Почему время — деньги? Или трудовые отношения глазами менеджера по продукту

Миллионы обычных людей по всему миру состоят в трудовых отношениях со своими работодателями, и, как принято считать, продают свое время работодателю в обмен на заработную плату.

В закладки

Кто-то скажет – «Тоже мне тайна!», и будет совершенно прав, ведь люди в массе своей хотят обеспечить себе и своим близким наиболее комфортные условия жизни. И что бы иметь такую возможность большинство выбирают самый простой для этого путь – становятся наемными работниками.

В классическом понимании, работодатель, при поиске нового работника, определяет для себя квалификацию и другие качества будущего работника и выбирает на рынке труда наиболее подходящего кандидата, с которым он договаривается об условиях будущих трудовых отношений – объему, срокам и условиям работы, рабочему режиму, графику работы, прочим условиям и, самое главное, об уровне заработной платы.

Если работодателя устраивает конкретный кандидат и его квалификация, а кандидата устраивают все условия, то между ними заключается трудовой договор и с момента его заключения кандидат становится наемным работником и, соответственно, между ним и работодателем возникают трудовые отношения.

Далее всё как у всех – работник работает и получает зарплату – денежные средства, выплачиваемые ему работодателем за выполненную работу. Работает хорошо – получает премию, работает плохо – премию не получает, а если работает совсем плохо работодатель его увольняет и начинает поиск нового работника, ну или сначала находит нового, а потом увольняет старого.

«Классика! И при том, всем и давно известная! – воскликнет (или подумает) знакомый с продуктовым менеджментом читатель. – И при чем тут собственно Продакт и вообще, куда и к чему здесь применять продуктовый менеджмент?»

Да, все верно. В общепринятом понимании работник продает свое время работодателю за деньги. Продавец – работник, соответственно, продукт – время.

«К работнику приставить Продакта, что бы тот менеджировал продукт работника – его рабочее время? Оптимизировал и улучшал его, для наибольшего соответствия запросам работодателя и улучшения продаж этого времени? Это уже будет не Продакт, а продюсер! А работник, соответственно, будет звездой телеэкрана с миллионными гонорарами! Иначе где ему денег взять на собственного Продакта вернее продюсера? Мы тут про звезд телешоу будем разговор вести или как?» – спросит все тот же знакомый с темой читатель.

Такому «в теме» читателю отвечу – Нет, речь мы будем вести об обычных людях, которые являются обычными наемными работниками, и работают на обычной работе.

А для тех, кто не «в теме» немного проясню, что такое продуктовый менеджмент и кто такой Продакт или Product Manager.

Продуктовый менеджмент – это деятельность, направленная на разработку нового или преобразование существующего продукта и приведения его в максимально возможное соответствие с потребностями покупателей с целью получения максимальной прибыли от продажи этого продукта.

Соответственно Менеджер по продукту или Product Manager или Продакт – человек, отвечающий за создание новых продуктов или продвижение существующих, анализ рынка, ассортиментную политику, ценообразование, планирование KPI, формирование требований к продукту, определение назначения продукта, с целью получения максимальной прибыли владельцем продукта путем приведения продукта в состояние наибольшего соответствия потребностям покупателей этих продуктов.

Путано и громоздко. А если короче, то Продакт – посредник между бизнесом и клиентом. Изучает потребности клиентов и так организовывает бизнес, чтобы и потребности клиентов удовлетворить и прибыль бизнесу увеличить. А продуктовый менеджмент – это все то, чем занимается Продакт.

Ну вот, теперь все читатели «в теме» и задаются вопросом: «А дальше то что?». А дальше давайте разберемся, что такое товарно-денежные отношения: что есть товар, покупка и продажа товара, деньги, и как они между собой взаимосвязаны.

Итак, проведя небольшое исследование, находим определение в Википедии:

«Де́ньги – всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться».

То есть, чтобы что-то КУПИТЬ нужно деньги обменять на это что-то, а чтобы получить деньги – нужно что ни-будь ПРОДАТЬ, то есть обменять это что ни-будь на деньги.

Собственно эти покупаемое «что-то» и продаваемое «что ни-будь» и есть Товар, то есть, то, что продается и покупается за деньги. Соответственно, Покупка это обмен денег на товар, а Продажа – обмен товара на деньги. Ну и собственно товарно-денежные отношения, как их толкует Большая советская энциклопедия, это общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства и реализации Товаров.

Тут, я думаю, каких то особых разъяснений не требуется – всё и всем и так понятно. Едем дальше, углубляем понимание.

Давайте посмотрим на процессы «Покупка» и «Продажа» с точки зрения математики.

Допустим наш сосед, пенсионер дядя Вася, строит у себя на кухне в свободное от отдыха время, например, резные скамейки, а затем, в свободное от строительства и отдыха время, продает их на ближайшем рынке. На вырученные деньги дядя Вася покупает на том же рынке хлеб, который печет и продает тётя Клава, приезжающая из ближайшей деревни. Допустим, что 1 скамейку дядя Вася продает за 500 рублей, и выступает при этом продавцом. А Хлеб он покупает у тёти Клавы за 50 рублей (деревенский хлеб дороже чем обычный) и при этом выступает покупателем, а тетя Клава, соответственно выступает продавцом.

Таким образом имеем схему: Товар –> деньги –> Товар

Если цена 1 Скамейки – 500 рублей, а цена 1 Хлеба – 50 рублей, то продав 1 скамейку дядя Вася сможет купить 1 Хлеб 10 раз или 2 Хлеба 5 раз или… 10 Хлебов 1 раз, потому что, вспоминаем школьную математику:

цена Скамейки / цена Хлеба = 500 руб. / 50 руб. = 10

Давайте представим, что т.Клаве понравилась резная скамейка, которые продает д.Вася и она захотела купить себе одну из них. Чтобы это сделать т.Клава должна кому-то продать 10 Хлебов и получить за это 500 рублей, которые она и отдаст д.Васе за скамейку. В этом случае т.Клава будет выступать покупателем, а д.Вася, как не трудно догадаться, продавцом. А дальше, как мы уже поняли, д.Вася за эти деньги будет покупать Хлеб у т.Клавы по 50 рублей в течении 10 дней. Круг замкнулся.

Не трудно догадаться, что т.Клава вполне может договориться с д.Васей, что в обмен на 1 скамейку она будет давать ему Хлеб в течении 10 дней, то есть исходя из первого уравнения:

1 х Скамейка = 10 х Хлебов

Эта схема называется Обмен, и не смотря на то, что деньги как таковые в ней не участвуют, но являются её неотъемлемой частью, т.к. выступают мерой стоимости товаров, то есть позволяют понять сколько Хлеба менять на Скамейку.

При обмене и т.Клава и д.Вася выступают одновременно и продавцами и покупателями, то есть т.Клава продавец Хлеба и покупатель Скамейки, а д.Вася продавец Скамейки и покупатель Хлеба.

Или другими словами: д.Вася покупает у т.Клавы Хлеб за Скамейку или продает т.Клаве Скамейку за Хлеб. В свою очередь т.Клава покупает у д.Васи Скамейку за Хлеб или продает д.Васе Хлеб за скамейку.

То есть, при обмене продажа и покупка совершенно идентичны. Запомним эту простую мысль – дальше она нам пригодится.

Едем дальше.

Ни для кого не секрет, что деньги сами по себе тоже могут являться товаром, например, когда кто-то берет кредит, он берет сразу большую сумму, а потом отдает этот долг частями и с процентами, то есть покупает деньги у банка, а расплачивается за это процентами, или покупает деньги за деньги. Немного сложно для понимания, но, тем не менее, стоит немного подумать и это становится очевидным. Возможно, будет проще для понимания если вспомнить, что когда-то деньги делали из золота, а золото – это металл, который продается и покупается, то есть тоже является Товаром.

Вопрос о том, как деньги из золота превратились в бумагу и почему или вернее сказать зачем, предлагаю изучить самостоятельно там же в Википедии.

Вот мы, наконец, и добрались до сути.

Итак, если Деньги – это товар, то Покупка это обмен денег на товар, а Продажа, соответственно, обмен товара на деньги.

Как мы уже говорили выше, при трудовых отношениях, в общепринятом понимании, работник продает свое время работодателю за деньги. Продавец – работник, продукт – время.

Если деньги – товар, то работник меняет один товар (свое время) на другой товар (деньги). Вспоминая, что при обмене продажа и покупка равнозначны, а продавец одновременно является покупателем и наоборот, то, говоря языком математики, вполне возможно сделать замену системы координат. Получится достаточно парадоксальное, но очень интересное умозаключение:

Работодатель ПРОДАЕТ работнику ДЕНЬГИ за ВРЕМЯ

То есть в этой системе координат – товаром выступают деньги, а средством платежа – рабочее время.

Кто-то скажет: «Это полный маразм» или еще чего покрепче. Таких читателей попрошу еще раз вернуться к саге о д.Васе и т.Клаве выше по тексту.

Итак, что же мы имеем.

А имеем мы следующее: время каждого человека – ресурс конечный. Купить или приобрести каким-то другим образом этот ресурс, сверх того что отмеряно природой не возможно. Бессмертия человеку достичь пока не удалось, то есть время само по себе для человека ресурс бесценный, а посему вполне может выступать как мера денег, покупаемых за это время.

Это достаточно необычно и сразу в голове не укладывается, поэтому давайте слово «деньги» заменим словом «зарплата» – так проще будет воспринимать дальнейшее изложение.

Получаем что:

Работодатель продает работнику зарплату за время, или

Работник покупает у работодателя зарплату, расплачиваясь временем.

В этой системе координат каждый работодатель является продавцом по отношению к работнику. Соответственно, работодатели конкурируют между собой за время работников.

Собственно вот мы и нашли продукт, который нужно улучшать и оптимизировать для его наибольшего соответствия потребностям покупателя и, соответственно улучшения его продаж.

Что же можно улучшить? Очевидно характеристики товара, но какие?

Давайте посмотрим, как изменяется стоимость фиксированной зарплаты выраженная во времени, если работник не успевает выполнить всю порученную ему работу за рабочее время и вынужден задержаться и работать сверхурочно.

Согласно законодательства, (ТК РФ Статья 152) сверхурочная работа, то есть за пределами рабочего времени, должна оплачиваться в повышенном размере – первые 2 часа в 1,5 кратном размере, а последующее время – в 2-х кратном размере. Тогда если принять цену 1 часа за А, то по ТК РФ зарплата должна составлять:

  • за 8 часов = 8*А или 1А в час;
  • за 9 часов (8+1 час переработки) = 8А+1,5А=9,5А или 1,06А в час в среднем;
  • за 10 часов (8+2 часа переработки) = 8А+2*1,5А=11А или 1,1А в час в среднем;
  • - за 11 часов (8+3 часа переработки) = 8А+2*1,5А +1*2А=13А или 1,18А в час в среднем;
  • за 12 часов (8+4 часа переработки) = 8А+2*1,5А+2*2А=15А или 1,25А в час в среднем;
  • за 13 часов (8+5 часов переработки) = 8А+2*1,5А+3*2А=17А или 1,31А в час в среднем;
  • и так далее – каждый последующий час дороже предыдущего.

Если заработная плата при этом не изменяется (работодатель платит только за 8 часов), то стоимость зарплаты, выраженная во времени работника начинает соответственно дорожать, то есть деньги достаются работнику дороже с каждым часом его работы.

Из этого графика также понятно, что если работа выполняется за меньшее время (есть свободное время в течение рабочего дня), то деньги достаются работнику тем дешевле, чем меньше затрачивается времени. Поэтому стоимость зарплаты, выраженная во времени работника начинает дешеветь, что работнику естественно выгоднее – он выполняет меньше работы и, соответственно, тратит меньше времени за ту же зарплату.

С точки зрения работодателя, конечно же, выгоднее получать больше работы, а в нашем случае затрат времени работника, за ту же зарплату, но, поскольку при этом растет стоимость зарплаты, выраженная во времени работника, работник, как покупатель этого товара, или начинает увеличивать сроки на выполнение увеличенного объема работы, перенося его на следующий рабочий день (снижает стоимость работы), или голосует ногами – увольняется и находит работодателя с более дешёвым товаром.

Когда уходит высококвалифицированный работник, работодатель зачастую теряет существенно больше, чем просто работника. Обучение нового сотрудника до уровня знаний и опыта предыдущего могут быть на столько затратными и по деньгам и по времени, что работодатель может начать терпеть убытки, порой существенные.

Думаю многим уже понятно, что продукт продаваемый работодателем работнику можно и нужно улучшать и оптимизировать. Вот тут то и открывается широкое поле деятельности для Продакта.

А как же улучшать и оптимизировать этот продукт? Для этого сначала нужно выявить его недостатки, а затем работать с ними, приводя продукт в большее соответствие потребностям покупателя (работника), таким образом, что бы максимизировать прибыль работодателя (продавца).

Приведу несколько примеров.

Конечно же, каждый работодатель стремится так построить рабочий процесс, чтобы не удешевлять свой товар (зарплату) ниже его рыночной стоимости и, соответственно, не нести повышенных издержек, но при этом многие работодатели совершенно не придают значения тому, что излишняя загруженность работника делает его зарплату, выраженную в затратах времени работника, дороже рыночной стоимости.

Многие работодатели, в особенности крупные компании, в погоне за так называемой «прозрачностью бизнеса», постоянно усложняют бизнес-процессы, вводят все новые и новые условия и ограничения при выполнении тех или иных управленческих процессов, и, соответственно, нагружают собственных сотрудников подчас лишней и, в большинстве, своем ни кому не нужной работой, в том числе подготовкой всякого рода документов, согласований, отчетностью и т.п., при этом заработная плата, само собой, остается на прежнем уровне.

Между тем, рост вычислительных мощностей компьютерной техники позволяет автоматизировать большинство таких процессов, снизить нагрузку на работников, и тем самым, увеличить привлекательность своего товара (заработной платы) на рынке труда.

Еще один, на мой взгляд, пагубный стиль руководства – создавать нервозную обстановку в коллективе. Например, постоянно ставить всё новые и новые задачи со сроком исполнения «вчера», тем самым загружая сотрудников и не давая им возможности качественно выполнять свои прямые обязанности, за что далее, обычно, следуют различного рода взыскания – лишения премий, дисциплинарные наказания, и прочие «радости».

Таким образом, сотрудники намеренно или не намеренно ставятся в позицию вечно виноватых, что также приводит к удорожанию их заработной платы, но в этом случае стоимость зарплаты уже видимо нужно выражать в количестве нервной энергии, если конечно кто-нибудь сумеет придумать для этого какую-то измеримую величину.

Все это приводит к профессиональному выгоранию сотрудников, снижению их работоспособности и, в целом, к нежеланию тратить свое время на такого работодателя и его заработную плату.

Есть здесь работа для продакта? Конечно же есть. В данном случае снизить, а в идеале исключить напряженность и нервозность в коллективе его прямая задача. Счастливый работник – хороший работник.

С другой стороны, выявить и догрузить работой простаивающих без дела сотрудников, получающих за это заработную плату, тоже не тривиальная задача.

Наличие такого "постоянно отдыхающего" сотрудника в достаточно нагруженном работой коллективе расхолаживает работающих рядом с ним - "Ему же можно, значит и мне можно". Снижается общая мотивацию всего коллектива к продуктивной работе, что соответственно приводит к снижению эффективности всего предприятия.

И здесь также пригодятся знания и опыт Продакта, ведь его работа не только оптимизировать продукт для лучшего удовлетворения потребностей потребителя, но и увеличить при этом прибыль бизнеса.

Вот такой интересный продукт эта «заработная плата», и улучшением его нужно и важно заниматься каждому работодателю, ведь фраза одного из вождей, давно уже не существующего Советского союза, И.В.Сталина «Кадры решают все», произнесенная им еще в 1935 году, собственно как и сама речь, в которой она прозвучала, до сих пор актуальны.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Глотов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 2, "favorites": 46, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 63044, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 31 Mar 2019 23:07:06 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 63044, "author_id": 277114, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/63044\/get","add":"\/comments\/63044\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/63044"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Водыы, больше воды.

Ответить
0

Не ужели недостаточно? )))

Ответить
1

Что за хрень я сейчас прочитал?
Горшочек, не вари

Ответить
0

Главное, что должен понять тот, кто дочитал до конца, это вы все равно стоите больше и вам не доплачивают!

Ответить
0

К сожалению, очень часто это действительно так.

Ответить
0

«как сделать кетчунез из земли и листьев»
без регистрации и смс

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }