{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Никогда не поздно войти в айти, или Можно ли стать программистом в 50 лет

Привет, друзья! Меня зовут Дмитрий Дементий, я редактор в Хекслете. Давайте поговорим об обучении программированию, карьере и возрасте.

Потенциальные студенты перед поступлением на курсы программирования часто задают три вопроса:

— Надо ли хорошо разбираться в математике, чтобы стать программистом?

— Какой язык программирования учить, чтобы быть востребованным на рынке труда?

— Не поздно ли изучать программирование в n лет?

О математике и языках программирования поговорим в следующих статьях. А сегодня разберёмся с возрастом. Ведь в переменную n люди подставляют не только солидные 45 или почему-то пороговые 30, но и смешные 25 лет и даже меньше.

Почему говорим о цифре 50

Всё очень просто: сменой сферы деятельности, изучением разработки и успешным трудоустройством в плюс-минус 30 лет уже сложно кого-то удивить. Например, в блоге «Хекслета» есть рубрика «Истории успеха», в которой можно найти мотивирующие рассказы на соответствующую тему.

Есть желание повысить планку и протестировать в теории новый потолок: возраст 50 лет. Может ли человек среднего возраста изучить программирование и использовать новые знания и умения для смены сферы деятельности, развития карьеры или дополнительного заработка? Давайте разбираться.

Справка: по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к среднему возрасту относится период между 44 и 60 годами.

Мозг — ягодка опять

Если кто-то оправдывает бездействие неспособностью мозга воспринимать новое из-за возраста, подсуньте ему книгу Барбары Страуч «Тайная жизнь взрослого мозга». В ней заместитель научного редактора New York Times госпожа Страуч показывает, что пик способностей мозга человека приходится на возраст между 40 и 60 годами.

Если не можете сразу принять данный факт на веру, читайте статью на эту тему в Daily Mail. А вот несколько тезисов, которые можно использовать как аргументы в споре. Ну, или как инструмент подбадривания тех, кто списывает неудачи в обучении на возраст.

Тезис первый: учёные с 1956 года тестировали когнитивные способности 6000 человек. Тесты проводились каждые 7 лет. Выяснилось, что когнитивные способности у людей выше в 40–50 лет, чем в 20 лет. То есть в 40–50 лет учиться легче, чем в 20.

Тезис второй: в среднем возрасте нервная система синтезирует миелин эффективнее, чем в юности. Больше всего миелина синтезируется в отделах мозга, который человек задействует чаще всего.

Справка: миелин — вещество, изолирующее нервные волокна и обеспечивающее эффективное проведение нервных импульсов.

Тезис третий: зрелый мозг менее восприимчив к дофамину. Это нейромедиатор, который в числе прочего отвечает за эмоциональный фон человека. Благодаря этому люди средних лет ведут себя более рационально, а эмоции меньше влияют на их поведение.

Что в итоге: мозг человека средних лет готов к обучению, поэтому его можно смело нагружать информацией.

В IT в 50 лет: а это вообще реально?

За рубежом — вполне реально. Вот несколько историй, которые удалось найти при подготовке этой статьи.

Кейс первый: Джиллиан Рейнолдс-Титко потеряла работу в 50 лет. Джиллиан больше 20 лет проработала физиком в лаборатории компании DuPont. Она несколько месяцев искала работу, а потом решила переквалифицироваться в программиста.

После нескольких месяцев обучения программированию Рейнолдс-Титко устроилась на работу в JPMorgan Chase на позицию бизнес-аналитика в сфере IT. Позицию Джиллиан можно назвать «проджект-менеджер»: она анализирует бизнес-задачи и на основе анализа формулирует рабочие задания для разработчиков. Рейнолдс-Титко немного программирует сама, но большую часть времени работает как управленец.

Кейс второй: Рави Шанкар Раджан лишился работы в 50 лет. Человек проработал на одном месте 20 лет, поэтому увольнение шокировало его. Но руководитель перед увольнением дал Рави Шанкару Раджану шанс: предложил должность программиста. Стоит отметить, что Раджан занимался разработкой в начале карьеры, но в последние 15 лет перед увольнением не открывал редактор.

Босс дал Раджану три месяца на обучение. Этого времени на переподготовку не хватило. Но через шесть месяцев Рави Шанкар Раджан стал, как он пишет, хорошим разработчиком. Человек работает программистом и IT-консультантом в родной компании.

Кейс третий: Линда Куколич проработала на одном месте 27 лет. Она занималась научной работой в Массачусетском технологическом институте. Женщина потеряла работу в 50 лет, но не захотела оставаться пассивной.

Линда стала изучать программирование. Через несколько месяцев она начала искать работу. После нескольких неудачных собеседований Линда получила должность тестировщика в Fidelity Investments. В настоящее время она работает на позиции senior-разработчика в этой же организации.

Если верить профилю в LinkedIn, Линда Куколич работает на позиции Senior-разработчика

Вот ещё несколько историй об изучении программирования в солидном возрасте. The New York Times рассказывает о Лиз Байгл-Брайант из Сиэтла, которая изучила вёрстку в 60 лет. Женщина устроилась в компанию Sound Transit на позицию специалиста по документообороту и вряд ли будет верстать веб-страницы. Но Лиз утверждает, что сертификат о завершении курсов по HTML и CSS помог ей получить работу в 60 лет. Она доказала интервьюеру, что способна учиться новому. Благодаря этому Лиз получила приглашение в компанию.

Летта Рэйвен стала изучать программирование в 42 года и получила должность специалиста по технической поддержке в компании, которая разрабатывает программное обеспечение. Летта изучала Python, Ruby и JavaScript. Сейчас она не разрабатывает сама, но часто выступает на конференциях для женщин. Летта мотивирует участников учиться и искать работу в IT-индустрии, не обращая внимания на возраст.

Ну и на закуску. Ширли Маккероу из Австралии изучает программирование в 84 года. Ей помогает внук, который разбирается в коде. Ширли учится на онлайн-курсах Codecademy. Она не планирует искать работу. Госпожа Маккероу хочет создать онлайн-библиотеку «живых» открыток для поздравления близких с праздниками. Ширли будет счастлива, если библиотекой будут пользоваться другие люди.

Промежуточный итог: в англоязычном интернете есть много историй об изучении программирования в возрасте 50 лет и старше. Есть люди, которые осваивают разработку и получают работу программиста. Есть люди, которые благодаря курсам программирования или вёрстки убеждают работодателя в способности осваивать новое. А некоторые люди благодаря изучению программирования борются с возрастом и получают удовольствие от того, что кто-то будет пользоваться их продуктом.

А тут, бабуль, вместо циклов лучше использовать мапы и редьюсы

А как у нас: реальная история трудоустройства и мотивирующие кейсы от студентов Хекслета

Сразу к делу: автор поста «Мои года — моё богатство» рассказывает об изучении вёрстки и программирования в 56 лет. Несколько очень интересных историй об изучении программирования в среднем возрасте есть в комментариях к этой статье. Но самую интересную информацию читатели vc.ru получат из первых рук.

Ведущий инженер-разработчик компании Health Samurai Андрей Иванов рассказал свою историю трудоустройства. Андрею 45 лет, а программистом в Health Samurai он устроился в 43 года. Автор истории — активный участник сообщества Хекслета, известный под ником ivana. Вот его комментарий.

Меня зовут Андрей Иванов, мне 45 лет. Работаю в компании Health Samurai, в работе использую язык Clojure. Устроился в эту компанию разработчиком в 43 года.

Ради справедливости нужно отметить, что так или иначе соприкасался с программированием со школьных лет. На уроках информатики проходили «Бейсик». В университете, а я учился на физфаке, программировал на «Паскале».

После университета я работал инженером на предприятиях военной отрасли. Там я не был прямо связан с программированием. А примерно в возрасте 25 лет я переквалифицировался в специалиста по 1С.

Параллельно изучал программирование. «Щупал» разные языки, включая F#, Haskell, Lisp, Clojure. Пользовался информацией, которая есть в открытом доступе. Программирование было моим хобби, пока два года назад CEO Хекслета Кирилл Мокевнин не порекомендовал обратиться в компанию Health Samurai. Я выполнил серьезное тестовое задание, по итогам которого устроился на работу.

Возраст не мешал мне изучать программирование. Никаких проблем в этом плане я не испытывал. Здесь есть другой момент: в 30 или 40 лет у человека обычно есть социальные обязательства, семья. Изучение программирования требует времени, а вам надо обеспечивать семью и уделять ей время. Если вы решите эту проблему, например, будете заниматься по ночам, по выходным или как-то ещё, всё получится.

Обратите внимание, программирование — дешёвое хобби по сравнению с другими увлечениями. Вам не надо покупать дорогое оборудование, например, экипировку для скалолазания, не надо никуда ездить. Вся информация есть в интернете, её там хватит на много жизней.

Был ли возраст помехой при трудоустройстве? Примерно в половине компаний, куда я отправлял резюме, HR’ы прямо говорили, что я не подхожу из-за возраста. Зато во второй половине компаний о возрасте вообще не спрашивали

Андрей Иванов
, Ведущий инженер-разработчик в Health Samurai

Да, Андрей Иванов нашёл работу программиста не в 50, а в 43 года. И да, автор истории долго изучал программирование самостоятельно, а также работал с 1C. Тем не менее рассказ получился показательным. Андрею удалось превратить хобби в профессию. Он не опускал руки, когда получал отказы из-за возраста. Можно ли что-то добавить к словам Андрея Иванова? Наверное, стоит только повторить основные тезисы:

  • возраст не мешал мне изучать программирование. Никаких проблем в этом плане я не испытывал;

  • программирование — дешёвое хобби по сравнению с другими увлечениями. Вся информация есть в интернете, её там хватит на много жизней;
  • примерно в половине компаний, куда я отправлял резюме, HR’ы прямо говорили, что я не подхожу из-за возраста. Зато во второй половине компаний о возрасте вообще не спрашивали.

Вероника Ильина, HR-консультант Хекслета: в HR-сообществе продвигается история возрастных кандидатов

Перспективу трудоустройства на позицию программиста в 50 лет прокомментировала Вероника Ильина, HR-консультант Хекслета. Слово эксперту.

С одной стороны, найти работу в IT, а особенно без опыта, в таком возрасте максимально непросто: 25-, 35- и даже 40-летнему тимлиду очень трудно продать такого кандидата. Потому что первый же вопрос будет: «Ну как с ним будет общаться моя команда, которой он в отцы годится? И как им буду управлять я?». И трудности с общением действительно возможны — когда тебе 20 и ты тестировщик, как-то морально тяжело воевать за качество против человека, который старше тебя в 2,5 раза.

С другой стороны, сейчас в том же HR-сообществе, а именно оно в итоге опирается на такую информацию и продает таких кандидатов руководству, активно продвигается история возрастных кандидатов вне зависимости от области работы. Как преимущества перечисляется очевидное: богатый жизненный опыт, большая стабильность — дети выросли, квартира есть, машина с дачей тоже, работай себе сколько работается. Плюс готовность принимать предлагаемые компанией условия, даже если это не удалёнка или хипстерский коворкинг со смузи-машиной, а, например, жесткий график с 9 до 18 и дресс-код.

Ну и наконец, люди частенько берут на работу тех, кто на них похож. И с каждым годом технические директора, тимлиды и прочие нанимающие менеджеры не молодеют и сами. Поэтому они лучше воспринимают и понимают таких кандидатов, и лучше понимают, как можно с ними построить работу даже в команде 20-летних. Потому что они уже работают с такими командами при примерно такой же разнице в возрасте.

Вероника Ильина
, HR-консультант Хекслета

Если подытожить слова эксперта, получаем следующее: сложности с трудоустройством у пятидесятилетнего кандидата будут. Но ситуация с возрастными кандидатами меняется в лучшую сторону.

Так стоит ли учить программирование в 50 лет

Ответ очевиден: учиться полезно в любом возрасте. Мозг человека выходит на пик своих возможностей между 40 и 60 годами, и этим грех не пользоваться.

Нужно быть готовым решить две проблемы. Первая — социальные обязательства. Если вы планируете всерьёз изучать программирование, придётся тратить на это время. То есть вы будете уделять меньше внимания работе, семье, друзьям, рыбалке (нужное подчеркнуть).

Вторая проблема — поиск работы. Эйджизм в сфере IT существует, как и в других сферах. В то же время отношение эйчаров и руководителей к возрастным кандидатам постепенно улучшается. В англоязычном интернете есть много историй обучения программированию и трудоустройства в 50 лет. В русскоязычном сегменте интернета таких историй пока мало, но их точно будет больше.

И финальный тезис: в любом возрасте легче плыть по течению, чем что-то менять. Подумайте об этом, когда будете включать очередную серию какой-нибудь «Игры чернобылей» или гонять на танчиках по виртуальным полям сражений.

0
131 комментарий
Написать комментарий...
Георгий Беглорян

Что за бред про пик активности мозга 40-60? Все великие мозги нормально работали до 30, а потом только пользовались результатами. Помните, нейроны только отмирают и доказательство этому статья выше.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dementiy
Автор

У нас столько нейронов, что хватит на много жизней. Дело не в нейронах, а в нейронных связях. И вот их мозг умеет строить в любом возрасте. Главное, пользоваться мозгом.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян

Это не так. Эволюция наделяет новорожденный плод ограниченным количеством нейронов и возможным количеством нейронных связей для адаптации к среде. В процессе взросления человеческая особь использует часть нейронов и формирует возможное количество связей для удовлетворения потребностей. С возрастом количество нейронов уменьшается, а не сформированные связи, некачественно сформированные - прекращают свое существование. По этой, анатомическим и другим причинам с возрастом человека уменьшается эффективность работы органа и увеличивается риск нейродегенеративного повреждения мозга. Многие заболевания мозга "возрастные".

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dementiy
Автор

Но нейронов у нас ведь с огромным запасом

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян

Не известно в какой среде появится плод, поэтому ему предоставляется "банк нейронов" которые распределены в последовательности возможного их использования на ограниченный период для выживания. Нельзя войти в "банк" просто так, когда захочешь, а для стариков он и вовсе закрыт. Для чего эволюции иначе делать огромный запас? Для квантовой биологии или ядерной физики? Или освоению программирования?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dementiy
Автор

Нельзя войти в банк нейронов, но это и не требуется. Можно учиться новому: играть на музыкальных инструментах, изучать иностранные языки, изучать программирование. Кстати, человеческие языки сложнее компьютерных, то есть выучить условный французский сложнее, чем условный PHP. Что, в 60 лет не изучают люди иностранные языки?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян

Эта статья основана на статье 10 летней давности, сейчас знания нейробиологов о возможностях мозга изменились. После 30-ти мозг стареет, его возможности уменьшаются, а после 50 происходят необратимые нейродегенеративные изменения, понимаете, школьники не знают кто такой Альцгеймер и Паркинсон. И да, мозг так устроен, что с возрастом ваш словарный запас может увеличиваться, а работа, при этом лобных долей отвечающих за принятие решений может сильно ухудшиться.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dementiy
Автор

Статья не основана на другой статье. Здесь просто есть примеры. То есть вы хотите сказать, что в 50 (или после 50, конкретно когда - в 51 или в 97?) происходят необратимые нейродегенеративные изменения? Какие именно нейродегенеративные изменения? Демиелинизация нервных волокон? Гибель нейронов в результате ишемии, вызванной атеросклерозом? Что, у всех в 50 болезнь Альцгеймера и Паркинсона?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян

Статья основана на древней статье, именно древней и неавторитетного нейро ученого. Есть жизненный цикл и есть старение, которому подвержены все приматы. Это значит что мозг всех приматов стареет, но это не означает что болезнь затрагивает каждого, поэтому утверждение выше не касается здорового старения мозга. Со списком нейродегенеративов можно ознакомиться в МКБ

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dementiy
Автор

То есть вы хотите сказать, что в 50 лет человек не может выучить программирование? Я знаком с нейродегенеративными заболеваниями и с МКБ. Поэтому и спрашиваю, что по вашему мнению происходит с мозгом в 50 лет. Да, болеют люди нейродегенеративными заболеваниями. В том числе в юном возрасте. Но не всегда же в 50 лет эти заболевания развиваются :)

Ответить
Развернуть ветку
Илифт Градпульевич

Георгий, у меня есть знакомые с Паркинсоном в 30 лет, с рассеянным склерозом, но причин тому тысяча и факторов миллион. При этом мозг у них в отличном состоянии. Вы пожалуйста не путайте это всё. А вообще, вот интересная книжка, написанная как раз теми, кому 50+ Недорого стоит. Пару сотен. https://www.litres.ru/vladimir-yakovlev-vayner/uhod-za-mozgom/chitat-onlayn/

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dementiy
Автор

Рассеянный склероз — вообще болезнь молодых (

Ответить
Развернуть ветку
128 комментариев
Раскрывать всегда