{"id":13637,"url":"\/distributions\/13637\/click?bit=1&hash=6eb6f4cc0fd514248f67334eed9cf9b381eca4ced68925ecf0d4e37273ec5a7a","title":"Ozon \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435\u043d\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043c\u0438\u0444\u044b \u043e \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u0445","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"7d00f3f0-9073-5cd7-b901-ee3a06a62041","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
NEWHR

Как испортить репутацию сотруднику, который серьезно напортачил и нанес убытки компании?

Рассказываю, что делать можно, а чего лучше не надо. Речь пойдет про референсы в отечественном диджитале, хотя почти все советы могут пригодиться и в других отраслях.

Меня часто спрашивают:

«Может, есть какие-нибудь тайные телеграм-каналы с черными списками кандидатов? Вот если он серьезно провинился, что я могу сделать так, чтобы его больше никто не взял на работу?».

Почему-то работодателям кажется, что они могут рассказать всем, как сильно налажал бывший сотрудник и отомстить ему.

Так вот. Черных списков не существует. Их периодически пытаются сделать и они предсказуемо дохнут. Потому что им нельзя доверять. Вот пишет кто-то про кандидата: «какашка»! А может, сам рекомендатель «какашка». Откуда мы знаем? Важно понимать его ценности, бэкграунд, ситуацию в компании, при каких обстоятельствах случилась лажа и т.д. К тому же любой нормальный рекрутер будет приходить в эти списки только для того, чтобы отмечать в них своих ценных сотрудников, чтобы их никто не схантил.

Чего лучше не делать

Если черных списков не существует, то может быть, рассказать всем публично о негативном опыте с этим сотрудником?

Выводить в публичное поле негатив не рекомендую. Так вы навредите больше своей репутации, чем репутации налажавшего сотрудника. Будете выглядеть, обиженными. К тому же кандидат может в отместку начать рассказывать про вас всякое. Получится конфликт в публичном поле с непредсказуемыми последствиями. Оно вам надо?

Чтобы понимать, как правильно, нужно знать, как работают рекомендации

Рекомендации при найме кандидата собирают очень редко. У нас нет такой общепринятой культуры. За редким исключением. Очень быстро проверяют референсы, если это продакт или специалист из геймдева. Если человек засветился в плюс-минус известной компании, то про него легко все выяснят. Надо, конечно, очень сильно накосячить, чтобы говорили только плохое. Но я знаю несколько кейсов, когда человеку было сложно устроиться после серьезной лажи.

Еще есть шанс, что ваше мнение спросят, если сотрудник топ или управленец. Но есть случаи, когда топ-кандидаты с адскими кейсами в бэкграунде (прямо совсем адскими) успешно устраивались в хорошие компании и получали хорошие должности. Друзьям, знакомым и клиентам мы таких кандидатов, конечно, не рекомендуем, сохраняя в тайне детали кейсов.

Рекомендациям не доверяют. Как я уже говорила, много личных историй, личного отношения рекомендателя. И вообще, мало ли, что там было в этой конкретной компании? Человек ведь не статичен, меняется, и в других условиях может быть очень даже норм.

Или бывает такое: если этот рекомендатель очень советует кандидата, то лучше и не брать. И наоборот. А некоторые компании активно рекомендуют сотрудника, чтобы его сплавить. К нам приходят и в шутку обсуждают: мол, давайте мы вам заплатим, только схантите его у нас, пожалуйста!

Что делать можно

Когда за сбор рекомендаций берутся профессиональные хантеры, то они уточняют максимально объективную информацию. Они спросят про конкретные обязанности, зоны ответственности, KPI, достижения. И проигнорируют любое личное отношение.

Поэтому будьте готовы рассказать про отрицательный опыт так, чтобы он не выглядел «личной историей». Забудьте про эмоции, не нужно в красках передавать, как сильно вы переживали, узнав про то, что он наделал. Говорите фактами: этот сотрудник может нанести ущерб бизнесу, у нас был такой кейс с ним, это случилось при таких обстоятельствах. Имейте ввиду, что и у вас могут быть такие риски.

Отвечайте на вопросы и не вываливайте негатив. Отчетливо произнесите, что с этим сотрудником работать больше никогда не будете.

Есть еще один growth hack на эту тему. Про ваш кейс с сотрудником, с доказательствами ущерба, можно рассказать лидерам профессиональной тусовки. Часто этого может быть достаточно. А еще лучше уволить и забыть. Не разменивайтесь.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Critical Damage

Интересно, а автор знает, что у слова case - есть конкретный перевод. "Ситуация". 5 раз за текст из 4 абзацев, это всё-таки явный перебор.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Chernykh

Какой автор, такой И case

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

вы не поверите сколько в нашем языке заимсованных слов :))) не то что - даже специалисты не могут до конца прочесть Cлово о полгку Игореве, настолько язык за 800 лет поменялся

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина
Как испортить репутацию сотруднику, который серьезно напортачил и нанес убытки компании?

И что в итоге-то как испортить? Так и не поняла из статьи :)

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

И даже нет телеграм канала, где можно читать другие интересные статьи автора :(

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

В лесополосе ближайшей похоронить

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Boykov

А это модно теперь любую не относящуюся к росту херню называть growth hack, чтобы привлечь внимание?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Васильев

Так как испортить-то? В статье написано про подбор, а в заголовке про морковь. АМ/КГ пора вернуть в обиход?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kalachev

Меня настолько загипнотизировало слово "кейс", что на смысле было уже тяжело сосредоточиться.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Серьезно? Вы считаете, то что вы пишете, это как-то интересно, этого никто не знает, это несет смысл? Автор, вас зовут не капитан очевидность случайно?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 10 комментариев
null