{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Для чего нужно тестовое задание? Опыт нашей студии дизайна

Материал подготовлен студией дизайна «Алалай».

Этим утром мы прочитали пост-вопрос о допустимых объёмах тестового задания при приёме сотрудника на работу. Посмотрели на комментарии к нему и решили поделиться опытом нашей студии. Расскажем всё как есть — что, зачем и почему.

Начнём с того, что определённый процент регулярной текучки рабочих кадров есть практически в каждой компании. Исключением не является и наша студия, потому с поиском новых сотрудников мы сталкиваемся регулярно. Как бы нам того ни хотелось, но поиск - процесс не быстрый, и он далеко не всегда заканчивается положительным результатом.

На каждую опубликованную нами вакансию дизайнера приходит в среднем от 200 до 400 откликов. Важно понимать, что мы ищем не просто штатную единицу, не просто безликого профессионала, но ещё и живого человека, который бы комфортно вписался в нашу команду.

Кстати ранее мы уже писали небольшую статью с советами молодом специалисту, как готовить портфолио, резюме и делать годные отклики на вакансии.

Алалай - не гигантская студия, потому мы трепетно следим за атмосферой внутри своего коллектива. Для нас важна близость людей по духу. Мы простые, открытые и неформальные. Любим повеселиться, прогуляться по выставкам, сыграть батл в монополию, выпить пива в конце рабочего дня. Интересуемся дизайном, сериалами, путешествиями, литературой и ещё много чем другим.

Ча ча ча

Два года назад у нас был яркий пример достаточно болезненного для всей команды увольнения. Всплыли внезапные обвинения в том, что у нас нет никакой корпоративной этики, дресс-кодов и норм общения в команде. Что девочкам негоже покупать мальчикам пиво и пиццу, даже если речь идёт о 23 февраля. Что присутствует мат в коллективе. Что многие не приходят ровно в 10.00 на работу, а по пятницам в конце дня у нас бесконечный гульбарий. Что руководитель студии общается с командой на равных и не выстраивает практически никаких субординаций.

В таких ситуациях виноваты обе стороны. Работодатель, который не смог вовремя разглядеть проблему этого человека, и сам сотрудник, который зачем-то почти год терпел коллектив, который его бесит. Именно поэтому к выбору кандидата мы относимся теперь с особым вниманием.

Какие же у нас критерии выбора, - спросите вы. Они очень индивидуальны. В первую очередь, связаны с профессиональным опытом и портфолио дизайнера. И с той эмоцией, которую он у нас вызывает. Имеет место и наша выработанная опытом чуйка, благодаря которой можно очень точно определить, кто уже упёрся лбом в потолок, а в каком горит огонь и живёт вполне очевидная перспектива дальнейшего роста. Это правильно, когда команда формируется из растущих ребят. Они передадут эту свою динамику любому рабочему процессу.

У нас есть несколько ступеней отбора, продиктованных здравым смыслом и опытом предыдущих ошибок. Первичный, когда мы отказываемся от откликов людей, либо написавших совершенно не по делу, либо от откровенных неадекватов. Затем мы внимательно смотрим портфолио и резюме остальных. Портфолио в большей степени. Среди них выбираем тех, кто на наш взгляд, имеет наибольшую перспективу. Как правило, это треть от числа всех откликов. Мы связываемся с каждым из них, чтобы задать вопросы, ответы на которые не увидели в резюме и сопроводительных письмах. После - предлагаем выполнить тестовое задание.

Выполнение тестового задания - важный для нашей студии пункт. Мы честном пишем об этом в каждой своей вакансии. Значит ли это, что соискатель обязан безоговорочно согласиться на его выполнение? Вовсе нет. Мы живём не в рабстве, а в свободном обществе, и каждый имеет право выбора. Как и мы. И наше право - сделать выбор в пользу того дизайнера, который покажется нам наиболее подходящим. Всё это законы вполне здоровой рыночной конкуренции, где выигрывает лучшее предложение. Успешно же выполненное тестовое задание прибавит баллов его автору.

Но и не без исключений. У нас были случаи, когда мы брали людей в команду без какого-либо тестового. Ты просто смотришь на человека и понимаешь - мы с тобой одной крови.

Зачем же мы даём тестовое задание? Наша главная задача найти дизайнера, который на двести процентов подойдёт именно нам. Нашему коллективу, нашей специфике, нашему вкусу, если хотите. Для этого не достаточно иметь просто хорошее портфолио. Мы внимательно смотрим на каждого человека. Как он реагирует на тестовое задание, какие задаёт уточняющие вопросы и задает ли их вообще, каким образом общается, сколько времени берёт на выполнение тестового, соблюдает ли дедлайны, и как относится к критике.

Да, мы всегда даём обратную связь по каждой выполненной работе, рассказывая, где хорошо, а где нет. При этом кто-то кивает и молча уходит, кто-то возражает и аргументирует, а кто-то соглашается и предлагает внести правки. Всё это детали одной большой мозаики, которые постепенно складываются в единую картину каждого человека.

Платим ли мы деньги за выполнение тестового задания? Нет, не платим. Это не проекты, которые мы используем в своих коммерческих целях. С этим согласны не только руководство студии, но и сама команда. Мы хорошо понимаем, что время - ценнейший ресурс. И в этом случае, каждый соискатель делает вклад в будущее своей карьеры. Точно также как наша студия принимает участие в тендерах и конкурсных отборах, разрабатывая концепции дизайна на выбор клиенту совершенно бесплатно.

Какое тестовое задание мы даём? Их много, и они всегда подбираются индивидуально для каждого соискателя. Как правило, мы ищем дизайнеров-универсалов, потому задача нашего тестового задания - прощупать те места, которые наиболее слабо представлены в их портфолио. Кому-то достается несколько разворотов на текстовую верстку. Кто-то будет делать дизайн упаковки или рекламной полиграфии. Для кого-то хорошим тестовым станут базовые наброски лендинга. У других же будет интересно посмотреть на их подход по созданию айдентики. Нам не нужны финально вылизанные макеты. Важны идея, подход, ход мысли и навыки. Это всегда отчетливо видно.

У нас есть строгое правило - никогда не давать реальных проектов, даже если это проекты из прошлого. Во-первых, это совершенно некорректно. Во-вторых, мы невольно будем сравнивать их с той работой, которую сделали сами. Мы всегда придумываем несуществующие компании и бренды. Чтобы соискателям было ещё спокойнее, мы готовим для них смешные и нелепые названия, ситуации и описания. Кстати, это тоже является одним из маркеров, по которому мы смотрим, как человек на всё это реагирует. Например, в числе наших последних тестовых была айдентика для модного московского такси «Улитка». Требовалось подготовить лого и показать возможные варианты развития айдентики на примере пары её носителей.

Такие тестовые проекты смотреть очень интересно. И смотрим мы, прежде всего, на их подачу. Использует ли дизайнер красивые мокапы и собирает всё в мини-презентацию, либо шлёт скриншоты макетов из фотошопа. Кто-то и вовсе ставит поверх свои водяные знаки, либо присылает картинки 100х100 пикселей, чтобы плохое качество изображения не позволяли нам их кому-либо продать. Тут становится очень легко отсеять тех, чьё портфолио кардинальным образом отличается от уровня выполненного им текстового задания. Эстетика и педантичность тоже достаточно важные качества.

Если честно, нас всегда удивляло то, что некоторые работодатели дают тестовое задание, которое после продают своим реальным клиентам. Это какой-то сюр. Как же авторский стиль студии, её арт-надзор и работа команды? Такие случаи реально существуют? Потому что подобную аргументацию мы периодически получаем со стороны соискателей, и всегда смотрим на это с лёгким удивлением в глазах.

Как уже было сказано, мы всегда даём обратную связь по каждому выполненному тестовому заданию. Это обязательное правило, потому что мы уважаем человека и тот факт, что он потратил на нас своё время. Бывали случаи, когда в потоке информации письмо с тестовым заданием могло затеряться и остаться без внимания. Потому мы всегда предупреждаем, что если вдруг обратной связи так и не поступило, пните нас. Это нормы вещей.

Дизайнерам с интересными проектами мы предлагаем встретиться, чтобы познакомиться лично и посмотреть друг на друга. Да, не только мы выбираем его, но и он нас. Вдруг мы противные и страшные, и потому будем каждый день омрачать его чувство прекрасного. Если же тестовый проект был слабый, мы честно об этом говорим, указывая на все увиденные ошибки. В надежде, что наш профессиональный совет поможет с поиском работы в будущем. Не редко, спустя полгода или год, нам снова пишут те же ребята, показывая набранный ими за это время опыт и делая новую попытку устроиться на работу в студию.

Возвращаясь к началу и отвечая на вопрос, какие же допустимые нормативы тестового задания существуют, скажем - их нет. Всё очень индивидуально. Для каждого бизнеса, для каждой должности, для каждой команды.

Не удивимся, если в комментариях кто-либо сейчас напишет, что мы дураки, и подход у нас такой, словно мы работаем на заводе или ищем охранника в магазин. Это ваше мнение и вы имеете на него полное право. С интересом почитаем, если вы поделитесь своим подходом. Мы же делимся своим опытом, рассказывая о той схеме работы, которая позволяет нам быть эффективными.

Важно! Не стоит воспринимать написанное как 100% инструкцию к действию. Это всего лишь общий вектор, а мы все живые люди. В конце концов, каждый сам кузнец своего счастья. Свою команду мы формируем таким образом, а уже вам решать, что делать со своим тестовым заданием. Давать его, выполнять его, или нет.

Спасибо!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда