Как я искал свою первую управленческую работу в США

Шла середина июля, стояла страшная жара, я проснулся днём в полуподвале на окраине Бруклина в поту от кошмаров. Уже несколько месяцев я целыми днями искал работу, попробовал все известные мне методы, но результата всё не было.

Деньги улетают, и остаётся лишь повторять всё те же действия в надежде, что они однажды принесут другой результат. Буду молиться, чтобы это случилось до того, как я обанкрочусь.

Некоторое время назад, после выигрыша грин-карты, я решил-таки переехать и попробовать себя в США. Так как до этого я работал в основном в финансовых сервисах и знакомых в США особо не было, выбор пал на Нью-Йорк.

До переезда у меня за спиной было 15 лет опыта, из которых пять лет работы программистом, десять лет управленческого опыта в ИТ. За последние годы я руководил несколькими небольшими финтех-компаниями, а также поработал в нескольких проектах Всемирного Банка на Кавказе, в Западной Африке и в Центральной Азии.

Мой уровень английского был хорош, хотя в англоязычных странах я не жил и не учился.

Кем работать?

Изначально встал вопрос, на какую позицию претендовать. Мои предыдущие позиции не соответствовали ни одной позиции в американском понимании. Пришлось потратить достаточно много времени, чтобы проанализировать рынок:

  • На кого больший cпрос — сравнивал количество активных вакансий на LinkedIn.
  • Кому больше платят — смотрел зарплаты на Glassdoor.
  • Конкуренция — в платной версии LinkedIn можно посмотреть, сколько человек претендует на конкретную вакансию.

Потенциально мне подходили позиции CIO, Solutions Architect, software developer, Head of Development, Project Manager, Delivery Manager, Product manager, Scrum Master, и это не полный список. Начать программистом был самый простой вариант, но очень не хотелось делать такой большой шаг назад.

Стать начальником без хороших знакомств и американского опыта тоже было бесперспективным. Выбор сузился, и в итоге поразмыслив, чем я хочу заниматься, выбрал позицию проект менеджера.

CV → Резюме

Первый шаг, конечно же, — подготовка правильного резюме. До этого у меня было CV из трёх страниц с фото, которым я почти никогда не пользовался. Посмотрев несколько видеороликов, я сделал первую версию и залил ее на корректировку в TopResume.

В итоге моё платное резюме, сделанное непонятно кем, обрело самую ужасную форму из всех возможных. Никогда, вы слышите, никогда не пользуйтесь платными анонимными сервисами написания резюме!

Вам его нужно будет переделывать, адаптировать почти каждый день и очень важно хорошо понять плюсы и минусы конкретных решений, например, какие элементы использовать (таблицы, колонки, шрифты), размер резюме, структура абзацев, распределение ключевиков, использование креативных шаблонов и так далее.

Я всегда верил, что самый большой актив в жизни — это круг моих знакомых. Четыре года назад я летел из Душанбе в Тбилиси, и рядом со мной оказался очень интересный собеседник Хуршед, технический эксперт телекома, с которым мы проговорили всю дорогу.

Впоследствии мы почти не общались, но заметив на LinkedIn, что я переехал в Нью-Йорк, он подсказал мне одну организацию, которая в свое время помогла ему абсолютно бесплатно: UpwardlyGlobal.

Я им написал. В итоге мне выделили помощника, помогли с резюме, время от времени дарили платные тренинги и организовали серию пробных интервью в таких компаниях, как Google, Accenture и так далее. На них рекрутер проводит интервью и параллельно даёт обратную связь, а в конце присылает отчет.

Даже не представляю, сколько это мне сэкономило времени и нервов. Ведь можно бесконечно ходить по столь трудно получаемым интервью и не понимать, почему тебя не берут.

Где мои бабки?

Я готов — у меня есть резюме, грин-карта, язык, международный опыт, образование и сертификаты в городе с огромным числом вакансий, берите, хватайте, я ваш!

Но все оказалось не так просто, на первые 40 рассылок мне даже никто не ответил. Я очень удивился, но решил не принимать это на личный счет и воспользоваться методом Кайдзен — последовательного анализа моих неудач и непрерывного улучшения.

То, что работает для решения сложных технических задач, не может не сработать и в моём карьерном развитии. Большинство моих идей и инсайтов можно отобразить на следующем упрощенном mindmap.

Вызов первый — как сделать резюме идеальным

Моё резюме — это шестисекундный шанс понравиться рекрутеру, именно столько времени в среднем они выделяют на его прочтение. Но попадает ли вообще моё резюме к рекрутерам? Все большие компании, где обрабатывается большое количество резюме, используют автоматизированные системы ATS, которые сканируют резюме и ранжируют его в соответствии с ключевыми словами вакансии.

Мало просто соответствовать вакансии, нужно как-то выделиться на фоне других кандидатов, кто закончил крутые бизнес-школы и работал в Google и Microsoft.

Итак, когда даже с обновленным резюме, на одну страницу, я по-прежнему не получал ответов, я всерьез задумался, в чем может быть проблема. Теоретически тут может быть несколько причин: проблема с контентом либо с форматом.

Чтобы понять, какой формат лучше, я:

  • Добавлял в LinkedIn рекрутеров и других проект менеджеров и консультировался с ними.
  • На некоторых сайтах вроде ZipJob, Indeed бесплатно устраивал 30-минутный созвон с их специалистом и обсуждал все вопросы.

С контентом было сложнее:

  • Я стал использовать Jobscan.co — платный сервис, указывающий, каких фраз не хватает в резюме, и дающий рекомендации по его адаптации к конкретной вакансии.
  • Единственное из формальных фишек, чего мне не хватало для идеального резюме проект менеджера, при наличии магистратуры в компьютерных науках, PMP и опыта, так это сертификата Scrum-мастера. Поэтому после трёх недель подготовки я сдал экзамен и получил сертификат PSM-I.
  • Из резюме я убрал все высокие позиции, стал позиционировать себя офисным работником, не показывая свою страсть к предпринимательству, что не расценивается положительно, особенно в больших компаниях.
  • Самая большая проблема была с тем, что у меня не было американского опыта, а моя последняя работа была в Испании. Чтобы хакнуть этот пункт, я добавил новый параграф в резюме, где указал ту же испанскую компанию, но написал, что работаю в Нью-Йорке, а в описании уже отразил, что работаю удаленно. Такой трюк позволял мне успешнее проходить через АТS-фильтры, и постепенно ко мне стали поступать редкие звонки.

Вызов второй — стратегия подачи резюме

Один из основных и важных вопросов: куда посылать резюме. Поняв, что будет непросто, я решил отложить свои требования к компании и амбиции на будущее, хотя некоторые ограничения все же были: география (Нью-Йорк, Сан-Франциско), зарплата больше $100 тысяч в год и должность проект менеджера или приближенная к ней.

Очень хотелось поработать в большой корпорации, желательно финансовой, чтобы разнообразить опыт после стартапов, и познакомиться с максимально большим количеством людей, а также получить опыт масштабирования управленческих процессов.

И вообще после прочтения книг Роберта Грина много лет назад мне стало интересно работать со всей подноготной в больших иерархических человеческих структурах, где как нигде проявляются разные стороны удивительной человеческой натуры.

Стратегия первая: доски объявлений

Изначально я посылал резюме в большие корпорации, подыскивая вакансии на их сайте или на LinkedIn. Затем через Indeed, ZipJob, FlexJobs, ZipRecruiter, Nexxt, Dice, но особого результата не было. Хоть я и слал адаптированные резюме, ничего из вышеописанного не принесло мне заветных интервью.

А результат принесло следующее:

  • Как-то вечером мимоходом зарегистрировался на Monster, на утро мой телефон «взорвался». Рекрутеры с тяжелым индусским акцентом звонили наперебой. Через десять дней поток уменьшился и стал стабильным — пять предложений в день. Времени на ответы уходило много, но это оказалось полезным, так как я отточил свои ответы до полного автоматизма, это поднимало мне мотивацию и принесло несколько реальных интервью.
  • Builtinnyc — здесь можно найти нью-йоркские стартапы и их вакансии. Это был для меня самый полезный ресурс.
  • AngelList — здесь тоже много вакансий стартапов по всей Америке и не только.

Стратегия вторая: холодные письма

Однажды Upwardly Global предложили мне провести информационную встречу с их волонтером, американцем, который долго проработал в ИТ проект менеджером.

Мы встретились и час разговаривали в парке на Манхэттене, где он сказал, что вообще не припоминает, чтобы кто-нибудь вокруг находил работу рассылкой резюме на вакансии!

— Ты представь, Андрей, вот посылаешь ты резюме с сопроводительным письмом, а параллельно прилетают еще 250 резюме, из которых десять имеют внутренних рекомендаторов, еще десять учились в топ-бизнес-школах, там же где и нанимающие их менеджеры, еще десять работают в компаниях, где работали когда-то менеджеры и где этих людей легко проверить, а скажи мне, где в этом списке ты?

— Да, Грег, при таком раскладе я явно в заднице. Что же тогда делать?

— Пиши письма боли. Выбери организации, где ты понимаешь проблемы, находи потенциальных менеджеров на их сайте либо на LinkedIn, определяй их электронные адреса и пиши. И неважно, есть ли вакансия в этом отделе или нет, если ты им понравишься, они найдут, куда тебя пристроить.

— А какой был твой результат, Грег?

— Как-то я послал около 90 писем, пара написали гневный ответ, около десяти ответило с благодарностью, было несколько интервью, и в итоге я получил предложение.

Я сам послал десять таких писем в одном из трех шаблонов, которые придумал, и не получил ни одного ответа. Этот подход мне очень нравится. Подобная инициатива и напористость — это то, что ценится в США, но нужно пробовать много вариантов и консультироваться с теми, кто хорошо понимает местную культуру. Этот дерзкий job-hack может вас выделить даже на фоне очень сильных претендентов.

Стратегия третья: работа с рекрутерами

Понравилось поработать с Jobspringpartners, у них были именно финтеховские PM-позиции. Я несколько раз посылал на их вакансии резюме, и однажды меня пригласили в офис и провели серьезный скрининг, а затем ко мне прикрепили менеджера, с которым мы время от времени созванивались, и он меня пытался «продать» в конкретные проекты.

За такой сервис сам претендент ни на одном этапе ничего не платит. За несколько недель я не получил интервью, но впечатление осталось очень хорошее.

Стратегия четвёртая: посещение ярмарок найма (hiring expo)

Обычно они бывают в рамках конференций или техновыставок. Есть возможность лично пожать руку нанимающему менеджеру и соблазнить его техническими навыками и личным обаянием.

Поэтому всегда на все события ходите в идеальном внешнем виде. Необязательно чтобы ваш наряд соответствовал американскому пониманию моды, главное, чтобы он не нарушал этикет и был довольно красивый! Я побывал на таких мероприятиях дважды, и каждый раз после этого шло продолжение.

Стратегия пятая: заманивать рекрутеров на LinkedIn

В LinkedIn есть функция — показать рекрутерам, что ты ищешь работу. Я включил эту функцию и указал места, где и кем я хочу работать. В начале приходило очень мало запросов, большинство были нерелевантные. Как я это исправил:

  • Удалил из скилов кодерские навыки, где у меня было много оценок, которые при поиске выводили меня не тем рекрутерам.
  • Посмотрел, какие скилы указаны в интересных мне вакансиях, добавил их и попросил друзей дать мне по ним оценку.
  • Добавил к фамилии два моих релевантных сертификата.

Всего есть три поля, куда пишется информация, по которой ищут и которая является вашим брендом, — про "about" и "headline" есть много статей, а вот про третье поле "note for recruiters" в "career interests" довольно мало информации.

Вот что я туда писал: "Available immediately | Green card holder | excellent communication skills", иногда я даже добавлял в начало прямо диапазон зарплат, который хочу получить. Писал я это потому, что понимал: в первую очередь в моем случае у рекрутеров возникают именно эти вопросы.

Вызов третий — как увеличить свой круг (networking)

По статистике 80% всех позиций в США заполняются через знакомства. Знакомые могут по внутренним каналам подать резюме, твои шансы при этом сильно возрастают и, если тебя возьмут на работу, они получат денежную премию. Для себя всю практику нетворкинга я разделяю на три части: знакомство, поддержание отношений и улучшение собственных коммуникативных навыков.

У меня было несколько источников для постоянного роста контактов:

  • Знакомые знакомых и их знакомые. Я планомерно старался наращивать круг и участвовать во всяких мероприятиях, что мне и без нетворкинга очень нравилось. В основном многие люди откликались положительно, особенно из армянских и грузинских общин, где люди пытались сами как-то помочь без особых с моей стороны просьб.

  • Стараюсь общаться где только можно — в соцсетях, на вечеринках, на пляже, в магазине. Никогда не знаешь, во что может перерасти простая веселая реплика.
  • Также я иногда работал в коворкингах в сети GetCroissant, ожидая, что там будут интересные знакомства. Но за то время, что я в них провел, я вообще не видел, чтобы в коворкинге кто-то друг с другом разговаривал. Исключения — это happy hours, когда по пятницам народ иногда выпивает и развлекается.

  • Профессиональные презентации, митапы, которые можно найти на Meetup, — обычно туда приходит немного человек, зато такие знакомства намного крепче и интереснее.
  • Общие нетворкинги на руфтопах, которые тоже рекламируютя на Meetup. Народ приходит самый разнокалиберный, но для себя я не находил там полезные связи. Но для оттачивания коммуникационных навыков вполне подходит.

Оттачивание коммуникации. Я думаю, что это самый важный параграф во всей моей истории, особенно для иммигрантов. Со сколькими людьми вы бы ни знакомились и какое бы ни было ваше резюме, без правильной коммуникации дорога к успеху закрыта!

Понимая, что хоть у меня и есть большой опыт общения с разными культурами, но буквально в первые несколько минут разговора я делаю что-то, что «смущает» собеседника. В чём чисто теоретически может быть проблема? Это либо:

  • Что говорю — содержимое моей речи.
  • Как говорю — акцент и грамматика.
  • Невербалика — язык тела.

Долго не думая, я решил начать работать над всеми пунктами. По контенту я решил больше отзеркаливать собеседника, не касаться более личных тем, чем те, что затронул собеседник. Если он говорит о погоде, то не стоит спрашивать про работу, если уже говорим о бизнесе, то не стоит мне самому перепрыгивать на то, где он живет и как работает. Как бы давал собеседнику самому созреть и при существовании доверия — первому открыться.

Чтобы улучшить то, как я говорю, нанял акцент-терапевта по Skype. Мы созванивались один–два раза в неделю на час. Стоила сессия $40, после семи–восьми сессий она сама мне сказала, что этого достаточно. После этого меня перестали спрашивать на первых минутах разговора, откуда я. Всем советую, это была моя лучшая инвестиция в Америке.

Невербалику оттачивать непросто, так как большинство сигналов выражаются нашим мозгом на автомате. Для этого нужно постоянное наблюдение и работа «изнутри» с образом мышления и отношением к окружающему миру, что само собой приводит к изменению осанки, взгляда и излучаемой энергетики.

Когда я еду на интервью, я себя «завожу», разогреваю, начиная общаться с попутчиками либо другими претендентами на должность. Также непосредственно перед встречей я представляю что-то очень хорошее, чтобы моя улыбка была натуральной.

Интервью

За несколько месяцев меня пригласили на следующие интервью:

  • Три интервью в стартапах, один назначил время и так и не появился и ничего не написал. Интервью проходили в онлайне. Интересно, что со стартапами не было ни одного стандартного вопроса, даже самого банального — расскажи о себе. С первой секунды были вопросы вроде: «А как вы делали инжиниринг предикторов» или «Как вы оценивали размер задачи при планировании спринта в проекте X».
  • Несколько раундов интервью в авиахолдинге JetBlue, которое я получил через рекрутеров на Monster. Последний раунд был вживую. Я побывал у них в офисе с открытой планировкой и не увидел там ни одного американца. Думаю, зарплаты там были тоже невеселые. В итоге меня там практически ничего не спросили, больше говорили они, не оставляя мне порой возможности вставить слово.
  • Paypal — туда мне сделала референс моя знакомая. После скрининг-звонка меня собеседовали в онлайне три менеджера последовательно в течение двух часов. Здесь было очень много поведенческих и ситуационных вопросов. В итоге из-за периода отпусков процесс притормозился, а в это время я согласился на другое предложение, поэтому процесс остался незавершенным.
  • В одном филиале израильской компании меня пригласили после нескольких онлайн-интервью в офис, где мне предложили в их админке изменить процесс, перенастроить систему, а после открыли Excel с семью заданиями на его глубокое понимание (порою работа не всегда соответствует названию должности). После этого они меня еще звали на интервью с программистом, где я бы должен был продемонстрировать знания SQL, но у меня уже был оффер намного круче, и я отказался. Их начальник сразу мне перезвонил и предложил лучшие условия, чем в начале (изначально они предлагали $100 тысяч и бонус), но было поздно.
  • С одной компанией, занимающейся софтом для университетов, у меня произошел забавный случай. Мы договорились на онлайн-интервью в 6:00, а предыдущую встречу в Google я закончил в 5:55. Я выскочил из Google, ища тихое место, и заскочил в «Челси-маркет». В итоге я нашел пространство между магазином и улицей, небольшой коридор с плотными стеклянными дверьми, где никто не проходил. Я начал видеоинтервью, и вдруг полил страшный ливень, и в это пространство начал забегать народ, спасаясь от дождя. И вот я стою в углу в наушниках с включенной камерой на набитыми людьми 10 м² и отвечаю на стандартные вопросы. Всем было абсолютно ясно, что происходит, и через десять минут они уже все хором шикали на громких прохожих, чтобы те были потише, а когда я закончил, получил шквал оваций и поддерживающих реплик.
  • Интересный и поучительный случай произошел на пробном интервью в консалтинговой компании Accenture, которое мне и дюжине других ребят устроила Upwardly Global. Я пришел пораньше и в комнате, где должно было проводиться мероприятие, шла подготовка. Остальные ребята ждали в коридоре, а я сразу подошёл к одному из рабочих и предложил помощь. В итоге я помог принести несколько стульев и перекинулся несколькими фразами с этим рабочим (помните о моём разогреве?). Когда пришло время интервью, оказалось, что этот «рабочий» — директор департамента и мой интервьюер! Это был успех! Когда он подошёл и сел, мы продолжили беседу уже как хорошие друзья, и я рассказал ему, что мне интересно работать в их компании. После интервью я даже не успел доехать до дому, как получил от него самого письмо с просьбой послать ему резюме. Он мне сделал внутренний референс и процесс начался!
  • Корпорация занимающаяся ИТ-консалтингом — они меня нашли по LinkedIn сами, за два дня я поговорил в онлайне с четырьмя представителями. Мои технические знания соответствовали их требованиям, и основное интервью под конец вылилось в веселую беседу с шутками и комплиментами. Через день я получил предложение (Ура!) с даже большей зарплатой, чем я изначально просил (даже не знал, что такое бывает), поэтому торговаться я уже не стал и с радостью согласился с условиями. До начала работы в течение шести недель проходили мои проверки, включая нарко-тест. Так что хоть в штатах CBD курят повсеместно, а наркотики можно встретить чуть ли не на офисных столах, пробовать их я вам не советую ни в какой форме.

В заключение хочу сказать, что очень важно не разочаровываться и не останавливаться как можно дольше. Даже американцам нужно по полгода, чтобы найти новую работу. Жизнь иррациональна, любую задачу можно решить не только линейным путём. Адаптируйтесь в зависимости от ситуации и совершенствуйте навыки без остановки, и тогда очень многое в жизни станет вам под силу!

0
95 комментариев
Написать комментарий...
Станислав

Столько стараний, усилий, мучений. Столько текста.

Итог: меня нашли сами через LinkedIn.

??????

Какой смысл по всем этом тогда?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Надо же как-то развлекаться в ожидании чуда )

Ответить
Развернуть ветку
92 комментария
Раскрывать всегда