«Офис приучает к плохому менеджменту»: Глеб Кудрявцев об управлении распределённой командой

В 6nomads мы помогаем ИТ-талантам устраиваться на удалённую работу в лучшие отечественные и зарубежные проекты, а компаниям находить и привлекать эти таланты. Мы запустили цикл интервью с руководителями о найме и управлении распределенными командами, за которыми, мы уверены, будущее.

Первое интервью с СТО Scentbird Андреем Ребровым «Переехать из Москвы в Нью-Йорк, чтобы разливать духи, и ни разу не пожалеть» — об успешном опыте построения распределенной команды.

Три других:

В новом интервью Глеб Кудрявцев, руководитель продукта в Skyeng, рассказал, почему именно удалённая работа куёт хороших менеджеров, почему в чате нельзя решать вопросы и что такое самоходность — главное качество для любого сотрудника Skyeng.

Давай пройдемся по самым ключевым точкам менеджмента в условиях удалённой работы. Расскажи, как у вас в Skyeng проходит онбординг новичков-удалёнщиков?

Когда удалённый сотрудник выходит на работу, схема «как-нибудь сам разберётся» не прокатит. Первую неделю-две нужно довольно плотно им заниматься: уделять по часу в день или раз в два дня, непрерывно давать информацию по проекту, рассказывать, что где, что ему нужно делать. Важно, чтобы руководитель сумел выделить на это время.

Дальше зависит от размера компании. Мы приблизились к тому варианту, когда есть большие устоявшиеся бизнес-процессы и их тяжело рассказывать каждому новому сотруднику заново: мол, есть отдел продаж, такой отдел, сякой отдел, у них такие-то руководители.

Потому сейчас мы разрабатываем систему внутреннего обучения с экзаменом. То есть когда человек приходит в команду, он должен прочитать пакет инструкций с базовым набором знаний любого сотрудника, его при этом консультируют HR, затем он переходит к непосредственному руководителю, который накачивает его уже специальной информацией.

Это всё касается технической стороны, а что насчёт знакомства с командой, адаптации нового сотрудника в ней?

Как только человек поступает в команду, он пишет текст о себе, публикует его в соответствующем канале в Slack, так с ними знакомятся. Затем он появляется на регулярных встречах (во многих командах это ежедневные стендапы). Ничего дополнительного для сплочения не делается: человек на удалёнке должен быть готов к этому.

Сплочение происходит в процессе, в течение полугода-года. Когда сотрудник уже увидел коллег очно, общение переходит в плоскость невиртуального, даже если продолжаешь общаться в онлайне, воспринимаешь ребят из чата живыми. До этих пор все манипуляции по сплочению — довольно бессмысленная история. Ну а что, пить пиво по видеосвязи?

Мы, конечно, только рады, если сотрудник приедет в офис, познакомится. Но для нас важнее работа, а уже потом сплочение.

Кстати, у вас ведь есть офис. В какой момент он появился? Наличие офиса не добавляет сложностей, ведь в таком случае команда получается смешанной?

У нас всегда были небольшой офис и команда удалёнщиков. Растёт офис медленнее, чем удалённая команда, его гораздо тяжелее масштабировать. Потому между офисом и удалёнщиками сохраняется соотношение примерно 1 к 10, но компания растёт, и офис уже довольно большой.

По моему искреннему мнению, большая офисная команда не нужна. Офис добавляет сложностей, вредит процессам. В офисе есть кажущаяся лёгкость взаимодействия, но на самом деле у всех плотное расписание и вклиниться в него без предварительной запланированной встречи практически невозможно.

Поэтому лично мне абсолютно все равно, находится человек в офисе или в другой стране: я приезжаю в офис и точно так же с трудом могу кого-то поймать, как если бы сидел на удалёнке и переписывался в Slack.

Я часто слышу: «Нужно иметь возможность подойти к человеку, поговорить с ним». Когда ты на удалёнке и сотрудники твои в чате — это тоже самое, что подойти и поговорить, если в команде сформирована культура отвечать на сообщения.

В офисах есть ещё одна беда, из-за которой я как раз такой их противник. Офис приучает к плохому менеджменту: сотрудник ходит на работу, сидит в офисе, что-то делает, и невозможно понять, имитирует он деятельность или работает.

Руководителям обычно интуитивно кажется, раз ходит в офис — всё окей. А вот к сотруднику на удалёнке требования гораздо жестче, потому что руководитель не может контролировать такого специалиста по принципу «ходит-не ходит».

Но некоторые всё же прибегают к новомодным изощрённым инструментам контроля.

Все истории про запись экрана — это детский сад, в масштабе они не работают, и нормальные сотрудники на такое, как правило, не соглашаются.

У руководителя два варианта: либо верить (а людям вообще нельзя верить, то есть некоторым можно, но стоит проверять периодически), либо грамотно управлять — ставить цели, проверять их достижение. Что там сотрудник делает в своё свободное время, если цели достигаются — какая разница. Ходит ли он днём гулять с собакой или устраивает тихий час не имеет значения, если он выполняет поставленные цели.

Постановка целей — задача руководителя, и работа эта довольно сложная, но только с её помощью возможен регулярный менеджмент. Офис прощает плохой менеджмент, а удалёнка — нет. Именно поэтому я считаю: удалёнка лучше, она выпрямляет руки. Ты не можешь быть плохим менеджером и работать с сотрудниками на удалёнке: тебе придется стать хорошим, или у тебя будут плохие результаты.

Если ты плохой менеджер, веришь на слово, тебя обманывают, результатов нет, то посади твоих сотрудников в офис — что изменится? Ничего. Когда доходит до вопроса: «Что ты сделал?», такие менеджеры разводят руками и начинают стенания в духе: «Ну, у меня сотрудники балбесы. Что я могу поделать?»

Я очень четко вижу эту проблему: в офисе люди обеспокоены созданием видимости работы вместо реальной работы.

Что же тогда заставило вас прибегнуть к офису?

Не все разделяют мою точку зрения. У нас есть люди, которым офис важен, это вопрос их личного комфорта, предпочтений, но я имею право на иное мнение :)

То есть наличие офиса скорее прихоть, чем необходимость?

Это как посмотреть. Раз для них это работает, компания растёт — почему нет. Возможно, я в своих рассуждениях в чём-то неправ. Простой пример: приходят инвесторы, хотят увидеть офис, они любят всё пощупать руками. Может, в этом случае офис имеет важное значение, а я просто с этим не сталкиваюсь.

Бывают ситуации, когда офис интересен, я не исключаю. Например, для маленькой команды, которая очень сплочённо пилит очень конкретный продукт. В офисе в определённых условиях можно достичь высокой эффективности работы, но не для 100 человек в опенспейсе. Это вариант для маленькой команды из семи человек в одной комнате, которая делает ровно одно дело. Вот тогда офис более-менее оправдан и даже может показывать лучшую производительность.

Но у офиса нет тотального превосходства, и с его ростом обычно начинается ухудшение всего. Невозможно найти переговорку, например. Я не знаю ни одного офиса, где бы не было этой проблемы. Мы в Skyeng выстроены вокруг удалёнщиков, у нас потребность в гигантском количестве переговорок, потому заранее специально сделали очень много маленьких комнат на пару человек. И всё равно их не хватает, постоянно все заняты.

Как и с какой периодичностью вы устраиваете мозговые штурмы в условиях распределённой команды?

Раз в полгода мы собираемся офлайн и устраиваем брэйнсторм, правильнее сказать, стратегическую сессию. Но важнее то, что происходит между большими штурмами, когда ты просто пишешь кому-нибудь: «Давай подумаем над вот этой идеей», и вы ныряете в Zoom.

В этом случае вы просто шарите экран, рисуете схемы в Figma, например, или в любой другой «рисовалке». Это ровно то же самое, как если бы вы оба стояли у доски. Можно вместо экрана расшарить один документ в Figma и рисовать в нём вместе.

У нас часто бывает открыта таблица или документ, и мы вместе его редактируем, проходимся по абзацам, кто-то что-то добавляет — в этом процессе могут спокойно участвовать не только два, но и пять, и десять человек.

Проблем со штурмами на удалёнке нет: когда нужно принять конкретное решение, эти решения принимаются. Недостаток в сравнении с маркерной доской только разве в том, что нужно научиться пользоваться этими инструментами.

Маркерная доска чем хороша: поставь любого человека, он возьмёт маркер и что-нибудь нарисует. А чтобы провести качественный мозговой штурм удалённо, нужно научиться хотя бы парочке инструментов и сотрудникам тоже.

Подойдёт любое средство прототипирования, и, если вы уже наловчились, никаких проблем не возникнет. Это несложно, главное — смотреть на одно и то же (экран или документ), а не просто говорить, это критически важно в удалённом штурме. Когда вы просто смотрите друг на друга, качество ваших решений будет сильно ниже, чем если вы смотрите на документ или схему.

Команда решила встретиться и вместе поработать две недели в Турции

Есть что-то специфическое в планировании спринта на удалёнке?

Нет, никаких особенностей. Спринт — это обычно табличка с задачами. Как это происходит в офисе: команда собирается на планирование спринта в переговорке, руководитель либо что-то напланировал сам и принёс на обсуждение, либо приносит ноутбук, и все пытаются участвовать в построении спринта.

Вариант «руководитель с ноутбуком»: никто достаточно не погружен в контекст. Вариант «все с ноутбуками»: все равно что сидеть по разным комнатам. У всех открыт один и тот же трекер (допустим, Jira), они все видят одни и те же задачи, так в чем проблема, созвониться, а не сидеть плечом к плечу? Ни в чем.

Считается, что правильная коммуникация — самое больное место удалённой работы. Поначалу трудно в переписке считывать интонацию, эмоции, легко на этой почве повздорить, обидеть кого-то. Вы с этим сталкивались?

В Skyeng предпочтение отдаётся скорее устным коммуникациям, нежели письменным. Чат прекрасен ровно до тех пор, пока там не начинают пытаться решать сложные вопросы, он не для этого.

Чат — слишком медленный канал информации, в нём тяжело исправлять ошибки на лету. Если в разговоре я что-то не то сказал и оно тебя смутило, это сразу отразится хотя бы в мимике, ты тут же переспросишь, и мы быстро выясним в чём дело.

А в чате в случае трений мы можем понаписать холивара на 50 сообщений, поругаться по пути и всё такое. Потому у нас есть негласное правило, если вопрос в чате разрастается на 20 сообщений и больше, заинтересованные просто созваниваются.

Коммуникация в Skyeng — по умолчанию созвон, а не чат. Чат для информационного вброса, короткого сообщения, короткого обсуждения. Если оно сложное, эмоциональное, может задеть кого-то — ты никогда не пишешь об этом в чат, а назначаешь разговор, где и можешь выразить все свои эмоции, высказать недовольство.

Если ты слишком эмоционально что-то пишешь в чате, то легко можешь обидеть человека. Такие коммуникации вредные, токсичные, мы их не допускаем. Но это не то чтобы сложность, а, скорее, культура правильной удалённой коммуникации с преобладающим устным общением.

Часто слышу от коллег, что удалёнка — это трудно, потому что в чате невозможно что-то решить, приходится переписываться по почте. Но это и говорит о том, что в чате просто решаются не те вопросы, там вообще их не нужно решать, чат — это только клей, а вопросы нужно решать на созвоне.

СТО в интервью с нами часто упоминали, что в условиях набора удаленной команды критически важную роль играет навык письма, на который они обращают внимание. У вас это уходит на второй план, если вы в работе не придаёте ключевое значение письменным каналам коммуникации?

Формулировать мысли нужно уметь обязательно, это не зависит от того, удалённый ты сотрудник или нет. Приносишь ты, скажем, документ, а там все плохо сформулировано, ничего не понятно. Какая разница, происходит это на удалёнке или в офисе? Есть ещё грамотность, которая лично для меня не важна. А формулирование мыслей — это универсальное качество, нужное любому сотруднику.

Расскажи поподробнее, как у вас организована коммуникация и регулярные стендапы, митинги и прочее?

У нас следующие коммуникационные слои: во-первых, чат компании, который склеивает всех людей; во-вторых, несколько вариантов созвонов (Slack, Hangout, Zoom, Skype и даже Facebook), потому что для них критически важна хорошая связь (если какие-то проблемы в одном, то мы тут же за минуту перемещаемся в другой). Голосом мы решаем большую часть вопросов, один на один или группой.

Во многих командах есть ежедневные встречи, они же стендапы — это 15 минут или полчаса каждое утро, чтобы рассказать, кто что сделал, что будет делать, чтобы раскачаться на работу; одним словом — планёрка. Перед её началом к каждому в чате приходит специальный бот со списком вопросов к этой планёрке, на который необходимо ответить. Так каждый приходит уже подготовленным.

На самом деле отличий от офлайна здесь мало, разве что в лучшую сторону. Потому что в офис на планерку часто приходят без подготовки, просто чтобы там присутствовать, от балды.

В дополнение к командным коммуникациям и встречам вы наверняка общаетесь с сотрудниками индивидуально, верно? Как часто это необходимо делать? И необходимо ли?

Я очень пропагандирую встречи с сотрудниками один на один. Я считаю, что руководитель со всеми своими подчиненными должен встречаться раз в неделю, говорить про планы, рабочие моменты, а иногда и про личное. Если он этого не делает, вряд ли он сильный руководитель.

В этом тоже преимущество удалёнки над офисом: в офисе все так мельтешат, что кажется, будто ты со всеми общаешься, но если задуматься, то окажется, что руководитель не общался с сотрудником уже месяц, а то и больше. А всё из-за иллюзии доступности.

При удалёнке нет никаких иллюзий, еженедельные встречи — это необходимость, и я считаю их очень эффективной практикой менеджмента. Это очередной пример того, как удалёнка выпрямляет руки. Помимо того, что ты должен ставить чёткие задачи, выстраивать контроль по метрикам, ты, нравится тебе или нет, вынужден ещё каждую неделю общаться с сотрудниками, чтобы решать их вопросы.

Я припоминаю свои работы в чистом офлайне до Skyeng, руководители чаще всего мало общались со мной лично. И я сам не знал, что это нужно. Собрать десять человек — это пожалуйста, а отдельно спросить меня про результаты и планы — нет, это остается на сознательность самого сотрудника. Я считаю это неправильным.

Цель такого индивидуального общения — это, скорее, отслеживание результатов, чтобы быстро понимать, кто ленится и отлынивает, быть в курсе процессов каждого члена команды, или для поддержания синхронности команды, ощущения общего дела, чтобы сотрудники не чувствовали себя одинокими и забытыми, работая сами по себе?

И для того и для другого. Сотрудникам не обязательно, чтобы их подробно распрашивали о семье и собаке. Любой профессионал чувствует себя человеком, когда с ним достаточно регулярно общаются по его работе. Но проблема в том, что даже об этом с ним зачастую никто не говорит. Мол, выдали тебе кусок работы, приходи через месяц со сделанным. А кто так сможет работать? Никто, абсолютно.

Если ты хочешь получить от удалённого сотрудника результат, нельзя просто дать фронт работ и отпустить в свободное плавание — так не работает. Миллионы фрилансеров это доказали. Либо ты разъясняешь задачу, мониторишь, каждую неделю общаешься, либо схема не сработает.

Это в том числе ответ на частое опасение: «А что делать, если сотрудник пропадает?» Сотрудник не может пропасть в такой системе. Если я такой дурак, отдал задачу и не контролирую её пару месяцев, а потом выясняется, что что-то там не так, то это я не умею работать.

Если сотрудник не пришел на недельную встречу — это суперкосяк, пропадать нельзя. Мы такое прощаем только один раз. Нет ни одной ситуации, чтобы не появиться на созвоне, кроме как если ты оказался в Африке без интернета и тебя чуть не съели зебры. Но это, согласитесь, редкая ситуация, и сотрудник в таком случае заранее говорит, что будет в Африке.

Нет ситуации, оправдывающей пропадание, всегда можно позвонить, написать в чате, найти минуту, даже если у тебя пожар. Моя задача отсеять таких неблагонадежных на как можно более раннем этапе.

А как таких определить на ранней стадии? Какие есть тригеры?

Не выходит на связь в оговорённое время. На удалёнке ты не можешь позволить себе это. Либо ты умеешь работать с календарем и появляться на назначенных встречах, либо ты не работаешь на удалёнке.

Одно дело забыл, а если тебя ещё не достать в чате и по телефону, то для нового сотрудника достаточно одного такого раза, чтобы мы прекратили с ним работать. Для старичка — пары раз.

А на этапе собеседования возможно предсказать такое поведение, чтобы потом не испытывать неприятности?

Я редко сталкивался с таким поведением штатных сотрудников. В чём проблема пропадания у фрилансеров? В том, что обычно это непрофессионалы, которые работают за копейки. Тяжело от такой категории людей ожидать ответственного отношения к работе.

Типичный заказ для фрилансера — сайт за 3 тысячи рублей. Нормальный php-разработчик получает 150 тысяч рублей в месяц. Вопрос: интересно ли ему делать сайт за 3 тысячи рублей? Ответ очевиден. Соответственно те, кто этим занимаются, по той или иной причине не смогли найти себе нормальную работу.

Фриланс — это история либо для джуниоров, либо для откровенных мошенников, либо для тех, кто делает стандартную, очень узко очерченную работу на потоке. Удалённая работа и фриланс — это совсем разные вещи.

Если профессионал может хорошо продать себя на рынке, то с ними и не бывает историй про «пообещал и исчез». Бывает только, что вы договорились о работе, а он получил более выгодный оффер. Потому в Skyeng и не бывает случаев пропадания со всех радаров. А когда я работал с фрилансерами — так делал каждый второй.

Да, опасения людей перед удалённой работой, как правило, связаны с репутацией фрилансеров. Мы регулярно сталкиваемся с этим заблуждением.

Когда я сам не работал удаленно, я не верил в эту идею как раз из-за опыта работы с фрилансерами. Потому так важно понимать разницу между фрилансерами и штатными сотрудниками, чтобы не погрязнуть в стереотипных представлениях.

Удалённый сотрудник в штате садится за компьютер и восемь часов работает на твою компанию. У нас, например, есть часы присутствия на работе с 11 до 15 часов по Москве, независимо от твоего графика ты должен быть в чате и доступен. Если ты никого не предупредил и не выходишь на связь — это очень странное поведение, к которому быстро появятся вопросы. Но так люди обычно и не поступают, потому что всё объясняется ещё при приеме на работу.

Вы тоже придерживаетесь правила перекрытия по времени на четыре общих часа?

Да. Это важный нюанс — компания должна жить в определённом временном промежутке, невозможно организовать удалённую работу, если сотрудник в США и не готов подстраиваться под московское время.

Нам хватает пересечения на четыре часа между всеми сотрудниками, потому что есть ребята из Сибири (там как раз отличие на четыре часа). Можно условиться на шесть совместных часов, но мы не жестим.

Должно быть время работы компании, когда 90% сотрудников онлайн. Если по таймзонам тяжело синхронизироваться, то процессы не будут настолько же продуктивны. Поэтому важно сразу обговорить требование — работать эти четыре часа по Москве, где бы вы ни были.

Как в Skyeng c текучкой? Судя по нашим предыдущим интервью, в условиях грамотно организованной удалённой работы, эта проблема практически полностью решается.

Текучка у нас наблюдается в Москве: подвержены ей и удалёнщики, и офисные сотрудники на любых должностях, потому что в Москве много хороших предложений и их переманивают. Вне Москвы от нас не уходят, в регионах текучка близка к нулю.

Это ещё и потому что в регионах вы платите рыночную зарплату, не экономите на специалистах?

Платим либо московскую зарплату, либо близкую к московской. Для сотрудников это очень выгодно, на месте они точно больше не найдут. Разве что в аутсорсе, но это уже другая специфика.

Сотрудников мы привлекаем комплексом: и продукт интересный, и зарплата высокая. Удалёнка в Skyeng началась с поиска разработчиков, и большая часть из них до сих пор удалённые. Именно благодаря тому, что Skyeng является распределённой компанией, мы выдерживаем конкуренцию за лучших специалистов.

В Москве средний срок жизни разработчика на одном месте года полтора, а разработчики — товарищи дорогие. Найм одного разработчика стоит две зарплаты, если его срок жизни в компании 15 месяцев, то выходит, что 10-15% бюджета тратятся на поиск разраба постоянно, эти деньги буквально в молоко.

А в пользу чего уходят из Skyeng?

От нас не уходят по причине неинтересных проектов, текучка совсем незначительная, потому что московский штат разработки небольшой. Из тех, кого могу вспомнить, уходили просто на большую зарплату или чтобы попробовать другие технологии. На самом деле мы больше увольняем, чем от нас уходят.

Увольняете, если сотрудник не тянет?

Да. У нас налажен объективный контроль, мы смотрим на выполнение задач и планов. Если задачи не выполняются — приходится расставаться. Если мы будем держать людей, которые не работают, то остальных это будет расстраивать и демотивировать. Для нас платить зарплату за невыполнение задач — неприемлемая история.

Дело даже не в том, что человек не работает, бывает, что он не достигает результата. Например, в маркетинге у всех есть чёткий KPI, если он не достигается, сотрудника меняем. Он может быть классным парнем и всё такое, но нужна, скажем, такая конверсия и такая цена лида, а он её не смог достичь, тогда мы даем шансы другим.

Не всегда в таком случае мы увольняем из компании, но очень частая история — возвращение на рядовую должность после руководящей. Пытаемся преодолеть закон Паркинсона: даём шанс для внутреннего роста, но смело откатываем назад, если не справляется.

Теперь небольшой блиц. Удалёнка это про экономию или про качество?

Это одна характеристика — соотношение цены и качества. Удалёнка — это оптимизация цены и качества и доступ к большему рынку.

О чём ты не подозревал, ввязываясь в удалённую историю? Что стало главным открытием?

Открытием стало, что это не просто работает, а работает эффективнее офиса. А я был настроен очень скептически.

Не пытайся браться за руководство распределенной командой, если...

Да нет, пытайся браться.

Я бы сказал наоборот: не пытайся руководить офисной командой, если не умеешь управлять удалённой.

80% руководителей не умеют руководить и даже не догадываются об этом. Им нужно дать удалённую команду, чтобы они выявили свои слабые стороны и после этого кратно улучшили свои результаты и с офисной командой.

Качество, особенно важное для удалённого сотрудника — ....

Качество здесь простое — умение организовать свою работу самостоятельно, ответственность. Потому что, если ты удалёнщик, ты должен сам выстроить свой день, процесс работы, тебе в этом никто не поможет.

В Skyeng главным качеством мы называем — самоходность. Если что-то не идёт в работе, возникла проблема или сотрудник не знает, что делать, он это сам активно выясняет и шевелится. Это ключевое качество на абсолютно любой должности, важно чтобы и секретарь был самоходным. Для удалёнщика — это суперважное качество, потому что при его наличии сотрудника не нужно пинать.

Почему так не популярна удалёнка?

Это новый формат, к нему нужно привыкнуть. И привыкание может занять 10–20 лет, но в конечном итоге это станет мейнстримным форматом работы просто потому, что несёт массу плюсов и крайне мало минусов (причём не тех, которых обычно опасаются).

Физический труд невозможно производить удалённо — гайки крутить, например. Пока. Но если ты работаешь со специалистами интеллектуального труда, то точно стоит попробовать удалённую работу.

Очень сложно предпринимать попытку найма удалёнщика, когда вся компания сидит в офисе. В таком случае удалённого сотрудника не будут воспринимать как полноценного коллегу. Начинать удалённую работу с одного сотрудника — это заведомо плохая история, он не просто будет чувствовать себя игнорируемым, его реально будут игнорировать: могут забыть позвать на встречу, сообщить что-то, о чём говорилось в офисе.

Это создает очень негативный фон, потому что люди в офисе не понимают его проблемы (только удалёнщики понимают друг друга, потому что они на равных позициях). Такие истории не взлетают, руководители решают, что удалёнка — это плохо, не понимая, что на одном сотруднике её не внедрить.

Если же взять троих и поставить на один проект — это уже рабочая история. Лучше всего переводить на удалёнку сразу одну команду, пусть даже менеджер будет в офисе — это не так важно, главное, чтобы вся команда была распределенной.

Читайте блог Глеба PM Life в Telegram. И наш блог.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Anton Ilabanau
> Фриланс — это история либо для джуниоров, либо для откровенных мошенников, либо для тех, кто делает стандартную, очень узко очерченную работу на потоке.

это бред конечно. чел тупо обложил фрилансеров почему-то. любой хороший remote дев может отлично и на фрилансе работать.

так вообще я со всем согласен, у самого схожая система, она в принципе у всех удаленных команд что я видел схожа.

однако я стал замечать что есть проблема когда с возрастом люди уходят в офис, т.к. там продуктивнее работается. так что хз. разные есть проблемы.

еще нюанс - ни один мастодонт не работает на удаленке. это вообще непопулярно в топовых продуктовых конторах, и нет особого движения к удаленке. так что наверное и этому есть причины. может у них просто бабла дофига и смысла нет распыляться.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Я резковато выразился, да. Не так все плохо, есть хорошие фрилансеры. Просто отдельные чудаки прям сильно портят общую картину и ломают рынок. И именно они обычно бомбят по площадям и на них в первую очередь натыкаются неопытные заказчики.

Ответить
Развернуть ветку
jeck_landin

Вот несколько продуктовых компаний с удаленкой, из тех что на слуху: Zapier, Buffer, GitLab, Invision, Basecamp, частично Mozilla

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

ну несколько есть да, даже wordpress на удаленке.
но это капля в море. самое главное не видно тенденции такой, я специально спрашивал у народа в bay area, но нет :)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Galkin

На самом деле все правильно сказано в статье. Основная суть в том что управление удаленной командой это другой мир по сравнению с офисом. Я работаю так же с удаленными сотрудниками, НЕ фрилансерами, и это формирует в тебе как в менеджере совсем другие стандарты и привычки контроля и коммуникации с сотрудниками. И даже если кто-то сомневается что это эффективно с точки зрения выхлопа команды, то как минимум это точно сделает из тебя лучшего менеджера.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Выборка маловата для того чтобы делать какие-то выводы. Небольшая компания, несколько команд, небольшое количество продуктов - это ни о чем. Нужна большая выборка, условно 100 удалённых команд VS 100 офисных и лет 5 наблюдений и тогда уж сравнивать, кто и на сколько эффективнее работает.

Из статьи понятно только, что есть некая компания и некий управленец в ней, у которого получилось хорошо наладить удалённую работу. Окей. Но что будет с уходом этого управленца из компании, не посыпится ли всё? Что будет при масштабировании подхода на, скажем 20 команд и несколько продуктов? Одни вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

У нас порядка 20 команд. Выборка все равно небольшая, согласен. Но когда дело дойдет до серьезной статистики, это перестанет быть уже таким существенным преимуществом, как сейчас.
Тут такая аналогия - когда в 2008 году только начались приложения для айфонов, никакой статистики о том, насколько это выгодно еще не было. Кто в эту историю поверил, тот через 5 лет был на коне. Здесь такие же истории, кто-то сейчас рискует, и уже получает бонусы за свои усилия. Кто-то догоняет. Но тренд пока в одну сторону.

Удаленка, кстати, масштабируется проще офиса. В офисе сначала оно как-то само идет, а потом все ломается при росте и привычные связи тоже. На удаленке все нужно строить с нуля. Поэтому и кризиса роста нет, люди уже привыкли к тому, что само ничего не произойдет, и умеют перестраиваться.

Ответить
Развернуть ветку
vlad kriloff

С уходом любого управленца из любой компании сыпется если не все то очень многое. Если же процессы отлажены так, что работают при любом управленце, то и управленец не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Пьяных

Если после управленца всё сыпется - значит уровень его компетентности низок. Классный управленец настраивает и отлаживает процессы так, что нет необходимости в "руководителе".

 
Этимология как раз объясняет это отличие. "Руководитель" водит руками своих подчинённых, то есть сам полностью задействован в процессах (плохой управленец, но хороший тренер), "начальник" даёт импульс (начало процесса) к работе подчинённых (уже лучше), но сам не вовлечён в процессы, а "управленец" правит компанией/кораблём/государством (решает задачи высокого порядка и делегирует задачи и настраивает процессы).

Весь вопрос в том какого уровня компетентности тот или иной управленец. Наш русский язык дан нам как инструмент различения. И не все человеки, те, кто люди, и не все люди, те, кто жители...

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Независимо от размера любая такая выборка будет не сильно-то показательна.
Слишком много влияющих факторов, что бы выделить корреляцию между удаленностью и эффективностью.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Mashkovtsev

Интересно как решается проблема с мотивацией. Обычно в офисе больше движухи, больше информации, услышанной случайно. Больше понимания о том, что происходит в компании. Какие результаты. А на удалёнке есть риск "закиснуть". Вроде парень хороший, ответственный, но заскучал. Как с этим быть?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Мы раз в пол-года или раз в год стараемся какую-нибудь мощную движуху устроить, типа выезда куда-нибудь в клевые места. Это для социальных связей.

А для информирования, у нас все внутренние отчеты публично доступны, раз в месяц происходит презентация результатов всех отделов - это тоже публично доступно и записывается. Кому интересно, тот смотрит.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Очень толковый подход, жаль что на рынке руководителей, которые так думают меньше 1%.

Самое главное - работа на конкретный результат, а его обычно даже собственники не всегда могут сформулировать.

Другое дело, что набор профессий для удалёнки относительно небольшой и ещё часть сотрудников не может работать вне офиса по разным причинам.

Ну и социализация важна, иначе можно совсем деградировать и шутки про работу в пижаме и выход из дома только один раз в неделю за едой становятся суровой повседневностью)

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Я выхожу обедать в кафе из дома. Иначе реально дичаешь :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Smalkov

Существует ли у сотрудников отрезок времени в нерабочее время, когда он может не быть на связи? Это его время? Можно ему писать письма или вызывать в чате круглосуточно? Кто как делает?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

У нас писать ему можно всегда, но отвечать сразу он конечно же не обязан. И даже в рабочее время он может быть на встрече или занят чем-то. Мы не жестим с этим никак. Вообще метрика быстроты ответа сотрудника вредная, она реально не говорит ни о чем.
Если тебя можно выцепить и пообщаться - ок, главное, чтобы было понятно, как. А не так, что пишешь и все в молоко - неделю нет ответа.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Smalkov

Проводили эксперемент. Запрещали переписку в выходные и в отпуск. Люди бодрее работали. Объективно в цифрах не оценить, команда небольшая. Уважение к менеджеру точно выросло.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Запрещать тяжело, но мы это не поощряем. Нездоровая фигня. В удаленке как раз одна из важных проблем - переработки и невозможность покинуть рабочее место. На уровне руководства с этим нужно бороться, а не гордиться, т.к. люди выгорают и начинают ругаться и принимать плохие решения, при видимости занятости.
Так что по духу я с вами согласен, но против запретов, нужно тоньше имхо :) Хотя поначалу может быть и запрет неплох.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Но до сих пор не научились вовремя выставлять счета. Уже 2й раз по этой причине срываются занятия. :(

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Поправить вашу личную ситуацию просто - можете написать в поддержку и попросить сменить курирующего менеджера.
При этом хорошо, что вы обратили на это внимание, возможно у нас нет нужной метрики и ее нужно ввести.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Я с поддержкой долго переписывался. Вам надо добавить функцию автоматического выставления счетов и зачисления уроков. А ещё лучше для тех у кого подписан договор, добавить функцию в личный кабинет оплаты по счету, что бы он там автоматически формировался, а после оплаты и поступления денег на счёт, уроки бы так же автоматом зачислялись. Сейчас это всё в ручном режиме :(

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

Спасибо за статью! Скажите, как контролируете эффективность и выработку сотрудников? Возможен ли оклад на удаленке или только сдельная оплата?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

У нас в основном оклад, сдельной оплаты мало. Часто начинаем со сдельной и переходим на оклад, если сотрудник хорошо себя показывает и есть загрузка.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

не возникает после перехода на оклад у сотрудника расслабона? одно дело сделка, и другое - гарантированно оплачиваемое время, можно и чай попить...

вопрос не праздный, реально сталкивались с такой проблемой.))

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Тут самый главный расслабон не у сотрудника, а у его руководителя. Руководитель же ленится, так над было результаты спрашивать, контролировать и т.д. А теперь лафа, можно съехать - работает и ладно :)
Если руководитель не будет расслабляться, то и сотрудник в общем тоже. Он же видит общий настрой, что прокатывает, а что нет.

Ответить
Развернуть ветку
Al Po

Хороший текст. И пиар отличный - я считал и считаю, что продукт skyeng это нечто очень плохое, но такие тексты позволяют все таки чуть улучшить имидж компании

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shulga

Интересный опыт. А как устроен процесс оформления сотрудников? Это работа в штате или по договорам с ИП?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Сейчас в основном в штат.

Ответить
Развернуть ветку
АрхФото Студия

Денис, в захлёб читаем! Спасиьо

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Guzhikov

Денис, у нас в worki.ru тоже вся разработка распределенная с первого дня. С удовольствием поделимся опытом, если будет интерес.

Ответить
Развернуть ветку
Юрин Иван

Хорошая статья. Побольше бы статей на эту тему
PS> И да, фриланс !== удаленка, это совершенно разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Это совершенно одинаковые вещи. Просто заказы не ищещь постоянно. Всё также работа в чёрную без официального оформления, без оплачиваемых отпусков и т.п. Так было по крайней мере несколько лет назад для разработчиков скайенга и также сейчас для преподователей. Трудовой договор я тогда так и не увидел, отчислений в страховые фонды не было судя по госуслугам. Работа по 16 часов в день в том же скайнге т.к. менеджеры хотят сделать клон фейсбука за 0.5 часов и желанию клоуна Харитона. Несёт такую херню, что все их разработчики должы быть фулстеками, верстальщиками, девопсами, барабанщиками и ещё хер возьми кем в одном лице и работать по 20 часов (его интервью на ютубе).

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Про оформление, отпуска - все мимо. В 14 году это был стартап-стартап, все сильно поменялось.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

"Нормальный php-разработчик получает 150 тысяч рублей в месяц" - это только в Москве в офисе. Притом не php-разработчик, а фулстек, и работающий не 8 часов, а 12-16 т.к. надо дома закрыть задачи чтобы не штрафанули, т.к. менеджер проектов вообще не понимает что там внутри и какие подводные камни (миниХаритончик). Зачем нанимать ещё разработчика, если можно разделить эстимейты в 2 раза текущим за ту же зарплату... Ну перегорит, уволится, ну и что, нового наймём. Удалёнка такое же кидалово как и фриланс. Ни в одной "удалённой" работе не видел официального оформления по ТК. Оплата тоже не стабильна, хочу плачу, хочу не плачу. Это просто фриланс с постоянным заказчиком. Поэтому иногда лучше сделать зайт за 1 день за 3000 рублей и получить их, чем проработать месяц и услышать "ну ты ещё это сделай, а потом может денег получишь" или "деньги уже распределили, теперь только в следующем месяце" и тому подобный бред.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
Если ты плохой менеджер, веришь на слово, тебя обманывают, результатов нет, то посади твоих сотрудников в офис — что изменится? Ничего

Какой смысл тогда топить пол-статьи за то, что офис приучает к плохому менеджменту?

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда