«Новичкам важно сразу заявлять о себе»: дизайнеры-работодатели поговорили о джунах
Креативные и арт-директора МТС, «Азбуки Вкуса», Depot, Nine Squares и Dprofile подискутировали в Лектории Skillbox о приеме на работу джунов, их профессиональных компетенциях, возможностях и преимуществах. Какие бренды не готовы брать начинающих дизайнеров, а какие нанимают их с удовольствием? Собрали самое интересное в материале.
Дискуссия в Лектории Skillbox «Как найти работу джунам в дизайне?»
В дискуссии участвовали:
- Максим Чистов — основатель и арт-директор веб-студии Nine Squares.
- Анастасия Третьякова — исполнительный креативный директор брендингового агентства Depot.
- Виктор Рындин — генеральный директор Wemakefab, сооснователь Dprofile.
- Алексей Чупин — дизайн-директор МТС.
- Венера Смирнова — арт-директор в «Азбуке Вкуса».
Какие произошли изменения на рынке джунов
По словам Алексея Чупина, дизайн-директора МТС, за последние несколько лет в их компании изменились требования к джунам.
«Сейчас в экосистеме от начинающих дизайнеров ждут осознанного отношения к работе и задачам, а также прокачанных soft skills. Важно, чтобы человек понимал, куда и зачем он пришел работать, хочет ли развиваться в профессии и каким видит карьерный трек».
Эксперты поделились мнениями по поводу текущей ситуации с наймом джунов в корпорациях.
«Потенциальным сотрудникам достаточно отвечать простым требованиям: гибкость ума, желание развиваться, понимать запросы бизнеса, не бояться разговаривать с людьми и иметь свою точку зрения. Если junior соответствует этим качествам, у него есть все шансы получить работу».
Популярность креативных индустрий увеличивается, и в связи с этим растет спрос на начинающих дизайнеров. При этом решение брать джунов зависит от бизнес-процессов компании. Организации не всегда готовы принимать на работу начинающих специалистов — об этом рассказал Алексей Чупин.
«Примерно год назад мы изменили подход к найму джунов. Мы берем новичка только в случае, если можем обеспечить его наставником, который будет курировать интеграцию молодого специалиста в рабочие процессы экосистемы и помогать наращивать скилы. По этой причине сейчас мы больше нацелены на набор синьоров, чтобы в дальнейшем быстрее развивать джунов».
Виктор Рындин добавил, что ситуация инхаус довольно сильно отличается от того, что происходит в агентствах.
«Обучение специалистов — не основной фокус внимания в корпорациях. Они могут нанимать на работу мидлов и синьоров. Мы в агентстве не всегда имеем такую возможность и вынуждены приглашать менее скилловых специалистов, чтобы самостоятельно обучать их».
Венера Смирнова поделилась мнением, что люди, которые приходят в дизайн из других профессий, часто выделяются на фоне остальных начинающих специалистов.
«В „Азбуке Вкуса“ мы тоже принимаем джунов. Я заметила, что у людей, которые переучиваются на дизайнеров, уже есть soft skills и что они могут пригодиться в профессии. У такого человека отличается мышление, и нам тоже есть чему у него поучиться».
Как джунам начать карьерный трек
Виктор Рындин порекомендовал джунам погружаться в индустрию дизайна разными способами.
«Когда дизайнер начинает карьерный трек, он должен помнить, что есть фриланс, стажировка, работа в агентствах. Поэтому иногда, прежде чем пытаться попасть в большую корпорацию, можно пройти этот эволюционный путь, везде себя попробовать и улучшить свои hard skills».
Алексей Чупин добавил, что некоторые начинающие специалисты нравятся работодателям больше, чем профессионалы с многолетним опытом работы.
«На собеседованиях встречаются крутые джуны, которые блестяще знают теорию, понимают процессы, горят желанием получить место в компании, и видно, что они умеют работать. В таких случаях больше хочется нанять динамичного джуна, чем синьора с десятилетним опытом, который не погружен в вопросы и относится к ним поверхностно».
Какие задачи поручают джунам
Весной 2023 года МТС провел ребрендинг, в дизайн-сообществе активно обсуждался отказ от яйца в логотипе. Алексей Чупин рассказал, что внутри компании даже появилась шутка, что во всем виноваты джуны, которые «уронили яйцо». При этом, как пояснил спикер, начинающие специалисты не принимали участия в ребрендинге.
«Айдентика — очень частная история, и чем больше людей в нее вовлекается, тем хуже получается результат, потому что каждый привносит свое видение и концепция размывается. Развить идею и довести ее до конца может только ограниченная группа профессионалов».
Анастасия Третьякова и Венера Смирнова рассказали про профессиональные особенности джунов, которые ценятся работодателями.
«Преимущество джунов, в том, что даже в рутинной работе они создают классные фишки. На каждый макет они смотрят как на поле для деятельности, у них нет рамок, и иногда они выполняют работу лучше синьоров, у которых за спиной было несколько сотен однотипных задач».
«Мы доверяем джунам делать концепции — это всегда свежие идеи. Интересно посмотреть, что специалист может предложить, насколько он смелый и идейный. Также оценивается системность человека: джуны могут быть хаотичными и невнимательными, а в компаниях важны порядок и дисциплина».
Как джуны обучаются в компаниях
Виктор Рындин рассказал про один из предрассудков, который бывает у начинающих дизайнеров.
«Компания берет на себя большую ответственность, когда принимает на работу джунов. У новичков есть заблуждение, что, если они готовы работать бесплатно, они выручают организацию. Это не так, потому что на человека тратится много ресурсов».
Венера Смирнова поделилась мнением, что в зависимости от специализации иногда проще пригласить и вырастить джуна, чем искать специалиста со стороны.
«Например, дизайн упаковки — очень узкий профиль. Довольно сложно найти готового мидла в этом направлении. Проще взять начинающего дизайнера и вырастить его внутри компании. В нашей корпорации мы любим джунов».
Анастасия Третьякова добавила, что отличным вариантом для старта карьеры в дизайне может стать брендинговое агентство.
«В таких агентствах легче проходит онбординг — процесс, который помогает сотруднику адаптироваться к новой среде, культуре компании, влиться в команду и разобраться в процессах. Начинающий дизайнер может попробовать себя в разных направлениях: системной работе, брейнштормах, разработке гайдлайнов и брендбуков, поучаствовать в создании айдентики и упаковки. Такой опыт помогает понять, что человека драйвит и что у него получается делать».
«Работа в агентстве — про широкоформатное развитие. Если дизайнер понимает, что выгорел от работы с конкретным проектом, он всегда может подойти к руководителю и попросить другие задачи».
Нужно ли дизайнерам получать высшее профессиональное образование
Мнения спикеров разделились по поводу того, нужно ли джунам получать образование в вузе, чтобы построить успешную карьеру.
«Неважно, есть ли у человека высшее дизайнерское образование. Я встречала джунов — бывших физиков и математиков, и с ними безумно интересно работать. У них есть свои профессиональные навыки, которые здорово раскрываются через дизайн. Портфолио — первое, на что мы смотрим».
«Профильное образование не так обязательно, но оно дает базу. Если человек окончил художественную школу, получил образование и пошел на специализированные курсы, он покажет лучший результат».
Существует много онлайн-школ, которые помогают новичкам определиться с программой и найти путь развития. На этом сделал акцент Алексей Чупин.
«Когда джун, получивший онлайн-образование, приходит устраиваться в компанию — это говорит о смелости человека. Особенно когда это происходит во взрослом возрасте и дизайнер переучился с другой профессии».
Как должно выглядеть портфолио джуна
Спикеры сошлись во мнении, что, когда джун откликается на определенную вакансию, опыт должен этому соответствовать. Важно думать как работодатель, который будет это оценивать.
«Портфолио — первое, на что мы смотрим. Оно раскрывает опыт и навыки специалиста, которые могут быть интересны компании. Встречаются портфолио, где происходит полный хаос, и непонятно, что джун хотел показать».
«Главная ошибка джунов — пытаться вместить в портфолио весь опыт. Важно определиться со специализацией, убрать все лишнее и оставить работы по одному направлению».
По мнению экспертов, это касается и резюме, где должно быть четкое описание опыта, пояснение, почему кандидатура релевантна для решения определенных задач, а также ссылка на портфолио.
«Лучший вариант — использовать медиаплатформы, например Behance или Dprofile. Это сайты с понятным интерфейсом, где эйчар или руководитель компании могут легко ориентироваться. Они понимают, где посмотреть информацию про джуна или ознакомиться с его кейсами. Главное заблуждение джунов при составлении портфолио — ждать, пока там появятся идеальные работы, которые захочется показать. Портфолио нужно пополнять постепенно, и, скорее всего, на каждый хороший проект найдется работодатель, который захочет за это заплатить».
«Новичкам важно сразу заявлять о себе, а не ждать, пока они займут определенную должность и им не будет стыдно публиковать портфолио и претендовать на работу в компании».
Полную дискуссию о том, как джунам-дизайнерам искать работу, можно посмотреть на сайте образовательной платформы. Также представителям индустрии может быть интересна дискуссия о шрифтовом дизайне, его возможностях для бизнеса, личного бренда и современного искусства.
Лекторий Skillbox — контентная площадка, на которой проходят открытые лекции, митапы с компаниями-партнерами и дискуссии на актуальные темы из сферы EdTech и лайфстайла.