{"id":3891,"title":"\u041c\u044b \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u0443\u0435\u043c 100 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439 \u0432 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0432\u044b \u0441\u043a\u0430\u0436\u0435\u0442\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=3891&url=https:\/\/vc.ru\/special\/invest&hash=f04745aa4d132660bed9e2b800f7a11b186e865b37e0eafded251e584854a386","isPaidAndBannersEnabled":false}

Что такое пивот в стартапе

Я узнал это слово из бальных танцев. Физически оно означает вращение партнеров по или против часовой стрелке, прижавшихся вплотную друг к другу. В стартапах смысл немного другой.

Пивот — это когда у нас есть продукт, он продается, есть юзеры или клиенты, и мы сворачиваемся и делаем что-то другое.

Если мы делаем этот финт ушами на ранней стадии, когда еще идею допиливаем, это не пивот, а итерации идеи.

Аналогия из танцев все же имеет место. Если команда достаточно сплоченная, то мы не разлетимся в разные стороны и останемся в прежнем составе.

Классика пивота это кейс Slack — ребята после создания игры Glitch развернулись на 360 градусов и запилили корпоративный мессенджер. Из игры они взяли лишь инструмент для обмена сообщениями.

Когда стоит делать пивоты?

1. Упускаем лучшую возможность

2. Идея не драйвит от слова совсем

3. Не растем, хотя мы пытались

4. Мы так себе эксперты в той области, которую выбрали

5. Наш взлет зависит от внешнего фактора, который вне нашего контроля

6. Иссякли идеи о том, как же заставить ковер-самолет взлететь

Неудачные оправдания делать пивот

1. Избегаем трудной работы

2. Постоянно меняем идеи и сдаемся до запуска и продаж

3. Прочли в интернетах, что сейчас в тренде у инвесторов и хотим погнаться за этим

Почему люди тянут и не делают пивот, когда он нужен?

1. Уже вложили силы и бросать всё жалко

2. У нас есть некоторые намёки на traction*

3. Люди вежливы и редко в упор скажут, что продукт откровенно фигня

4. Страх признать поражение и слабость

5. Обвиняем в неудаче клиентов и инвесторов

6. Ограничивающее убеждение — просто верь изо всех сил и всё изменится

Для инвесторов скорость развития — единственно достоверный показатель, что стартап может взлететь.

Лучше сразу осознать, что идея фигня и без сожаления перейти к другой, чем иметь намеки на traction.

Traction* — это «сцепление» нашего продукта с рынком. В качестве показателей может использоваться выручка или количество активных юзеров. Это пруф, что мы востребованы. Но это еще не product-market fit.

Поэтому пункт 2 может вводить в заблуждение. То есть какие-то результаты есть, но прогресса нет. В этом смысле лучше нулевой трекшн, чем намёки на него.

Мой канал в телеграм — Zero2One, где я рассказываю об эволюции себя как продакт-менеджера и пишу про свои стартапы, параллельно учась в YC Startup School.

#пивот #traction #стартапы #slack #продактменеджмент #ycombinator

{ "author_name": "Денис Буркацкий", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u043c\u0435\u043d\u0442","\u043f\u0438\u0432\u043e\u0442","ycombinator","traction","slack"], "comments": 5, "likes": 13, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 82388, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 10 Sep 2019 07:31:53 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку
1

развернулись на 360 градусов

не слышал этой шутки с 80-х

Ответить
0

ты не поверишь, я её слышал в 89-м от нашего препода геометрии - он рассказывал что так выразился советский политический обозреватель в телепередаче (Бовин?) - некто на выборах (разумеется на загнивающем западе) раздавал обещания налево и направо, а придя к власти, повернул свою политику на 360 градусов

Ответить
0

Разворот на 180 напоминает отступление. Типа ну его этот бизнес - пойду подамся в найм. А 360 это мы будто встряхиваемся, обновляемся и продолжаем идти и создавать ценность для людей. 

Ответить
0

Интересные и полезные суждения. Спасибо!

Ответить
Комментарии
null