Как вычислить плохого SMM-щика, перед тем как нанять его

Привет! Меня зовут Милита, и я недавно посчитала, что за время работы в маркетинге (а это всю жизнь) я каким-либо образом сталкивалась с более чем сотней SMM-специалистов. Из них (примерно):

  • 60 — провела собеседование.
  • 10 — сотрудничала.
  • 10 — наняла на работу и уволила.
  • 4 — наняла на работу и не уволила.
  • 5 — училась у них.
  • 12 — проводила стажировку.
  • 13 — получала предложения о сотрудничестве от агентств.

Таким образом, я примерно подсчитала, что где-то из всех SMM-щиков только 25% действительно чего-то стоят. Остальные 75% — либо глупы, либо слишком неопытны. И если не навредят бизнесу, то точно ничем не помогут.

На самом деле, достаточно всего пяти минут, чтобы отличить «маркетолога, специализирующегося на социальных медиа» от «эсэмэмщика, который имеет огромный опыт постить фотки во “ВКонтакте”».

Чем плохой SMM-специалист может навредить

Ну для начала — сожрать кучу бюджета. Особенно бойтесь недавних выходцев из агентств. Их там научили делать наценку на простую услугу 500% и продавать её с помощью умных слов. Например:

  • Комьюнити менеджмент — 20 000 рублей в месяц.

Это ответы на комментарии, если что. И ответы на личные сообщения от подписчиков. Сколько у вас в соцсетях в день обращений? Стоит оно того?

  • Перфоманс-маркетинг — 15 тысяч рублей в месяц.

Это значит, что он раз в месяц скажет: «Слишком много денег тратим на паблики. Давай на блогеров лучше всё вбухаем».

  • Оформление постов — 15 тысяч рублей в месяц.

Тут бейте первым и спрашивайте: это разработка айдентики? Если ответит да, то уточните, в какой программе он будет работать. Если скажет что-то, что не Photoshop и не Illustrator, то прощайтесь. Значит, сделает в Canva вам два-три способа оформить текст на картинку, потратит два часа, и всё. Это два вопроса с подвохом, пользуйтесь.

Это беда большинства новоиспечённых фрилансеров, которые покинули стены агентства и теперь представляют, что они сами агентство. Уходите от таких сразу.

Плохой специалист может также:

  • Испортить репутацию (если окажется агрессивным или неграмотным).
  • Уничтожить существующие охваты (если окажется ленивым).
  • Оставить вас без соцсетей (если не следит за трендами и не в курсе, что сейчас эра блокировок).

Лучше, чтобы SMM-специалист был активным потребителем вашей услуги или товара (то есть быть, кроме прочего, ещё и вашей ЦА), тогда ему не нужно будет проводить «исследование рынка и аналитику продукта» 25 тысяч рублей, если вы понимаете, о чём я.

Четыре вопроса без подвоха, чтобы вычислить, достаточно ли опыта у SMM-менеджера

1. Сколько нужно денег на таргетированную рекламу, чтобы увеличить количество наших подписчиков в два раза?

Правильный ответ: нельзя ответить так просто, не проводя тесты.

Неправильный: любая названная сумма, даже если приблизительно.

Если SMM-менеджер скажет вам хотя бы примерную сумму, значит, вы окажетесь для него проектом, который впервые откроет ему глаза на то, что без тестов давать никаких гарантий нельзя.

2. Как вы будете отслеживать конверсии из соцсетей и понимать, сколько перешло на сайт из шапки, а сколько из описания профиля?

Тут менеджер должен упомянуть про UTM-метки, Google Analytics, «Яндекс.Метрику» и корректно настроенные цели на сайте.

3. Представьте ситуацию: мы даём рекламу у блогера, но при этом у нас акция на товар. Какую ссылку лучше поставить в профиле Instagram на сайт: на разводящую страницу сайта или на акционный товар?

Правильный ответ: Taplink избавит вас от мук выбора. Он должен быть уже у любого коммерческого аккаунта.

4. Как вывести публикацию в Instagram в топ?

Правильный ответ: заморачиваться с контентом, искать то, что очень интересно аудитории.

Неправильный ответ, от которого можно заканчивать собеседование: накрутить лайки, запустить рекламу на пост.

Безусловно, на собеседовании стоит задать гораздо больше вопросов, этими четырьмя ограничиваться не стоит.

KPI

SMM развивается очень быстро и отношение к KPI — тоже. Моё личное мнение — KPI для SMM сейчас опасная штука. Если вам не повезёт и вы встретите не совсем добросовестного специалиста, но при этом амбициозного, то поставленные ему KPI навредят вашим соцсетям.

Примеры KPI и во что это может вылиться:

  • Подписчики — неуспевающий выполнить KPI специалист может их накрутить. Накрученные подписчики приводят к разрушению ваших имеющихся охватов. Погуглите об этом.
  • Комментарии, лайки, охваты. Тоже накручивается. Как итог — реальные люди не идиоты и прекрасно это видят. Сейчас это не просто немодно, а дурной тон. Да и можно за это схватить бан.
  • Обращения в Direct. Да, такой KPI я как-то ставила, мне тогда это казалось отличной идеей. Но оказалось, это может привести к некачественному общению с клиентом.
  • Трафик на сайт. Самый более-менее беспроигрышный вариант, кстати. Но может приводить к тому, что человек будет спамить в «Истории» и постоянно просить перейти на сайт в публикациях, что приведёт к оттоку драгоценных подписчиков.

В итоге KPI должен быть предложен специалистом и одобрен заказчиком. Это должен быть компромисс между полезностью для бизнеса, реальностью и комфортом для менеджера.

На что обратить внимание в портфолио и резюме

SMM-специалист должен хотя бы поверхностно, но разбираться в таких вещах, как:

  • Что такое контекстная реклама и как она работает, чем отличается от SEO.
  • Отличать продающие лендинги от плохих, создавать лендинги в конструкторе (в идеале).
  • Анализ трафика на сайте.
  • Дизайн (понимать, что красиво и стильно, а что — кошмар).
  • Работа в Photoshop или Illustrator.

Это мой личный опыт. Очень будет интересно узнать, какой у вас опыт взаимодействия с SMM-специалистами, какие вы ставили KPI и с каким проблемами вы сталкивались.

0
196 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Mutev

Сначала подумал вы родственница заместителя главного редактора VC, Дарьи: https://vk.com/daria_kh
Но потом почитал пост и понял, что вряд ли... Сомнительные у вас советы если честно. А в конце так вообще убили.

"Что такое контекстная реклама и как она работает, чем отличается от SEO" - собственно зачем, что даст заказчику его знания в этой области? Посадит его РК настроить в Adwords или метатеги на сайте поправить? Отличный тогда SMM получится.

"Отличать продающие лендинги от плохих" - что значит плохих? Не разу не встречал KPI: "Сделать не плохо"

"Анализ трафика на сайте" - серьезно, вот так взять и дать доступ к аналитике SMM-щику? Может сразу админский, пусть пиксель продает?

Дизайн (понимать, что красиво и стильно, а что - кошмар) - мне кажется выделять в статье красным блок текста правильный ответ и не правильный ответ, это "Кошмар"

"Работала в Photoshop или Illustrator" - оооо да, панацея.

Не понятно почему этот пост на главной странице, может и правда на VC кумовство зацвело.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тарасов

К сожалению, большинство работодателей ищут именно таких Рэмбо.
Видел тут вакансию Маркетолог-универсал. Так там за 45 тыщ хотели, чтобы помимо директа и адвордс, вёл группы, и разрабатывал дизайн билбордов.

Ответить
Развернуть ветку
193 комментария
Раскрывать всегда