Памятка поступающим, или насколько справедливо называть образование «высшим»

Да, я знаю, я не открыл никому «Омерику». Выпускники школ 2019 года, почитайте! И университетов тоже. И кому оно нужно сегодня, это высшее образование?

Преамбула

Тема назревала у меня года полтора так и в последние дни особенно сильно не давала мне покоя. Каждый день я вижу в соцсетях счастливые лица своих товарищей, с дипломами в руках и подписями а-ля «теперь я магистр» или «дипломированный специалист с 6 июня 2019 года». Друзья, вы даже не подозреваете, что самое сложное еще впереди.

На написание этой статьи меня вдохновила заметка «От оптимизма до отчаяния — как я, будучи выпускником, потратил 4 месяца на поиск работы». В ней я узнал себя от начала и до конца. Хочу подсказать сегодняшним выпускникам, на что обратить внимание и к чему быть готовым при поступлении в университет, чтобы не стать «дипломированным специалистом» за рулем Uber или прилавком McDonald's.

Вы там в своей Москве совсем охренели?

Если предыдущий автор ставил вполне себе приземленные цели (зарплата 30 тысяч рублей в месяц), то мои амбиции были гораздо более серьезными при поиске работы. Но давайте по порядку.

Меня тоже зовут Никита:

  • мне 23 года;
  • в 2018 году я закончил РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, (средний балл 4,78, все профильные предметы на «отлично»);
  • из опыта за плечами две практики на одном из интереснейших месторождений в России;
  • различные продвинутые навыки специального моделирования различных процессов на месторождении, статистика, программирование: Python, Matlab, Swift;
  • конференции и конкурсы, которые, кстати, дали бесценный опыт.

При поиске работы я руководствовался принципом: «Я не собираюсь делать чей-то бизнес успешным, пока меня держат за дурака». Иными словами, я хотел человеческого отношения к себе и свои услуги оценивал в 150 тысяч рублей помесячно. В принципе я бы с лёгкостью согласился и на более низкую зарплату, скажем, около 100 тысяч рублей, если бы я видел перспективы роста.

Я знаю, возможно, это вызовет негодования, мол «кто ты такой, чтобы тебе платили такую зарплату». А я вам отвечу, я пять лет учился с должным прилежанием, почему моя зарплата должна быть сравнима с зарплатой грузчика в «Шереметьево»? Зачем я учился тогда?

Средняя зарплата на то и средняя, что она между неквалифицированным и высокоинтеллектуальным трудом, и у «дипломированного специалиста» она должна быть явно выше среднего.

Почему 150 тысяч? Это лично моё мнение того, сколько бы мне хватило для комфортной жизни. Чисто по фактам: более-менее достойная квартира на съём в Москве — около 40–45 тысяч рублей.

Расходы на еду — около 30 тысяч рублей (если, конечно, не макарошками питаться, которые всегда стоят одинаково). Ну и по мелочи: проезд в метро, бензин, каршеринг, с девочкой в кино, в ресторан, в клуб, ещё чтобы на одежду и на отпуск хватило отложить. Я всё-таки молодой человек, чего мне дома-то сидеть?

Недавно встретил свою старую знакомую. Как и Билл Гейтс, она бросила учёбу на первом курсе ради любимого дела. Насколько я понял, она визажист. По её словам, зарабатывает 140 тысяч рублей в месяц. И тут я вспомнил своих крайне талантливых товарищей по университету, которые вынуждены перeбиваться с 50 до 70 тысяч в месяц в зависимости от настроения начальника.

Что случилось дальше

Не поверите! Но я догадывался, что, скорее всего, мне не удастся найти такую работу. Поэтому я начал готовить план Б.

Примерно за год до окончания университета начал искать магистерские программы за рубежом. Весь процесс достоин отдельной заметки, поэтому не буду его подробно описывать здесь.

И тут уж всё прояснилось, и я наконец увидел, насколько отличается подход и студентов, и преподавателей к процессу обучения. Из отличий могу выделить:

  1. Преподаватели не позволяют повышенных тонов, не обзывают студентов, а уважительно и на равных ведут диалог, в отличие от нашего клише «я бох — ты лох», также известного как «ну какие же вы тупые».
  2. Преподаватель существует для студента, а не студент для преподавателя.
  3. После занятий преподаватель уходит последним, пока не ответит на все вопросы студентов. У нас всегда было а-ля «у меня обед», «не беси меня» или же просто закрывали дверь на ключ с обратной стороны.
  4. Как бы это ни было сложно, но невозможно заработать какие-либо положительные очки за неформальные отношения с преподавателем.
  5. Оценивают на столько баллов, на сколько заслужил, отправляют на пересдачи нещадно, несмотря на то что платишь большие деньги.
  6. Учебники переиздаются достаточно часто, что позволяет внедрять в учебный план самые современные научные достижения и разработки.
  7. Дедлайны устанавливаются в день задания и часто весьма адекватные для выполнения, а не «приносите готовое задание на следующий семинар завтра».
  8. Ещё про дедлайны: нельзя назначать дедлайн, если на неделе уже кто-то другой назначил. У нас как: четыре пары и на все домашка, приходилось прогуливать.
  9. Пожалуй, 90% студентов крайне заинтересованы и мотивированы на работу, а преподавателям интересно с ними работать.

Студентам скучно — преподавателям тоже

В принципе я не имею ничего против ЕГЭ как унифицированного средства оценки академических способностей выпускника школы. Равно как не имею ничего против бесплатного образования.

Я просто считаю, что оно не должно быть настолько доступным, насколько оно доступно сейчас. Плохо учишься — или плати, или уходи. А что толку перебиваться с двойки на тройку, чтобы по итогу не иметь ничего в голове, зато бить в грудь и кричать о «высшем» образовании.

У одного моего знакомого было девять долгов единовременно при восьми-то предметах в семестре. Это влияет не только на имидж вуза, выпускающего такого студента, но и в целом на всех обладателей корочек. Мне однажды с моим дипломом откровенно смеялись в лицо. Я их понимаю — имеют право!

Конечно, такая атмосфера демотивирует преподавателей и студентов, которые видят, что можно ничего не делать (или хотя бы вставить микронаушник), получить свою тройку и сиять с дипломом на выпускном.

Я никогда не мог понять, почему троечник-КВНщик, получает диплом из рук ректора на равных со студентами-отличниками?

Я честно не знаю, чем сегодня занимаются преподаватели в вузах, материалы устаревают, учебники не переиздаются и не правятся под современные реалии.

Индустрия (говорю за нефтегазовую) требует универсальных солдат, которые обладают широким спектром знаний. А для обучения таких солдат должны быть подготовлены новые датасеты, введены курсы программирования и обучения специальному профессиональному ПО.

Меня же учили интерпретировать бумажные варианты, и да, это, наверное, полезно, но руки у меня росли не из того места, так что карандаш я стирал часто до дыр.

Как они говорили: «Вот будешь на месторождении без интернета и электричества, как будешь строить модель?». Страшный сон менеджмента — бурить скважину по чертежу от руки и расчётам в столбик. Давайте ещё палку-копалку будем использовать вместо экскаватора, а что делать, если солярки для него не будет.

Так уж получается, что, проучившись пять лет в университете, вы получаете специализацию профтехучилища и можете рассчитывать лишь на позицию, которая подразумевает самый низкоквалифицированный труд. Поздравляю, вы потратили четыре года своей жизни впустую!

Перспективы есть

Если бы я сегодня поступал в университет, я бы выбирал из следующего списка:

  • МГУ им М.В. Ломоносова — один из немногих университетов, где реально дают знания. Всех, кого я встречал на своем пути, крайне интеллигентные и успешные люди. Про гуманитариев не знаю.
  • МФТИ — интересно, что на собеседование в одну из нефтяных компаний в Москве, пришли разные кандидаты, из разных вузов. Решили тесты по математике и логике только выпускники МФТИ, остальные — увы.
  • Очень интересные магистерские программы предлагает сегодня, например, КФУ. Я бы рассмотрел такой вариант, если бы он попался мне под руку раньше.

Радует, что индустрия начинает стимулировать отечественных производителей образования внедрять современные технологии. Если вы зайдёте на сайт Газпрома в раздел «Карьера», вы увидите сноску «Желательно иметь диплом зарубежного университета».

Неспроста ведь это указано. Значит, рано или поздно отечественные вузы прекратят слепое отрицание зарубежных технологий и внедрят их в образовательные программы.

Мои советы абитуриентам сегодня

Я представляю, насколько сложно в 18 лет сделать выбор всей свой жизни, и это действительно сложно. Стоит поговорить с родителями, друзьями, поинтересоваться современными технологиями или просто посмотреть на себя: какой предмет вам больше всего нравился в школе? В конце концов, откройте HeadHunter и посмотрите, какие специальности сегодня востребованы.

Определенно, никогда не устареет медицина, на долгие века будут крайне востребованы технологии, связанные с космосом и искусственным интеллектом.

Какие ошибки можно совершить при поступлении и дальнейшем обучении в университете:

  1. Вам точно не нужен специалитет. Это какой-то пережиток советских программ подготовки, он постепенно исчезает из университетов, но где-то еще есть. Это не даст никаких преференций при поиске работы. Вы потеряете год впустую.
  2. Если вам не нравится то, что вы изучаете, или вы действительно чувствуете, что это не ваше — лучше бросить, чем потерять свое время или, что еще хуже, всю жизнь посвятить нелюбимому делу.
  3. Учите языки. Мне всегда казалось непонятным, почему у большинства моих экс-одногруппников была страшная ненависть к английскому языку. Как сегодня быть специалистом без знания языка, хотя бы английского? Весь софт, множество полезнейшей литературы — исключительно на английском языке.
  4. Самосовершенствуйтесь. Если вы чувствуете, что у вас есть свободное время, сегодня полно сервисов, которые бесплатно, или за небольшую плату дадут возможность изучить что-то новое, что может пригодиться вам в карьере. Запомните, никакое обучение не бывает впустую и примеры из моего опыта есть!

Подытоживая сумбур выше

Я не утверждаю, что наши вузы говно. Я нахожу себя местами даже более подготовленным к работе нежели мои нынешние одногруппники. Но, разумеется, подходы к преподаванию устаревают морально, практически и теоретически.

Очевидно, тренд «бешеного принтера», который печатает по тысяче дипломов в год лишь в одном университете, далеко не всегда положительно сказывается как на текущих, так и на бывших выпускниках, и, безусловно, снижает общий рейтинг заработных плат в отдельной отрасли.

И сегодня уже не так важно обладать корочкой, как обладать реальными знаниями. И, наверное, имеет смысл сделать выбор в пользу коротких годовых курсов по программированию, вместо пяти лет лекций по истории, философии и прочим предметам, «утвержденным учебным планом партии».

Я-то лишь ратую за то, чтобы распределение заработных плат было справедливым между квалифицированным и неквалифицированным трудом и университеты не стеснялись отчислять студентов, поднимали имидж высшего образования и выпускали действительно достойных специалистов.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Семен Смирнов
На написание этой статьи меня вдохновила заметка "От оптимизма до отчаяния - как я, будучи выпускником, потратил 4 месяца на поиск работы"

До комментов там не дочитал? Там несколько раз сказано, что вышка формирует мышление, развивает прикладные навыки прежде всего, а не те, за которые сходу начнут платить 150 тыс.

Не надо ее считать квестом, пройдя который кто-то начинает что-то быть должным. Хочешь зарабатывать - практикуйся, читай, общайся, узнавай, бегай.

Полно людей, нормально зарабатывающих без вышки, и как и тех, кто с вышкой стоит за кассой а то и работу не может найти - это говорит о том, что сама по себе вышка не означает вообще ничего

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mh

Да, Вы правы. Но в защиту автора скажу следующее - а что делать тем, кто заплатил за образование существенную сумму и на выходе, когда его рассматривают работодатели, он получает «дешевые» предложения из-за того, что он молодой? Вот здесь главное в статье. За рубежом, условно, есть уровень по рынку, на который можешь рассчитывать уверенно. Да, я не исключаю тот факт, что надо бегать, проявлять себя в учебе. Но даже при это маловероятно, что не являясь выпускником МГУ, получишь желаемую должность и зарплату.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yasenkov
Автор

В ваше время, это в какое? до 2014? тогда у всех все хорошо было

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yasenkov
Автор

да не ниче, обнищали в два раза прост)))
нефть вроде упала тоже, ну а мы че, раньше продавали баррель получали 30 рублей за доллар, а теперь 60

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yasenkov
Автор

Это отсюда

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда