Какие нюансы психики стоит учесть, если хотите работать удалённо

Нашли четыре подводных камня, которые могут вам навредить на удалённой работе. Попросили совета у психолога «Меты» и показали, как с проблемой справляются в команде Skyeng.

Спикеры вебинара «Удалённая работа — путь к счастью или головная боль». Слева эйчар компании Skyeng, справа психолог сервиса «Мета»

Сервис «Мета» подбирает психологов под запрос и бюджет клиента. Кроме подбора у «Меты» есть ещё одна цель — уменьшение барьеров перед обращением к терапии в России и формирование культуры внимания людей к себе.

Собрали основные выводы из вебинара 11 июля, на котором эйчар из Skyeng Александра Куликова и психолог Анна Уварова обсудили возможные трудности и их решения.

Статья будет полезна, если вы:

  • Работаете удалённо, но испытываете дискомфорт или неудовлетворённость рабочим процессом.
  • Хотите выйти на удалённую работу, но пока не определились.

В чём опасность удалённой работы

Фактор, который манит перейти сотрудников с офисной работы на удалённую, — самостоятельность: вы отвечаете за график работы, распределяете задачи, ограничиваете время на контакты с коллегами.

На практике происходит иначе. Вы теряетесь от перспектив и возможностей свободного графика: увлечённость задачей может закончится тем, что забудете поесть, пообщаться с друзьями или день недели. Работа постепенно заменит личную жизнь. Это только одна из опасностей удалённого формата.

1. Вы не можете остановиться работать

В офисе вашу усталость и спад энергии заметят коллеги и руководство. Они подойдут и предложат взять выходной или поговорить о возникших трудностях.

Удалённый формат не позволяет видеть ваше состояние людям на другой стороне мессенджера, а люди чаще склонны не договаривать и не признавать свои ошибки. Некоторые настолько увлекаются задачей, что не замечают, как пропустили время отдыха. Горящие дедлайны только усугубляют ситуацию.

Всё приводит к тому, что вы пропадаете с «радаров» заказчика и не можете адекватно выполнять задачи, заниматься собой и решать вопросы по дому.

В Skyeng нашли решение для команды: работа выстраивается спринтами по той методологии, которая удобна конкретной команде. Канбан или скрам, зависит от тимлида и участников. Стандартное время, в которое человек выходит на связь, — с 11 до 16 часов по Москве. Рабочий же день можно начинать до 11 и заканчивать раньше либо позже и заканчивать ближе к ночи.

Остальное время участник команды планирует самостоятельно: назначает встречи, декомпозирует задачи и отслеживает прогресс. Иногда вносятся коррективы, если есть личные причины, но это скорее редкость, чем правило.

2. Не получается планировать и расставлять приоритеты

Сложно выстроить график работы там, где отвлекают домашние дела и посторонние мысли.

Это вопрос ответственности и установленных рамок в проекте. Возможно, рамок нет, и тогда только вы решаете, как работать. Здесь включается проблема приоритетности задач.

Выстраивать режим так, как комфортно, — эффективнее с точки зрения психики. Если всегда планировать из установки «так надо», то рано или поздно случится внутренний бунт, падение производительности или прокрастинация.

Если появилась мысль, что «я теперь буду делать только так, как мне удобно», — будьте осторожны. Изменения должны идти плавно и перерасти в привычку. Нужно прислушиваться к своему состоянию: планирование графика должно идти из заботы.

3. Не хватает социализации и общения

Это возможная причина, почему человек может чувствовать вместо удовлетворённости и счастья разочарование от выбранного формата.

В офисе всегда есть темы для разговоров: обсудить новый костюм руководства, роман на рабочем месте или выпить чашечку чая с коллегой на кухне.

Удалённый формат позволяет вести беседы с холодильником и слушать звенящую тишину. Вашим постоянным собеседником становится мессенджер в телефоне и экран монитора.

В Skyeng одно из решений — развиртуализация. Они используют три правила, сокращающие дистанцию между участниками, которые не встречались вживую или видятся крайне редко.

  • По умолчанию созвоны происходят с использованием видеосвязи, чтобы человек видел, что по ту сторону экрана живой человек, с эмоциями и настроением. Это нарушается только в редких случаях, когда подключиться полноценно невозможно.
  • Выходить на связь можно откуда угодно, главное, чтобы верхняя часть тела была опрятной и на спокойном фоне, чтобы никто не мелькал сзади.
  • Использование в мессенджерах фотографии человека, а не зебры или кошки. Это дополнительно усиливает ощущение, что общаешься с живым человеком, а не с бездушной аватаркой.

Но без живого взаимодействия обойтись нельзя. Чтобы каждая команда в проекте, как отдельный космолёт, не бороздила пространство космоса впустую, компания устраивает выезд на неделю в одно место и работу в формате спринта, чтобы сделать конкретные задачи или попробовать новые. Уже успели съездить в Сочи, Турцию, Москву, Черногорию.

4. Уходите в ноль и не учитываете личные особенности

Это про планирование, ответственность и самоорганизацию. Это — причины того, почему не всем получается ловить удовольствие от работы.

В Skyeng каждый может запросить работу с коучем, чтобы проработать запросы, связанные с балансом личной жизни и работы, личными целями, уверенностью в себе, личной системой эффективности и планированием. Нужно, чтобы человек умел работать со временем и организовать себя.

Это ключевой навык, который проверяют в компании на этапе собеседования. Если его нет у человека, то он навредит проекту и сорвёт сроки. Поэтому чаще всего неорганизованные люди получают отказ при трудоустройстве.

Как прокачать навык самоорганизации тем, кто хочет работать удалённо

Рекомендации от психолога Анны Уваровой.

Самоорганизация вытекает из ответственности, а ответственность плотно связана со зрелостью личности и ресурсным состоянием.

Анна Уварова, психолог

Ответственность идёт из детства: если ребёнок своевременно начал брать на себя задачи, выполнять их, то он рос как личность. С ростом ответственности появляется свобода. Если этого не произошло вовремя, то могут появиться проблемы во взрослой жизни.

Поэтому если сейчас страшно брать на себя ответственность, то попробуйте сконцентрироваться на её позитивных сторонах при принятии решения. Проанализировать, чему научитесь, где разовьётесь.

Самоорганизованность — результат выбора стиля жизни. Если человек всегда срывает дедлайны, нарушает договорённости по проекту, то это показатель нелюбви к себе и неотработанной самоорганизованности. Чтобы исправить ситуацию, нужно задуматься: почему человек делает этот выбор, почему ему выгодно ставить себя в такое положение?

Сразу перестроить себя сложно. Но если дедлайн опять подкрался незаметно, то можно снизить уровень стресса с помощью техник релаксации и начать тренировать саморефлексию.

Техника релаксации

Поможет уменьшить напряжение и переключиться в спокойное состояние. Самое сложное — вспомнить о ней в момент стресса. Рекомендуется практиковать две-три минуты, чтобы ощутить изменения.

Как делать: садимся на стул, прижимаем плечи к ушам, сильно-сильно, затем резко расслабляем, потом опять прижимаем и отпускаем снова. Почувствуйте, как расслабляется спина. Обратите внимание, как вы сидите на стуле. Займите устойчивое положение.

Прикройте глаза и сфокусируйтесь на дыхании, понаблюдайте, как вы дышите. После того как заметите дыхание, оно начнёт выравниваться, становиться глубже. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Отпустите мысли. Продолжайте повторять две-три минуты. Теперь медленно выдохните и откройте глаза. Прислушайтесь к ощущениям.

При необходимости повторите ещё несколько раз, пока тело не расслабится, а дыхание не выровняется.

Главное

  • Внимательно относитесь к планированию задач: могут помочь сервисы Trello, Jira или другие из списка.

  • Не забывайте планировать отдых в распорядке дня так же ответственно, как и рабочие задачи.

  • Стройте режим дня из заботы и любви к себе.
  • Если чувствуете проблемы с ответственностью, то начните работать над этим сейчас.

  • Главное — будьте честными с собой и прислушивайтесь к состоянию.

И помните: удалённая работа не панацея от личных особенностей и проблем, но если проработать своё внутреннее Я и честно разобраться с организацией себя, тогда не важен формат, в котором вы работаете. Главное — чувство счастья и гармонии внутри.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Oleg Dergilev

И еще: на удаленке, человек выпадает из контекста компании, ее новостей, слухов и методов работы и часто плохо понимает как сделать что-то быстрее и эффективнее.
Как вечный новичек

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

На прошлой удаленке заводили отдельный чат для попизделок. Чаще всего здравые мысли в прод приходили из него. Лучше любых митингов и тимбилдинга.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда