Как стать коучем для своей команды? Пошаговая инструкция

Коучинг помогает раскрыть потенциал каждого человека и показывает возможности для его личностного или профессионального роста. Сегодня коуч - это не только профессия, но и образ жизни. Хороший менеджер нанимает для себя тренера, чтобы потом быть вдохновлять и мотивировать свою команду. Для тех, кто хочет вывести продуктивностсь своей команды на новый уровень, я предлагаю пошаговую инструкцию в форме “вопрос - ответ” для тех, кто хочет быть руководителем и коучем в одном лице.

Можно ли быть одновременно менеджером и коучем?

Это первый и главный вопрос, который мне задают на консультациях основатели и руководители компаний. Ведь по сути у каждого начальника есть мечта иметь команду единомышленников, работающих на результат, а не на повышение зарплаты.

Как раскрыть потенциал сотрудников, как правильно поставить амбициозные цели для каждого, при этом но не перейти рубеж: не превратится в диктатора?

Для начала важно разграничить роли в коллективе. Вам, как руководителю, придется совмещать роль менеджера и коуча - они не взаимозаменяемые, у каждой - свои задачи и инструменты их выполнения. Если перед начальством подчиненные должны отчитываться о проделанной работе, то задача коуча в другом - никакого контроля, а свобода, в которой человек должен поставить цель и с помощью руководителя найти в себе потенциал ее добиться. Поэтому свои роли руководителю следует разграничивать и в каждой ситуации надевать определенную “шляпу”.

Как найти “золотую середину”?

Основная ошибка новичков - переход из крайности в крайность. В одном случае руководители смягчают требовательность, чтобы дать возможность каждому сотруднику проявить себя. В другом, наоборот - включают командный тон и штампуют постоянные предписание для каждой задачи.

Чтобы не попасть ни в одну из ситуаций, выстраивайте свой маршрут в таком порядке:

  • Установите требования для сотрудников с таким расчетом, чтобы у каждого был свой список задач и обязательства. Это поможет приучить работников к ответственности без ощущения давления.
  • Обеспечьте все условия для того, чтобы требования было реально выполнять. О том, что для этого нужно, расскажут сотрудники.
  • Не анализируйте прошлые ошибки. Коучинг работает с ситуацией в настоящем и нацелен на будущее. Не тратьте время на долгое обсуждение старых ошибок.
  • Воздержитесь от советов. Ваша задача не выдавать предписания, а раскрывать ресурсы сотрудника. С их помощью работники потом решают поставленные задачи и преодолевают любые препятствия.
  • Не берите на себя ответственность за промежуточный или конечный результат за работу подчиненного. У сотрудника должна сохраняться вера в себя и в свою способность решать задачи.

Руководитель, решивший стать коучем, должен быть готов к дополнительным затратам энергии и времени. Но эти инвестиции довольно скоро себя оправдают. Главное - сформировать в сознании подчиненных ощущение вовлеченности в процесс достижения общих целей, доказать свою лояльность, максимально стимулировать проявление профессиональных навыков. Поверьте, это позволит вам ощутить плоды в виде бизнес-показателей.

Как подобрать “ключ” к каждому сотруднику?

Условно сотрудников любого коллектива можно разделить на 4 группы:

1. Есть опыт и профессиональные навыки

Им достаточно толчка, мотивации, чтобы работа стала более эффективной. Это идеальный вариант.

2. Есть возможность, но нет желания

Обычно это люди со стажем работы в компании и, чтобы добиться от них 100% отдачи, достаточно применить мотивационные инструменты.

3. Есть желание, но нет опыта

Чаще всего это студенты или вновь поступившие кадры. Для них подходит “ключик” в виде наставничества.

4. Нет опыта и желания

В таких случаях коучинг почти всегда не работает, после чего единственным верным решением становится увольнение. У хорошего менеджера-коуча сотрудники 4-го типа не задерживаются.

Проанализируйте каждого сотрудника через призму этого “сита” и сразу увидите, на кого можно делегировать серьезные задачи, а с кем придется расстаться.

Какие вопросы задавать сотрудникам?

Сотрудник всегда найдет ответ на вопрос при наличии трех факторов: чувство ответственности, сфокусированное внимание и отсутствие страха перед ошибкой. За эти три показателя и отвечает коуч-руководитель, который не утверждает, а спрашивает. Ведь в случае, когда человек слушает, он становится потребителем и отказывается думать. В продуктивной команде сотрудники сами генерируют решения и являются “производителями”.

Формула правильных вопросов существует. Она основывается на 6 тезисах:

  • Подразумевает множество ответов (“да” или “нет” не подходят)
  • Позволяет двигаться дальше в рассуждениях и мыслить глубже.
  • Проясняет картину мира другого сотрудника.
  • Располагает к планированию будущих задач.
  • Не навязывает мнение.
  • В начале запроса имеет вопросительные слова: что? сколько? когда? какие? почему? и др.

Вот примеры того, как может выглядеть эффективная беседа с сотрудником

Запрос: “Почему я, а не кто-то другой, буду делать эту задачу?”

Ваш ответ: “Как компания может помочь тебе решить задачу? Какие ресурсы необходимы? Как ты сам оцениваешь свои возможности и способности?”

Запрос: “Не могу придумать ничего для выстуления? Что добавить, как строить презентацию?”

Ваш ответ: “Что ты хочешь донести до слушателей? Какие действия они должны сделать после твоего выступления?

Запрос: Я в тупиковой ситуации и не знаю, что дальше делать.

Ваш ответ: Какой итог ты сам хочешь видеть? Какая цель проекта и какую роль играет в ней эта задача? Что в итоге даст решение этой проблемы?

0
1 комментарий
Семен Смирнов

Спойлер

Коучинг начинается и заканчивается 3 примерами в конце

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда