Репутация, технологии, высокие цели: как монетизировать любовь к архитектуре
11 работающих советов от проектного бюро «Крупный план»
В архитектуре главное - баланс между творчеством и бизнесом. Все архитекторы хотят получать и реализовывать масштабные интересные проекты, которые заказчик, конечно, доверяет крупным бюро. Рассказываю, как создать такое бюро с нуля и что делать, чтобы оно развивалось и было успешным.
Продумать концепцию
Для начала нужно определиться с концепцией. Придумать то, что будет вас выделять среди конкурентов. Используйте свои сильные стороны, опирайтесь на них и развивайте. Мы с партнером, Андреем Михайловым, создали проектное бюро, объединив свои профессиональные качества: я как архитектор, а он как конструктор. И получили возможность выполнять полный цикл работ, архитектурных и инженерных. В вашем случае это может быть, наоборот, специализация на одной сфере, в которой вы будете лучшими. Нестандартный подход, оригинальные творческие идеи, высокое качество работ, технологичность, гибкость, мультизадачность – выберите свою фишку и работайте с ней.
Не бояться мелких заказов
Крупная компания - это большой штат сотрудников и много разных заказов. С нуля серьезный масштабный объект получить непросто, поэтому на стадии становления вашей компании все равно придется заниматься множеством мелких и не всегда интересных объектов. Не нужно бояться этого этапа. Все эти проекты помогают приобрести необходимый опыт и наполнить портфолио, а также дают возможность коллективу сработаться и притереться друг к другу. По мере роста будет увеличиваться и количество заказов.
Оценивать проекты с разных позиций
Для архитектора очень важно на любой проект смотреть с четырех позиций: с точки зрения заказчика, пользователя, архитектора и строителя. Ваш проект должен устраивать все эти четыре стороны.
Диверсифицировать проекты
Если вы получили крупный проект с высокой маржинальностью, то это очень выгодная история. Но и риски тоже высоки. Нельзя замыкаться на одном заказчике или одном объекте. Потому что любая задержка в платежах или некие бюрократические проволочки лишат финансового потока всю компанию и поставят ее под угрозу закрытия – таких примеров достаточно много. Риск обанкротиться и закрыть компанию очень высок. Поэтому нужно стараться работать с как можно большим количеством разных заказчиков и объектов.
Выстраивать бизнес-процессы
Архитектурное бюро, как и любая крупная компания, требует грамотно выстроенных бизнес-процессов. Для этого имеет смысл получить дополнительное образование в области управления. Не нужно бояться бюрократизации. Графики внутри компании, должностные инструкции, планерки, совещания, иерархия, штрафы, премии, контроль рабочего времени – все это необходимость для создания максимально устойчивой структуры, которая не развалится, если руководство компании, например, уедет отдыхать. Ручное управление – путь в никуда, к многочисленным ошибкам и текучке кадров.
Перестраивать структуру
По мере роста компании важно пересматривать и перестраивать ее структуру. Архитектурное бюро со штатом 15, 50 и 150 человек – это абсолютно разные структуры.
Следить за качеством и репутацией
На успех компании очень сильно влияют качество проектной документации и репутация на рынке. Крупные девелоперские компании и другие заказчики общаются и обмениваются мнениями, и если вы кому-то подойдете, то вас будут рекомендовать на девелоперском рынке.
Использовать современные технологии
Минимизировать ошибки поможет применение BIM-технологий, которые позволяют создавать продуманный проект, проверенный со всех сторон. Создание максимально подробной информационной модели и постоянный мониторинг того, что происходит у смежников, - это путь к минимизации рисков. Мы начали работать с информационным моделированием 5 лет назад, и сейчас количество ошибок и недоработок у нас уменьшилось на порядок. Сегодня мы просто не берем на работу сотрудников, которые с этой технологией не знакомы.
Растить своих профессионалов
При росте архитектурного бюро появляется прослойка главных архитекторов и главных инженеров, и компетентных людей найти очень сложно. Растите своих. К примеру, многие из наших специалистов BIM пришли к нам инженерами и архитекторами и потом, заинтересовавшись темой, стали программистами.
Любить свое дело, заказчиков и сотрудников
Без любви и вдохновения от своей работы ни в одной профессии успеха не добиться. При этом очень важно максимально прислушиваться к заказчику. Зачастую он смотрит шире, обладая большим опытом и широким кругозором, видит то, чего мы, архитекторы, не видим, и может быть прав даже в архитектурном смысле. Не надо становиться в позу и быть категоричным, часто это не идет на пользу объекту. И, конечно же, важно создавать комфортную творческую и доброжелательную атмосферу для сотрудников, которые, приходя на работу, должны получать удовольствие от общения с коллегами и самого рабочего процесса.
Ставить высокие архитектурные цели
Архитектор всегда должен опережать свое время, смотреть как минимум на 10 лет вперед. Ведь он создает продукт на перспективу. Порой просто необходимо быть непримиримым – особенно если ты уверен на 100%, что ты знаешь лучшее решение для людей и для города. Тогда нужно сделать все, чтоб добиться реализации своего видения.
Супер! Можно применить и в других областях творчества!