Наглядное упражнение для команд и отделов: про настойчивость, лидеров и исполнителей

Меня зовут Роман, я основатель и директор «Логомашины». В этой заметке я расскажу о простой игре, которая поможет укрепить командное взаимодействие и наладить коммуникацию с руководителем.

Та самая Логомашинка

Я не большой фанат всяческого тимбилдинга, но когда увидел эту игру на одном тренинге, она произвела на меня впечатление. При всей своей простоте игра очень многогранная — каждый увидит что-то своё. Она показывает ограничения людей, иллюстрирует переход от количественных улучшений к качественным и показывает роль исполнителей и руководителей.

Для этого упражнения нужно от десяти человек. Я организовал её на утренней планерке, когда вся команда в сборе, но ещё толком не проснулась.

Я дал ребятам мягкую игрушку, нашего фирменного персонажа, и попросил передать его всем остальным с одним условием: коснуться Логомашинки должен каждый, но несколько человек одновременно касаться не могут.

Немного потупив, ребята начали перекидывать игрушку друг другу. Роняли, смеялись, ошибались, но в итоге завершили круг. Я назвал время круга — полторы минуты.

Теперь я поставил цель: сделать то же самое за минуту. Все немного ускорились и с первого раза уложились в минуту.

Я поставил новую цель — полминуты. После нескольких неудачных попыток все вопросительно посмотрели на меня — очевидно, что коллективом в 20 человек сделать это за полминуты очень сложно.

Тут нужно бы рассказать про треугольник «тиран — жертва — спасатель», который все сотрудники неосознанно разыгрывают с руководителем, но об этом в другой раз. Короче говоря, я был непреклонен: игрушки должны коснуться все, и не дольше, чем за полминуты.

Тогда началось обсуждение: давайте сядем поближе, давайте передавать игрушку по меньшему кругу, давайте ускоряться. В итоге придумали такой способ: игрушка лежит по центру, а каждый касается ее одной рукой. После небольшой синхронизации ребята выполнили упражнение за 20 секунд.

Тут я поставил новую планку — десять секунд. Сразу получил ответ: «Невозможно». Мой ответ: «Возможно». Ребята начали думать.

В математике существует что-то вроде теоремы о решаемости. Сложную задачу не бросаются решать, пока не докажут, что решение в принципе возможно.

В плане управления людьми слышал любопытную байку. Когда в СССР делали, кажется, спутник, ученые никак не могли решить одну прикладную задачу. Разработка встала в тупик, на что руководство сказало: «Странно, американцы уже прошли этот этап». Узнав, что решение существует, наши ученые довольно быстро догадались до него. А вот американцы — нет.

Чтобы успеть за десять секунд, ребята придумали такое решение: Василий, как самый высокий, скидывает игрушку сверху, а остальные выставляют руки так, чтобы Логомашинка коснулась каждого по отдельности. После десятка бросков и «настройки» рук, был установлен рекорд в пять секунд.

Потом мы расселись на места и обсудили, в чём это мы все поучаствовали.

Какие выводы мы сделали

Я задавал наводящие вопросы, и ребята сделали такие выводы:

  • сначала задача казалась невыполнимой, но при должном упорстве решение нашлось;
  • мы улучшили исходный результат в 18 раз — с полутора минут до пяти секунд;
  • без настойчивости ведущего, все бы решили, что предел на уровне 30-40 секунд;
  • у каждого метода решения задачи был предел — чтобы выполнить новый план, недостаточно просто ускориться, нужен более совершенный метод;
  • новый метод выполнения задачи придумывал «лидер», который смотрел на картину со стороны и организовал процесс по-новому;
  • лидеров было несколько, большинство игроков старались быть хорошими исполнителями;
  • каждый раз мы попадали очень близко к новой планке — мы подбирали такой метод и действовали с такой скоростью, чтобы успеть;
  • когда планка была в районе минуты, никто не думал, как выполнить задачу намного быстрее;
  • когда цели нет, задача выполняется одним из самых неэффективных способов.

Как провести такую игру

  • Посадите кругом 10-20 человек — если ваша команда маленькая, добавьте людей по вкусу;
  • скажите, что сейчас будет интересно;
  • дайте мяч или игрушку с условием — касается каждый, но не одновременно, незаметно засеките время;
  • огласите время круга и попросите ускориться;
  • когда дойдёте до предела ускорения, настаивайте, что можно коснуться предмета еще быстрее;
  • запоминайте «лидеров», которые организуют процесс;
  • запоминайте сотрудников, которые умоляют вас сжалиться — скорее всего, это их стратегия и в обычной работе.

Когда задача будет выполнена за секунды, задайте вопросы:

  • что вы заметили?
  • насколько мы повысили эффективность?
  • почему мы сразу не действовали оптимально?
  • какие решения и действия были самыми важными?
  • как мы перешли от передачи по кругу к другим способам?

В таком обсуждении вы поговорите об ограничениях людей, и возможно, найдёте параллели с текущей работой. Команда обратит внимание на роль исполнителей и руководителей в достижении результата.

Исполнители дают количественные изменения — передают игрушку быстро, внимательно относятся к своим обязанностям, стараются не тупить. Лидеры дают качественные изменения — придумывают более эффективные способы. И, конечно, нужно упорство, чтобы не остановиться на посредственном результате.

Надеюсь, это упражнение пройдёт у вас так же гладко и вы ещё не раз припомните сотрудникам: «А помнишь, ты говорил, что быстрее минуты игрушку не передать?». Если вы, как и я, хотите прокачаться в управлении людьми и собой, подписывайтесь на мой канал в Telegram.

Успехов в управлении командой!

0
52 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Не очень понял

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Max Pashkov

А кто говорил, что удаленка это хорошо?)

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда