Удалёнка на максималках

Каково работать в компании без офисов и иерархий.

В закладки

Всем привет! Меня зовут Кирилл, я один из руководителей проектов в Примавере.

Компания работает на рынке достаточно давно, и сегодня нас 30+ человек. Вместе мы сделали несколько классных продуктов:

  • Мобильное предприятие. Корпоративный мессенджер + CRM-система для малого и среднего бизнеса
  • Emny. Сервис №1 по поиску работы через VK
  • Октаплан. Рабочее пространство для менеджера по продажам
  • Примакит. Платформа автоматизации процесса продаж массовому сегменту (B2C, МСБ B2B)
  • Капуста. Сервис, который позволяет быстро сформировать персональные документы для клиента (коммерческое предложение, счет, акт). Это наш новый продукт, сейчас находится в бета-тестировании

Сама по себе удаленная работа уже не новость. Постоянно выходят статьи, где сотрудники разных компаний рассказывают, как путешествуют и при этом работают. Я тоже всегда считал, что это просто возможность не ходить в офис и работать откуда угодно.

На самом деле оказалось, что удаленка позволяет организовать очень интересные, нестандартные процессы.

При собеседовании на работу, первая фраза основателя была «Мы очень неправильная компания». Тогда я сам не до конца понял, что это может значить. Но, я думаю, этот список особенностей даст вам некоторое представление:

  • Мы работаем полностью удаленно, то есть у нас вообще нет никакого офиса
  • Мы не используем никакие трекеры часов, активности и т.д.
  • У нас нет ни одного менеджера в классическом смысле
  • Нет рабочего графика

Короче, я думаю вы поняли. Звучит как идеальный рецепт для хаоса и неразберихи. Дальше постараюсь описать, как нам удалось сохранить преимущества свободы, при этом не угробив компанию.

Наши принципы

Вся работа в компании построена на трех главных принципах:

  1. Учиться говорить и слушать правду.

    Мы стараемся не придерживаться стандартной формы фидбэка: сначала сказать что-то позитивное, а потом «области для развития». У нас высокие стандарты качества, и мы всегда говорим открыто: если ты сделал недостаточно хорошо, то никто хвалить не будет.

    Честно признаться, сначала такая откровенность пугает, но потом учишься правильно это воспринимать и осознаешь, что так работать получается эффективнее, чем тратить время на поиск аккуратных выражений и иметь риск того, что тебя неправильно поймут.

  2. Не делать лишней работы самому и не давать делать другим.

    Здесь речь идет о том, что всегда есть соблазн перекинуть задачу на коллегу. Иногда это простая просьба сделать что-то ненужное или что-то, что не хочется делать самому. Но это ещё не так страшно. Самый опасный вид перекладывания работы на других — бездействие. Пускание ситуации на самотек в надежде, что кто-то другой из команды возьмет на себя инициативу, приводит к катастрофическим последствиям.

    Чтобы избегать этого, мы устраняем любые преграды для высказывания собственных мнений и инициатив. Для этого мы держим структуру нашей компании максимально плоской, чтобы любые инициативы, советы и прочая обратная связь от любого участника команды были услышаны. Это для нас действительно очень важно.

  3. Стремиться к доверию в коллективе, учиться доверять людям.

    Мало вещей хуже работы, сделанной в пустую. Отчеты, которые только пролистывают, многочасовые совещания, на которых ничего не решается, бесконечная игра в политиков. Такая работа воспринимается не как благо, а скорее как наказание.

    Мы убеждены, что строгие процессы и процедуры являются попыткой сделать людей заменяемыми, лишая их творчества, ответственности и в какой-то мере свободы. Короче, они часто мешают нормально работать, особенно в творческих сферах. Мы хотим доверять нашим коллегам. Ведь, когда доверяешь, то нет необходимости что-то за кого-то проверять (разве что помочь, когда глаза уже замылились). Такой уровень доверия приходит не сразу, нет. Но зато, когда он достигается, всем становится очень хорошо.

Эти принципы часто вспоминаются на созвонах и встречах. Иногда — всерьез, иногда — в шутку, но все ребята знают о них, и это помогает принимать правильные решения.

Организация работы

В большинстве компаний есть прописные процессы и процедуры: организация рабочего пространства, составление расписания, KPI. Это приводит к ситуации, когда ясно, что делать, но не ясно, зачем.

Мы пошли от обратного. По сути, каждый сотрудник Примаверы — сам себе менеджер. Он организовывает свою работу самостоятельно, начиная от рабочего места и заканчивая распорядком дня.

«Каким образом тогда организуется работа?» — спросите вы. Объясняю. У каждого продукта есть глобальная цель, за достижение которой отвечает руководитель проекта. Далее вместе с командой составляется план по ее выполнению, и начинается работа. При этом, стоит отметить, что никто не контролирует сам подход к выполнению задач.

Есть текущие задачи, которые нужно решить. Они появляются либо от коллег, либо человек сам понимает, что что-то необходимо сделать. Нет никаких прописных KPI, составленного мануала и микроконтроля за ежедневными действиями. Это и дает свободу действий.

Более того, так как у каждого есть полное понимание процесса и целей, получается работать асинхронно. В рамках дня даже у людей с разными ритмами будут некоторые пересечения. Их достаточно для решения всех текущих моментов.

Кстати, часто помимо основных задач, ребята занимаются еще другими смежными проектами параллельно. Не потому что так надо, а потому что интересно. Например, не так давно мы с командой продукта Emny организовали соревновательный курс по SMM. Заодно понял, как устроено продвижение в соц. сетях. Еще один пример: совместной командой Октаплана и Примакита разработали и запустили новый продукт Капуста (он отмечен последнем в самом начале статьи), который снимет часть рутинных задач с компаний МСБ/ИП. Об этом продукте более подробно напишу в отдельной статье.

Коммуникация

Общаемся мы через «Мобильное предприятие» и вообще стараемся сами использовать свои продукты. Там же ставим задачи, используем их как напоминалки. Созвоны проводим в Skype или Zoom. Также очень активно пользуемся Notion.

Количество общих созвонов во всех командах сведено к минимуму. Команда Мобильного Предприятия созванивается вместе 2 раза в неделю. На одном созвоне — планируем, на другом — смотрим, что получилось. В среднем они длятся по полчаса.

Команды других проектов созваниваются тоже не часто. В целом зависит от этапа проекта.

Раз в неделю мы созваниваемся со всеми руководителями проектов и основателем, где обсуждаем текущие задачи и планируем на неделю. Формат прикольный, потому что каждый руководитель при этом рассказывает о проделанной работе и делится какими-то успешными кейсами, которые ты сможешь использовать в своем проекте, или контактами, которые будут полезные для твоих задач.

Команда

Команда у нас формировалась долго, многие кандидаты сами не могли предсказать, подойдет ли им такой формат работы. Так мы поняли, что обязательно нужен тестовый период. В итоге собралась компания совершенно разных людей, которых объединяет желание что-то создавать, а не находиться в вечном процессе.

Команда распределена не только по всей России (Москва, Питер, Красноярск, Екатеринбург и т. д.), есть сотрудники, которые работают из других стран (например, наш дизайнер живет в Италии). Бывает, сталкиваемся с проблемой часовых поясов, но могу сказать, что это не критично. Я и сам работал 3 месяца из Новосибирска с разницей с Москвой в 4 часа.

Никто не требует постоянного нахождения на рабочем месте, есть уже заранее оговоренные созвоны по Skype, на которых нужно присутствовать, но всегда можно договориться о переносе звонка на более удобное время. В компании все отзывчивые, и нет проблем, что мы находимся не в одном офисе. Если столкнулся с проблемой — собираешь скайп.

Отпуска и прочие формальности

Если нет никаких горящих задач, то можно спокойно уехать куда-нибудь и не работать. Главное, чтобы это не влияло на текущие процессы.

Например, все начало мая (и после майских праздников) я провел на Алтае. Не было текущих горячих задач и запланированных встреч с клиентами. Я просто предупредил команду за неделю, что буду с ограниченной связью. Конечно, в какие-то моменты приходилось быть на связи, но час-два в неделю — это совсем не критично.

Некоторые ребята вообще говорят, что им не нужен классический отпуск, так как они просто не устают. А сменить место или темп работы можно и не отключаясь от дел.

Косяки, которых хотелось бы избежать

Когда читали черновую версию этой статьи, решили, что как-то всё приторно хорошо. Конечно, в процессе всё было не так гладко. Мы совершили много ошибок (да и до сих пор ошибаемся), но вот наш топ 3:

  1. Мы думали, что человеку нужно много времени на раскачку, поэтому первое время особо никого не трогали. В итоге большинство таких случаев заканчивались расставанием с человеком, так как после перехода он либо расслаблялся, либо считал, что мы недостаточно ценим его как специалиста.
    Теперь мы сразу активно берем всех в работу и уже в процессе даем освоиться.
  2. Мы не торопились проводить личные встречи. Так как команда росла постепенно, то костяк знал друг друга лично. Когда новые ребята присоединялись, мы просто знакомились в скайпе (иногда даже без видео :/). Общение шло, но как-то вяло. После того, как мы провели первую общую встречу, мы увидели, насколько свободнее все стали себя чувствовать.
    Теперь мы устраиваем регулярные хакатоны, где ребята могут познакомиться и сразу создать что-нибудь клевое. Более того, очень поощряем совместные поездки на полезные конференции.
  3. Мы долго думали над увольнениями. У нас всегда был испытательный срок в 3 месяца. Первое время мы часто ловили себя на мысли, что срок прошел, а мнение о компетенциях так и не сформировалось. После этого мы не хотели сразу расставаться с человеком (так как косяк был наш) и давали ещё время показать себя. Обычно это плохо заканчивалось.
    Теперь мы стараемся определиться уже в первый месяц и сразу обозначить сферы для развития. В составлении обратной связи участвует вся команда, которая взаимодействует с новичком. Это позволяет сделать обратную связь максимально объективной и полезной.

Заключение

Мы не претендуем на то, что наши подходы универсальны и/или полностью верны. Так не бывает. Они будут меняться вместе с нами, а пока они такие.

Если интересно узнать какие-то более конкретные моменты, то пишите в комментариях или лично мне в Facebook. В дальнейшем планирую написать подробнее про проекты, которыми я занимаюсь: выходы на встречи с клиентами, запуски пилотов, масштабирование и т.д.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Кирилл Маслов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 16, "favorites": 46, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 79407, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 16 Aug 2019 11:36:24 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Привет, меня зовут Игорь Шамин, я основатель сервиса ApiX-Drive.
0
{ "id": 79407, "author_id": 329624, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/79407\/get","add":"\/comments\/79407\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/79407"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Мы убеждены, что строгие процессы и процедуры являются попыткой сделать людей заменяемыми

Так это необходимость для существования компании. Иначе каждый раз придется начинать с начала и повторять одно и то же по тысячи раз, а когда это надоест, либо прикрыть лавочку, либо выстроить процедуры.

Ответить
2

Это как посмотреть)

Если хочешь делать одно и то же, то процедуры полезны. Продумал, сделал и поехал по рельсам.

Если хочешь делать что-то новое, то надо рассчитывать на творческий потенциал людей. Если человек адекватный, то он подберет и обучит свою замену, при этом подготовив её к актуальным вызовам.

Ответить
0

Так процессы не работу регламентируют, а сам "процесс".
То есть даже рисовать картины можно в рамках жестких процессов.

Если речь про творчество, то в процессе не обязательно описывать кисти, цвета, краски и технику рисования, если это не конвейер.

Описываются принципы, график, отчеты, места хранения кистей, время замены, приготовления красок, места закупки холста.

Мне кажется у вас есть процессы (те же созвоны два раза в неделю).
А у ответственных вероятно есть KPI.
Только это упаковано иначе для команды.

Ответить
2

Поэтому в статье и использовали прилагательное "строгие" перед процессами и процедурами.

Они есть, но они выступают скорее ориентиром и могут поменяться в одночасье, если появится новая идея и захочется её попробовать.

Кстати, спасибо за интересные и развернутые комментарии!

Ответить
0

да что может быть новое сейчас в вебе? Дизайн разве что, а так все сервисы друг на друга похожи, разве что в разной упаковке.

Ответить
2

Под эту формулировку попадают почти все товары и услуги в мире.

Ответить
0

Некоторые ребята вообще говорят, что им не нужен классический отпуск, так как они просто не устают

Так может потому что они и не работают нормально?
Кто измеряет эффективность? Якобы нет KPI и контроля.
То есть за одни и те же деньги, можно делать N или N*2?

не трогали

так как после перехода он либо расслаблялся

Вот, люди расслабляются и ничего не делают.
Значит у вас людей "трогают". А если трогать не будут, то они будут смотреть телевизор.

То есть по сути про управление и контроль вы и не написали ничего.
Или это просто решается на этапе подбора кандидатов, и затем на тестовом периоде.
То есть методом перебора ищите людей которые будут работать на 200% сами, без отчетов и контроля? Но все равно стоит вопрос мотивации.

Я никогда не могу понять посылов, что мол проект должен быть сделан, а остальное не важно.
Окей, а сроки, а итоговая стоимость? А куча других задач или проектов которые можно реализовать? Что, всем всё равно на эффективность, на время, деньги/зарплаты, конкурентоспособность компании?

Ответить
3

Так это ведь здорово, что человек не устает! Делает любимое дело в адекватном режиме.

По поводу эффективности и конкурентоспособности. У компании стоит одна цель – комфортное существование на рынке. Краткосрочная максимизация прибыли идет в разрез с этой целью.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }