Работодатели слезут с пьедестала: как поменяется HR-сфера в ближайшие два года

Руководитель HR-Tech-направления TalentTech Дмитрий Пучков — о том, как работодатели снимают короны, меняется работа HR-специалистов и какие зарубежные тенденции приживутся в России.

«Подталкивание» вместо прямого управления, ориентация на сотрудников старше 40 лет, дозирование информации о соискателе — и еще пара HR-трендов, которые будут доминировать в ближайшем будущем.

Технологии станут доступнее

В последнее время много говорят о всеобщей роботизации и потери рабочих мест. Предполагаю, что эта истерия скоро начнёт сходить на нет. В случае с искусственным интеллектом (AI) и машинным обучением (ML) ситуация будет аналогичной — придёт понимание, что пока рано говорить о полной замене человека продвинутыми технологиями.

AI и ML смогут повысить продуктивность работы и эффективность найма, но не смогут полностью устранить HR-специалиста.

Проникновение технологий будет усиливаться и захватывать всё больше компаний. К примеру, подбор занимает много времени, но применение чат-ботов значительно его ускоряет, ведь бот в отличие от рекрутера может общаться с 500 кандидатами одновременно.

Для сфер обслуживания и ритейла скорость — категорический фактор. Соискатели в этой сфере нуждаются в заработке здесь и сейчас,у них нет «подушки», чтобы походить, посмотреть и выбрать. Выход человека на работу можно организовать менее чем за сутки. Надо только их найти.

Проникновение технологий будет усиливаться и захватывать все больше компаний. Количество HR-решений на рынке растет, а вместе с ней и конкуренция. Это приводит в целом к большей «технологичности» HR-специалистов и к снижению стоимости услуг для работодателей. И если сегодня основной потребитель ИТ-продуктов — крупные компании, то скоро ситуация изменится, и технологии станут доступными и малому бизнесу.

Изменится взгляд на рабочую силу

Реальность диктует новые отношения — теперь HR-специалисту предстоит не формировать штатное расписание, а создавать экосистему. В центре системы расположены задачи бизнеса, которые можно решить не только наймом сотрудников в офис.

Закрыть задачи могут и удалённые работники, подрядчики на аутсорсе, профессиональные поставщики услуг и даже технологии и программы. Необходимо увязать все эти варианты воедино, чтобы создать рабочую модель экосистемы.

Также придётся пересмотреть профиль кандидата. Трудоспособное население России стареет. Почти половина рабочей силы (45%) приходится на людей в возрасте 40-60 лет. Молодежи катастрофически не хватает — в России всего 6,6 млн ребят от 15 до 19 лет. Если работодатели раньше жестко отсекали соискателей старше 40 лет, то теперь придется пересмотреть требования.

Данные о соискателях будут дозировать

Правовой уровень кандидатов повышается, поэтому придётся соблюдать требования не только трудового кодекса, но и законодательства о персональных данных (ПДн). В руки рекрутера попадает много личной информации, и кандидаты уже настороженно относятся к многочисленным запросам.

Они не готовы предоставлять полную информацию и отправлять копии документов по первому требованию. Соискатели даже могут никогда не увидеть человека, которому они предоставили досье о себе, потому что их банально не пригласят на собеседование.

В сфере ПДн законодатели все больше закручивают гайки, поэтому придется пересмотреть сам подход к работе с информацией о кандидате. Рекрутерам предстоит решить, где хранить резюме: на рабочем компьютере или в облачной CRM?

Стоит ли оставлять анкеты в кадровом резерве и на какой срок? И вообще точно ли нужны все эти данные, которые обычно требуются?HR-специалистам придется научиться не запрашивать лишнего, соблюдать границы и сохранять тайну.

Вместо прямого управления мягкое «подталкивание»

Все знают, что надо правильно питаться и больше двигаться, но как много людей действительно придерживаются этих рекомендаций? Работодатели, заинтересованные в здоровых и счастливых сотрудниках, раньше имели ограниченный арсенал влияния — соцпакеты в виде ДМС, фитнеса, корпоративного питания и санкции за вредные привычки.

Все это влияло на поведение человека, но в большей степени зависело от его самосознания. Если сотрудник не заинтересован в здоровом образе жизни, то сможет ли его изменить годовой фитнес-абонемент?

Но что, если не навязывать модели поведения, а создавать условия, чтобы люди сами принимали верные решения? Подталкивать их к этому без ограничения свободы выбора? К примеру, открыть фруктовый островок, как в Mail.Ru Group, чтобы склонить людей к здоровой пище. Или проектировать узкие коридоры, как в WeWork, чтобы побудить больше общаться.

Это новый способ управления командой — наджинг, или «подталкивание», который стал широко известен после издания книги Нобелевского лауреата Ричарда Талера. Джош Берсин уже объявил наджинг основой для вовлечения сотрудников версии 3.0. Главное — не забывать, что наджинг — это не навязывание норм поведения, а изменение среды, основанное на данных и исследованиях.

Распространится забота о психике сотрудников

Работодатели начинают понимать, что на продуктивность людей влияет не только физическое, но и психическое здоровье. Например, в Великобритании серьезно озаботились этим вопросом.

Правительство установило, что тех, кто увольняется из-за проблем с психикой на 50% больше уволившихся по причине физического нездоровья. Две трети компаний, опрошенных экспертами Aon, считают, что их сотрудники испытывают стресс или имеют психические заболевания.

И даже принц Уильям запустил сайт, посвященный психическому здоровью на работе.

Важность проблемы отмечают во всем мире. Джош Берсин говорит, что «производительность» и «счастье» идут рука об руку, и многие работодатели это понимают.

Но парадокс в том, что больше всего заботятся об офисных сотрудниках, хотя 80 % персонала в мире не имеют постоянного рабочего места в традиционном понимании. Это люди, занятые в сфере гостеприимства, промышленности, сельском хозяйстве, ресторанном бизнесе, строительстве, образовании. И им тоже нужны программы психологической помощи, желательно специализированные.

HR-сфера весьма консервативна, но и здесь мы видим существенные изменения. Образ жизни людей, их отношение к работе меняются, компаниям приходится подстраиваться под это. Но перемены к лучшему — они дают работодателям понимание, что нельзя разбрасываться персоналом — важен каждый человек.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Карьера

Пожалуйста, не выводите в ленту фотографию и второй абзац текста. Так материал смотрится не совсем аккуратно на главной странице.

Ответить
Развернуть ветку
TalentTech
Автор

хорошо, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Lev Lybin

А если бы там была девушка?

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

еще один тренд, когда о работодателе и культуре внутри компании становится известно не только из рекламных материалов.
например через сервис с отзывами о работодателях -> http://ilocator.kotobotov.ru/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Щетинин

Осень интересная статья. Жаль что, опять про большие бренды, с технологиями, корпоративной культурой и деньгами.

Ответить
Развернуть ветку
TalentTech
Автор

спасибо!
Сергей, а вы хотели бы про что почитать? Может быть у нас есть опыт в сфере ваших интересов, и мы сможем им поделиться )

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Щетинин

Просто про то как обычному бизнесу бороться в сфере hr с гигантами при отсутствии таких бюджетов. Как нанимать, мотивировать и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Т.е вы хотели бы узнать чем ещё можно мотивировать сотрудника кроме денег и сопутствующих вещей, на которые нужно тратить деньги (например дмс, красивый офис в центре, бесплатная парковка и т.д. ) ? Оо, я бы тоже хотел это узнать! Как бесплатно/очень дёшево обойти в мотивации тех кто за дорого.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Егоров

Есть опыт автоматизации компании с 2 тысячами человек и к сожалению,то что вы описали,остаётся, к сожалению, пока только на словах.

Ответить
Развернуть ветку
TalentTech
Автор

Александр, да, понимаем, что многое описанное пока еще не для российских реалий. Но это не значит, что мы не должны к этому стремиться =)

А что автоматизировали?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Егоров

Подбор,обучение и охрану труда с помощью 1С ЗУП КОРП.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Гуляева

В России только начинают говорить о психологических проблемах и это позитивная тенденция. Работодатели должны учитывать этот фактор. Иногда наша компания вынуждена отказывать клиентам, если нам не комфортно с ними работать, у сотрудников есть возможность обратиться к руководству с этой проблемой.

Ответить
Развернуть ветку
TalentTech
Автор

Да, мы замечаем тенденцию, что о человеке перестают думать как о функции, которая должна выполнять определенное действие и получать за это денежную компенсацию.
Это круто, хотелось бы, чтобы поскорее это масштабировалось !

Ответить
Развернуть ветку
Василий Жевнеров

Интересно , спасибо 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Статья с ароматом смузи :) Расскажу за ритейл. Компания крупная, международная. Линейный персонал у нас это мясо. Условия работы тяжелые, зарплата маленькая, текучка едреная. Показатели бизнеса падают, косты режутся, психологическое здоровье, о чем вы? Из людей выжимают все и разменивают на такой же шлак с рынка, главное, чтобы по-русски мог лопотать разборчиво и смену отстоять.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy S

Хардкор как он есть. Деталей, конечно, не знаю, но прямота достойна гитлеровской Германии. Людей называете мясом, из них выжимают максимум...
Люди это понимают и отваливают, а те что пошустрее и откусить от такого "доброго работодателя" норовят. В итоге показатели бизнеса падают. Не связаны ли отношение к людям с падением бизнеса? "Товарищ прапорщик, а может подумать? Х..ли думать, трясти надо!" ))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Какие будут ваши предложения для ритейла?
1. Это чуть ли не единственная сфера в РФ с нормальной конкуренцией.
2. До тех пор пока люди будут соглашаться на такие условия, работодатель будет их выставлять и пофиг ему на психологическое здоровье. А, как мне кажется, это продлится ещё очень и очень долго.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy S

Универсального рецепта нет, если видите, что это расходится с вашим представлением о том как должно быть, то не участвуйте в этом, оно само загнется, сожрет себя изнутри.
Каждый сам выбирает путь. Кому-то близко создать фабрики по переработке людей, а кто-то тратит свое время и жизнь чтобы ухаживать за больными людьми.
Вы хотели бы чтобы ваши дети в каком мире жили? Где все друг друга хотят съесть или где люди хотят помочь друг другу.

Рассуждающие о том, что люди мясо, забывают, что они сами из такого же мяса, и даже если "моряки научили крысу есть собратьев" полезно помнить, что эти моряки потом сделают с этой крысой. Человек отличается от животного тем, что может осознавать то что он делает, но многие предпочитают об этом не думать, т.к. считают, что это не про них, до поры до времени.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Шмальц

Интересно, кто автор статьи? Ученик пятого класса? Зачем печатать такое?

Ответить
Развернуть ветку
Николь Пайтон

Ага, отличная статья для мега-корпораций, которые и так это вымучивают.
А что для малого бизнеса? Пойду продам все активы, чтобы фруктовый островок поставить и персонального ж#полиза для каждого сотрудника нанять.
Сегодня заветная мечта любого вменяемого бизнесмена: всё автоматизировать, поставить роботов и выгнать мясо на улицу.

Ответить
Развернуть ветку
Кибер Пират

Много правильного было сказано, а главное в том, что молодежи реально стало меньше.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Галина Бабарина

Технологии идут вверх, аппетиты компании съэкономить на персонале велики, всеобщая роботизация начала угнетать уже, вопрос главный: где работать высвободившемуся персоналу при условии ещё и увеличения пенсионного возраста, давно напрашивается мысль о сокращении продолжительности рабочего дня, но на это никто не пойдёт, все заняты показателями мнимой эффективности..., а что на деле?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда