Что бы я хотел знать на старте карьеры? Советы руководителей агентств проджект-менеджерам

Спросили у топов российских IT-агентств (Сибирикса, 65apps, Extyl, AGIMA и QSOFT), какие знания об управлении проектами пригодились бы им на старте карьеры. В статье — их советы практикующим менеджерам.

Владимир Завертайлов, CEO студии «Сибирикс»

CEO студии «Сибирикс»
  1. Научись общаться с людьми. Даже если ты интроверт и это не приносит тебе никакого удовольствия, прикидывайся экстравертом. На год или два это должно стать для тебя задачей №1 — куда более важной, чем «выучить английский». В конце концов именно эти навыки: уметь вести переговоры, отстаивать свою позицию и конструктивно конфликтовать, — откроют тебе многие двери.

  2. Научись и полюби планировать время: изучи разные техники (например, GTD), посмотри, какие инструменты тебе будут для этого удобны. Научись как справляться с рутиной, так и ставить и достигать долгосрочные цели. Но сначала — справляться с рутиной. Навык записывать свои планы, а потом НАСТОЙЧИВО их добиваться — это ключ ко всему. Если ты не научишься управлять своим временем, за тебя сделают это другие.

  3. Прокатись на спортивном самолете. Я — серьезно.
Петр Федюшкин

Руководитель AGIMA Partners’ Club

  1. Будь предсказуемым. Команда должна знать все твои дальнейшие шаги и быть уверенной в том, что проект под контролем. Ожидания заказчика фиксируй заранее и выполняй задачи согласно договоренностям. Если в процессе будут возникать новые нюансы — разбирай их на предмет отклонения от первичных договоренностей, а не просто передавай на реализацию команде.

  2. Будь исполнительным. Часто руководитель не замечает, как сам становится «бутылочным горлышком» проекта. Да, даже если фиксация статусов и договоренностей затягивается на 1-2 дня — то рано или поздно это скажется и на сроках, и на результатах проекта. С твоей стороны все должно быть прозрачно и четко, а если нет — соблюдай п.1, предупреди об этом команду.

  3. Задавай вопросы и руководствуйся правилом «глупых вопросов не бывает». Любой результат проекта содержит в себе ожидания нескольких сторон: заказчика, исполнителя, пользователей. Тебе нужно узнать о них и все зафиксировать, а это невозможно без постоянных вопросов и критического небезразличного отношения к работе. Своим подчиненным я рекомендую в рамках подготовки к любой встрече составлять заранее 20-25 вопросов.

Дмитрий Коновалов

зам ген. директора в Extyl

1. Доверие — это все. Его сложно заслужить и легко потерять. Без него не получится выстроить хорошую коммуникацию с клиентом и вырасти по карьерное лестнице. Если вам не доверяют, то никогда не дадут важную задачу. Как заслужить доверие?

  • сказал = сделал
  • будь честен
  • признавай ошибки
  • старайся понять «боль» собеседника

2. Научись конструктивно воспринимать критику на работе и работать с ней, не воспринимай все на свой счет. Иногда нужно принять сказанное и сделать выводы, иногда — распознать манипуляцию (например, попытку сгустить тучи и получить скидку) и отработать ее.

3. Научись встраивать позитивные, но в тоже время профессиональные отношения. Дружеские отношения с коллегами не должны влиять на рабочие процессы. Частая история, когда менеджер закрывает глаза на косяки разработчика — «мы же друзья». Подобное всегда заканчивается плохо, причем для обоих «друзей».

Забудь про фразу: «Мне так передали, я просто продолжил делать также». Прими ответственность за проект, которым ты занимаешься, и каждый раз, приступая к задаче, спрашивай себя — «Зачем я это делаю?». Ответ на него станет движущей силой в оптимизации процессов.

Диана Распопова

Руководитель проектного офиса 65apps

  1. Не думай, что проджект-менеджмент — это просто. «Буду хорошим тестировщиком, дорасту до проджекта и буду прогерам задачи раздавать. Чего сложного то». Вот только это так не работает. Проджект-менеджмент — серьезная управленческая профессия, которой для начала нужно научиться, а потом постоянно улучшать навыки: планирования, оценки рисков, декомпозиции задач и т. д. Большой ошибкой будет полагать, что PM — легкий вход в IT, который никаких знаний и умений от тебя не потребует. Плохой менеджер угробит даже самые легкие проекты с самыми скилловыми командами. Не будь таким менеджером.
  2. Осознай, что РМ — это не сторонний наблюдатель. Результат работы — это твоя прямая ответственность. Проанализируй информацию — примени управленческое воздействие — получи нужный результат. Если его нет, нужно извлечь данные, проанализировать их, понять, к чему они приводят, и снова применить управленческое воздействие. И так по кругу, пока не добьешься нужного итога. Проджект-менеджеры — не просто наблюдатели процесса, они им рулят. И должны исправлять ситуацию, если что-то работает не так, как должно.
  3. Не заблуждайся, что РМ — это только «про поговорить». Будь душным и скрупулезным. Чем душнее, тем лучше. У нормального PMa очень много работы, связанной с таблицами, документами, отчетами, резюме и прочим. Гораздо больше, чем болтовни. Фиксируй все: изменения, коммуникации, договоренности — чтобы было к чему обратиться, свести данные и понять, куда движется проект.
Виталий Чесноков
Генеральный директор QSOFT
  1. Будь любознательным и интересуйся всем, что происходит вокруг тебя. Услышал незнакомый термин на встрече — запиши его, вернись домой и изучи вопрос. От встречи к встрече ты будешь набираться разных знаний и уже через полгода удивишься, насколько изменится твой кругозор.

  2. Забудь про то, что ты работаешь с заказчиком или с клиентом, прежде ты работаешь с человеком. Когда возникнет конфликтная ситуация, задай себе вопрос — почему для него это важно? Что им движет в конфликте? Это поможет тебе подойти к решению с нестандартной стороны.

  3. Не бойся сложных задач. Посмотри на более опытных коллег — они же как-то их выполняют. Воспринимайте сложности как игру. Если сейчас задача похожа на супер монстра, победи ее: замучай коллег вопросами, попроси у них совет, добейся того, чтобы тебе помогли. Так ты наберешься опыта, а игровая форма прохождения сложных участков придаст тебе максимально много энергии.

Еще больше полезных советов и приемов по управлению проектами – в книге «Настольная книга project-менеджера. Что нужно знать, чтобы управлять IT, digital и другими проектами с учетом российских реалий».

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Алена Ромашкина

Интересно, что почти все рекомендации относятся к софт скилс. Если это такие важные качества, почему так трудно перейти в digital или IT из другой сферы бизнеса при наличии очень многих из перечисленных навыков?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Zavertaylov

Все крутится вокруг двух штук: технических навыков (что б it-котов пасти) и переговорных. В технические навыки люди из других сфер сначала ленятся врубаться. А потом и не врубаются. Ценится не менеджер-прокладка, умеющий форвардить задачи от клиента к прогерам и их ответы – обратно. А въехать, как все устроено, не поверить программистским "это невозможно" и заказчиковским "нам как клиенту, надо именно так". Дурить и ошибаться будут с двух сторон. И всем нужен организатор, который скажет, как надо на самом деле. Если ты не из сферы it — скорее всего не хватит тямы для таких подвигов. Но это не точно. При нужной мотивации их химиков и гуманитариев прекрасные проджекты получаются :)

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Sivkov

Ловите немного душности))

Ошибка в тексте "будь душным и скорпулезным".
Правильно "сКРУпулёзным".

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Mochalov

оу про «мы же друзья» прямо в сердечко...

Ответить
Развернуть ветку
Kayleigh Marie

прямо на больное, да?

Ответить
Развернуть ветку
Эвелина Андреева

Даже если ты интроверт и это не приносит тебе никакого удовольствия, прикидывайся экстравертом- почему бы им не притвориться интровертами и помолчать немного

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда