В digital-сферу без опыта работы и портфолио: советы предпринимателей, дизайнеров, копирайтеров Статьи редакции

Где найти первые заказы и как себя позиционировать.

Истории из личного опыта и рекомендации специалистов, которым приходилось кардинально менять сферу деятельности, начинать карьеру с нуля, составлять портфолио за одну ночь и выдумывать кейсы для резюме.

Твой первый клиент — это ты сам

Консультант по маркетингу Alamics Digital, руководитель проектов по управлению отношениями с клиентами Андрей Пометун.

Когда наша команда только стартовала, лучшим решением стало начать с себя.

Мы пытались продавать компаниям фирменные стили и в первую очередь сделали фирменный стиль для себя. Пытались продавать маркетинговые стратегии — сделали первую маркетинговую стратегию для себя, а уже потом приходили к заказчику с этими кейсами.

Многим кандидатам без опыта работы, которые приходили к нам на собеседование, я давал задачу сделать портфолио для себя. Например, приходит дизайнер и говорит, что у него ещё нет портфолио. Я ему даю задание: сделай плакат, на котором ты — главный продукт. Или копирайтеру поручаю написать о себе эссе, маркетологу — сделать о себе презентацию. Твой первый заказчик — это ты сам.

Когда нам нужно было портфолио с реальными клиентами, мы приходили к заказчику и говорили: «На рынке это стоит столько, а мы готовы сделать за 10% или 30% от стоимости», — в зависимости от того, насколько были уверены, что выполним работу хорошо. Примерно половина соглашалась попробовать, другая сразу предупреждала: «Неопытные ребята нам не нужны, экспериментировать на нас не надо».

Бесплатная работа только ради портфолио должна быть чётко ограничена как временная вынужденная мера. Например, ты ставишь себе рамки: я выполню эти три заказа, а потом буду продавать себя уже за полную стоимость. Если после этого ты оказываешься не востребован, значит, или работа плохая, или ты не компетентен.

Есть люди, которые превращаются в вечных студентов: учатся, читают книги, зарастают информационным жиром и в итоге нигде свои знания не применяют. Они такие умные с несколькими образованиями и красивым портфолио, но результатов от этого по жизни нет.

Также в начале карьерного пути я рекомендую поспрашивать знакомых и узнать, не нужна ли кому-то из них твоя профессиональная помощь. Например, у тебя есть родственник, который занимается творчеством — шапочки вяжет. Предложи сделать ему лендинг. Если ты занимаешься контекстной рекламой, сделай ему концепцию рекламы.

Очень важно хорошо оформить портфолио. Самое ужасное, если ты считаешь, что весь твой кейс — это одна строчка. Я сделал сайт — вот скриншот главной страницы и ссылка.

Портфолио — это история: вот ко мне пришёл человек, у него вот такая проблема, он поставил передо мной вот такую задачу, вот несколько вариантов, которые я ему предложил, вот тот вариант, который, на мой взгляд, подошёл больше всего, а вот этот почему-то выбрал заказчик; вот первые этапы работы и прототипы, вот так вот проект вышел в промо и вот так выглядит сейчас; и вот отзыв заказчика.

Строчка с логотипом — это не портфолио. Важно не только хорошо делать своё дело, но и уметь о нём рассказать.

Часто случается так, что после первых заказов ты начинаешь вкалывать и забываешь дополнять своё портфолио новыми кейсами. Необходимо постоянно вести его, как дневник, потому что со временем ты совершенствуешься в профессии, а в портфолио лежат только те работы, с которых ты начинал.

«Не приносите на собеседование талмуды, которые никто не дочитает»

PR-консультант, PR-директор конференции ЦИПР Ирина Гатилова.

Когда составляла своё первое портфолио, я считала себя суперспециалистом, и, наверное, меня это отлично поддерживало, вдохновляло и помогало находить работу. Сейчас, оглядываясь на представленные там кейсы, я улыбаюсь и понимаю, что это был далеко не топ-уровень, но, несмотря на это, меня звали на собеседования в отличные места.

Так, например, я познакомилась с Ксенией Чабаненко (тогда она работала в Mail.Ru Group и искала пресс-секретарей в команду), которая в конце интервью призналась, что была очень удивлена, получив от PR-специалиста не просто резюме, а полноценное портфолио — и именно поэтому захотела посмотреть на меня и познакомиться лично.

Что рассказать о себе работодателю, если вы только учитесь и опыта пока нет? Правду. Что вы молоды (или нет), ещё только проходите обучение, но у вас уже есть определённые знания и, возможно, реализованные студенческие проекты. Мне кажется, если человек задумывается о создании портфолио, то он уже, как минимум, привык не просто распечатывать рефераты из интернета, а словосочетание «студенческий проект» подразумевает реальные действия, которые могут стать отличным кейсом.

На втором или третьем курсе мы разрабатывали рекламные и PR-кампании для разных заказчиков в качестве курсовой работы. Наша команда не просто расписала стратегию, часть которой этот очень известный в мире бренд потом использовал, но мы сами сверстали и распечатали в типографии афиши, листовки и буклеты. Также в период обучения мы сняли, смонтировали и озвучили «ТВ-передачу» и рекламный ролик.

Да, эти два примера выглядели безумно смешно и по-дилетантски, но они научили нас работе со многими программами и техникой, а также показали, что салон машины, в котором много меховых накидок, может быть отличной студией звукозаписи.

Если бы ко мне когда-нибудь на практику пришёл студент с портфолио, которое включало бы подобные университетские проекты, я бы точно отнеслась к нему с большим интересом, чем к кандидатам с резюме «..закончил школу такую-то, учусь на третьем курсе, ездил учить язык на Мальту».

Мои рекомендации начинающим специалистам, составляющим своё первое портфолио.

Ни в коем случае не добавляйте чужие проекты

Это раскрывается моментально. Профессиональные рынки очень маленькие (пусть даже и в федеральном масштабе), и проверить, кто, где работал и чем занимался, можно почти мгновенно. В сфере PR за яркими и успешными кампаниями, как правило, следят коллеги по цеху и точно знают, кто и что делал.

У меня были случаи, когда на собеседования люди приносили проекты, в которых «постояли рядом» в лучшем случае, но приписали себе. Само собой, я с таким человеком не буду иметь дело в дальнейшем и, если кто спросит, тоже не посоветую.

Кроме того, надо быть готовым любой придуманный навык подтвердить: создать логотип, отрисовать макет в 3D, перевести с китайского на французский, станцевать польку, жонглируя стаканами. И я не раз уже убеждалась, что подтверждать действительно придётся, причём в самый неожиданный момент.

Нельзя прийти с одной работой в портфолио и ожидать, что она всех покорит и тут же отсеет всех других кандидатов

В то же время не стоит приносить талмуды, которые никто не дочитает и даже не пролистает до конца. Но это скорее проблема специалистов с опытом. Я сейчас как раз нахожусь на стадии обновления портфолио и пытаюсь поймать тот самый баланс «рассказать и не усыпить».

Нельзя просто положить портфолио на стол и мямлить, потупив взгляд

А потом заявить: «Я хочу на руководящую позицию». В этом случае не будет пользы ни от портфолио, ни от опыта.

Когда идёт диалог, его нужно подкрепить фактами и фотографиями из портфолио, по которым видно, что и фирменный стиль разработан, и организованное мероприятие было больше чем на 10 человек, да и сайт, который сделали, действительно качественный.

Нужно всегда обращать внимание на то, как звучат количественные и качественные показатели

«Я разместил 20 баннеров на 20 рекламных площадках» или «Я организовал и реализовал полномасштабную рекламную кампанию с размещением на топовых ресурсах, среди которых ...». Чувствуете разницу?

Иллюстрации к портфолио должны быть качественными

И чётко передающие задачу и её реализацию. Здесь не важно, чем именно вы занимаетесь, подход должен быть профессиональным.

Нельзя размещать фото с мероприятия, где посетители слегка нетрезвы и с перекошенными лицами, или скриншот баннера, сделанный в плохом качестве. Уважайте того, к кому попадёт это портфолио, и смотрите на свою работу со стороны.

Приносите распечатанный вариант портфолио

И всегда имейте копию на флешке, на почте и по ссылке. Несомненно, это вариант идеальный, и если выбирать, то я за печатный вариант на собеседовании. Электронный вариант может вызвать много ненужных действий на встрече, тем более его неудобно смотреть, если на собеседовании присутствует больше одного человека от работодателя.

Структурируйте

Составляя портфолио, разложите свою работу на «формулу»: «Проект — Что я делал в нем — Какие передо мной стояли цели и задачи — Каких результатов я смог достигнуть — Отличная иллюстрация». Если расписать так несколько проектов, убрать «воду», то может получиться отличное портфолио.

«Пока набиваешь руку, работай за еду»

Сооснователь приложений Prisma и Capture Арам Харди.

Карьерный путь в digital я начинал с перевода пользовательского интерфейса мобильных приложений с одного языка на другой. Тактика у меня была простая: искать заказы на всевозможных сайтах (от FL.ru до разных пабликов во «ВКонтакте») и предлагать выполнить работу бесплатно.

С тем же предложением я обращался в различные агентства. Больше половины заказчиков относились к этому скептически, думаю, что конверсия была не более 15%, но это того стоило.

Пока набиваешь руку и портфолио, работай бесплатно или за еду. Чтобы получить необходимый опыт, мне хватило полутора-двух месяцев плотной работы.

Потом я ушёл в PR и применил ту же стратегию поиска заказчиков. Так в своё время мне удалось поработать с мобильным приложением Line (популярный корейский мессенджер) в качестве PR-менеджера, не имея ни грамма опыта в этой сфере. А уже этого опыта было достаточно для того, чтобы получить несколько предложений от крупных компаний.

Ещё одна стратегия, которая помогала мне абсолютно всегда — искать крутых специалистов и проситься к ним в «падаваны»: в любой сфере и у любого специалиста есть рутинные задачи, которые он может делегировать стажёру.

Сейчас можно спокойно сделать себе портфолио на сервисе Youdo, если предлагать цену, равную нулю. Главное — не врать и не добавлять проекты, над которыми не работал. Опыт — дело наживное, а репутацию вернуть тяжело.

«Добавляйте в портфолио то, от чего вы кайфуете»

Основатель и креативный продюсер видеопродакшена F4U Дмитрий Гришин.

Первые проекты я частично нашёл среди тех компаний, с которыми работал до смены профессиональной деятельности. Более 10 лет я занимался менеджментом и развитием бизнеса в крупной международной компании, которая оказывает услуги перевода, вёрстки, дизайна. Мы сотрудничали с Microsoft, Samsung, McDonald's, «Лабораторией Касперского».

Годами наработанные не просто профессиональные контакты, а в большей степени человеческие связи очень помогли мне на первом этапе.

Другая часть клиентов появилась от моих друзей и знакомых. При любой удобной возможности я рассказывал им про своё новое дело. Многие из них в меня поверили, за что я им очень признателен. А дальше начал работать сарафан.

Составляя своё портфолио, я руководствовался следующими принципами:

1. Ни в коем случае нельзя добавлять в портфолио то, что вам самим не нравится. Оно должно состоять из работ, которые вы сделали с максимальной отдачей и от которых вы просто-напросто кайфуете.

Например, мне больше всего нравилось путешествовать и снимать об этом истории, поэтому на начальном этапе моё портфолио включало придуманные и спродюсированные лично мной проекты.

Так, мы с женой поехали в очередное приключение в Новую Зеландию, и мне захотелось создать проект про самостоятельных путешественников. В нём участвовали новозеландцы, японцы, молодая пара из Австралии. Я был одновременно режиссёром, оператором, продюсером и занимался монтажом.

Потом, смонтировав тизер, предложил Red Bull сделать серию таких видеоисторий про разных людей. Для меня было важно, что мои работы, снятые на простую камеру, могут быть интересны таким брендам, как Red Bull.

2. Нужно адекватно оценивать уровень своих первых клиентов.

Я не мог бы просто с наскока прийти в Beeline и сказать: «А давайте я вам сейчас сниму видео». Я шёл довольно медленно и небольшими шагами к цели, не отказываясь практически ни от каких проектов: снимал «говорящие головы», мероприятия. Такой период длился на протяжении двух-трёх лет.

Начинающие специалисты нередко совершают ошибки, которые могут перечеркнуть всю проделанную работу. Одна из распространённых ошибок — это сильный демпинг стоимости услуг. Не всегда это происходит специально, иногда по незнанию или некомпетентности. Однако демпинговать нельзя, нужно очень чётко понимать свою финансовую модель и свой уровень на рынке, иначе вы так и будете всё время работать по бросовым ценам.

Также далеко не все уделяют достаточно внимания клиентскому сервису, что, конечно, сложно в начале пути, когда вы загружены работой по поиску заказов, а параллельно нужно обрабатывать текущие. С другой стороны, рынок фриланса гораздо более ответственен, чем корпоративный сегмент. Он очень конкурентный и цена ошибки гораздо выше, чем на уровне сотрудника отдела внутри компании из сотен человек.

Я бы также назвал ошибкой преждевременную аренду офиса и наём сотрудников, если вы ещё мало понимаете детали процесса, из которых состоит ваш новый бизнес. Это слишком большая ответственность. Лучше пройти через все этапы самостоятельно и, полностью разобравшись в вопросе, начинать делегировать.

«За ночь создала портфолио с нуля»

Веб-разработчик на фрилансе и преподаватель по созданию сайтов Татьяна Симоненко.

Когда я начала заниматься вёрсткой сайтов, первым делом придумала компании, которым и сделала сайты — для своего портфолио. Своим ученикам советую сделать всё же сайты конкретным людям и существующим заказчикам, но ситуации бывают разные.

Я была очень ограничена по времени, мне срочно нужно было найти работу. Поэтому за ночь я создала портфолио с нуля, вбила в поисковик «топ-100 веб-студий в Санкт-Петербурге» и разослала им своё резюме. Кто-то ответил, что у них сейчас нет вакансий, но пообещал иметь меня в виду на будущее. В итоге из 85 компаний, к которым я обратилась, меня пригласили на пять собеседований. И за 2-3 дня я устроилась на работу.

Затем, чтобы обрасти клиентами для портфолио, я рассказала бывшим работодателям, что учусь программированию, одному из них сделала сайт. За эту работу мне заплатили, хотя на тот момент я всего два месяца училась вёрстке.

Параллельно этому вызвалась бесплатно помогать студентам в школе, где сама училась. У них была мини-веб-студия, и я регулярно получала проекты за деньги. Потом меня взяли туда на работу куратором курса, затем преподавателем, а впоследствии руководителем ИТ-проектов.

Также я подружилась с дизайнерами, с которыми начала работать в паре (они выполняли дизайн будущего сайта, а я его верстала).

Портфолио для копирайтера

Копирайтер, творческий директор Вадим Дунаев.

Если вы начинаете свою карьеру в качестве копирайтера и у вас пока нет портфолио, я бы рекомендовал начать со слоганов. Они короткие и эффектные. Поскольку реальных проектов у вас нет или их мало, сделайте вымышленные. Возьмите 10 популярных брендов и придумайте для них слоганы.

Само собой, обманывать никого не надо: рядом со слоганом добавьте ремарку, что работа выполнена целиком по вашей инициативе.

Для многих копирайтеров стадия оформления — самая сложная. Вам придётся самому превратиться в дизайнера или попросить кого-то из знакомых. Каждый слоган нужно поместить на отдельную карточку: один шрифт, один размер, одинаковые отступы.

Многие заказчики даже не будут вчитываться в описания отдельных проектов, поэтому визуальная привлекательность «витрины» — фактор, которым нельзя пренебрегать.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Вера Гагарина

Кто все эти люди

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Артеменко

Наверное те у кого одна работа в портфолио. Блогеры или хз

Ответить
Развернуть ветку
Alex Babak

Вкатывальщики

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сеовектор

Вот кто плодит заказчиков, сделайте за портфолио. Такая работа хорошая у вас будет. М-м-м

Ответить
Развернуть ветку
vlad kriloff

Как найти место на галерах, не имея опыта.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Интересная статья. Если на Кворке по 500 рублей конкуренция, то следующий совет какой? Работать за еду?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Ничего удивительного в падении цен на не-программистские услуги фрилансеров (дизайн, сайты, продвижение, копирайтинг и т.д.) не вижу. Тут какое дело - еще 10 лет назад это всё было из рязряда непонятной ч0рной магии.

Сейчас же, с современным инструментарием, порог входа в digital индустрию очень-очень низкий. Рисовать баннеры, оформлять сайты и писать тексты может даже не каждый второй, а 3/4 среди людей моложе 30 лет на текущий момент. Работы на всех уже не хватает, от этого конкуренция, от конкуренции - демпинг.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Насчёт банеров согласен. Насчет текстов нет. Не то что писать, даже читать не умеют. По моему опыту - исполнители больше 2-3 предложений в ТЗ не могут осилить. Безграмотные тексты, поверхностные знания, примитивные обороты речи.
Если в переписке с исполнителем задаёшь три вопроса, то отвечают только на первый. Поэкспериментируйте. Удивительная тенденция.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

В статье есть такой совет же.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

И справедливости ради, статья хорошая. А что вы хотели ещё услышать? "Предложения ниже должности менеджера в Газпроме не принимать?"
Се ля ви.

Ответить
Развернуть ветку
Giovanni Van Bronckhost

Не понимаю, в чём проблема для копирайтеров и дизайнеров с портфолио, даже если нигде не работал.
Хочешь портфолио? Напиши продающий текст про резиновых уточек/нарисуй баннер про супер-крутой софт, придуманный из головы.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шильцев

Согласен полностью что нужно пройти путь самому, а потом обрастать командой. Еще я понял что главное- упаковка. С клиентами проблем не будет если красиво услуги упаковать ведь после твоей классной презентации себя как специалиста, люди будут проверять тебя... А это твой сайт, портфолио и прочее

Ответить
Развернуть ветку
Блог фрилансера со стажем

Мягко говоря неоднозначный текст, обрисовываю ситуацию на рынке копирайтинга . Спрос - 10-30, максимум 50-60 рублей за тысячу знаков. В переводе на русский это "за еду" при загрузке 10-12 часов в день без выходных для регионов (для Москвы спать вообще не получится). Какое портфолио, рынка практически нет, надо говорить если не о профсоюзах и забастовках, то о смене вида деятельности на нормальный. Проблема не в том, что заказчики гады и их не стоит "облизывать" (это само собой), проблема в том, что даже если Вы выполните перед ними все ритуальные церемонии долго при такой загрузке Вы не протянете и они Вас выкинут с нервным истощением на свалку. Не тратьте время на ерунду ищите другой рынок.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда