Как руководить поколением Z в digital

Привет! Я — Алёна, директор по развитию компании Lite-ads.

В последнее время на рынке труда всё больше вчерашних школьников. Так называемое поколение Z. Многие работодатели относятся к ним предвзято. И не каждый согласен брать к себе таких сотрудников. А если и берут, то страдают и задаются вопросом

«Как с ними работать? Не понимаю как ими управлять.»

Казалось бы, ничего необычного, но принципы работы с ними значительно отличаются, чем с теми, кому сейчас от 23-х и выше. И ниже я расскажу вам о том, кто они, в чем проблема работать с ними, и как всё-таки ими руководить.

Поколение Z — кто они?

Детей, рожденных в конце 90х — начале нулевых принято называть поколением Z.

Они легко обучаемые, креативные, инициативные — то, что нужно для идеальных сотрудников в сфере digital.

Возможно, они оказались не особо подготовленными к реальной жизни, так как родители их максимально старались от всего оградить и обеспечить. У них было более счастливое детство, чем у предыдущих поколений. Без особых лишений в продуктах, дефицита в новых вещах или проблем со сверстниками а-ля начало 90-х.

Но эти дети успешнее, у них нет барьеров в голове и они могут быстрее всего добиваться.

  • В поиске информации и использованию техники им нет равных.
  • Пока предыдущие поколения до 23-х лет только пытались получить первое образование и не имели практического опыта, эти дети к 20-ти годам успевают освоить несколько профессий, сменить пару тройку должностей, заработать свои первые сотни тысяч, а то и миллион.
  • Они более вовлеченные сотрудники. В отличие от проблемы со старшими поколениями — работающие ради денег и стабильности, безынициативные, готовые сидеть на одном месте годами, ничего не предпринимать и не продвигаться — они более вовлеченные в процесс и настроены строить карьеру. Дети Z уже со школы готовятся к этому. Они работают над собственным имиджем, персонализируют себя, как специалистов и не боятся ошибаться. Составьте для них персонализированный карьерный план и они ваши.
  • Дети Z хотят не только зарабатывать деньги, но и приносить пользу. Решать проблемы, создавать что-то новое. Их не устроит стабильный оклад, совковый офис и куча начальников начальника. Они будут требовать уважительного отношения к себе, благоприятного окружения, творческой обстановки в офисе, условий для саморазвития и реализацию своего потенциала.
  • Гиперактивны. Их можно грузить задачами и получать эффективный результат или расслабиться и потом смотреть как они подрабатывают на стороне.

С ними не сработают все эти устаревшие методы мотивации. Здесь нужен новый подход. И собственно сам ответ на вопрос

Как руководить поколением Z?

  1. Одобрение и похвала. Хорошо поработали, похвалите их. Им это необходимо. Это те люди, которым как воздух нужны все эти одобряющие жесты, слова, лайки, стикеры в мессенджерах. Для мотивации, придумайте KPI и используйте геймификацию с призами. Это работает не только на подписчиках в соц.сетях :)
  2. График работы. Никакого графика. Забудьте. Скажете, мы всю жизнь так работали и ничего. Но жесткий привычный график вгоняет их в панику. Для поколения Z подходит только один режим — зловещая дата дедлайна. Все остальные условия (начало рабочего дня в N часов, обед один час в N-ый промежуток, заканчивать работу в N часов) воспринимаются как нечто устаревшее из прошлого века, из времен СССР. Они могут начать работать после обеда, но при этом проработать, пока не выполнят все свои задачи на день. Возможно без обеда. Возможно их рабочий день закончится далеко за полночь. Это не те люди, у которых дома дети и надо бежать срочно готовить ужин. Они могут работать в любое время суток, в любом месте и выполнять все задачи в срок. Главное не ограничивайте их своими графиками.
  3. Иерархии и субординации. Они не боятся руководителей/начальников и не будут уважать только за статус. То что вы их руководитель, ничего не значит, кроме того, что от вас они получают деньги 2 раза в месяц. Уважать они будут только за личные качества. Статус — ничто. Они могут спокойно проконсультироваться по важному вопросу не у коллеги, а напрямую у генерального директора, написав ему в личные сообщения. И не удивляйтесь, если они будут «стучаться» к вам на странички в соц.сетях, слать мемчики, комментировать фотографии и просить советов там же. Станьте им другом, старшим братом/сестрой. Который и по душам поговорит, и поддержит. Интересуйтесь своими людьми. Разговаривайте с ними и спрашивайте.
  4. Постановка задач. Лаконичные и понятные задачи, которые нельзя истолковать иначе. Они запоминают только 8 секунд, а больше и не надо, когда ты привык, что всё, что не запомнил, можно загуглить. Поэтому преподносите информацию кратко, с разбивкой на подпункты и обязательно письменно. Не забывайте, что это не то поколение, которым стоит ставить открытые задачи, чтобы получить креативное решение. Им нужно ставить четкие конкретные задачи. Задачи с рамками они не воспринимают как ограничитель креативности. Наоборот. Они понимают как в условиях этих рамок проявить фантазию. Красиво оформить, найти лучшее решение и тп. Им сложно выполнить задачу, если они не понимают в чем суть. Им нужно знать: что именно надо сделать, почему и для чего. Поставили задачу, уточните, как она понята. Потом переспросите еще раз, когда уже начнут выполнять.
  5. Презентации. Хотите что-то объяснить, покажите наглядно. Это люди, которые воспринимают информацию визуально. Картинки, короткие видео, инфографика.
  6. Дедлайн. Всегда четко оговаривайте сроки дедлайна. Не назначайте его рандомно. Договоритесь вместе, сколько времени понадобится на выполнение работы и когда вам нужно, чтобы было готово. Так и они чувствуют ответственность, что сами назначили дедлайн и не могут его нарушить и вам не нужно напоминать дважды. Если дедлайны срываются, не бойтесь наказывать.
  7. Нет монотонности. Это скучно, грустно и убивает мотивацию. Подкидывайте немного творческих нестандартных задач. Не важно, чем занимается человек, интересные задачи расшевелят каждого и не дадут умереть инициативности. Тем более, вы ведь не знаете, вдруг этот человек полон креативных идей для развития вашего бизнеса, а вы его гасите, думая «что взять с технического специалиста».
  8. Досуг и коллектив. Отправляйте их на конференции, вебинары. Они привыкли развлекаться и учиться. Так они будут быстрее прогрессировать сами и цепляться за вас. Устраивайте тимбилдинги, корпоративные игры, вовлекайте в коллектив. Дети Z — одиночки. Они не умеют строить отношения. Помогите им влиться в коллектив.
  9. Цели. Оставьте амбициозные цели себе или разбейте их на множество мини-целей. Поколение Z — реалисты. Они видят, когда руководитель ставит им туманные цели и не берутся их выполнять. Если вы ставите задачу неуверенно и абстрактно — это прямой путь к снижению эффективности и падению уважения в глазах людей. Они считают, что всё должно быть четко и понятно.
  10. Контроль. Никто не любит контроль. Это как в компьютерной игре. Вы ограничиваете выполнение работы рамками и правилами, но при этом не «стойте за спиной», контролируя, как оно всё движется. Дальше люди сами уже примут решение и проявят инициативность и креативность, как сделать лучше и в срок.
  11. Соц.сети. Они пойдут к вам работать если у вас есть соц.сети и станут вашими амбассадорами. Устраивайте яркие корпоративные мероприятия, фотографируйте, снимайте видео с сотрудниками, используйте мерчи, которыми они смогут делиться в своих лентах и stories в соц.сетях с отметками и ссылками аккаунтов вашей компании.

Если коротко

Поколение Z — это всё те же дети. Делают, что хотят. Уходят, если что-то не нравится. Требуют внимания и тепла. Не реагируют на правила и высокие должности. Чтобы работать им нужны комфортные условия и заинтересованность.

Уже сейчас их более 15% от общего числа трудоспособных и к 2020 году станет около одной трети населения Земли. Время менять систему управления под новых людей и использовать для развития своей компании.

Спасибо, что дочитали! Будем рады ответить на вопросы или обсудить ваши кейсы работы с молодыми сотрудниками в комментариях.

Алёна Пашутина, Директор по развитию
0
56 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

«Поколение Z — это всё те же дети. Делают, что хотят. Уходят, если что-то не нравится. Требуют внимания и тепла. Не реагируют на правила и высокие должности. Чтобы работать им нужны комфортные условия и заинтересованность».

Точно то же несколько лет назад писали о «миллениалах». Как раз на эту тему есть отличное видео, кстати — можете подставить вместо «миллениалов» «поколение Z» будет то же самое:

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Прикол в том, что автор сама по возрасту как раз таки «миллениал», судя по всему. ;)

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда