{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Пожалуйста, проверьте фото в своём резюме

По неизвестной науке причине там часто оказывается нечто странное.

За последний год я посмотрел больше 10 тысяч резюме. Хочешь того или нет, первое, на что смотришь, — фотография. Я не перестаю удивляться тому, какие фотографии выбирают соискатели для своих резюме! Не могу молчать, может, кто-то заметит себя в этих примерах, сменит снимок и через неделю получит работу мечты.

Все примеры фото из абсолютно реальных резюме, которые размещены в открытом доступе. Чтобы никого не обидеть, добавил пикселей на лица. Подобрал примеры буквально за последнюю неделю, особо искать не приходится: около четверти резюме с такими примечательными фото.

Групповые фото

Это мне кажется очень странной идеей, иногда даже не сразу понятно, кто из людей, собственно, кандидат. Но групповое фото — стабильно существующий жанр!

Видовые фото

Это встречается ещё чаще, ход мыслей — тоже загадка. О чём нам должно сказать это место? Почему сам кандидат занимает считанные проценты на фото? Как нам при этом разглядеть во взгляде коммуникабельность, открытость и исполнительность, о которых он пишет в разделе «Личные качества»?

Загадочные и независимые

Представьте, что вы знакомитесь с человеком, который смотрит не на вас, а куда-то в сторону. Странно, да? Вроде «я, конечно, здороваюсь, но не очень-то и хотелось». Сюда же поставлю крутых ребят в солнцезащитных очках.

И вот вам сразу фото на пропуск

Действительно, зачем фотографировать себя, если можно сфотать своё фото!

Летающие головы

Это, возможно, считается художественным приёмом на фотосессиях. А в резюме смотрится противоестественно.

Лучшие мои части

На аватарку — самое то, но зачем в резюме?

Могу в дизайн

Такие фото встречаются в резюме почти на любые вакансии, но когда речь идёт о дизайнерах и других творческих профессиях — процент пугающе возрастает.

Бывают ещё фото с сигаретой, в баре за пивом, на фоне бабушкиного ковра или сушилки с трусами, селфи в общественном туалете или около лимузинов — под руку сейчас не попались.

Немного оправданий

Я думаю, первый же комментарий будет в духе «если не фотомоделей ищете, то нечего на фотографии смотреть, надо смотреть на опыт, компетенции и другие вещи, которые имеют отношение к делу». Да, в этом есть доля здравого смысла.

Но, во-первых, нравится нам или нет, рекрутёры тоже люди. Значит, они в какой-то мере склонны «судить о книжке по обложке». Фото в резюме, очевидно, сильно влияет на мнение о соискателе. Хороший рекрутёр контролирует это влияние, плохой — просто отказывает, не особо рефлексируя.

Во-вторых, я убеждён, что по фотографии можно делать кое-какие достоверные предположения.

Если на фото дама с ярким макияжем и высокой причёской сидит за лакированным рабочим столом, на котором букет алых роз в целлофане, а за спиной у неё шкаф с папками на фоне крашеных обоев, грамота «Лучшему работнику 2008 года» и сертификат «1С», можно предположить, что ей не очень подойдёт должность PR-менеджера в кросс-функциональной команде.

0
248 комментариев
Написать комментарий...
Sandy

если фото влияет, то рекрутер так себе, ведь это одно из самых известных когнитивных искажений — судить о человеке по внешности, тем более о его проф качествах.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

На первом уровне полностью соглашусь, пересуды о внешности на уровне сплетен - это полный провал.
Если вдаваться в подробности - фото даёт возможность для более объективного анализа.
Во-первых, с точки зрения подхода к решению задач. У человека есть задача - подобрать или сделать хорошее фото для резюме, и то, как он с ней относится и как ней справляется - уже интересный момент.
Во-вторых, это своего рода психологический проективный тест. Он выбирает такое фото, где он себе нравится, которое выражает что-то ценное, интересное для него.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko

Суждение о кандидате по фото - это одна из фундаментальных ошибок начальных рекрутеров/HRов. Обычно на курсах или вышестоящие менторы выбивают эту дурь из головы новичков, чтобы в дальнейшем рекрутер оценивал кандидата объективно, без персональной предвзятости.

Если вы до сих пор считаете "летающие головы", "видовые" и "загадочные" фото странными, не актуальными для резюме, я бы порекомендовал вам пообщаться с опытными рекрутерами/HRами. Ну или пару нормальных курсов по скринингу пройти.

"У человека есть задача - подобрать или сделать хорошее фото для резюме"
Практика показывает, что это не приоритетная задача у кандидатов, если они не претендуют на высокую/управляющую позицию. Если это рядовой специалист (особенно "до менеджера" по иерархии) то его фото в большинстве случаев будет включать упомянутые в моем комментарии стили фото.

"Во-вторых, это своего рода психологический проективный тест. Он выбирает такое фото, где он себе нравится, которое выражает что-то ценное, интересное для него."
Все так. Фото летающих голов из примера - самые обычные качественные фото из студии, а не снятые на смартфон в туалете. Загадочные фото, зачастую, тоже сняты фотографами и используются как качественные, а не снятые на тапок.
Видовые - из категории "мне нравится" или по положительным впечатлениям. Обычно у таких кандидатов либо мало, либо нет фото из студии.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Не припомню, что я где-то писал про рекомендации для рекрутёров по анализу фоток. Типа, "получили резюме с "летающей головой" - отказывайте!"
Я пишу про то, что у соискателя есть некоторые инструменты контроля ситуации, один из очевидных - это фото. Что проще с точки зрения повышения вероятности получить работу - выучить второй иностранный язык или сменить фото на более удачное?

Ответить
Развернуть ветку
Илья ИзТартар
У человека есть задача - подобрать или сделать хорошее фото для резюме, и то, как он с ней относится и как ней справляется - уже интересный момент.

Обычно задача о фото свойственна фотографам, моделям, ... . Но никак уж не менеджеру, программисту, ... . Посмотреть как человек справляется с задачами не лучше ли анализируя область его специальности, через кейсы или тестовые задания. А то также можно оценивать решение его задач по дате рождения (ой, мог бы пару дней пораньше родиться и дата рождения была бы красивой).

Во-вторых, это своего рода психологический проективный тест.

На который участник не соглашался — а это важный момент.

Он выбирает такое фото, где он себе нравится, которое выражает что-то ценное, интересное для него.

Нет, он может выбирать фото по разным принципам. Может человек вообще не любит фотографироваться и выбрал самое стандартное фото в наличии. Может человек верит в этику и осознаёт, что его фото никому не нужно, и вы, нанимая его как специалиста, будете его оценивать не как Тайра Бенкс, а по специальности.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Илья ИзТартар

Т.е. Загадочные и независимые и Летающие головы — дураки? Неадекватные? Ооооу...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Приписываете мне слова, которые я не говорил? Оооооу...
Я пишу статью не про рекомендации для рекрутёров. Я пишу о том, что фото оказывает сильное влияние на любого получателя (рекрутёра, руководителя), и глупо снижать свои шансы и стоимость на рынке труда, не учитывая этот факт.
И, да, "летающие головы" - не лучший вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

скажем так, если рекрутера цепляет фото, нужно увольнять рекрутера, потому что такие специалисты на раз два разводятся социальной инженерией и потом еще доказывают руководителям отделов, что соискатель — золото, как так вы его не берете, я буду жаловаться, я вообще-то работу тут для вас работаю.

Ответить
Развернуть ветку
Илья ИзТартар

Я не приписывал, вы сами ответили на мой вопрос цитатой другого пользователя, в которой говорили, что фото это тест на адекватность. Значит для вас все негативные примеры это в какой-то степени неадекватные люди. Разве я неправильно цепочку выстроил? Зачем тогда отвечать было комментарием таким?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

В приведённой цитате вполне резонно указано "фото с пивасом в заплёванном зеркале" как признак неадекватности кандидата.
А статья, если что, не про оценку кандидатов по фото, а про то, что у многих людей, которые ищут работу, в резюме странные фото, из-за которых они могут снижать свои шансы.

Ответить
Развернуть ветку
Кроко

Посмотрите тогда это https://www.youtube.com/watch?v=F-TyPfYMDK8 - один человек, представленный фотографам разными людьми: миллионером, алкоголиком, бывшим заключенным... Где тут "объективность анализа"?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Поэтому я и пишу, что какой бы золотой вы не были сотрудник - проверьте, чтобы ваше фото в резюме всё не испортило. Потому что человеческое восприятие по определению субъективно.
В роли рекрутёра я с выводами не спешу. Тату на лице или фото с попугаем никогда не останавливало меня от общения с кандидатам (при условии что в отклике было что-то, за что можно зацепиться).

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

погодите, вы все путаете. это работа рекрутера проверить, что человек — спец, а не человеку — понравиться рекрутеру. задача соискателя — работу работать по итогу. именно из-за такого подхода мы имеем рынок личных брендов, а не рынок классных спецов.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Я согласен - наверное, любой рынок ужасно несправедливо устроен. И люди ужасно нерационально, субъектвно принимают решения. И потребители, и профессионалы, и судьи, и рекрутёры, врачи - вообще все.
Поэтому в суд имеет смысл идти с адвокатом. Разрабатывая продукт - тратить усилия не только на его полезность, но ещё на упаковку и рекламу. А когда ищешь работу - приложить некоторые усилия, в том числе, оформляя резюме. Ну, по крайней мере, если есть желание улучшить свои шансы.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

знаете, вы тут попали в ловушку шейминга. это как с бодипозитивом — возможно, человеку стоит постараться и сделать лучше, но указывать ему на это можно только, если он попросит совета.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

и первый и второй пункт не относятся к объективной оценке или анализу. в обоих пунктах вы предполагаете мотивы человека. это гадание на кофейной гуще и суждение по себе.

Ответить
Развернуть ветку
245 комментариев
Раскрывать всегда