Карьера Олег Карпин
1 539

Performance review: как опросы помогают бизнесу

О том, как правильно проводить и использовать performance review, а также интерпретировать его результаты, рассказывает экономист, заместитель директора по экономике и финансам АО «Уралсибгидрострой», Александр Клишин.

В закладки

Определение «performance review» для большинства российских HR-специалистов преимущественно означает анкетирование с элементами психологического теста. Подобный метод опросов начали использовать не так давно, и, вероятно, поэтому мало кто знаком со всеми возможностями этого инструмента оценки эффективности сотрудников.

Однако при правильном и регулярном проведении ревью помогают выработать верную внутреннюю политику карьерного роста сотрудников, позволяют повысить их компетентность и даже способствуют выстраиванию гармоничных профессиональных отношений.

Александр Клишин

Цели performance review

Ревью проводится сразу в нескольких целях:

  • оценка эффективности и производительности сотрудника;
  • определение профессионального соответствия занимаемой должности;
  • выявление необходимости дополнительного обучения и повышения квалификации;
  • определение сотрудников, достойных поощрения, повышения в должности или прибавки к зарплате.

Особенность performance review в том, что каждый сотрудник может самостоятельно оценить свои успехи и достижения, проанализировать профессиональный рост, а затем сравнить собственное мнение со взглядом коллег. Это позволяет объективно оценить ситуацию и сделать выводы о том, что нужно человеку для карьерного продвижения или повышения эффективности работы. Кроме того, мнения коллег дают возможность составить четкое представление о том, насколько деятельность человека соответствует поставленным задачам и целям команды, способен ли он достигать необходимых результатов, выполняет ли возложенные на него обязанности.

Помимо этого, в цели performance review входит выяснение ряда индивидуальных вопросов:

  • почему сотрудник не растет как специалист, какие факторы препятствуют этому?

  • может ли человек реализоваться в выбранной сфере деятельности?
  • что можно предпринять, чтобы повысить эффективность сотрудника?

Анализ результатов performance review позволяет понять, что делать руководству: поощрить работника, заняться повышением его квалификации или скорректировать его деятельность так, чтобы она больше соответствовала его навыкам и способностям.

Как проводится и оценивается performance review

Ревью проводится в два этапа:

1. Сотрудник анализирует свою работу за некоторый период времени (за год, полгода, месяц и т.д.), предоставляя результат в виде эссе, таблицы, опросника и т.д.

2. Деятельность этого человека оценивают коллеги, которые работали с ним в данный период, и также предоставляют результаты своего анализа.

Двусторонняя оценка работы человека позволяет получить объективную информацию о нем – не только его собственное видение своих успехов и профессионализма, но и то, как об этом отзываются коллеги. Здесь есть один уязвимый момент: при неправильном использовании результаты ревью могут стать инструментом для уличения в недостатках и ошибках. Этого ни в коем случае нельзя делать, поскольку performance review предназначено в первую очередь для того, чтобы своевременно выявить и устранить недочеты и пробелы, а не наказывать за них.

Чтобы люди могли беспристрастно и честно отвечать на вопросы анкеты, они должны быть уверены, что результаты не будут использованы против них самих. Поэтому ревью должно использоваться только как вспомогательный инструмент, направленный на корректировку деятельности персонала и помощь в их профессиональном росте.

Performance review широко применяется в практике западных компаний. Например, известный разработчик компьютерных игр и ПО Valve регулярно проводит подобные опросы. Нужно отметить, что эта компания управляется по горизонтальной системе и применяет многие прогрессивные методы повышения эффективности работы, в том числе и ревью. Работу персонала анализируют в два этапа:

  • опрос коллег;
  • составление персонального рейтинга.

На первом этапе опрашиваются все, кто работал или взаимодействовал с человеком. После систематизации полученной информации ее передают этому сотруднику. Такой подход позволяет каждому иметь объективное представление о своих слабых и сильных сторонах, уровне профессионализма и навыках совместной работы.

Персональный рейтинг дает людям возможность выявить свою эффективность в масштабах компании, оценить личный вклад в общий успех. Чем выше рейтинг, тем больше шансов на повышение зарплаты, получение бонусов и т.д. Рейтинг учитывает следующие характеристики:

  • профессиональные навыки и способности;
  • производительность;
  • вклад в результаты работы подразделения;
  • вклад в общую прибыль компании.

За каждый пункт начисляются баллы, которые в сумме и дают рейтинг сотрудника. Если проанализировать баллы по каждому пункту, можно понять, в каком направлении следует развиваться, чтобы достичь большего успеха.

Примеры проведения perfomance review

Ревью используется практически всеми ведущими западными компаниями. Однако в каждой из них существуют свои особенности процедуры, продиктованные целями и задачами предприятия.

Голландская компания Buurtzorg занимается предоставлением квалифицированной помощи медсестер. Работа в ней организована командно, и каждое подразделение разрабатывает собственные критерии оценки профессионализма своих участников. Сотрудников опрашивают раз в год, и после обработки результатов каждый сотрудник получает анализ собственной деятельности, основанный на мнении и оценках его коллег.

Для многих компаний важно, чтобы их работники отвечали ожиданиям работодателя. Так, опросы в Apple направлены на то, чтобы выяснить, способен ли человек работать в команде, проявлять инициативу, вносить инновационные предложения и находить нестандартные решения. Всемирно известная торговая площадка для локального бизнеса Groupon оценивает сотрудников с точки зрения их способности к профессиональному самосовершенствованию и умению результативно работать. В Facebook много внимания уделяется анализу личного вклада человека в реализацию проекта, стремлению постоянно развиваться и помогать коллегам совершенствовать свои навыки.

Может показаться, что компании предъявляют слишком строгие требования к персоналу, однако практически везде это компенсируется предоставлением определенной степени свободы. К примеру, Google контролирует только 80 % рабочего времени сотрудников, остальные 20 % они могут тратить на собственные проекты при условии, что это не снижает их эффективность.

Распространенные ошибки организации и интерпретации результатов ревью

Самая главная ошибка при проведении performance review заключается в том, что сотрудники воспринимают его как обычное анкетирование и стремятся подогнать результат под некий идеальный ответ. В этом случае руководитель через менеджеров должен донести до персонала, что цель опроса – это оценка реальных достижений и умений людей, которая поможет предпринять меры для их профессионального и материального роста.

Если же этого не сделать, может возникнуть ряд нарушений, которые сведут на «нет» всю процедуру:

  • сотрудники составят предвзятое и неточное представление об анкетировании, отнесутся к нему недостаточно серьезно и предоставят несколько общих фраз вместо развернутого и обдуманного ответа;
  • люди начнут опасаться, что негативные оценки повредят их карьере, поэтому постараются повлиять на коллег и искусственно улучшить свои показатели.

Решением этих проблем может стать только регулярное проведение performance review. Так персонал сможет понять, что честное выражение собственного мнения не влечет неприятных последствий, а способствует повышению их личной эффективности и производительности коллектива в целом. Чтобы исключить вероятность конфликтов и взаимного недовольства, проводить опрос можно анонимно.

Правильная организация и регулярное проведение ревью – это хорошая возможность сделать работу каждого человека более качественной и результативной. Опросы помогают сотрудникам почувствовать себя не просто частью команды, но и важным звеном, способствующим росту успеха компании.

Александр Клишин
экономист, заместитель директора по экономике и финансам АО «Уралсибгидрострой»

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Олег Карпин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 7, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 68056, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 20 May 2019 12:27:24 +0300" }
{ "id": 68056, "author_id": 239190, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/68056\/get","add":"\/comments\/68056\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/68056"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }