование позиционирования;
  • исследования и аналитика;
  • построение стратегии и формирование тактического плана;
  • контент-маркетинг и работа со СМИ;
  • работа с рейтингами;
  • работа с конкурсами и премиями;
  • ведение социальных сетей;
  • организация мероприятий;
  • подготовка презентационных материалов;
  • поздравления для клиентов;
  • организация внутренних активностей;
  • частично интернет-маркетинг.

Нанять такого специалиста можно в среднем за зарплату от 60 до 120 тысяч рублей. Зависит от уровня, опыта и навыков специалиста и ваших потребностей.

PDF-документ с результатами опроса можно скачать в телеграм-канале. Уже в этом месяце планирую запустить более детальный опрос.

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Давно Зареган

Круговые диаграммы для отражения зарплат? Вы знаете толк в извращениях.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов
Ответить
Развернуть ветку
Инна Тарасова

о господи!))) ахахаххаа)))

Ответить
Развернуть ветку
Ira Leonova

На самом деле на самом деле диаграмма из столбиков была бы нагляднее

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

В следующем срезе сделаем) Весной

Ответить
Развернуть ветку
Боря Бро
Весной

А вы умеете ставить себе амбициозные цели, я бы взял год!😆

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Толоконников

так до весны всего 2 недели осталось, не успеете оглянуться

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Рада, что вам понравилось) Для отражения долей каждого уровня зарплат)

Ответить
Развернуть ветку
Федотенков Александр

Было бы здорово в следующем обзоре, сделать отдельно срезы зарплат PR-щиков по Москве, СПб и другим регионам. Уверен, что уровень зарплат в мегаполисах сильно отличается от средней по остальным регионам.
Кстати, у нас сейчас открыта вакансия
PR-менеджера https://hh.ru/vacancy/76036662 и судя по статье наши условия очень привлекательны, без поиска стриптизёрш и клининга.
Откликайтесь, вакансия пока открыта.

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Glebova

Ого! Пиарщик для хороших людей, скорее найдись!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Как раз хотим в следующий раз разделить по регионам. Посмотреть, что получится) Но за последние пару лет границы очень размылись. Многие отлично работают удаленно. А зарплаты чаще зависят от уровня агентства, а не его местоположения.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Валехова

Много работала в агентствах и выгорела там знатно) Думаю, там могут работать только ярые фанатики либо те, кто хочет за короткое время круто натаскаться на базовых задачах. Денег мало, фана и полезных знакомств много. И здоровье потом нужно поправлять:)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Куда перешли в итоге? Это правда интересно)
Ещё в таких компаниях хорошо качается навык работы в ограниченных бюджетах и с минимумом ресурсов. Но есть и хорошие примеры)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Валехова

Не ушла, а бежала на клиентскую сторону в Данон. Взяли как раз из-за крупных промо, которые делала в агентстве. Поэтому моя агентская пахота была не зря)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Классно, что так в тему оказался агентский опыт))

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Интересно узнать где агенства находят специалистов с таким охватом задач в одном лице.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

По-разному. Растят из джунов, нанимают с опытом из похожих компаний, смежных направлений или пиар-агентств. Искать можно любыми стандартными способами)

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Скорее всего набирают джунов и уже потом учат в зависимости от своей специфики, навешивая на одного несколько задач.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Такое тоже практикуют) Но для работы с джунами собственникам таких компаний нужно самим неплохо разбираться в задачах, которые они хотят решить. А это не всегда так.

Ответить
Развернуть ветку
remarka

мы себе такого вырастили из помощника руководителя

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Они то делегируют с удовольствием только в студиях и агентствах работа часто в очень ограниченных ресурсах и бюджетах, потому и многорукие)

Ответить
Развернуть ветку
Юля Саверченко

Подбор стриптизёрш 😂 топ

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Стриптизёрши, дегустация вин. Выглядит будто бы очень радужно)) Но всё гораздо веселее)

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Идея хорошая, но
1. Почему выборка такая маленькая? До репрезентативной явно не дотягивает.
2. Разрезов маловато, что порождает искажения для не шарящей в статистике аудитории, коей большинство. Вспомните легендарные задачки Каменная
3. Сорри, но графика ужасна. Во-первых, на свете существуют не только круговые диаграммы. Во-вторых, рассмотреть цифры на диаграммах даже со стопроцентным зрением тяжело — приходится открывать изображение отдельно, а это неудобно. В-третьих, можно, например, сразу добавлять количество людей, чтобы не приходилось высчитывать из процентов.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

1. Выборка маленькая, потому что рынок узкий. На этом рынке не так уж много пиарщиков и вакансий. Начальная цель среза — помочь самим участникам опроса понять, что вообще происходит на рынке. На нашем рынке оценивать свой уровень и потенциал заработной платы.
2. Да, возможно
3. Да, спасибо, учла. Можно не извиняться)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Работать в веб-студиях и диджитал агентствах можно только чтобы опыта поднабраться, денег там платят в лучшем случае средне по рынку, если взять вакансии от компаний-клиентов этих дигитал агентств

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Зависит от уровня агентства и возможной компании-клиента. Но конечно в крупных продуктовых компаниях гораздо больше возможностей.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Без разницы какой уровень агентства. HH откройте. И ТОПы платят очень средне, иногда даже ниже средней, так как типа ТОПы и к ним стремятся. Если посмотреть основной состав исполнителей там - Джуны 20+

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Открывала, анализировала около 50 вакансий за последние полгода в агентствах и вне. Данные разные. Конечно хватает тех, кто хочет всё и сразу и за 50К. Но таких хватает и на клиентской стороне)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii

работал много в диджитал-PR. всё так и есть ) и еще адово выгорание

Ответить
Развернуть ветку
Планетарная печенька

Короче денег там нет.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

По-разному. Но в среднем как есть.

Ответить
Развернуть ветку
Планетарная печенька

можно зарабатывать 700-1000к/мес там?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Плохой пришелец

там было оказано что 2% Head имеют зп меньше 30? я правильно понял?

Ответить
Развернуть ветку
Плохой пришелец

То есть 3 из 100 на позиции главы имеет зп меньше 30к)))) чушь же

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

31 человек из участников вопроса — это хэды. 1 человек ответил, что у него ЗП меньше 30. Есть гипотеза, что этот человек не хэд а просто единственный, кто отвечает за пиар в маленькой компании. Потому и зовётся «хэдом». Это скорее частный случай. Напомню, что опрос анонимный)

Ответить
Развернуть ветку
Человек с бульвара

Работа в агентстве это работа на галере. Опыт получаешь много и быстро, но опять таки быстро упираешься в потолок.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина
Автор

Есть исключения, но редкие. В потолок можно упереться довольно быстро.

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда